Интернет ресурсы:
- http://www.socrab.ru/content/sotsialnaya-rabota-v-shkole
Понятийный аппарат:
СОЦИАЛИЗАЦИЯ (лат. socialis - общественный)
- процесс операционального овладения
набором программ деятельности и поведения,
характерных для той или иной культурной
традиции, а также процесс интериоризации
индивидом выражающих их знаний, ценностей
и норм.
Импринтинг (запечатление) - фиксирование человеком
на рецепторном и подсознательном уровнях
особенностей воздействующих на него
жизненно важных объектов.
Экзистенциальный
нажим - овладение языком и неосознаваемое усвоение
норм социального поведения, обязательных
в процессе взаимодействия со значимыми
лицами.
Подражание - следование какому-либо примеру, образцу.
Идентификация (отождествление) - процесс неосознаваемого
отождествления человеком себя с другим
человеком, группой, образцом.
Рефлексия - внутренний диалог, в котором человек
рассматривает, оценивает, принимает или
отвергает те или иные ценности, свойственные
различным институтам общества, семье,
обществу сверстников, значимым лицам
и т.д.
Традиционный механизм
социализации (стихийной) представляет собой усвоение
человеком норм, эталонов поведения, взглядов,
стереотипов, которые характерны для его
семьи и ближайшего окружения (соседского,
приятельского и др.).
Институциональный
механизм социализации, как следует уже из самого названия,
функционирует в процессе взаимодействия
человека с институтами общества и различными
организациями, как специально созданными
для его социализации, так и реализующими
социализирующие функции попутно, параллельно
со своими основными функциями (производственные,
общественные, клубные и другие структуры,
а также средства массовой коммуникации).
Стилизованный
механизм социализации действует в рамках определенной субкультуры.
Межличностный
механизм социализации функционирует в процессе взаимодействия
человека с субъективно значимыми для
него лицами.
Приложение № 1.
Конспект родительского
собрания на тему: «Профилактика негативного
влияния СМИ»
Цель: Просвещение родителей подростков
по проблеме негативного влияния СМИ
Задачи :
- Рассказать об особенностях
подросткового возраста
Рассказать о существующих способов
влияния СМИ.
- Рассказать о способах ограничения
влияния.
Еще В. И Ленин говорил: «газета
не только коллективный пропагандист,
но коллективный организатор..». Тем
самым, он подчеркивал, что газета,
на сегодняшний день любые средства массовой
информации может не только приносить
позитивную или негативную информацию, или
какие - то лозунги, но и организовать коллективное
сознание.
Тем самым можно сделать вывод,
что если СМИ правильно использовать,
оно может поспособствовать социализации
подростка, а если использовать его неразумно,
оно может затормозить развитие. Современный
подросток чаще всего пользуются интернетом,
реже телевиденьем и еще реже прессой.
Глобальная паутина
может принести подростку огромный
вред и, при этом, быть самым полезным источником
информации. Еще следует отметить, что
особенности возраста подростка существенно
затрудняют родительский контроль. Ребенок
не любит и не будет слушать «лекции»,
т. е. все слова, сказанные родителем в
адрес подростка о негативном влиянии
некоторых сайтов, игр, времени, проводимого
в интернете, не будут восприняты всерьез.
Однако это не меняет, того, что необходимо
оградить его от пропаганды алкоголя,
употребление наркотиков, сексуальных
извращений, он-лайн игр и так далее. А
также, в идеале, от нецензурной лексики.
Современные технологии позволяют без
«нотаций» запретить подростку пользоваться
вредоносными ресурсами. Например,
есть специальные программы позволяющие
родителям осуществлять контроль над
использованием интернета ребенком. С
помощью таких программ будет проще контролировать
поток информации, поступающей в мозг
ребенка. Так же можно с помощью этих программ
ограничить время пользования ребенком
интернета. В норме время пребывания ребенка
за компьютером (не в целях учебы) составляет
от 40 минут до 1 часа.
Тяжелее дело обстоит с телевидением.
Подростки используют его реже, но не с
меньшим удовольствием и, самое неприятное,
что контролировать с помощью программ
его нельзя. С экрана дети могут увидеть
сцены насилия, сцены эротики, некачественного
юмора и так далее. Все это негативно влияет
на нестабильную психику современного
подростка. Самое ужасное, что некоторые
подростки не только увидят и запомнят
эти сцены, но возможно будут проецировать
их своей жизни (В этом возрасте ребенок,
пробует грани своих возможностей. «А
смогу ли я?», «А получиться ли у меня так
же?»)
В этом случае просто запретить
смотреть телевизор подростку будет мало,
необходимо его отвлечь от просмотра телепередачи.
Это можно сделать с помощью: занятий в
любимой секции, прогулок на свежем воздухе,
занятий любимым хобби, чтения полезной
и интересной литературы и так далее.
Даже можно завести
ребенку животное, за которым необходимо
будет наблюдать, ухаживать, приучая ребенка
к ответственности. Таким образом, нужно
сделать так, чтобы у ребенка не оставалось
времени на просмотр телепередачи.
Последний аспект влияния СМИ
это - пресса. Пресса делиться на полезную
и бесполезную. Именно бесполезную прессу,
которая содержит информацию об их сверстниках,
моде, шоу-бизнес и так далее, как правило,
любят подростки. Такая информация редко
несет негативное влияние, но может поменять
ценностные ориентации ребенка. Тут вариантов
в ограничении потока информации мало.
Если просто запретить покупать газету,
журнал подросток найдет выход - будет
читать его вне дома. Поэтому проще предложить
ему замену (вместо Elle, Cosmopolitan предлагать
читать «Большой Город», «Time out», «Москва
24»). Единственным условием выступает,
тот факт, что замена должна быть равносильна.
Вывод : Таким образом, мы ознакомили,
родителей с самыми элементарными способами
ограничения негативного влияния СМИ
на подростка