Профессиональная компетентность педагога. Требования к практической готовности педагога
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2015 в 14:33, контрольная работа
Краткое описание
В общем виде психолого-педагогические знания определены учебными программами. Психолого-педагогическая подготовленность заключает в себе знание методологических основ и категорий педагогики; закономерностей социализации и развития личности; сущности, целей и технологий воспитания и обучения; законов возрастного анатомо-физиологического и психического развития детей, подростков, юношества. Она — основа гуманистически ориентированного мышления учителя-воспитателя.
Содержание
Введение.……………………………………………………………………3 Основная часть - Понятие профессиональной компетентности педагога………………..5 - Структура…………………………………………………………………7 - Требования к практической готовности педагога……………………..9 - Пути развития и совершенствования профессиональной компетентности педагога……………………………………………………………………………14 Заключение Список литературы
Министерство образования и
науки Российской Федерации
Федеральное государственное
бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Тольяттинский государственный
университет»
Гуманитарно-педагогический
институт
Кафедра педагогики и методик
преподавания
Контрольная работа
по дисциплине «Введение в педагогическую
деятельность»
«Профессиональная
компетентность педагога. Требования
к практической готовности педагога »
Выполнила: студентка Никитина
Э. Е.
Группа ППОбз 1132
Проверил: к.п.н., доцент
Медяник Г.А.
Регистрационный номер:
Дата:
Оценка_______________
г.Тольятти
2014 г.
Содержание
Введение.……………………………………………………………………3
Основная часть
- Понятие профессиональной
компетентности педагога………………..5
- Структура…………………………………………………………………7
- Требования к практической
готовности педагога……………………..9
- Пути развития и совершенствования
профессиональной компетентности педагога……………………………………………………………………………14
Заключение
Список литературы
Введение
Педагогическая профессия,
является одновременно преобразующей
и управляющей. А для того чтобы управлять
развитием личности, нужно быть компетентным.
Понятие профессиональной компетентности
педагога поэтому выражает единство его
теоретической и практической готовности
к осуществлению педагогической деятельности
и характеризует его профессионализм.
Содержание подготовки педагога
той или иной специальности представлено
в квалификационной характеристике —
нормативной модели компетентности педагога,
отображающей научно обоснованный состав
профессиональных знаний, умений и навыков.
Квалификационная характеристика — это,
по существу, свод обобщенных требований
к учителю на уровне его теоретического
и практического опыта.
В общем виде психолого-педагогические
знания определены учебными программами.
Психолого-педагогическая подготовленность
заключает в себе знание методологических
основ и категорий педагогики; закономерностей
социализации и развития личности; сущности,
целей и технологий воспитания и обучения;
законов возрастного анатомо-физиологического
и психического развития детей, подростков,
юношества. Она — основа гуманистически
ориентированного мышления учителя-воспитателя.
Психолого-педагогические и
специальные (по предмету) знания — необходимое,
но отнюдь не достаточное условие профессиональной
компетентности. Многие из них, в частности
теоретико-практические и методические
знания, являются предпосылкой интеллектуальных
и практических умений и навыков.
Педагогическое умение — это
совокупность последовательно развертывающихся
действий, часть из которых может быть
автоматизирована (навыки), основанных
на теоретических знаниях и направленных
на решение задач развития гармоничной
личности. Такое понимание сущности педагогических
умений подчеркивает ведущую роль теоретических
знаний в формировании практической готовности
будущих учителей, единство теоретической
и практической подготовки, многоуровневый
характер педагогических умений (от репродуктивного
до творческого) и возможность их совершенствования
путем автоматизации отдельных действий.
Наконец, данное понимание сущности
педагогического умения позволяет понять
его внутреннюю структуру, т.е. взаимообусловленную
связь действий (компонентов умения) как
относительно самостоятельных частных
умений. Это в свою очередь открывает возможность
как для объединения множества педагогических
умений по разным основаниям, так и для
условного их разложения в практических
целях. Например, умение "провести беседу"
может быть разложено на части: определить
тему, наиболее адекватно отражающую интересы,
потребности учащихся и в то же время учитывающую
ведущие воспитательные задачи, стоящие
перед классом; отобрать содержание, выбрать
формы, методы и средства воспитания с
учетом возраста воспитанников и конкретных
условий; составить план (план-конспект)
и т.д. Точно так же можно разложить любое
другое умение.
