Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2013 в 20:51, реферат
Профессия "педагог" - одна из наиболее древних в мире. Ещё в архаичном доклассовом обществе выделялись люди, которые присматривали за детьми. Поначалу это были члены общины, которые не могли выполнять основную работу наравне с другими. Чаще всего это были старики. Они обладали знаниями и опытом, могли научить детей способам выживания в трудных условиях. Постепенно стали выделяться люди, отличающиеся особыми успехами в общении и обучении детей. Прошло довольно много времени, прежде чем это занятие стало выделяться в специальный вид деятельности.
Профессия и профессионализм
педагога.
Профессия "педагог" - одна из наиболее
древних в мире. Ещё в архаичном доклассовом
обществе выделялись люди, которые присматривали
за детьми. Поначалу это были члены общины,
которые не могли выполнять основную работу
наравне с другими. Чаще всего это были
старики. Они обладали знаниями и опытом,
могли научить детей способам выживания
в трудных условиях. Постепенно стали
выделяться люди, отличающиеся особыми
успехами в общении и обучении детей. Прошло
довольно много времени, прежде чем это
занятие стало выделяться в специальный
вид деятельности.
Слово "педагог" известно нам из
Древней Греции. Именно так назывался
человек, который присматривал за ребенком
в греческой семье, водил его в школу и
обучал дома. Чаще всего это был раб, который
не мог выполнять другие обязанности по
дому.
В средние века педагогами были грамотные
монахи, обучающие небольшое количество
детей письму и счету. Эти дети становились
монахами-писцами при монастырях. Грамотных
монахов приглашали в богатые частные
дома для обучения детей.
С появлением массовой школы в Европе
значимость педагогической профессии
резко возрастает. Знания требуются уже
не отдельным людям, а большому количеству.
Возникает необходимость обучать одновременно
много учеников. Для этого нужны специальные
методики, которые могут разработать только
люди, постоянно занимающиеся этим видом
деятельности. Профессия педагог становиться
самостоятельной. Знания, которые нужно
усвоить ученикам, становятся разнообразнее,
теперь учитель уже не в состоянии справиться
в одиночку, педагогическая деятельность
приобретает коллективный характер. Появляется
такое понятие как "система учитель",
являющаяся проводником и распространителем
культуры в широких народных массах. Система
учитель - это система хранения и передачи
информации последующим поколениям.
Возникновение этой системы имело несколько
различных последствий, которые сыграли
значительную роль в развитии человеческого
общества. Можно выделить следующие, наиболее
важные: развитие национального языка,
в том числе развитие письменности, литературы;
возникновение и развитие нравственных
норм общения людей; приобщение к своей
национальной культуре и проникновение
в культуру других народов.
Социальная значимость учителя очень
велика, ведь от него во многом зависит,
каким станет новое поколение, на что оно
будет способно, а, следовательно, каким
будет наше будущее общество.
Что же такое профессия «педагог», чем
она отличается от других профессий?
Под понятием «педагог» нередко подразумевают
и профессию, и социальную роль, и вид деятельности,
и направленность личности. В реальной
жизни грань между профессиональной и
непрофессиональной деятельностью провести
довольно сложно. Обладая сложным внутренним
устройством, профессия включает множество
разнородных предметно-инструментальных
и идеальных компонентов. В представлении
людей они могут существовать разрозненно,
в виде частных образов, например, любимый
учитель. Могут существовать и интегрировано,
в виде «образа профессии», возникающего
на основе образов научной и художественной
литературы, фольклора, и д.т. поэтому необходимо
обратиться к самому термину «профессия»,
чтобы получить четкое представление
о данном виде деятельности.
Профессия – род трудовой активности
человека, владеющего комплексом специальных
теоретических знаний и практических
навыков, приобретенных в результате специальной
подготовки, опыта работы.
