Профессиональная ориентация школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2014 в 11:40, курсовая работа

Краткое описание

Подготовка к выбору профессии важна еще и потому, что она является неотъемлемой частью всестороннего и гармоничного развития личности, и ее следует рассматривать в единстве и взаимодействии с нравственным, трудовым, интеллектуальным, политическим, эстетическим и физическим совершенствованием личности, то есть со всей системой учебно-воспитательного процесса. Таким образом, можно сделать вывод о том, что профориентация является важным моментом как в развитии каждого человека, так и в функционировании общества в целом.

Содержание

Введение
Глава I. Теоретические аспекты профессиональной ориентации старшеклассников………………………………………………………………..
История становления профориентации.
Особенности старшего школьного возраста и выбор профессии.
Содержание, формы, методы профессиональной ориентации.
Глава II. Организация опытно-экспериментальной работы по профессиональной ориентации старшеклассников
2.1 Организация исследования.
2.2 Анализ и интерпретация полученных результатов.
2.3 Рекомендации
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 64.18 Кб (Скачать файл)

Самым важным, неотложным и трудным делом становится для старшеклассника выбор профессии. Психологически устремленный в будущее и склонный даже мысленно «перепрыгивать» через незавершенные этапы, юноша внутренне уже тяготится школой; школьная жизнь кажется ему временной, ненастоящей, преддверием другой, более богатой и подлинной жизни, которая одновременно манит и пугает его.

Он хорошо понимает, что содержание этой будущей жизни, прежде всего, зависит от того – сумеет ли он правильно выбрать профессию. Каким бы легкомысленным и беспечным не выглядел юноша, выбор профессии – его главная и постоянная забота.

Старшеклассники существенно отличаются друг от друга не только по темпераменту и по характеру, но и по своим способностям, потребностям, стремлениям и интересам, разной степенью самосознания. Индивидуальные особенности проявляются и в выборе жизненного пути. Юность – это возраст, когда складывается мировоззрение, формируются ценностные ориентации, установки.

По сути, это период, когда осуществляется переход от детства к началу взрослой жизни, соответствующей степени ответственности, самостоятельности, способности к активному участию в жизни общества и в своей личной жизни, к конструктивному решению различных проблем, профессионального становления. Юношеский возраст по Эриксону, строится вокруг процесса идентичности, состоящего из серии социальных, и индивидуально-личностных выборов, идентификации, профессионального становления.

Как уже говорилось, профессиональное самоопределение начинается в детстве, а заканчивается в ранней юности. Определяющее значение в учебной деятельности приобретают мотивы самоопределения и узкопрактические, в выборе профессии – мотивация выбора профессии у юношей не подвержена изменению с возрастом. У девушек происходит переход от мотивации на общественные нужды к общей мотивации на профессию.

Выбор профессии и овладение ею начинается с профессионального самоопределения. На этом этапе ученики должны уже вполне реально сформировать для себя задачу выбора будущей сферы деятельности с учетом имеющегося психологического и психофизиологического ресурсов. В это время у учащихся формируется отношение к определенным профессиям, осуществляется выбор учебных предметов в соответствии с выбранной профессией.

Ещё один момент, связанный с самоопределением, — изменение учебной мотивации. Старшеклассники, ведающие деятельность которых обычно называют учебно-профессиональной, начинают рассматривать учёбу как необходимую базу, предпосылку будущей профессиональной деятельности. Их интересуют главным образом, те предметы которые будут нужны в дальнейшем, их снова начинает волновать успеваемость (если они решили продолжить образование). Отсюда и недостаточное внимание к «ненужным»  учебным дисциплинам, и отказ от того подчёркнуто пренебрежительного отношения к отметкам, которое было принято среди младших подростков. Как считает А.В. Петровский, именно в старшем школьном возрасте появляется сознательное отношение к учению.

Профессия все больше начинает рассматриваться и как средство для достижения жизненного успеха, и как средство для нахождения своего места в обществе, и как средство самореализации личности.

Таким образом, проблема самоопределения становится актуальной как для самого ученика, так и для общества. Адекватное профессиональное самоопределение - это главное достижение успеха в профессиональной деятельности.

 

    1. Содержание, формы и методы профессиональной ориентации.

