Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2012 в 01:31, реферат
Школа всегда решала проблему оказания помощи своим ученикам в выборе профессии. Вопросы профориентации и ее научного обоснования в нашей педагогике особенно актуализировались с середины 60-х гг. XX в. Педагогами и психологами к настоящему времени проведены глубокие специальные исследования по вопросам теории и методики профориентации школьников - А.Е. Голоншток, Е.А. Климов, П.П. Костенков, А.Д. Сазонов, В.Ф. Сахаров, С.Н. Чистякова и др.
Профессиональная ориентация представляет собой обоснованную систему социально-экономических, психолого-педагогических, медико-биологических, производственно-технических мер, направленных на оказание помощи учащимся и молодежи в профессиональном самоопределении.
1. Социально-экономические и исторические
предпосылки развития профориентации 3
1.1. Основные структурные компоненты
процесса профориентации 4 - 6
2. Основы организации и планирования
профориентационной работы 6
2.1. Организационные принципы и варианты
профориентационной работы 6 - 8
2.2. Показатели и оценка эффективности
профориентационной помощи 8 - 9
3. Личностная диагностика в системе
профориентации 9 - 12
4. Профессиональное консультирование 12 - 13
Заключение 13 - 14
- воспитывающий характер
профориентации состоит в
- взаимосвязь диагностического
и воспитательного подходов к
проведению профориентационной
работы – принцип,
- дифференцированный и
индивидуальный подход к
- оптимальное сочетание
массовых, групповых и индивидуальных
форм профориентационной
- соответствие содержания
форм и методов
Таким образом, в теории профориентации
школьников существуют и общепедагогические
принципы, и специфические принципы,
характеризующие
2.2. Показатели и оценка эффективности профориентационной помощи
Сформированное у учащегося действие целеполагания, позволяющее на основе анализа ситуации неопределенности или недоопределенной ситуации предположить наиболее вероятные варианты исхода ситуации и наиболее эффективные способы действования.
Сформированная способность учащихся к анализу объектов нематериальной и материальной культуры, выделению существенных и несущественных признаков объекта, построению модели объекта, ее фиксации в знаковой форме.
Сформированные рефлексивные действия:
- способность контролировать свои действия в соответствии с заданным алгоритмом или ориентируясь на ключевые индикаторы, характеризующие результативность производимых действий;
- способность оценивать ситуацию, выбирать эффективные стратегии поведения в ситуации – выбирать адекватно ситуации способы осуществления преобразующей деятельности для получения наилучших результатов;
- способность определять каких инструментальных средств или способов деятельности не достает для решения поставленной перед собой задачи и спроектировать собственную образовательную траекторию, позволяющую овладеть недостающими способами деятельности или инструментальными средствами.
Выпускник средней школы сможет:
- проектировать с помощью
педагога собственную
- устанавливать образовательную
коммуникацию со сверстниками
и взрослыми носителями
- работать с открытыми
источниками информации (находить
информационные ресурсы,
3. Личностная диагностика в
После того как описаны возможные мероприятия, направленные на профориентацию подростков в образовательном учреждении, необходимо, знать, насколько эффективными они оказались в подростковой группе, для этого должна осуществляться диагностика уже сформировавшихся в ходе реализации программы профориентационных взглядов подростков.
Неоценимую помощь человеку ответить на важнейшие вопросы: «Кто я? Чего я хочу? Что я могу?» окажет психодиагностика - одно из самых молодых направлений в психологии.
Диагностика - это установление
и изучение признаков характеризующих
состояние объекта для
Одним из диагностических
методов в определении
Наблюдение - описательный психологический
исследовательский метод, заключающийся
в целенаправленном и организованном
восприятии и регистрации поведения
изучаемого объекта. Наблюдение применяется
там, где вмешательство
Главными особенностями
метода наблюдения являются: непосредственная
связь наблюдателя и
Наблюдение должно проводиться
систематически, то есть по определённому
плану и при котором
Наблюдение среди подростков является неосознанным. При неосознанном внутреннем наблюдении наблюдаемым субъектам неизвестно о том, что за ними наблюдают, а исследователь-наблюдатель находится внутри системы наблюдения, становится её частью. Наблюдатель контактирует с наблюдаемыми субъектами, но те не осведомлены о его роли в качестве наблюдателя.
Метод экспертных оценок предполагает решение задач по изучаемому вопросу на основе суждения (мнения) высококвалифицированных специалистов в соответствующей области знаний. Сущность применяемого метода по данной проблеме заключается в индивидуальном и логическом анализе суждения экспертов и количественной их оценке по решаемой проблеме. Для сбора и анализа информации выбранным экспертам предлагаются анкеты, опросники и т.д.