Профессия – это объективно необходимый,
особый вид деятельности, связанный с
реальной действительностью. Она обладает
собственной целью, имеет собственный
продукт, нормы и средства, которые детерминированы
особой социальной функцией и технологией
той среды общественной жизни, которую
данная деятельность обслуживает. Профессию
не следует путать со специальностью,
которая закрепляется в квалификационных
документах и определяется через предмет
деятельности. Специальность может быть
узкой или широкой, но в любом случае, она
связана с ареалом знаний о некотором
фрагменте объективной реальности. Поэтому
следует различать: педагог – это профессия,
а филолог – может быть специальностью
в рамках этой профессии. В рамках одной
специальности могут существовать самостоятельные
профессии.
Можно выделить четыре значения термина
«профессия»:
1) Область приложения сил человека или
область, в которой человек осуществляет
свои функции как субъект труда.
2) Общность людей, занятых определенного
рода трудовыми функциями.
3) Подготовленность (знания, умения, навыки,
квалификация), присущая человеку, благодаря
которой он оказывается в состоянии выполнять
определенного рода трудовые функции.
4) Деятельность, работа профессионала,
то есть сам процесс реализации трудовых
и, притом, профессионально выполняемых
функций.
Наряду с термином «профессия» часто
встречается термин «профессионализм»,
вызывающий много споров и разногласий.
Данное понятие можно раскрыть согласно
разработанной концепции профессионального
развития личности.
Профессионализм – это совокупность
психологических, психических и личностных
изменений, происходящих в человеке в
процессе овладения и длительного выполнения
деятельности, обеспечивающих качественно
новый, более эффективный уровень решения
сложных профессиональных задач в новых
условиях.
Формирование профессионализма идет
по трем основным направлениям:
1) изменение всей системы деятельности,
её функций и иерархического строения.
В ходе выработки соответствующих трудовых
навыков происходит движение личности
по ступеням профессионального мастерства,
развивается специфическая система способов
выполнения деятельности, то есть формируется
личностный стиль деятельности;
2) изменение личности субъекта, проявляющееся
как во внешнем облике (моторика речи,
эмоциональность, формы общения), так и
в формировании элементов профессионального
сознания (профессионального внимания,
памяти, мышления и т.д.), что в более широком
плане может рассматриваться как становление
профессионального мировоззрения;
3) изменение соответствующих компонентов
установки субъекта по отношению к объекту
деятельности, что проявляется в различных
сферах:
- в когнитивной сфере - в уровне информированности
об объекте, степени осознания его значимости;
- в эмоциональной сфере - в интересе к
объекту, в склонности к взаимодействию
с ним и удовлетворенности от этого, несмотря
на трудности;
- в практической сфере - в осознании своих
реальных возможностей влияния на объект,
в результате - установка субъекта воздействовать
на объект заменяется на потребность во
взаимодействии, что позволяет говорить
о становлении профессиональной культуры.
Профессионализм имеет широкий спектр
проявлений, начиная от дилетантства (поверхностные
профессиональные знания) и заканчивая
формированием жестких профессиональных
стереотипов. Если человек не может отойти
от стереотипов в соответствии с изменяющимися
условиями, то профессионализм перерастает
в профессиональную деформацию личности.
Выделенные факторы являются ведущими
в процессе становления личности профессионала,
они применимы к любой профессии. Есть
и другие факторы, которые зависят от ведущих.
Каждый их факторов может быть неравномерно
выражен у профессионала. Слияние отдельных
личностных качеств в результате профессиональной
деятельности определяет основные направления
профессиональной специализации, например:
педагог-предметник, педагог-методист
и т.д.
Наиболее яркие примеры проявления индивидуальных
стилей деятельности можно наблюдать
у учителей-новаторов. Они не идут традиционным
путем, стремясь реализовать всю совокупность
педагогических средств, а максимально
используют лишь то, что позволяет им эффективно
оказывать свое личностное воздействие.
Например, В.Ф.Шаталов этого добивается
через четкую организацию учебного процесса,
опирающуюся на конспективно-схематическое
изложение и обозначение материала; С.Д.Шевченко
- через ученическое самоуправление, раскрытие
творческих возможностей школьников.
Особенности педагогической
профессии.
