Профессиональная компетентность педагога. Требования к практической готовности педагога

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2015 в 14:33, контрольная работа

Краткое описание

В общем виде психолого-педагогические знания определены учебными программами. Психолого-педагогическая подготовленность заключает в себе знание методологических основ и категорий педагогики; закономерностей социализации и развития личности; сущности, целей и технологий воспитания и обучения; законов возрастного анатомо-физиологического и психического развития детей, подростков, юношества. Она — основа гуманистически ориентированного мышления учителя-воспитателя.

Содержание

Введение.……………………………………………………………………3
Основная часть
- Понятие профессиональной компетентности педагога………………..5
- Структура…………………………………………………………………7
- Требования к практической готовности педагога……………………..9
- Пути развития и совершенствования профессиональной компетентности педагога……………………………………………………………………………14
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

кон работа.docx

— 41.14 Кб (Скачать файл)

1) диагностика (изучение  и анализ) педагогической ситуации (обучающей, воспитывающей, ситуации межличностного и группового взаимодействия);

2) целеполагание - постановка  целей (обучения, воспитания) и их  конкретизация в системе задач;

3) выбор соответствующего  содержания, форм и методов, создание  условий педагогического взаимодействия;

4) организация педагогического  взаимодействия (обучающего, воспитывающего);

5) обратная связь, оценка  текущих результатов деятельности  и их коррекция;

6) итоговая диагностика, анализ и оценка результатов  педагогического взаимодействия;

7) постановка новых целей  и задач.

Умение строить педагогический процесс предполагает владение учителем педагогической техникой - способами и средствами управления собой и воздействия на других, направленных на организацию педагогически целесообразного взаимодействия со студентами.

Первая группа средств педагогической техники связана с психотехническими умениями, обеспечивающими владение собой, своим телом, способами релаксации (расслабления) для снятия физического и психического напряжения, способами эмоциональной саморегуляции, вытеснения отрицательных эмоций и замены их положительными, способами создания рабочего творческого самочувствия и т.д.

Вторая группа содержит вербальные (словесные) и невербальные средства, позволяющие эффективно воздействовать на окружающих, к которым относятся:

техника речи - ее эмоциональность, образность, интонационная выразительность, ее ритм и темп, точность и языковая грамотность, четкость, дикция;

невербальные средства - владение мимикой, жестами, движениями, способствующими адекватной передаче мыслей и чувств.

Педагогу недостаточно хорошо знать способы и приемы педагогического воздействия и взаимодействия, необходимо уметь их использовать, соответствующим образом инструментовать с помощью вербальных и невербальных средств. А.С.Макаренко писал, что он сделался настоящим мастером только тогда, когда научился говорить «иди сюда» с 15-20 оттенками, когда научился делать 20 нюансов в постановке лица, фигуры, голоса. Достижение раскованности, свободы, внешней поведенческой выразительности, владение мимикой и движениями требует от педагога такой же работы над собой, как и от актера. Именно поэтому разработанная К.С.Станиславским система психотехнической подготовки актера с успехом используется для отработки педагогической техники. Помочь преподавателю в ее совершенствовании могут современные технические средства - видео и аудиозапись занятий, которые обнаруживают недочеты, не видимые и не осознаваемые в процессе самой деятельности.

Безусловно, педагогическая техника выполняет служебную роль и не поможет человеку, не обладающему другими свойствами: ярко выраженной направленностью на взаимодействие с учениками, глубокими профессиональными знаниями, развитыми педагогическими способностями и умениями.

Общие и профессиональные знания, умения, педагогическая технология и техника в их единстве составляют основу профессиональной компетентности учителя, но его педагогическое мастерство далеко не исчерпывается ими.   Понятие «мастерство» характеризует высший уровень профессионализма, который не сводится к ремесленничеству, добросовестному выполнению всех инструкций и предписаний. Оно отражает специфику педагогической деятельности как искусства, как творческого процесса, в котором огромную роль играют гибкость и спонтанность учителя, готовность «к изящному исполнению педагогических процессов» (Ш.Амонашвили), к созданию «неструктурированных ситуаций» (А.Маслоу), стимулирующих открытое выражение им и его учениками собственных идей, мыслей, чувств, обеспечивающих расширение степеней их свободы. Способность к импровизации и озарению, созданию для учеников эмоционально-интеллектуального поля напряжения, в котором происходит проживание и осознание ими бытия, то есть вывод их на уровень процессуального сознания и открытия для себя мира как бы впервые - не заменишь никакими технологиями. В первую очередь это требует изменения сознания и мировоззрения самого учителя, разрушения его механистичности, однолинейности, ориентации лишь на предметный мир. «Мастерство – это великое чудо, которое рождается мгновенно, когда педагог во что бы то ни стало должен найти оригинальное решение, обнаружить педагогический дар, веру в бесконечные возможности человеческого духа», - пишет Ю.П.Азаров (20, с. 248).