В процессе профессионального становления будущего квалифицированного рабочего можно выделить три четко выраженных периода:

1. Период  поступления в профессиональное  учебное заведение (профессиональная  ориентация в школе, мотивированный  выбор старшеклассниками той  или иной профессии, профессиональное  обучение).

2. Период обучения в профессиональном  учебном заведении (овладение соответствующими  теоретическими знаниями, практическими  умениями и навыками, предварительная  апробация правильности выбора, развитие профессиональных способностей).

3. Начало трудовой деятельности (профессиональная адаптация в период прохождения производственной практики, закрепление и развитие полученных в школе, профтехучилище, техникуме, вузе умений и навыков, приобретение опыта работы, окончательное утверждение в избранной профессии.

Работа по решению задач, стоящих на каждом из этих этапов, и составляет сущность процесса профессионального воспитания.

В качестве форм профессиональной ориентации можно выделить следующие: «круглый стол», индивидуальные и групповые беседы, семинары, описание профессий, диспут, составление и решение профориентационных кроссвордов, ролевые игры, творческие этюды, метод конкретных ситуаций, ярмарки вакансий и пр.

Все формы профессионального воспитания можно объединить в три группы:

- индивидуальные

- групповые

- массовые.

Составными компонентами профориентационной работы являются:

- профессиональное просвещение;

- изучение  школьников в целях профориентации;

- профессиональная  консультация;

- профессиональный  отбор;

- социально-профессиональная  адаптация молодежи.

 

Профессиональное просвещение.

Важным компонентом системы профессиональной ориентации учащихся является профессиональное просвещение – сообщение школьникам сведений о различных профессиях, их значении для народного хозяйства, потребностях в кадрах, условиях труда, требованиях, предъявляемых профессией к психофизиологическим качествам личности, способах и путях их получения, оплате труда.

Кроме того, учащиеся должны знать основные общетрудовые и общепроизводственные понятия: что такое культура труда, трудовая дисциплина, принципы планирования, структура предприятия и т.п.

Работа по профпросвещению включает в себя:

- профинформацию

- профпропаганду

- профагитацию.

Профессиональная консультация учащихся.

В широком смысле слова профконсультация - это система оказания действенной помощи в трудовом самоопределении учащихся, основанная на изучении личности.

Можно выделить три этапа в работе по профконсультации:

1. Подготовительная  профконсультация должна подвести учащихся к осознанному выбору профессии, ведется она в течение всего периода школьного обучения.

2. Цель  завершающей профконсультации - оказание помощи в выборе профессии в соответствие с интересами, склонностями и психофизиологическими способностями ученика. Эту консультацию в 8-11 классах проводят специалисты-профконсультанты совместно с учителями школы.

3. Уточняющая профконсультация нередко выходит за рамки школы и осуществляется в средних профессионально-технических училищах, вузах, на предприятиях и т.п.

Профессиональная консультация для учащихся по форме проведения может быть коллективной, групповой и индивидуальной.

Профессиональный отбор (подбор) учащихся.

Составная часть профориентации - профессиональный отбор , то есть выбор лиц, которые с наибольшей вероятностью смогут успешно освоить данную профессию и выполнять связанные с нею трудовые обязанности.

В процессе профессионального отбора определяют профессиональную пригодность человека на основе существующих у людей физиологических и интеллектуальных различий.

Профессиональная пригодность - это уровень соответствия физических качеств и психофизических особенностей человека профессиональным требованиям. Если эти качества и особенности не достигают нужных требований, происходит перегрузка. Это случай профессиональной неполноценности, от которой страдают и общество и личность.

Профотбор (подбор) подразделяют на два вида - констатирующий и организующий. Констатирующий профотбор предполагает решение вопросов о пригодности к профессии того или иного лица в форме “годен” и “негоден”. В случае отрицательного ответа человек предпринимает новую попытку решения вопросов трудоустройства. Организующий профотбор (подбор) имеет целью выявить и оценить индивидуальные особенности человека, являющиеся показаниями не к одной, а к нескольким профессиям, что в большей мере отвечает нуждам и задачам заведений, предприятий по своевременному заполнению вакантных мест .

Социально-профессиональная адаптация молодежи.