Педагогическую профессию из ряда других
профессий типа "человек-человек"
выделяют по образу мыслей её представителей,
повышенному чувству долга и ответственности.
Главное отличие заключается в том, что
она относится как к классу преобразующих,
так и к классу управляющих профессий
одновременно. Имея в качестве цели своей
деятельности становление и преобразование
личности, педагог призван управлять процессом
её интеллектуального, эмоционального
и физического развития, формирования
её духовного мира.
Основное содержание педагогической
профессии составляют взаимоотношения
с людьми, но не просто на уровне понимания
и удовлетворения запросов человека. В
педагогической профессии ведущая задача
- понять общественные цели и направить
усилия других людей на их достижение.
Своеобразие этой профессии ещё и в том,
что она по природе своей имеет гуманистический,
коллективный и творческий характер. Этим
определяется и основные функции этой
профессии.
Гуманистический характер. За педагогической
профессией закрепились две социальных
функции – адаптивная и гуманистическая
(человекообразующая). Адаптивная функция
связана с приспособлением ребенка к конкретным
требованиям современной социокультурной
ситуации. Гуманистическая функция связана
с развитием его личности, творческой
индивидуальности. Сознательное выдвижение
данной функции на первый план можно было
наблюдать во все времена и у многих народов.
В.А.Сухомлинский отмечал, что как бы не
называли наш век, «...мир вступает в век
Человека. Больше чем, когда бы то ни было
мы обязаны думать сейчас о том, что вкладываем
в душу человека».
Коллективный характер. В педагогической
профессии очень трудно вычленить вклад
каждого педагога в качественное преобразование
субъекта деятельности – воспитанника.
С осознанием закономерного усиления
коллективистских начал в педагогической
профессии все шире входит в обиход понятие
«совокупного субъекта» педагогической
деятельности. Под ним в широком плане
понимается педагогический коллектив
школы или другого образовательного учреждения,
а в более узком – круг тех педагогов,
которые имеют непосредственное отношение
к группе учащихся или отдельному ученику.
А.С.Макаренко справедливо подчеркивал:
«Должен быть коллектив воспитателей,
и там где воспитатели не соединены в коллектив,
и коллектив не имеет единого плана работы,
единого тона, единого точного подхода
к ребёнку, там не может быть никакого
воспитательного процесса».
Творческая природа труда учителя. Содержание
и организацию труда учителя можно правильно
оценить, лишь определив уровень его творческого
отношения к своей деятельности. Уровень
творчества в деятельности педагога отражает
степень использования им своих возможностей
для достижения поставленных целей. Творческий
потенциал личности педагога формируется
на основе накопленного им социального
опыта, психолого-педагогических и предметных
знаний, новых идей, умений и навыков, позволяющих
находить и применять оригинальные решения,
новаторские формы и методы и, тем самым,
совершенствовать исполнение своих профессиональных
функций. Область проявления педагогического
творчества определяется структурой основных
компонентов педагогической деятельности
и охватывает практически все её стороны:
планирование, организацию, реализацию
и анализ результатов.
В современной научной литературе педагогическое
творчество понимается как процесс решения
педагогических задач в меняющихся обстоятельствах.
Творческую личность отличает и особое
сочетание личностно-деловых качеств,
характеризующих её креативность.
Креативность – способность, отражающая
глубинное свойство индивида создавать
оригинальные ценности, применять нестандартные
решения.
И.С.Громов и В.А.Моляко называют семь
признаков креативности: оригинальность,
эвристичность, фантазию, активность,
концентрированность, честность, чувствительность.
Педагогу-творцу присущи также инициативность,
самостоятельность, способность к преодолению
инерции мышления, чувство подлинно нового
и стремление к его познанию, высокая потребность
в достижении цели, широта ассоциаций,
наблюдательность, развитая профессиональная
память.
Профессиональная группа специальностей
- это совокупность специальностей, объединённых
по наиболее устойчивому виду социально
полезной деятельности, отличающиеся
характером своего конечного продукта,
специфическими предметами и средствами
труда.