Педагогическое мастерство обусловлено всей культурной эволюцией педагога как личности и поэтому всегда единично, уникально, проявляется у каждого педагога-мастера  совершенно  индивидуально, оригинально. В процессе всей жизни и педагогической практики складывается собственный профессиональный почерк, индивидуальный стиль деятельности учителя,  в котором целостно и своеобразно отражаются все составляющие его педагогического мастерства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пути развития и совершенствования педагогической компетентности

 

В условиях, когда идут преобразования всех сторон жизни общества, изменяется его идеология, система ценностей, нравственные идеалы, возрастает и усложняется социальная роль учителя, руководителя и образовательного учреждения в целом. На современном этапе учитель для эффективного осуществления базовых педагогических функций должен овладеть современными технологиями, руководитель – овладеть искусством управления, а школа в целом – изменить содержание своей деятельности. Одним словом, образование становиться более гибким, систематически обновляется, но при этом оно неизменно опирается на классические положения методики обучения и требует освоения нового содержания учебного предмета, новых форм и методов преподавания, поиска эффективных путей обучения и воспитания.  
Происходящие в стране перемены, влекущие за собой перемены в образовательной практике, по-новому ставят вопрос о профессиональной компетентности педагога. В программах развития образования любого уровня в качестве ключевого направления обозначено развитие и совершенствование профессиональной компетентности педагога. 
Развитие профессиональной компетентности характеризуется развитием творческой индивидуальности, формированием восприимчивости к педагогическим инновациям, способностью адаптироваться в меняющейся педагогической среде.  
Получив однажды квалификацию, специалист не обеспечивает себя на всю профессиональную карьеру. В литературе фигурирует единица измерения устаревания знаний педагога «период полураспада компетентности», т.е. продолжительность времени (после окончания ВУЗа), когда в результате устаревания полученных знаний по мере получения новой информации компетентность снижается на 50%. Для педагога этот период равен 1-2 годам. Таким образом, постоянное овладение знаниями становятся для учителя необходимыми условиями для сохранения квалификации. 
Наполнить голову учителями вопросами: «Какой Я», «Каково моё место?», «Чем я владею?», «В чём я силён?», «Развиваюсь ли я?», «Я сегодня не такой, как вчера?», «Как меня оценивают окружающие? Коллеги?», «Есть ли у меня возможность роста?». 
Смоделировать и реально осуществить ситуации самоисследования, самопрезентации, побудить к самообразованию и саморазвитию. 
Замотивировать каждого на конструктивную деятельность, на актуализацию процесса развития профессиональных и личностных качеств. 
Сформировать мотивационную готовность к совершенствованию, обновлению, росту, развитию умений: 
- «переносить» полученные знания и приёмы умственной деятельности в новые условия; 
- творчески решать возникшие ситуационные задачи; 
- использовать рациональные приёмы и методы самостоятельной работы по изменению своего методического багажа; 
- создать благоприятные условия для собственного роста; 
- формировать собственную устойчивую мотивацию профессионального развития; 
- обновлять педагогические и психологические знания и умения. 
Каковы же основные пути развития профессиональной компетентности педагога?  
Безусловно, это работа в методических объединениях, творческих группах; проектная, исследовательская деятельность; различные формы педагогической поддержки; активное участие в педагогических конкурсах, мастер-классах, форумах и фестивалях; обобщение собственного педагогического опыта; использование ИКТ, обучение на курсах повышения квалификации,  в том числе в дистанционном режиме; активное участие в педсоветах, семинарах, конференциях; создание собственных публикаций; аттестация; творческий отчет; использование современных методик, форм, видов, средств обучения и новых технологий; самообразование; 
Безусловно, очень непростая задача сделать так чтобы для каждого участника образовательного процесса были созданы условия для раскрытия своих потенциальных возможностей. Но самое главное в этом процессе желание и способность работать над собой, овладевать новыми знаниями, осваивать современные технологии. 
Кратко остановлюсь на некоторых из вышеперечисленных механизмах, так как они действительно способствуют развитию профессиональной компетентности. В тоже время остановлюсь и на существующих проблемных зонах по использованию их педагогами нашей школы. 
1) Курсовой подготовкой на сегодняшний день обеспечено 93,3% педагогов, т. е. в меж аттестационный период все педагоги школы имеют возможность пройти обучение на курсах повышения квалификации, как в ИРО ЯО, так и под руководством муниципальных компьютеров.