Понятие профессиональной
компетентности педагога
Неотъемлемой составляющей
профессионализма и педагогического мастерства
учителя принято считать его профессиональную
компетентность. Понятие «компетентность»,
характеризующее сплав теоретической
и практической готовности человека к
выполнению какой-либо деятельности, широко
используется сегодня в теории и практике
общего и профессионального образования.
А.К.Маркова выделяет несколько видов
профессиональной компетентности, наличие
которых означает зрелость человека в
профессиональной деятельности:
специальная компетентность
- владение собственно профессиональ¬ной
деятельностью на достаточно высоком
уровне, способность проекти¬ровать свое
дальнейшее профессиональное развитие;
социальная компетентность
- владение совместной профессиональ¬ной
деятельностью, сотрудничеством, а также
принятыми в данной профес¬сии приемами
профессионального общения; социальная
ответственность за результаты своего
труда;
личностная компетентность
- владение способами личностного са¬мовыражения
и саморазвития, средствами противостояния
профессиональным деформациям личности;
индивидуальная компетентность
- владение способами самореализа¬ции
и развития индивидуальности в рамках
профессии, готовность к про¬фессионально-личностному
росту, самоорганизации и самореабилитации
(18, с.34-35).
Своеобразие педагогической
деятельности делает недопустимым нали¬чие
лишь узкоспециальной компетентности,
профессионализм учителя определяется
сочетанием всех видов профессиональной
компетентности. Кроме того, компетентность
педагога мож¬но рассматривать как единство
общей компетентности, необходимой для
человека независимо от его профессии;
компетентности в сфере той науки, основы
которой он преподает, и психолого-педагогической
компетентности.
Существуют различные подходы
к определению структуры профессиональной
компетентности. Один из них связан с раскрытием
структуры профессиональной компетентности
через систему педагогических умений
учителя (2), другой - с выделением отдельных
компетентностей в соответствии с ведущими
видами профессиональной деятельности
педагога:
компетентность в сфере самостоятельной
образовательной деятельности;
компетентность в сфере преподавательской
деятельности;
компетентность в сфере воспитательной
деятельности;
компетентность в сфере научно-методической
и научно-исследовательской деятельности;
компетентность в сфере социально-педагогической
деятельности;
компетентность в сфере культурно-просветительской
деятельности;
компетентность в сфере коррекционно-развивающей
деятельности;
компетентность в сфере управленческой
деятельности (19, с.4).
Независимо от видов деятельности
педагога, компетентность в каждой из
них включает два основных компонента:
1) систему знаний, определяющих теоретическую
готовность учителя; 2) систему умений
и навыков, составляющих основу его практической
готовности к осуществлению профессиональной
деятельности.
Обобщенные требования к уровню
теоретической и практической готовности
педагога содержатся в квалификационной
характеристике выпускника, получившего
специальность «учитель», представленной
в Государственном стандарте высшего
профессионального образования.
Структура педагогической
компетентности педагога
Структура профессиональной
компетентности учителя может быть раскрыта
через педагогические умения.
Модель профессиональной готовности
целесообразно строить от наиболее общих
к частным умениям. Таким наиболее общим
умением является умение педагогически
мыслить и действовать, теснейшим образом
связанное с умением подвергать факты
и явления теоретическому анализу. Объединяет
эти два крайне важных умения то, что в
их основе лежит процесс перехода от конкретного
к абстрактному, который может протекать
на интуитивном, эмпирическом и теоретическом
уровнях. Доведение умения до теоретического
уровня анализа — одна из важнейших задач
обучения будущих учителей педагогическому
мастерству. В идеале полное соответствие
учителя требованиям квалификационной
характеристики означает сформированность
интегрирующего в себе всю совокупность
педагогических умений умения педагогически
мыслить и действовать.
Вне зависимости от уровня обобщенности
педагогической задачи законченный цикл
ее решения сводится к триаде "мыслить
— действовать — мыслить" и совпадает
с компонентами педагогической деятельности
и соответствующими им умениями. В результате
модель профессиональной компетентности
учителя выступает как единство его теоретической
и практической готовности. Педагогические
умения здесь объединены в четыре группы.