Педагогическая специальность - вид деятельности
в рамках данной профессиональной группы,
характеризующийся совокупностью знаний,
умений и навыков, приобретенных в результате
образования и обеспечивающих постановку
и решение определённого класса профессионально-педагогических
задач в соответствии с присваиваемой
квалификацией.
Педагогическая специализация - определённый
вид деятельности в рамках педагогической
специальности. Она связана с конкретным
предметом труда и конкретной функцией
специалиста.
Педагогическая квалификация - уровень
и вид профессиональной педагогической
подготовленности, характеризующей возможности
специалиста в решении определенного
класса задач.
Педагогические специальности объединены
в профессиональную группу "Образование".
Основанием дифференциации специальностей
является:
а) предметные области знаний (литература,
химия, математика и т.д.);
б) возрастные периоды развития личности
(дошкольник, младший школьник, подросток
и т.д.);
в) особенности развития личности, связанные
с психофизиологическими и социальными
факторами (нарушение слуха, зрения, умственного
развития, дивиантное поведение).
Специализация внутри педагогической
профессии привела к выделению видов педагогической
деятельности и по направлениям воспитательной
работы (трудовое, эстетическое, правовое
и т.д.), что позволяет эффективнее использовать
интеграцию в деятельности различных
учителей.
Из истории университетского
образования.
История университетского образования
ведет свое начало из средних веков. Важнейшую
роль в культуре, науке и образовании
тогда играла схоластика, расцвет её приходится
на XII-XIII века. Церковь видела в ней сильное
средство для укрепления христианской
веры. Схоластика должна была ссылками
на авторитеты, стройной логикой дать
теоретическое обоснование Священному
писанию, христианству, укреплять авторитет
церкви, разоблачать ересь. Разрешалось
использовать накопленные знания, которые
одобряла церковь. Однако, некоторые ученые-схоласты
активнее, чем полагалось, обращались
к разным авторам, даже чуждым христианству.
Это приводило к острым дискуссиям, борьбе,
репрессиям. Из исканий богословов и ученых-схоластов
возникли целые отрасли современной науки.
Со временем и не без влияния церкви, опасавшейся
расширения светского образования, в схоластике
главным становиться не содержание, а
метод, формальная логика, оторванная
от науки. С той поры на уровне обыденного
сознания под схоластикой понимается
бесконечное умствование, формальное
знание, не имеющее ничего общего с реальностью.
Схоластика, объединившая под одной "крышей"
богословие и различные науки, ускорила
создание первых университетов. Университет
(от латинского universitas- союз, общество)
выражал представление о союзе людей,
заинтересованных в науке. Первые университеты
были образованы в Италии в Салерно и Болонье
в XI веке. В Париже университет открылся
в 1208 году. По образу и подобию Парижского
университета в XIII – XV веках открывались
университеты по всей Европе: Оксфорд
- в 1209 году, Кембридж - 1231, Неаполь - 1224,
Прага - 1348 и т.д. К концу XVвека в Европе
насчитывалось 65 университетов. До сих
пор это самые престижные учебные заведения
с многолетними традициями и всемирно
известными научными школами.
С созданием университетов оживляется
светское образование. Теперь в роли домашних
учителей все чаще оказываются студенты
университетов. Поэтому педагогические
знания становятся всё более актуальными.
Привлекательность университетов была
ещё и в том, что они сохраняли определенную
автономию, что сказывалось в управлении,
в содержании образования, в методах работы.
В университетских городах быстрее повышался
образовательный уровень населения, появлялись
разнообразные учебные заведения, нередко
связанные с университетом в единую систему,
таким образом; создавались научные центры.
В России создание университетского образования
шло несколько иначе. Если в Европе университеты
создавались независимо от государства,
то в России - это были изначально государственные
учреждения. В 1724 году по указу Петра I
в Санкт- Петербурге был открыт первый
российский университет. Он явился началом
складывания Российского научного центра.
В 1725 году была открыта Российская Академия
Наук. При университете были открыты гимназия
и школа. В 1755 году университет был открыт
в Москве. В 1878 году был подписан императорский
указ о создании Томского Императорского
Университета. Борьба за его открытие
между городами Сибири длилась 75 лет.
