Профессиональное и личностное самоопределение в юношеском возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2013 в 10:15, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы заключается в изучении становления личностного и профессионального самоопределения в юношеском возрасте.
Задачи:
изучить динамику показателей личностного самоопределения на этапе юношеского возраста;
рассмотреть типы и уровни профессионального самоопределения;
рассмотреть соотношение профессионального и личностного самоопределения;
рассмотреть методы активизации профессионального и личностного самоопределения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
1. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО И ЛИЧНОСТНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ. 5
1.1 Личностное самоопределение в юношеском возрасте 5
1.2 Профессиональное самоопределение и его становление в раннем юношеском возрасте 9
1.3 Типы и уровни профессионального самоопределения 11
1.4 Взаимосвязь профессионального и личностного самоопределения 14
2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО И ЛИЧНОСТНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ. 17
2.1 Основные методы профориентации 17
2.2 Методы активизации профессионального и личностного самоопределения 22
2.3 Профориентационные игры и упражнения с классом 24
2.4 Игры-дискуссии 25
2.5 Схемы анализа и самоанализа ситуаций самоопределения 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 30

Вложенные файлы: 1 файл

Профессиональное и личностное самоопределение в юношестком возрасте.docx

— 70.89 Кб (Скачать файл)

Общая логика практического  применения схем подразумевает следующую  последовательность действий:

  1. озадачивание подростков (создание мотивационной основы рассмотрения данного вопроса);
  2. Краткое знакомство со схемой;
  3. Рассмотрение с помощью схемы нескольких типичных задач-ситуаций (заготовленных заранее); 
  4. Использование каждым подростком схемы для оценки собственной ситуации (для самооценки).

К схемам общей оценки ситуаций самоопределения можно отнести:

  • «восьмиугольник основных факторов выбора профессии» (Е. А. Климов); 
  • схему уровней сформированности ЛПП; 
  • схему различения внешних и внутренних выборов; 
  • схему альтернативного выбора и построенные на ее основе методики уточнения выбираемой специальности конкретных учебных заведений.

К методикам ценностно-нравственной оценки ситуаций относятся:

  • схема осуществления человека (по В. Франклу); 
  • поле ценностных ориентаций;
  • «нравственный перекресток»; 
  • схема принципиального различения зависти и чувства справедливости;
  • схема принципиального различения стереотипов Труженика, Лентяя и Бездарности в игре «Три судьбы»; 
  • схема «расплаты и достижений» и др. [20 c. 286]

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Целью данной курсовой работы послужило раскрытие такой темы как «Профессиональное и личностное самоопределение в юношеском возрасте».

Эта тема актуальна и значима  в силу того, что развитие и формирование профессионального самосознания является одним из центральных моментов становления  профессионала.  

Профессиональное и личностное самоопределение имеют много общего, а в высших своих проявлениях они почти сливаются.         

Профессиональное самоопределение - более конкретное, его проще  оформить официально (получить диплом и т.п.); личностное самоопределение - это более сложное понятие.

В данной работе освещены только некоторые аспекты вопросов, связанных с исследованием особенностей сторон профессионального самоопределения и личностного в юношеском возрасте. Дальнейшие исследования этой темы могут быть очень продуктивными, так, например, можно провести работу по определению профессионального самоопределения у студентов первого и пятого курса.

 

Список использованных источников

 

  1. Битянова Н.Р. Психология личностного роста. М., 1995.
  2. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. Учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2000. – 448 с.
  3. Гинзбург М.Р. «Психологическое содержание личностного самоопределения»// Вопросы психологии 1994. N 3
  4. Дубровина И.В. Формирование личности в переходный период: от подросткового к юношескому возрасту. - М., 1987.
  5. Кон И.С. Психология ранней юности. - М.,1989.
  6. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределния молодежи / Е. А. Климов. Ростов-на-Дону, 2006.- 283с.
  7. Маркова А.К. Психология профессионализма. М.,1996.
  8. Ремшилдт X. Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становления личности./ Х.Ремшилд. - М.: Мир, 1994. - 317 с.
  9. Пряжников Н. С. Теория и практика профессионального самоопр 
    деления. — М, 1999.
  10. Хакимова Н.Р. «Взаимосвязь профессионального и личностного самоопределения» //Логистон, 2000, 1 июля
  11. Пряжников Н. С. Профессиональное и личностное самоопределй 
    ние. — М.; Воронеж, 1996. 
  12. Щедровицкий Г.П.Система педагогических исследований./Педагогика и логика-М, 1992, 100 с.
  13. Шалаев И.К. Шкала мотивационного программно-целевого управления. Барнаул 1992, 22 с
  14. Энциклопедия профессионального образования. М.: Маяк, 2003. -306с.
  15. Пряжников, Н. С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения. Часть 1: Игровые профориентационные упражнения: методическое пособиеСерия: Библиотека школьного психолога 
    Изд.: Институт практической психологии, Модэк, 1997 г.
  16. Пряжников Н. С. Профориентационные игры: Проблемные сит 
    ции, задачи, карточные методики. — М., 1991.
  17. http://www.psyoffice.ru/4-0-445.htm
  18. http://www.psyoffice.ru/menu-46-p1.htm
  19. Пряжников Н. С. Теория и практика профессионального самоопр 
    деления. — М, 1999.
  20. Практикум по возрастной и педагогической психологии / Под ред. А.И. Щербакова. - М., 1987.

 

 


Информация о работе Профессиональное и личностное самоопределение в юношеском возрасте