2) Ценность педсоветов, семинаров, конференций, методических недель, открытых уроков заключается, прежде всего, в подготовительной работе. Сколько материала порою приходится перечитать, проанализировать свой опыт, сравнить с опытом других, обновить и пополнить свою методическую копилку, чтобы подготовить открытый урок или выступление.

3) Работа школы в статусе районной экспериментальной площадки, безусловно, способствует повышению уровня развития профессиональных компетенций педагогов. При определении темы, над которой будет работать школа, мы отталкиваемся от того, насколько она актуальна для педагогов, насколько наработки сделанные в процессе работы над ней будут востребованы и какие качественные изменения произойдут в образовательном процессе школы, как это скажется на личном профессиональном росте каждого педагога.

4) Средством повышения  компетентности педагогов являются  и конкурсы профессионального  мастерства. 
К положительным сторонам конкурсов можно отнести: 
-развитие компетенций педагогов, развитие творческого потенциала, приобщение к исследовательской деятельности; 
-развитие активной жизненной позиции, коммуникативных способностей, - стремления к самосовершенствованию, самопознанию, самоактуализации; 
-создание благоприятной мотивационной среды для профессионального развития педагогов; 
-внедрение новых педагогических технологий в сферу образования;  
-замена административных методов оценки оценкой членов коллектива; 
-повышение рейтинга не только отдельного педагога, но и школы в целом и др. 
Проведя статистику участия наших педагогов в конкурсах профессионального мастерства, следует отметить, что количественный и качественный показатели для рядовой сельской малокомплектной школы неплохие (Таблица 1).

5) Следующим механизмом  повышения профессиональной компетенции  является обобщение, распространение, трансляция своего педагогического  опыта. На сайте школы выставлены  материалы работ наших учителей, но это, прежде всего разработки  классных часов, родительских собраний. Совсем нет монографий, где бы  был обобщён свой опыт по  какой- то определённой теме или  предметному разделу. 
6) Большую роль в повышении профессиональной компетенции играет и использование современных методик, форм, видов, средств обучения и новых технологий. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

В основной части мы вывели определение профессиональной компетентности, её виды и их определения. Раскрыли структуру педагогической компетентности, выделили четыре группы педагогических умений. Сформулировали требования к практической готовности педагога. Выделили технологическую цепочку действий для самосовершенствования. Рассказали о путях развития и совершенствования педагогической компетентности, объяснили значимость совершенствования и развития педагогической компетентности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

1. Сластенин В.А. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб.

заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Гиянов; под.ред. В.А. Сластенина. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 576 с.

2. Лукьянова М.И. Психолого-педагогическая компетентность учителя // Педагогика. – 2001. – №10. – С. 56-61.

3. Введенский В.Н. Моделирование профессиональной компетентности педагога // Педагогика. – 2003. – №10. – С. 51-55.

4.http://webcache.googleusercontent.com/search?q=cache:http://lib3.podelise.ru/docs/1869/index-9526.html

5. Головина, Н.Ф. Общая педагогика. Учебное пособие для вузов / Н.Ф.Головина. – СПб.: Речь, 2005. – 317 с.

6. Мижериков, В.А. Введение в педагогическую профессию / В.А.Мижериков, М.Н.Ермоленко. – М.: Педагогическое общество России, 2002. – 268 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Профессиональная компетентность педагога. Требования к практической готовности педагога