Просвещение родителей по проблеме негативного влияния СМИ в работе социального педагога

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2014 в 23:46, курсовая работа

Краткое описание

Живя в современном мире, мы постоянно сталкиваемся со средствами массовой информации. Они настолько прочно основались в нашей повседневности, что мы даже представить себе не можем своего существования без них. Для нас стало довольно обыденным смотреть последние новости по любимому телеканалу, узнавать счёт футбольного матча на спортивном сайте через Интернет, слушать прогноз погоды на волнах полюбившейся FM - радиостанции.

Вложенные файлы: 1 файл

курсач.docx

— 70.12 Кб (Скачать файл)

На сегодняшний день среди российских печатных изданий существует большое количество молодежных журналов, пользующихся большим спросом среди подростков. Подросток, осваивающий собственное "Я", больше всего любит читать о жизни своих сверстников. На этом и основываются редакции различных молодежных журналов и издательства, печатающие их. Тематика этих журналов, как правило, не отличается научной познавательностью и разнообразием; их основные рубрики: музыка, мода, новости шоу-бизнеса, секс, гороскоп, тесты, анекдоты. По всей вероятности, подобные издания не ставят себе задачу расширения кругозора, повышения уровня образования и начитанности среди подростков. А ведь чтение в жизни подростков понизилась в последние годы не только количественно, но и качественно. И снижение интенсивности, и качества юношеского чтения - большая социальная потеря

Интернет. Сегодня наряду с видеоиграми популярным времяпровождением является компьютерная сеть Интернет.

Динамичный интерфейс Интернета - это комфортное пространство для ребенка. В Интернете он чувствуют себя, как рыба в воде. Он для них удобен, это и средство развлечения, и средство доступа к миру информации. Уже в два года малыш может играть в простые игры. А в 8-12 лет дети становятся наиболее активны в Интернете. Уже в этом возрасте часто заводят свои персональные интернет-странички, некоторые ведут дневники-блоги. По сети они общаются как с одноклассниками, так и с виртуальными друзьями.

Одним из негативных эффектов глобальной компьютерной сети является широкое распространение различной информации сомнительного содержания. Следует, отметит, что существуют информационные воздействия, прямо угрожающее психическому или физическому здоровью человека. Довольно часто они формируют морально-психологическую атмосферу в обществе, питают криминальную среду и способствуют росту психических заболеваний. Дети не видят угрозы, которую несет в себе глобальная сеть. Статистика выявляет: 9 из 10 детей в возрасте от 8 до 15 лет сталкивались с порнографией в сети, около 17% регулярно заглядывают на запретные ресурсы, примерно 5,5% готовы претворить увиденное там в жизни.

Администрация учебного заведения намного чаще, чем родители, использует программное обеспечение, ограничивающее пользование подростков Интернетом. Поэтому то, что разумно запрещено детям в школе, они с легкостью получают дома ввиду отсутствия внимания со стороны родителей к этому вопросу.

Плюсы Интернета состоят в том, что сеть предлагает образовательный и полезный опыт, правильное использование которого может улучшить их успеваемость в школе или институте. Но и здесь есть свои недостатки, такие как неточные данные, а также неподходящие для детей и подростков в области информации.

Существуют сайты, посвященные порнографии, пиротехнике, суициду, обсуждению действия тех или иных наркотиков. Отсюда может последовать увлечение всеми этими угрожающими их здоровью вещами.

Встреча с опасными людьми в чатах или других областях. По статистике, это самый большой риск. Подростки могут войти в такие нежелательные для них компании, как радикальные политические группы, сатанинские культы.

Вовлечение в азартные игры. Даже простые игрушки наносят непоправимый вред, занимая у ребенка подавляющую часть времени, отвлекая его от занятий и спокойного отдыха, вредя психическому и физическому здоровью.

Уход детей в интернет может быть проблемой не столько технологической, сколько психолого-педагогической и социальной.

По мнению психологов, анонимность и отсутствие запретов освобождают скрытые комплексы, стимулируют людей изменять здесь свой стиль поведения, вести себя более раскованно и даже переходить некоторые нравственные границы.

Нередко виртуальная паутина настолько обволакивает, что вырваться из нее дети и подростки уже не в силах. Для них компьютерные игры или использование Интернета превращаются в реальную жизнь, заменяя активную социальную деятельность, хобби и творчество, общение со сверстниками и даже противоположным полом.

«Интернет-зависимость» - это термин, описывающий непреодолимое желание пользоваться Интернетом. В последнее время среди специалистов также стало популярным понятие «патологическое использование компьютера», которое описывает ситуации, когда компьютер служит источником для получения информации, далеко выходящей за пределы профессиональных или учебных интересов, а также для вовлечения во взаимодействие с людьми.