Открытие ТГУ оказало огромное значение
на культурное и научное развитие всей
Сибири. Многие ученые стремились работать
в Томске, так как атмосфера вуза отличалась
доброжелательностью и свободой. Сюда
ссылали в "наказание" профессоров
и преподавателей, отличавшихся свободомыслием
и прогрессивными взглядами. Много сделали
для развития университета томские меценаты
- они помогли выиграть борьбу за открытие,
поддерживали университет материально.
ТГУ оказал разностороннее воздействие
на все виды и типы образования, поставляя
кадры и служа научной базой. Профессора
и студенты не замыкались в своём кругу,
они являлись инициаторами многих научно-образовательных
и культурных начинаний, преподавали в
гимназиях, школах, Технологическом институте,
Высших женских курсах, выступали с публичными
лекциями, писали научно-популярные статьи.
Таким образом, университеты сыграли
очень заметную роль в развитии культуры.
Именно в них начинается подготовка профессиональных
кадров самой высокой квалификации.
Современное высшее профессиональное
образование.
В настоящее время происходит углубление
противоречий между требованиями, предъявляемыми
к личности и деятельности учителя, и фактическим
уровнем готовности выпускников педагогических
учебных заведений к выполнению ими своих
профессиональных функций. Также существуют
противоречия между типовой системой
подготовки учителя и индивидуально-творческим
характером его деятельности. Данные противоречия
обуславливают необходимость решения
связанных с ними проблем в педагогическом
образовании.
Получение педагогического образования
сопряжено со становлением специалиста
разного уровня профессиональной квалификации,
достигаемого при условии овладения соответствующими
программами. Эти программы составляются
в соответствии с общими требованиями
к содержанию профессионального образования,
которые заключены в статье 14 Закона РФ
«Об образовании. Исходя их этих требований,
были разработаны государственные стандарты
педагогического образования, являющиеся
основополагающими для подготовки будущего
педагога. Прототипом стандартов явились
существовавшие ранее квалификационные
характеристики, в которых закреплялись
требования к выпускнику вуза (что должен
знать и уметь, каким требованиям соответствовать
человек, получающий документ об окончании
высшего педагогического учреждения).
В соответствии с современным образовательным
стандартом в содержании образования
педагогического вуза можно выделить
несколько обязательных блоков дисциплин:
1) Общекультурный блок предполагает дельнейшее
развитие личности с учетом современного
развития общества. Для этого в содержании
образования предусмотрены следующие
дисциплины: философия, логика, политология,
право, иностранные языки, экономика, бизнес
и др.
2) Психолого-педагогический блок
предполагает
3) Общепредметный блок предполагает изучение
тех дисциплин, которые помогают освоить
современные образовательные технологии.
Это такие дисциплины как математика,
экология, информатика и др.
4) Предметный блок предполагает подготовку
специалиста в рамках данной профессии.
Сюда относятся для филолога такие дисциплины
как языкознание, современный русский
язык, русская и зарубежная литература
и др.
Образовательные стандарты
с течением времени изменяются,
уточняются их требования и
формулировки так, чтобы стандарт
соответствовал современным условиям.
Основная цель образовательного стандарта
- обеспечить овладение минимумом профессиональных
знаний и навыков, что является основой
для дальнейшего развития и самообразования
специалиста. В связи с этим психолого-педагогический
стандарт включает следующие компоненты:
1. Ориентирующий компонент обеспечивает
ориентацию в будущей профессиональной
деятельности. На это направлены целый
рад дисциплин: введение в педагогику
и психологию, педагогическая информатика,
основы саморазвития личности и др.
2. Теоретико-методологический компонент
обеспечивает овладение основными теориями,
идеями, взглядами в педагогической науке.
Этому способствуют дисциплины по педагогическим
и психологическим теориям и системам,
история образования, педагогика и психология
межличностных отношений и др.
3. Деятельностный компонент предполагает
овладение основными технологиями обучения
и общения и основами моделирования.
