Профессионализм педагога: стадии становления и развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2013 в 15:23, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования - изучение стадий становления и развития профессионализма педагога
В соответствии с проблемой, целью, объектом, предметом исследования мы поставили следующие задачи:
Изучение понятия «профессионализм педагога»
Анализ стадий развития профессионализма педагога
Рассмотрение становления профессионализма педагога как овладение концептуальной моделью деятельности и формирование профессионального самосознания
Изучение индивидуального ресурса как составной части профессионализма педагога

Содержание

Введение 3
§1. Понятие «профессионализм педагога» 5
§2. Стадии развития профессионализма педагога 15
§3. Становление профессионализма педагога как овладение концептуальной моделью деятельности и формирование профессионального самосознания 18
§4. Индивидуальный ресурс как составная часть профессионализма педагога 22
Заключение 26
Список литературы 29

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая профессионализм педагога.doc

— 156.50 Кб (Скачать файл)

Основные параметры  деятельности педагога – содержание (мотивация, цель, предмет, средства, способы, продукт, результат) и структурная  организация (совокупность профессиональных умений, действий, приемов, обеспечивающих реализацию всех психолого-педагогических, акмеологических функций). Эти характеристики обнаруживают предопределенность к личностно-деятельностным и субъектным проявлениям, которые в исследовании раскрываются: в профессиональных и человеческих предпочтениях, интересах, ориентирах, стимулирующих деятельность; в открытости, готовности к новому, творческому опыту, инициирующему личностный и профессиональный рост; в активности, в том числе выходящей за рамки необходимых требований, и регулирующей процесс развития и достижений; в непрерывной актуализации, вычерпывании и восполнении личностного и профессионального потенциала, способностей констатирующей определенные достижения и обнаружение новых целей в профессиональной деятельности; в профессиональной компетентности, обнаруживаемой в разнообразных компетенциях. [13,С.352]

Успешное решение педагогом  стратегических, тактических, оперативных  задач предполагает не только сформированность многообразных компетенций, а и наличие собственного внутреннего ориентира, регулятора поведения – ценностных ориентаций педагога. Последние в структуре профессионализма педагога необходимо предстают в виде совокупности представлений, оснований для оценки профессиональной деятельности, ориентации в ней, дифференциации объектов по их значимости. Так же эти ценностные ориентации выступают смыслообразующим фактором профессиональной деятельности; раскрывают идеальные цели, смыслы, отношения, с помощью которых педагог определяет для себя предназначение профессиональной деятельности, смысл жизнедеятельности и на основе которых формируются мотивы и приоритеты его профессиональной деятельности.

Достижение высших уровней  владения деятельностью необходимо предполагает сформированность у педагога упорядоченной совокупности профессиональных ценностей, иерархизированных по критерию их значимости для педагога, которые не только ориентирует его в профессии, но и реально регулирует его отношения с учащимися, коллегами, являются критерием оценки и самооценки результатов профессиональной деятельности и взаимодействий. Наиболее значимые ценностные ориентации в структуре профессионализма педагога проявляются в гуманизме, профессиональных знаниях, этике и дисциплине труда педагога, конструктивном сотрудничестве, в стремлении и достижении успеха педагогом и учащимися, во взаимном уважении, поддержке т.п., отражая их мотивационный аспект в виде осознания педагогом значимости профессионализма; эмоциональный, – находящий свое выражение в особом отношении к процессу и цели достижения и развития профессионализма; поведенческий (деятельностный), в процессе которого отношение к достижению профессионализма может приносить, либо не приносить удовлетворение педагогу; интеллектуальный, определяемый знанием о значимости достижения более высокого уровня профессионализма и волевой, представленный в умениях преодолевать препятствия, помехи в процессе профессионально- личностного саморазвития. [9,С.320]

Таким образом, ценностные ориентации в качестве структурного компонента профессионализма педагога не только обусловливают его уровень, но и сами обусловлены уровнем его развития, отражая именно тот тип личностных и профессиональных ценностей педагога, который предстает основанием для самореализации и критерием оценки ее эффективности и достигнутого уровня владения деятельностью, включая его инновационный аспект.

Инновационность как  мощный профессиональный потенциал  личности педагога в структуре его  профессионализма предстает в виде открытости новому опыту, готовности внедрять новые технологии и подходы к решению педагогических задач, создавать авторские научно-методические разработки, обобщать и распространять передовой педагогический опыт.

Инновационность вносит в профессионально-образовательный  процесс, по мнению В.И. Загвязинского, не только идеи, подходы, методы, технологии, которые еще не использовались, но и комплекс элементов педагогического процесса, которые несут в себе прогрессивное начало, позволяющее в изменяющихся условиях и ситуациях достаточно эффективно решать задачи образования. Именно в инновационной деятельности педагога, построенной на единстве процессов деятельности и сознания, где уровни деятельности характеризуются степенью их осознания педагогом и спецификой содержания процессов рефлексии на каждом из них (А.Н.Леонтьев), предполагающей рефлексию всех компонентов этой деятельности (мотивационно-потребностного, целевого, оценочного), педагог достигает вершины своего профессионализма. [13,С.352]

Инновационность как владение педагогом продуктивными стратегиями обновления, совершенствования образовательного процесса при активной роли всех его участников, обогащает уровень профессиональной деятельности педагога улучшающими, преобразующими характеристиками, способствующими достижению высшего уровня профессионализма – наиболее полной самореализации педагогом личностного и профессионального потенциала. [13,С.352]  

Как уже говорилось, необходимой составляющей профессионализма человека является профессиональная компетентность. Вопросы профессиональной компетентности рассматриваются в работах как отечественных, так и зарубежных ученых. Современные подходы и трактовки профессиональной компетентности весьма различны.

Соотнося профессионализм  с различными аспектами зрелости специалиста, А.К.Маркова выделяет четыре  вида  профессиональной компетентности: [11,С.312]  

1. Специальная,  или  деятельностная профкомпетентность  характеризует владение деятельностью на высоком профессиональном уровне и включает не только наличие специальных знаний, но и умение применить их на практике.

2. Социальная профкомпетентность характеризует владение способами  совместной профессиональной деятельности и сотрудничества, принятыми в профессиональном сообществе приемами профессионального общения.

3. Личностная профкомпетентность характеризует владение способами самовыражения и саморазвития, средствами противостояния профессиональной деформации. Сюда же относят способность специалиста  планировать  свою профессиональную деятельность, самостоятельно принимать решения, видеть проблему.

4.  Индивидуальная профкомпетентность характеризует владение приемами саморегуляции, готовность к профессиональному росту, неподверженность профессиональному старению, наличие устойчивой профессиональной мотивации.

В качестве одной из важнейших  составляющих  профкомпетентности  А.К.Маркова называет способность  самостоятельно приобретать новые знания и умения, а также использовать их в практической деятельности. Эти приведенные виды профкомпетентности можно использовать для оценки профессионализма педагога.

Вызывает интерес иерархическая  модель  педагогической  компетентности, в которой каждый следующий блок опирается на предыдущий, создавая «платформу для “вырастания”» следующих компонентов. Составляющие модель блоки представляют собой шесть видов педагогической компетентности:  знаниевую,  деятельностную, коммуникативную,  эмоциональную, личностную,  творческую. Подчеркивается особая значимость  принципа  последовательности, имеющего прямое отношение к формированию компетентности педагога в процессе его обучения. Вырванный из контекста отдельный блок не обеспечит необходимой профессиональной компетентности педагога. [11,С.312]  

Таким образом, понятие «профессионализм» является более широким, чем понятие «профессиональная компетентность». Быть профессионалом – это не только знать, как делать, но и уметь эти знания реализовывать, добиваясь необходимого результата. (Спасателем на водах не может быть тот, кто, по выражению А.Н.Леонтьева, «знает как плавать», но нé умеет этого делать). Важна и результативность деятельности, и соотнесение ее с затратами (психологическими, физиологическими и др.), то есть при оценке профессионализма речь должна идти об эффективности профессиональной деятельности. [5,С.44-45]  

§2. Стадии развития профессионализма педагога

 

А.К. Маркова выделила следующие стадии развития профессионализма: [11,С.320]  

а) стадию допрофессионализма, когда человек уже работает, но не обладает полным набором качеств настоящего профессионала, да и результативность его деятельности недостаточно высока;

б) стадию собственно профессионализма, когда человек становится профессионалом, демонстрирует стабильно высокие результаты; эта стадия включает в себя совокупность последовательно сменяемых фаз, каждая из которых характеризуется показателями, отвечающими требованиям определенных внутренних и внешних критериев;

в) стадию суперпрофессионализма, или мастерства, соответствующую приближению к «акме» – вершине профессиональных достижений;

г) стадию «послепрофессионализма» (человек может оказаться «профессионалом в прошлом», «экс-профессионалом», а может оказаться советчиком, учителем, наставником для других специалистов).

Конкретные  исследования показывают, что происходит изменение самой структуры профессионализма (как системного образования психики), включая изменение состава образующих систему элементов и связей между ними. Этот процесс, протекающий во времени, имеет свои фазы (развития, застоя, деградации). Кратко рассмотрим фазы, характеризующие изменение структуры профессионализма.

Фаза экстенсивного развития профессионализма. Во время этой фазы человек накапливает новые знания, формирует новые умения и навыки, для их реализации привлекаются дополнительные ПВК. Происходит включение дополнительных элементов в структуру профессионализма, но связи между новыми элементами – немногочисленные и слабые. Профессиональная деятельность на этом этапе развития характеризуется неустойчивостью характеристик (результативности, мотивации, удовлетворенности), колебательными процессами.

Фаза интенсивного развития профессионализма. По мере формирования навыков деятельности происходит своеобразная «фильтрация» включенных ранее новых элементов: отбраковка тех из них, которые не являются необходимыми для обеспечения деятельности, и включение в общую структуру связей элементов, значимых для деятельности на данном этапе развития. Новая структура профессионализма характеризуется не только ростом числа составляющих ее элементов, но и увеличением числа (и прочности) связей между ними. Происходят качественные изменения характеристик деятельности, а также глубинные изменения и самого профессионала (как субъекта труда и личности). Профессиональная деятельность приобретает стабильный характер. У специалиста формируется устойчивая профессиональная самооценка, профессиональное самосознание. Происходит индивидуализация его труда, оттачиваются свойственные только ему профессиональные приемы (выполнения действий, операций, способов принятия решений, мотивации себя и других, саморегуляции и др.).

Фаза стагнации профессионализма. Для данного этапа характерно дальнейшее «накопление» так называемых «деструктивных» элементов, включаемых в структуру профессионализма. Многие из этих «деструктивных» элементов являются следствием негативного опыта (собственного и обобщенного), отражающего реалии конкретных ситуаций, но некритично распространяемого затем на любые профессиональные задачи. Человек не осознает необходимости связей между элементами. При стагнации в структуре профессионализма сохраняются лишь старые связи, часть из которых начинает разрываться в виду отсутствия потребности в их актуализации. При отсутствии стремления субъекта к профессиональному развитию (и отсутствии активности в этом направлении) процесс разрыва сложившихся ранее связей становится необратимым. Согласно известному из теории систем «постулату развития», длительное существование системы невозможно без ее развития, она деградирует – разрушается. Этот вывод справедлив и для рассматриваемого случая: профессионализм как система не может долгое время находиться в состоянии застоя; стагнация неизбежно приводит к деградации профессионализма, включая все его проявления как на уровне характеристик субъекта деятельности и личности профессионала, так и на уровне показателей деятельности.

Стадия деградации профессионализма. Главной отличительной особенностью профессиональной деградации (понимаемой как постепенное вырождение, распад профессионализма, движение назад) является сокращение числа элементов, образующих структуру системы профессионализма и разрыв связей между элементами. Отметим, что при профессиональной деградации главная роль принадлежит процессам, происходящим во внутренней среде человека-профессионала, а его взаимодействие с профессиональной средой имеет второстепенный, подчиненный характер. [5,С.20]  

Считаю необходимым подчеркнуть, что развитие профессионализма, процессы стагнации и деградации во многом зависят от самого человека, от его отношений к себе и к Миру, к другим людям, от характера использования имеющихся у него ресурсов.

 

 

 

 

 

§3. Становление  профессионализма педагога как овладение концептуальной моделью деятельности и формирование профессионального самосознания

 

Важнейшей психологической  детерминантой  становления профессионализма педагога является процесс формирования внутренней (психической) концептуальной модели профессиональной деятельности. При этом под профессиональной понимается сложная продуктивная трудовая деятельность, требующая длительного обучения, обретения соответствующих знаний, умений, навыков и предъявляющая определенные требования к личностным свойствам человека. [13,С.352]  

Информация о работе Профессионализм педагога: стадии становления и развития