Компьютерная зависимость обладает признаками всех типов зависимостей и соответствует общим для всех зависимостей критериям, таким, как пренебрежение важными вещами из-за проведения времени за компьютером, разрушение отношений со значимыми людьми, скрытность или раздражительность в случае, когда люди критикуют это поведение, чувство вины или беспокойства относительно этого поведения, безуспешные попытки преодолеть его.

Невозможно запретить ребенку выходить в Интернет, но предотвратить негативные последствия неграмотного и неразумного пользования им в наших силах, для этого нужно научить его правильно вести себя в сети.

Таким образом мы сможем сделать вывод о том, что СМИ способно, как минимум, серьезно повлиять на развитие ребенка и формирование его мировоззрения. А как максимум - нанести угрозу здоровью и даже жизни. Поэтому ценны любые усилия, направленные на то, чтобы сделать СМИ более безопасным для детей.

 

1.3. Формы и методы работы социального педагога с родителями по проблеме отрицательного влияния СМИ

 

В работе с семьей социальный педагог выделяет работу с родителями. Контакт с родителями помогает эффективнее осуществлять индивидуальную реабилитационную программу, организовать патронат. Особое внимание обращается на семьи, которые оказались в тяжелом материальном положении, учатся, работают на вредном предприятии, многодетные, нетрудоспособные, имеющие детей-инвалидов. К «группе риска» относятся несовершеннолетние матери. Сегодня более 100 тыс. девушек до 18 лет рожают вне брака. Существует практика создания приютов для таких мам, где они живут, могут работать или продолжать учебу.

Согласно А.В. Мудрик, социальный педагог - это педагог, исследующий социальное воспитание в контексте социализации, т.е. воспитание всех возрастных групп и социальных категорий людей, осуществляемое как в организациях специально созданных для этого, так и в организациях, для которых воспитание не является основной функцией (например, предприятия). Цель его работы - создание благоприятных условий для личностного развития ребёнка (физического, социального, духовно-нравственного, интеллектуального), оказание ему комплексной социально-психологической помощи, а также защита ребёнка в его жизненном пространстве. Социальный педагог выступает посредником между ребёнком и взрослым, ребёнком и его окружением, а также в роли наставника при непосредственном общении с ребёнком или его окружением. Он проводит социальную диагностику семей, составляет программу помощи семье,

В его обязанности входит просвещение родителей в вопросах воспитания детей. Социальный педагог по своему профессиональному назначению стремится, по возможности, предотвратить проблему, своевременно выявить и устранить причины, порождающие ее, обеспечить превентивную профилактику различного рода негативных явлений (социального, физического, социального и т. п. плана).[7,45]

Социально - педагогическая помощь включает в себя три составляющие: помощь в организации, координации и информировании. Помощь в организации направлена на организацию семейного досуга, включающую в себя: организацию выставок - продаж поношенных вещей, благотворительных аукционов; клубов по интересам, организацию семейных праздников, конкурсов, курсов по ведению домашнего хозяйства, «клубов знакомств», летнего отдыха и др. Помощь в координации направлена на активизацию различных ведомств и служб по совместному разрешению проблемы конкретной семьи и положения конкретного ребенка. Помощь в информировании направлена на обеспечение семьи информацией по вопросам социальной защиты. Она проводится в форме консультирования. Вопросы могут касаться как жилищного, семейно-брачного, трудового, гражданского, пенсионного законодательства, прав детей, женщин, инвалидов, так и проблем, которые существуют внутри семьи.[1, 31]

В нашей работе мы выделим особенно эту часть, так как в проблеме негативного влияния СМИ на социализацию подростка практически самую главную роль играет профилактика, т.е. информирование родителей подростка о возможный проблемах, которые могут возникнуть при пользовании подростком СМИ.

Социальный педагог должен провести с родителями подростка (так как сам подросток в силу его возрастных особенностей в большинстве случаев не будет воспринимать слова социального педагога всерьез) профилактическую работу. Должен проинформировать родителей, и затем предложить альтернативные варианты, которыми можно занять времяпрепровождение подростка. Социальный педагог может осведомить родителей о проходящих выставках, событиях, которые могли бы быть интересны подростку.

Если проблема влияния СМИ на конкретного подростка уже усугубилась и профилактика оказана своевременно не будет, социальный педагог должен направить родителей в возобновлении их общения с подростком, и дать советы по ограничению пользования подростком СМИ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Практические основы исследования влияния СМИ на социализацию подростка.