Помимо образовательного стандарта, который
обеспечивает овладение основами педагогических
знаний, предусмотрен целый рад специальных
курсов по самым разным дисциплинам, которые
направлены на удовлетворение индивидуальных
потребностей студентов в своем саморазвитии
как будущих специалистов. Важное место
в формировании педагога занимает педагогическая
практика, так как теория без практики
не будет усваиваться в полной мере. Практика
предусмотрена в течение всех лет обучения
в вузе и занимает 20 недель учебного времени.
Такова структура обучения в педагогическом
университете.
В вузе функционируют разнообразные организационные
формы обучения: лекции, практические
занятия, семинары, лабораторные работы,
практикумы, научно-исследовательская
работа студентов (НИРС), самостоятельная
работа под руководством преподавателей,
производственная практика. В настоящее
время в педагогическом университете
успешно применяются активные формы работы,
которые помогают студентам в большей
степени реализовать себя в процессе обучения,
познакомиться с этими формами, а в дальнейшем
использовать их в практической деятельности.
Это такие формы как деловые игры, роль
преподавателя на групповых занятиях,
роль организатора внеурочной деятельности
детей др.
Особое место в формировании будущего
специалиста занимает научно-исследовательская
деятельность студентов. Она позволяет
не только овладеть более глубоко профессиональными
знаниями и навыками, но и деятельности.
Научно-исследовательская деятельность
студента включает: работы над докладами,
рефератами, курсовыми и дипломными работами;
участие в научно-практических конференциях
и публикацию материалов к этим конференциям;
работа в научных студенческих кружках
и обществах.
Приобретение педагогической профессии
- сложный многолетний процесс. На этот
процесс оказывают влияние многие факторы:
потребности общества, развитие системы
образования, готовность личностей к получению
данной профессии, её престижность в обществе.
Профессия педагога одна из немногих,
которые остаются необходимыми на протяжении
многих веков. Процесс формирования педагога
невозможен без развитой системы педагогического
образования. Система педагогического
образования состоит из: системы педагогических
образовательных учреждений; системы
преемственных образовательных профессиональных
программ различных уровней; системы органов
управления профессиональным образованием.
К профессиональным образовательным
учреждениям педагогической направленности
можно отнести следующие учреждения различных
уровней:
а) начального образования - педагогические
классы, лицеи и гимназии;
б) среднего профессионального образования
- педагогические училища и колледжи;
в) высшего профессионального образования
- педагогические университеты и институты;
г) послевузовское образование - аспирантура
по педагогическому направлению, повышение
квалификации.
В каждом из этих образовательных учреждений
реализуются образовательные программы
профессиональной подготовки соответствующего
уровня, которые и обеспечивают качественную
подготовку специалистов современного
образования.
Профессиональная деятельность и
личность педагога.
Общечеловеческие ценности как основание
педагогической деятельности. Педагогическая
деятельность и её структура. Виды педагогической
деятельности. Педагогическая позиция,
общее понятие. Сотрудничество и партнёрство
в педагогической деятельности. Социальная
и профессиональная позиции. Образ учителя
в современной культуре. Социальное положение
учителя. Учитель как субъект педагогической
деятельности. Формирование «Я – концепции»
педагога. Педагогические способности.
Общечеловеческие ценности
– основа педагогической деятельности.
Исходной идеей преобразование школы
на рубеже XX -XXI веков является гуманизм,
то есть признание человека как высшей
ценности. Внедрение гуманистических
начал в педагогический процесс предлагает
рассмотрение человеческой истории, человеческой
культуры как развитие цивилизации. Гуманизация
– это « очеловечивание » всего процесса
обучения и воспитания, формирование в
растущем человеке чувства собственного
достоинства, самоуважения, а так же альтруизма,
превращение его в равноправный субъект
обучения, воспитание в нём творца, который
творит себя и созидает мир. Отношение
к ребёнку и к природе человека – корень
любой воспитательной концепции.