1. Умения "переводить"
содержание объективного процесса
воспитания в конкретные педагогические
задачи: изучение личности и коллектива
для определения уровня их
подготовленности к активному
овладению новыми знаниями и
проектирование на этой основе
развития коллектива и отдельных
учащихся; выделение комплекса образовательных,
воспитательных и развивающих
задач, их конкретизация и определение
доминирующей задачи.
2. Умения построить и
привести в движение логически
завершенную педагогическую систему:
комплексное планирование образовательно-воспитательных
задач; обоснованный отбор содержания
образовательного процесса; оптимальный
выбор форм, методов и средств
его организации.
3. Умения выделять и
устанавливать взаимосвязи между
компонентами и факторами воспитания,
приводить их в действие:
создание необходимых условий
(материальных, морально-психологических,
организационных, гигиенических и др.);
активизация личности школьника, развитие
его деятельности, превращающей его из
объекта в субъект воспитания; организация
и развитие совместной деятельности; обеспечение
связи школы со средой, регулирование
внешних непрограммируемых воздействий.
4. Умения учета и оценки
результатов педагогической деятельности:
самоанализ и анализ образовательного
процесса и результатов деятельности
учителя; определение нового комплекса
доминирующих и подчиненных педагогических
задач.
Требования к практической
готовности педагога
Многообразие выполняемых педагогом
профессиональных функций и видов деятельности
отражается в перечне содержащихся в квалификационной
характеристике умений, которыми он должен
владеть. Выпускник педагогического вуза
должен уметь:
осуществлять процесс обучения
учащихся средней школы с ориентацией
на задачи обучения, воспитания и развития
личности школьника и с учетом специфики
преподаваемого предмета;
стимулировать развитие внеурочной
деятельности учащихся с учетом психолого-педагогических
требований, предъявляемых к образованию
и обучению;
систематически повышать свою
профессиональную квалификацию, выполнять
методическую работу в составе школьных
методических объединений и в других ее
формах;
выполнять работу классного
руководителя, поддерживать контакт с
родителями учащихся и оказывать им помощь
в осуществлении семейного воспитания;
выполнять правила и нормы охраны
труда, техники безопасности и противопожарной
защиты, обеспечивать охрану жизни и здоровья
учащихся в образовательном процессе;
решать организационно-управленческие
задачи.
Для организации самообразования
и совершенствования методического мастерства
учителю необходимо: ориентироваться
в новейшей специальной и психолого-педагогической
литературе, владеть различными способами
познания и освоения окружающего мира,
методами поиска, обработки и использования
информации, уметь интерпретировать и
адаптировать ее для учащихся.
Основу профессиональной компетентности
педагога составляет его практическая
готовность к самоорганизации своей деятельности,
которая складывается их умения планировать
свою деятельность, правильно распределять
свое время и находить оптимальные способы
ее организации, умений самоконтроля,
самоанализа и самооценки ее результатов.
Более подробная система действий
педагога, овладение которыми обеспечивает
его готовность к выполнению профессиональной
деятельности, представлена в табл. 2. В
соответствии с указанными в ней видами
деятельности выстраивается система педагогических
умений, представляющих собой освоенные
педагогом способы данных деятельностей.
Система гностических, прогностических
проектировочных, конструктивных, организаторских,
коммуникативных, рефлексивных и аналитических
умений, которые формируются в процессе
соответствующей деятельности на основе
аналогичных педагогических способностей,
составляет в своей совокупности педагогическую
технологию учителя.
Понятие «педагогическая технология»
многозначно. Рассматриваемая как компонент
педагогического мастерства и основа
профессиональной компетентности учителя,
педагогическая технология включает в
себя систему умений, обеспечивающих проектирование
и осуществление педагогического процесса
в определенной последовательности действий,
процедур. Педагог строит учебно-воспитательную
деятельность технологично в том случае,
если он понимает логику и структуру данной
деятельности, отчетливо видит и выстраивает
все ее этапы, владеет умениями, необходимыми
для организации каждого этапа.
Для любых видов деятельности
преподавателя (преподавательской, воспитательной,
социально-педагогической, коррекционно-развивающей
и т.д.) технологическая цепочка действий
выглядит следующим образом: