Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2013 в 15:23, курсовая работа
Цель исследования - изучение стадий становления и развития профессионализма педагога
В соответствии с проблемой, целью, объектом, предметом исследования мы поставили следующие задачи:
Изучение понятия «профессионализм педагога»
Анализ стадий развития профессионализма педагога
Рассмотрение становления профессионализма педагога как овладение концептуальной моделью деятельности и формирование профессионального самосознания
Изучение индивидуального ресурса как составной части профессионализма педагога
Введение 3
§1. Понятие «профессионализм педагога» 5
§2. Стадии развития профессионализма педагога 15
§3. Становление профессионализма педагога как овладение концептуальной моделью деятельности и формирование профессионального самосознания 18
§4. Индивидуальный ресурс как составная часть профессионализма педагога 22
Заключение 26
Список литературы 29
Основные параметры деятельности педагога – содержание (мотивация, цель, предмет, средства, способы, продукт, результат) и структурная организация (совокупность профессиональных умений, действий, приемов, обеспечивающих реализацию всех психолого-педагогических, акмеологических функций). Эти характеристики обнаруживают предопределенность к личностно-деятельностным и субъектным проявлениям, которые в исследовании раскрываются: в профессиональных и человеческих предпочтениях, интересах, ориентирах, стимулирующих деятельность; в открытости, готовности к новому, творческому опыту, инициирующему личностный и профессиональный рост; в активности, в том числе выходящей за рамки необходимых требований, и регулирующей процесс развития и достижений; в непрерывной актуализации, вычерпывании и восполнении личностного и профессионального потенциала, способностей констатирующей определенные достижения и обнаружение новых целей в профессиональной деятельности; в профессиональной компетентности, обнаруживаемой в разнообразных компетенциях. [13,С.352]
Успешное решение педагогом стратегических, тактических, оперативных задач предполагает не только сформированность многообразных компетенций, а и наличие собственного внутреннего ориентира, регулятора поведения – ценностных ориентаций педагога. Последние в структуре профессионализма педагога необходимо предстают в виде совокупности представлений, оснований для оценки профессиональной деятельности, ориентации в ней, дифференциации объектов по их значимости. Так же эти ценностные ориентации выступают смыслообразующим фактором профессиональной деятельности; раскрывают идеальные цели, смыслы, отношения, с помощью которых педагог определяет для себя предназначение профессиональной деятельности, смысл жизнедеятельности и на основе которых формируются мотивы и приоритеты его профессиональной деятельности.
Достижение высших уровней владения деятельностью необходимо предполагает сформированность у педагога упорядоченной совокупности профессиональных ценностей, иерархизированных по критерию их значимости для педагога, которые не только ориентирует его в профессии, но и реально регулирует его отношения с учащимися, коллегами, являются критерием оценки и самооценки результатов профессиональной деятельности и взаимодействий. Наиболее значимые ценностные ориентации в структуре профессионализма педагога проявляются в гуманизме, профессиональных знаниях, этике и дисциплине труда педагога, конструктивном сотрудничестве, в стремлении и достижении успеха педагогом и учащимися, во взаимном уважении, поддержке т.п., отражая их мотивационный аспект в виде осознания педагогом значимости профессионализма; эмоциональный, – находящий свое выражение в особом отношении к процессу и цели достижения и развития профессионализма; поведенческий (деятельностный), в процессе которого отношение к достижению профессионализма может приносить, либо не приносить удовлетворение педагогу; интеллектуальный, определяемый знанием о значимости достижения более высокого уровня профессионализма и волевой, представленный в умениях преодолевать препятствия, помехи в процессе профессионально- личностного саморазвития. [9,С.320]
Таким образом, ценностные ориентации в качестве структурного компонента профессионализма педагога не только обусловливают его уровень, но и сами обусловлены уровнем его развития, отражая именно тот тип личностных и профессиональных ценностей педагога, который предстает основанием для самореализации и критерием оценки ее эффективности и достигнутого уровня владения деятельностью, включая его инновационный аспект.
Инновационность как мощный профессиональный потенциал личности педагога в структуре его профессионализма предстает в виде открытости новому опыту, готовности внедрять новые технологии и подходы к решению педагогических задач, создавать авторские научно-методические разработки, обобщать и распространять передовой педагогический опыт.
Инновационность вносит
в профессионально-
Инновационность как владение педагогом продуктивными стратегиями обновления, совершенствования образовательного процесса при активной роли всех его участников, обогащает уровень профессиональной деятельности педагога улучшающими, преобразующими характеристиками, способствующими достижению высшего уровня профессионализма – наиболее полной самореализации педагогом личностного и профессионального потенциала. [13,С.352]
Как уже говорилось, необходимой составляющей профессионализма человека является профессиональная компетентность. Вопросы профессиональной компетентности рассматриваются в работах как отечественных, так и зарубежных ученых. Современные подходы и трактовки профессиональной компетентности весьма различны.
Соотнося профессионализм с различными аспектами зрелости специалиста, А.К.Маркова выделяет четыре вида профессиональной компетентности: [11,С.312]
1. Специальная, или деятельностная профкомпетентность характеризует владение деятельностью на высоком профессиональном уровне и включает не только наличие специальных знаний, но и умение применить их на практике.
2. Социальная профкомпетентнос
3. Личностная профкомпетентнос
4. Индивидуальная профкомпете
В качестве одной из важнейших составляющих профкомпетентности А.К.Маркова называет способность самостоятельно приобретать новые знания и умения, а также использовать их в практической деятельности. Эти приведенные виды профкомпетентности можно использовать для оценки профессионализма педагога.
Вызывает интерес
Таким образом, понятие «профессионализм»
является более широким, чем понятие «профессиональная
компетентность». Быть профессионалом
– это не только знать, как делать,
но и уметь эти знания реализовывать,
добиваясь необходимого результата.
(Спасателем на водах не может быть тот,
кто, по выражению А.Н.Леонтьева, «знает как плавать»,
но нé умеет этого
делать). Важна и результативность
деятельности, и соотнесение ее с затратами
(психологическими, физиологическими
и др.), то есть при оценке профессионализма
речь должна идти об эффективности профессиональ
А.К. Маркова выделила следующие стадии развития профессионализма: [11,С.320]
а) стадию допрофессионализма,
б) стадию собственно
в) стадию суперпрофессионализма,
г) стадию «послепрофессионализма» (человек может оказаться «профессионалом в прошлом», «экс-профессионалом», а может оказаться советчиком, учителем, наставником для других специалистов).
Конкретные
исследования показывают, что происходит
изменение самой структуры
Фаза экстенсивного
развития профессионализма. Во время
этой фазы человек накапливает новые
знания, формирует новые умения и навыки,
для их реализации привлекаются дополнительные
ПВК. Происходит включение дополнительных элеме
Фаза интенсивного развития про
Фаза стагнации профессионализм
Стадия деградации профессионал
Считаю необходимым подчеркнуть, что развитие профессионализма, процессы стагнации и деградации во многом зависят от самого человека, от его отношений к себе и к Миру, к другим людям, от характера использования имеющихся у него ресурсов.
Важнейшей психологической детерминантой становления профессионализма педагога является процесс формирования внутренней (психической) концептуальной модели профессиональной деятельности. При этом под профессиональной понимается сложная продуктивная трудовая деятельность, требующая длительного обучения, обретения соответствующих знаний, умений, навыков и предъявляющая определенные требования к личностным свойствам человека. [13,С.352]
Информация о работе Профессионализм педагога: стадии становления и развития