Профессиональная ориентация школьников на современном этапе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2012 в 01:31, реферат

Краткое описание

Школа всегда решала проблему оказания помощи своим ученикам в выборе профессии. Вопросы профориентации и ее научного обоснования в нашей педагогике особенно актуализировались с середины 60-х гг. XX в. Педагогами и психологами к настоящему времени проведены глубокие специальные исследования по вопросам теории и методики профориентации школьников - А.Е. Голоншток, Е.А. Климов, П.П. Костенков, А.Д. Сазонов, В.Ф. Сахаров, С.Н. Чистякова и др.
Профессиональная ориентация представляет собой обоснованную систему социально-экономических, психолого-педагогических, медико-биологических, производственно-технических мер, направленных на оказание помощи учащимся и молодежи в профессиональном самоопределении.

Содержание

1. Социально-экономические и исторические
предпосылки развития профориентации 3

1.1. Основные структурные компоненты
процесса профориентации 4 - 6


2. Основы организации и планирования
профориентационной работы 6
2.1. Организационные принципы и варианты
профориентационной работы 6 - 8
2.2. Показатели и оценка эффективности
профориентационной помощи 8 - 9


3. Личностная диагностика в системе
профориентации 9 - 12

4. Профессиональное консультирование 12 - 13

Заключение 13 - 14

Вложенные файлы: 1 файл

Профессиональная ориентация школьников на современном этапе.docx

— 38.35 Кб (Скачать файл)

- воспитывающий характер  профориентации состоит в необходимости  осуществления профориентационной  работы в соответствии с задачами  формирования гармоничной личности, в единстве трудового, экономического  нравственного, эстетического, правового  и физического воспитания;

- взаимосвязь диагностического  и воспитательного подходов к  проведению профориентационной  работы – принцип, предполагающий  недопустимость противопоставления  одного подхода другому. Каждый  из них решает свои задачи;

- дифференцированный и  индивидуальный подход к учащимся  в зависимости от возраста  и уровня сформированности их  профессиональных интересов, от  различий в ценностных ориентациях  и жизненных планов, от уровня  успеваемости. Дифференциация учащихся  по группам позволяет точнее  определять их средства воздействия,  которые будучи эффективными  в одной группе могут оказаться  неэффективными в другой. Дифференциация  создает условия для реализации  индивидуального подхода;

- оптимальное сочетание  массовых, групповых и индивидуальных  форм профориентационной работы  с учащимися и их родителями, утверждающих необходимость использования  разных форм, отхода от традиционно  используемых одних только массовых  форм, усиление внимания к сбалансированному  сочетанию всех форм работы;

- соответствие содержания  форм и методов профориентационной  работы потребностям профессионального  развития личности и одновременно  потребностям района (города, региона)  в кадрах определенных профессий  и требуемого уровня квалификации.

Таким образом, в теории профориентации школьников существуют и общепедагогические принципы, и специфические принципы, характеризующие профориентационную деятельность как общественное явление.

 

 

 2.2.  Показатели и оценка эффективности профориентационной помощи

Сформированное у учащегося  действие целеполагания, позволяющее  на основе анализа ситуации неопределенности или недоопределенной ситуации предположить наиболее вероятные варианты исхода ситуации и наиболее эффективные  способы действования.

Сформированная способность  учащихся к анализу объектов нематериальной и материальной культуры, выделению  существенных и несущественных признаков  объекта, построению модели объекта, ее фиксации в знаковой форме.

Сформированные рефлексивные действия:

-        способность контролировать свои действия в соответствии с заданным алгоритмом или ориентируясь на ключевые индикаторы, характеризующие результативность производимых действий;

-        способность оценивать ситуацию, выбирать эффективные стратегии поведения в ситуации – выбирать адекватно ситуации способы осуществления преобразующей деятельности для получения наилучших результатов;

-        способность определять каких инструментальных средств или способов деятельности не достает для решения поставленной перед собой задачи и спроектировать собственную образовательную траекторию, позволяющую овладеть недостающими способами деятельности или инструментальными средствами.

Выпускник средней школы  сможет:

- проектировать с помощью   педагога собственную индивидуальную  образовательную траекторию (маршрут);

- устанавливать образовательную  коммуникацию со сверстниками  и взрослыми носителями необходимой  информации и эффективных способов  осуществления познавательной деятельности  с целью получения и освоения  образовательным контентом;

- работать с открытыми  источниками информации (находить  информационные ресурсы, выбирать  и анализировать необходимую  информацию) о рынке труда, трендах  его развития и перспективных  потребностях экономики региона  проживания учащегося и страны  в целом в кадрах определенной  квалификации для принятия решения  о выборе индивидуального и  профессионального маршрута.