Одним из методов используемых
экспертами для определения знаний
подростков по профориентации и способах
профессионального
По форме вопросы разделяются на открытые и закрытые - ответ заключается в выборе из нескольких предлагаемых в анкете утверждений. Открытые вопросы дают более глубокие сведения, но при большом числе анкет приводят к значительным трудностям в обработке в связи с нестандартностью ответов. По содержанию вопросы делятся на объективные и субъективные, которые выявляют социально-психологическую установку опрашиваемого, его отношение к условиям своей жизни и определенным событиям. Ответы на вопросы носят, как правило, анонимный характер.
Основные правила построения анкеты: логическая последовательность тем, затрагиваемых вопросами; интерес опрашиваемого должен расти от вопроса к вопросу; отсутствие слишком сложных или интимных вопросов; соответствие формулировки вопросов образовательному уровню опрашиваемой группы; в закрытых вопросах должны быть предусмотрены все возможные варианты ответов; общее количество вопросов не должно быть слишком большим -- анкетирование не должно утомлять или раздражать опрашиваемого.
Анкетирование может проводиться следующими способами:
С целью повышения эффективности опроса перед массовым анкетированием, как правило, проводятся пробные опросы для выбраковки неудачных вопросов.
Так же одним из способов сбора информации об эффективности мероприятий направленных на профориентацию подростков является беседа. Беседа - метод получения информации на основе вербальной (словесной) коммуникации. Широко применяется в различных сферах психологии, социальной педагогике и т.д., наиболее эффективна при оценке эффективности профориентационных мероприятий среди подростков, так как экспертная группа в ходе беседы, как индивидуально с подростком, так и с группой в целом, может понять и определить эффективность профориентационных мероприятий.
Одним из методов диагностики является опрос. Опрос - метод сбора первичной информации, применяемый в социальных исследованиях. Цель опроса - получение информации об объективных и (или) субъективных (мнения, настроения и т.п.) фактах со слов опрашиваемого. В социальных исследованиях обычно применяются выборочные опросы. Методики опроса можно свести к двум основным типам: анкетированию и интервьюированию.
Таким образом, основными
методами оценки эффективности
4. Профессиональное
Школьник имеет право
на свободный выбор профессии, но
одного желания работать по определенной
профессии и интереса к ней
недостаточно. Основанием для сознательного
выбора профессии должен быть целый
комплекс знаний и умений, который
можно назвать готовностью
Существует два основных направления ориентации подростков на рабочие профессии:
- профессиональная пропаганда
и профессиональное
- развитие интересов,
склонностей, способностей
Каждая рабочая профессия предъявляет определенные требования к физическим, психофизиологическим качествам работника, его здоровью. Уровень этих требований зависит от содержания, характера и условий труда. При выборе профессии необходимо сопоставлять эти требования с индивидуальными особенностями человека, поэтому ориентация школьников на рабочие профессии является проблемой медицинской и психологической.
Ключевую роль в профориентации
выпускников играет информация: о
содержании, условиях, организации
труда и обучения по конкретной профессии,
оплате труда, возможностях профессионально-
Полноценное профинформирование характеризуется следующими существенными признаками:
- научность и достоверность
информации - объективность, точность
фактов, цифр, оценок, характеризующих
профессиональное обучение и
труд, включая адекватное
-актуальность - соответствие
запросам рынка труда,
-перспективность - показ
профессии в развитии, раскрытие
возможностей профессионально-
-обновляемость - своевременная замена и уточнение данных об уровне спроса, содержании и условиях, режиме, оплате и организации труда, содержании и сроках профессионального обучения, перспективах трудоустройства;
-доходчивость - ясность,
упорядоченность, простота и
-привлекательность и
доступность - рациональный подбор
и сочетание текстовых и
Профинформация, характеризующаяся указанными признаками, усиливает мотивацию поиска новых, недостающих сведений о реальных объектах профподготовки, трудоустройства, ослабляет синдром неуверенности в своих силах, состояние апатии, тревожности, пассивности. Профинформирование мобилизует силы и активность человека к самопознанию и самоопределению в мире труда и профессий.
Заключение
На современном этапе определены основные требования к общеобразовательной школе - это развивать индивидуальные способности учащихся, помочь школьнику выбрать именно ту профессию, чтобы требования, которые она предъявляет к работающему, совпадали с его личностными качествами и возможностями
Информация о работе Профессиональная ориентация школьников на современном этапе