Профессиональная адаптация - важнейший этап процесса профессионального самоопределения человека. На этом этапе выявляются недостатки предшествующей профессиональной ориентации и профессиональной подготовки, осуществляется процесс формирования новых установок, потребностей, интересов в сфере труда и, наконец, выявляется, насколько жизненные планы оказались реальными. Поэтому адаптация является своеобразным критерием эффективности профориентационной работы с молодежью.

Профессиональная адаптация - это процесс приспособления учащихся к будущей профессии в общеобразовательных школах, профтехучилищах, техникумах, вузах и т.д. к условиям их профессионального труда в результате чего происходит закрепление кадров в народном хозяйстве.

К методам профессиональной ориентации относятся

информационно-справочные, просветительские, методы профессиональной психодиагностики, методы морально-эмоциональной поддержки клиентов и методы оказания помощи в конкретном выборе и принятии решения. (Подробное описание методов указано в приложении №1)

 Профессиональная  ориентация как целостное направление, в свою очередь, имеет большое значение в жизни любого человека, вставшего на верный путь- обретение профессии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава II. Организация опытно-экспериментальной работы по профессиональной ориентации старшеклассников

 

    1. Организация исследования: методика изучения профессиональной ориентации старшеклассников.

Вопрос о выборе профессии - это вопрос о том, что ищет в профессии личность, какие жизненные планы, потребности, интересы и намерения пытается она реализовать в выбираемой сфере деятельности. Конечно, не всякий план и не всякая потребность, интерес и намерение обусловливают устойчивый и достаточно сознательный выбор.

Цель данного эмпирического исследования - выявить как проводится профориентационная работа в школе.

Задачи эмпирического исследования:

1. Разработать  анкету для учащихся.

2. Провести  беседу с классными руководителями.

3. Провести  анкетирование на профессиональное  самоопределение учащихся.

4. Проанализировать  полученные результаты.

5. Разработать  рекомендации для старшеклассников по профессиональной ориентации.

В соответствии с темой исследования была разработана анкета на профессиональное самоопределение, позволяющая выявить определились ли учащиеся с выбором профессии и учебного заведения, а также каким образом ведется подготовка к будущей профессии. (вопросы анкеты указаны в приложении №3)

Для обобщения опыта учителей по профориентации была проведена беседа среди классных руководителей десятых классов.(вопросы, использованные в беседе с учителями указаны в приложении №4).Таким образом, я применяла такие методы как анкетирование и беседа.

Всего в исследовании приняли участие 47 учащихся десятых классов и 10 классных руководителей.

 

Метод исследования анкетирование.

Анкетирование - это процедура проведения опроса в письменной форме с помощью заранее подготовленных бланков. Анкеты (от фр. «список вопросов») самостоятельно заполняются респондентами.

Одним из пионеров использования этого метода был Френсис Гальтон, изучавший происхождение умственных качеств личности по самоотчетам опрашиваемых. Результаты проведенного анкетирования были представлены им в книге «Английские люди науки: их природа и воспитание» (1874).

Данный метод обладает следующими достоинствами:

-  высокой оперативностью получения информации;  

-  возможностью организации массовых обследований; 

- сравнительно малой трудоемкостью процедур подготовки и проведения исследований, обработки их результатов; 

-  отсутствием влияния личности и поведения опрашивающего на работу респондентов; 

- невыраженностью у исследователя отношений субъективного пристрастия к кому-либо из отвечающих,

Однако анкетированию свойственны и существенные недостатки: 

-  отсутствие личного контакта не позволяет как, скажем, в свободном интервью изменять порядок и формулировки вопросов в зависимости от ответов или поведения респондентов;  

-  не всегда достаточна достоверность подобных «самоотчетов», на итоги которых влияют неосознаваемые установки и мотивы респондентов или желание их выглядеть в более выгодном свете, сознательно приукрасив реальное положение дел.

В современной психологии анкетирование считается вспомогательным методом исследования, в таких науках, как социология или демография - одним из основных, обеспечивающим, по некоторым данным, до 80% собираемой информации.

Рассмотрим основные виды вопросов в анкете.

По содержанию (или направленности) вопросов выделяют три вида:

Информация о работе Профессиональная ориентация школьников