 

3. Личностная диагностика в системе  профориентации

После того как описаны  возможные мероприятия, направленные на профориентацию подростков в образовательном  учреждении, необходимо, знать, насколько  эффективными они оказались в  подростковой группе, для этого должна осуществляться диагностика уже  сформировавшихся в ходе реализации программы профориентационных взглядов подростков.

Неоценимую  помощь человеку ответить на важнейшие  вопросы: «Кто я? Чего я хочу? Что  я могу?» окажет психодиагностика - одно из самых молодых направлений  в психологии.

Диагностика - это установление и изучение признаков характеризующих  состояние объекта для предсказания возможных отклонений и предотвращение нарушений в их нормальном функционировании.

Одним из диагностических  методов в определении профориентации в подростковой группе является наблюдение.

Наблюдение - описательный психологический  исследовательский метод, заключающийся  в целенаправленном и организованном восприятии и регистрации поведения  изучаемого объекта. Наблюдение применяется  там, где вмешательство экспериментатора нарушит процесс взаимодействия человека со средой. Этот метод незаменим  в случае, когда необходимо получить целостную картину происходящего  и отразить поведение индивидов  во всей полноте.

Главными особенностями  метода наблюдения являются: непосредственная связь наблюдателя и наблюдаемого объекта; пристрастность (эмоциональная  окрашенность) наблюдения; сложность (порой  невозможность) повторного наблюдения. Предметами наблюдения выступают ориентация подростков в сфере профессиональной пригодности после реализации программы  профориентации подростков в общеобразовательном  учреждении.

Наблюдение должно проводиться  систематически, то есть по определённому  плану и при котором наблюдатель  регистрирует особенности поведения  и классифицирует условия внешней  среды.

Наблюдение среди подростков является неосознанным. При неосознанном внутреннем наблюдении наблюдаемым  субъектам неизвестно о том, что  за ними наблюдают, а исследователь-наблюдатель  находится внутри системы наблюдения, становится её частью. Наблюдатель  контактирует с наблюдаемыми субъектами, но те не осведомлены о его роли в качестве наблюдателя.

Метод экспертных оценок предполагает решение задач по изучаемому вопросу  на основе суждения (мнения) высококвалифицированных  специалистов в соответствующей  области знаний. Сущность применяемого метода по данной проблеме заключается  в индивидуальном и логическом анализе  суждения экспертов и количественной их оценке по решаемой проблеме. Для  сбора и анализа информации выбранным  экспертам предлагаются анкеты, опросники  и т.д.

Одним из методов используемых экспертами для определения знаний подростков по профориентации и способах профессионального самоопределения  является анкетирование. Анкетирование - одно из основных технических средств  конкретного социального исследования; применяется в социологических, социально-психологических, экономических, демографических и других исследованиях. В процессе анкетирования каждому  лицу из группы, выбранной для анкетирования, предлагается ответить письменно на вопросы, поставленные в форме опросного  листа - анкеты.

По форме вопросы разделяются  на открытые и закрытые - ответ заключается  в выборе из нескольких предлагаемых в анкете утверждений. Открытые вопросы  дают более глубокие сведения, но при  большом числе анкет приводят к значительным трудностям в обработке  в связи с нестандартностью ответов. По содержанию вопросы делятся на объективные и субъективные, которые  выявляют социально-психологическую  установку опрашиваемого, его отношение  к условиям своей жизни и определенным событиям. Ответы на вопросы носят, как правило, анонимный характер.

Основные правила построения анкеты: логическая последовательность тем, затрагиваемых вопросами; интерес  опрашиваемого должен расти от вопроса  к вопросу; отсутствие слишком сложных  или интимных вопросов; соответствие формулировки вопросов образовательному уровню опрашиваемой группы; в закрытых вопросах должны быть предусмотрены  все возможные варианты ответов; общее количество вопросов не должно быть слишком большим -- анкетирование  не должно утомлять или раздражать опрашиваемого.

Анкетирование может проводиться  следующими способами:

  • анкета заполняется в присутствии сборщика индивидуально;
  • групповое заполнение в присутствии сборщика;
  • опрашиваемые самостоятельно заполняют и для сохранения анонимности одновременно сдают анкеты;
  • «почтовое» анкетирование, когда анкета раздаётся или рассылается на дом, а затем опрошенным возвращается по почте.