Гуманистическая педагогика имеет долгую
историю. Уже в древней Греции, раннем
средневековье можно найти элементы гуманистической
педагогики. Подлинным отцом гуманистической
педагогики является знаменитый французский
просветитель XVIII века Жан – Жак Руссо.
Он поставил личность ребёнка, его интересы,
внутренний мир во главу угла всей воспитательной
системы. Решительно выступая против подавления,
насилия над личностью ребёнка, он говорил,
что «надо культивировать в человеке чувства
гуманности, доброты, бескорыстия, не допускать
в сердце ребёнка такие чувства как зависть,
жадность и ненависть». Руссо формулирует
три условия, соблюдение которых даёт
человеку счастье и возвышает его как
разумное существо: сочувствие другому,
помощь другим, высокая отзывчивость на
добро. Воспитатель при нём должен показывать
личный пример доброты, справедливости,
сочувствия людям. .
Немецкий педагог XIX века Адольф Дистервег,
продолжатель идей Руссо, призывал тщательно
изучать ребенка, строить педагогическую
работу с учетом особенностей детской
природы и самосовершенствования педагога.
Он утверждал: «Невозможно дать другому
того, что не имеешь сам, невозможно развивать,
воспитывать и образовывать других, не
будучи самому развитым, воспитанным и
образованным».
Истинным педагогом-гуманистом можно
назвать Л.Н.Толстого, который все в своей
школе подчинил интересам и жизни ребенка.
Большое место в развитии гуманистической
педагогики занимает В.А.Сухомлинский.
Он стремился, чтобы сама среда, окружающая
ребенка, воспитывала его. В среде этой
должен быть культ Человека, Разума, Счастья,
Свободы, Справедливости, Совести.
Ш.А.Амонашвили, продолжая развивать гуманистическую
педагогику, выдвинул три основных принципа
своей жизнеутверждающей, гуманной, гармоничной
педагогической деятельности:
1. Любить ребёнка. Любовь – это человеческое
солнце. Учитель должен излучать человеческую
доброту и любовь, без которых невозможно
воспитывать гуманную душу в человеке.
Педагогика любви не терпит грубости,
давления, ущемления достоинства, игнорирования
жизни ребёнка.
2. Очеловечивать среду, в которой живёт
ребёнок. Это означает внимание ко всем
сферам общения ребёнка с целью обеспечения
ему душевного комфорта и равновесия.
Ничто не должно раздражать ребёнка, рождать
в нем страх, неуверенность, уныние, униженность.
3. Прожить в ребёнке своё детство. Это
надежный путь для того, чтобы ребята доверились
учителю, оценили доброту его души, приняли
его любовь. Одновременно это и путь познания
жизни ребёнка.
Любовь к ребёнку, к человеку – вот основа
гуманистической педагогики. Гуманистическое
воспитание детей с опорой на общечеловеческие
ценности является одной из приоритетных
задач нашего общества. Под ценностями
понимаются «специфические социальные
определения объектов окружающего мира,
выявляющие их положительное и отрицательное
значение для человека и общества (благо,
добро, зло, прекрасное, безобразное и
др.), заключенные в явлениях общественной
жизни и природы».
Среди общечеловеческих ценностей на
первое место можно поставить права человека,
его свободу и соответствующее им воспитание
и образование. Общечеловеческие ценности
– это те, которые сближают, роднят духовные
цели разных народов, различные религии,
различные эпохи. Они складывались постепенно
и в конце ХХ столетия были отражены в
международных документах ООН о правах
человека. Исповедовать общечеловеческое
ценности – это значит научиться уважать
и ценить то, что есть у других народов
и является их вкладом в общечеловеческое
развитие, оберегать всё то, что создано
всеми народами и что свято для них.
Понятие «общечеловеческие ценности»
в педагогике подчеркивает единую социальную
функцию, цель, содержание и направленность
воспитания, в какой бы стране оно не осуществлялось.
Понятие «общечеловеческие ценности»,
как социальная установка, включает в
себя познавательный, эмоциональный и
поведенческий компоненты. Это объясняет
необходимость изучения ценностей, включение
их в сознание человека и его поведение.