2.1. Опыт психолого-педагогическое просвещение родителей по проблеме отрицательного влияния СМИ на подростка

 

С целью уменьшения негативного влияния средств массовой информации на подрастающее поколение, как мы считаем, необходимо проведение ряда профилактических мероприятий. Для этого нами был составлен план просветительской работы с родителями по проблеме негативного влияния СМИ на подростков.

 

Календарно тематическое планирование мероприятий по педагогическому просвещению родителей по проблеме негативного влияния СМИ

Сроки реализации

Тема

Цель

Ответственный

 

 

 

 

 

 

 

 

Декабрь

Особенностями социализации

Знакомство родителей с проблемами подросткового возраста, особенностями социализации в данный период.

 
Зам.директора по учебной работе

Суть взаимосвязи проблем  и негативного влияния

Раскрываем суть взаимосвязи проблем подросткового возраста (внушаемости, ранимости) и негативного влияния СМИ. Исследуем возможные последствия негативного влияния.

 
Психолог-педагог

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Февраль

Обучаем родителей способам профилактики

Обучаем родителей способам профилактики негативного влияния. Способы ограничения пользования подростком СМИ, которые не повлекут за собой негативной реакции в отношении родителей.

 
Директор

Альтернативных выходы

Предложение альтернативных выходов из уже существующей проблемы (составление программы реабилитации для подростка подверженного негативному влиянию СМИ)

 
начальник курса 2 курса

Начало марта

Вопрос – ответ.

Час Вопрос – ответ. Раскрываем психологическую картину класса, работа с родителями подростком, потенциально подверженных негативному влиянию СМИ.

 
зам.директора по безопасности


 

 

Так же нами был разработан и реализован па практике конспект родительского собрания на тему: «Профилактика негативного влияния СМИ на подростка». (см. Приложение № 1). Собрание проводилось с родителями учащихся 8-х и 9-х классов в Московском кадетском корпусе юстиции.

 

Заключение

Таким образом, в нашей работе мы изучили аспекты влияния СМИ на социализацию подростка и способы просвещения родителей по этому вопросу и можем сделать некоторые выводы.

Во – первых мы выяснили, что в наш век технического и информационного прогресса СМИ самый весомый фактор социализации. Подростки в силу своих возрастных особенностей очень подвержены внушению со стороны  посредством рекламы, реалити – шоу, сайтов знакомств, социальных сетей и так далее. Подросток воспринимает всю поступающую оттуда информацию как правду и руководство к действию. 

Так же мы узнали, что если не провести во время профилактику влияния СМИ, это может понести за собой печальные последствия, такие как отстранение подростка от окружающего мира, неуспеваемость в учебе и даже более серьезные, например, вступление ребенка в секту.

Мы так же выяснили, что отследить момент, когда необходимо провести профилактику, направить детей в правильное русло может социальный педагог, посредством лекции, беседы, методик и так далее. Так социальный педагог может заранее начать просвещение родителей по этой проблеме, с помощью курса из нескольких занятий, в которых он может подготовить родителей к профилактическим беседам, которые необходимо будет провести с подростком, к ограничению пользованием СМИ и многому другому. Это поможет заранее, подготовится родителям и социальному педагогу к конфликтным ситуациям.

В качестве практической части нашей работы мы разработали программу просвещения родителей по вопросу негативного влияния СМИ на подростка и родительское собрание, которые мы провели в Московском кадетском корпусе юстиции № 8 на тему негативного влияния СМИ на подростка

Тема нашей работы в современных условиях, как никогда актуальна и мы будем продолжать исследовать эту тему в выпускной квалификационной работе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

  1. Азаров Ю. П. Семейная педагогика – СПб.: ПИТЕР, 2006.
  2. Андреева Г. М. Социальная психология  - М.: Аспект Пресс, 2001.
  3. Бочарова В. Г. Педагогика социальной работы – М.: Владос, 2000.
  4. Галагузова М. А. Социальная педагогика – М.: Владос, 2003.
  5. Журавлев В. И. Взаимосвязь педагогической науки и практики – М.: издательский центр «Академия», 2001.
  6. Кон И. С. Ребенок и общество – М.: Олимп, 2003.
  7. Мудрик А. В. Социальная педагогика – М.: издательский центр «Академия», 2001.
  8. Фроконосенко С. Г. Социология журналистики- М. : Аспект Пресс, 2004.
  9. Фромм А. Азбука для родителей – М.: студия АРДИС, 2009.
  10. Шариков А. В. Ребенок и его информационное окружение – М.: Магистр, 2004.

Информация о работе Просвещение родителей по проблеме негативного влияния СМИ в работе социального педагога