С целью повышения эффективности  опроса перед массовым анкетированием, как правило, проводятся пробные  опросы для выбраковки неудачных  вопросов.

Так же одним из способов сбора информации об эффективности  мероприятий направленных на профориентацию подростков является беседа. Беседа - метод получения информации на основе вербальной (словесной) коммуникации. Широко применяется в различных сферах психологии, социальной педагогике и т.д., наиболее эффективна при оценке эффективности профориентационных мероприятий среди подростков, так как экспертная группа в ходе беседы, как индивидуально с подростком, так и с группой в целом, может понять и определить эффективность профориентационных мероприятий.

Одним из методов диагностики  является опрос. Опрос - метод сбора  первичной информации, применяемый  в социальных исследованиях. Цель опроса - получение информации об объективных  и (или) субъективных (мнения, настроения и т.п.) фактах со слов опрашиваемого. В социальных исследованиях обычно применяются выборочные опросы. Методики опроса можно свести к двум основным типам: анкетированию и интервьюированию.

Таким образом, основными  методами оценки эффективности профориентационных мероприятий является наблюдение, метод  экспертных оценок, при котором основными  методами сбора информации для группы экспертов является анкетирование, беседа и опрос.

 

4. Профессиональное консультирование

Школьник имеет право  на свободный выбор профессии, но одного желания работать по определенной профессии и интереса к ней  недостаточно. Основанием для сознательного  выбора профессии должен быть целый  комплекс знаний и умений, который  можно назвать готовностью подростка  к выбору профессии. Такая готовность может быть результатом длительного  педагогически направляемого процесса профессионального самоопределения  учащихся. В этом суть педагогического  аспекта профессиональной ориентации вообще и ориентации школьников на рабочие профессии, в частности.

Существует два основных направления ориентации подростков на рабочие профессии:

- профессиональная пропаганда  и профессиональное просвещение;

- развитие интересов,  склонностей, способностей школьников, их самооценки через включение  в разнообразные виды учебной  и внеучебной деятельности.

Каждая рабочая профессия  предъявляет определенные требования к физическим, психофизиологическим качествам работника, его здоровью. Уровень этих требований зависит  от содержания, характера и условий  труда. При выборе профессии необходимо сопоставлять эти требования с индивидуальными  особенностями человека, поэтому  ориентация школьников на рабочие профессии  является проблемой медицинской  и психологической.

Ключевую роль в профориентации выпускников играет информация: о  содержании, условиях, организации  труда и обучения по конкретной профессии, оплате труда, возможностях профессионально-квалификационного  и должностного роста (планирование карьеры); информация о текущем и  перспективном кадровом спросе.

Полноценное профинформирование характеризуется следующими существенными  признаками:

- научность и достоверность  информации - объективность, точность  фактов, цифр, оценок, характеризующих  профессиональное обучение и  труд, включая адекватное отображение  трудностей, опасностей и риска;

-актуальность - соответствие  запросам рынка труда, физическим  и духовным потребностям клиентов;

-перспективность - показ  профессии в развитии, раскрытие  возможностей профессионально-квалификационного  и должностного роста работника,  в том числе путем освоения  смежных профессий;

-обновляемость - своевременная  замена и уточнение данных  об уровне спроса, содержании  и условиях, режиме, оплате и организации  труда, содержании и сроках  профессионального обучения, перспективах  трудоустройства;

-доходчивость - ясность,  упорядоченность, простота и четкость  изложения;

-привлекательность и  доступность - рациональный подбор  и сочетание текстовых и изобразительных  материалов, размещение в удобном  месте, благоприятные условия  для восприятия.

Профинформация,  характеризующаяся  указанными признаками, усиливает мотивацию  поиска новых, недостающих сведений о реальных объектах профподготовки, трудоустройства, ослабляет синдром  неуверенности в своих силах, состояние апатии, тревожности, пассивности.  Профинформирование мобилизует силы и  активность человека к самопознанию и самоопределению в мире труда  и профессий.

 

Заключение

На  современном этапе определены основные требования к общеобразовательной  школе - это развивать индивидуальные способности учащихся, помочь школьнику  выбрать именно ту профессию, чтобы  требования, которые она предъявляет  к работающему, совпадали с его  личностными качествами и возможностями

Информация о работе Профессиональная ориентация школьников на современном этапе