Профессия и профессионализм педагога

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2013 в 20:51, реферат

Краткое описание

Профессия "педагог" - одна из наиболее древних в мире. Ещё в архаичном доклассовом обществе выделялись люди, которые присматривали за детьми. Поначалу это были члены общины, которые не могли выполнять основную работу наравне с другими. Чаще всего это были старики. Они обладали знаниями и опытом, могли научить детей способам выживания в трудных условиях. Постепенно стали выделяться люди, отличающиеся особыми успехами в общении и обучении детей. Прошло довольно много времени, прежде чем это занятие стало выделяться в специальный вид деятельности.

Вложенные файлы: 1 файл

введение в пед проф.doc

— 236.00 Кб (Скачать файл)

 Профессиональный идеал педагога. 
 
      Развитие личности человека во многом зависит от того, как формируется его самооценка. Психологи отмечают два основных приема формирования самооценки. Первый состоит в том, чтобы соотнести уровень своих притязаний с достигнутым результатом. Второй, более распространённый, заключается в социальном сравнении, сопоставлении мнений о себе окружающих. Но, притязания могут быть не высоки, поэтому самооценка может сформироваться не адекватная. Не всегда удовлетворяет творчески работающего учителя и сравнение своих результатов и результатами своих коллег.           Основным способом формирования самооценки учителя является соизмерение своих результатов с идеалом личности и деятельности учителя-воспитателя. Формирование своего профессионального идеала должно начинаться ещё во время обучения в вузе. Самый простой способ формирования профессионального идеала – чтение специальной литературы, знакомство с жизнью и педагогическим творчеством выдающихся педагогов. С течением времени идеал может меняться, это может быть не только конкретная личность, но чаще всего это собирательный образ, в котором переплетаются лучшие качества нескольких педагогов. Правильно сформированный идеал учителя – условие эффективного его самовоспитания. 
       К внешним факторам, стимулирующим процесс самовоспитания, относят педагогический коллектив, стиль руководства школой и фактор свободного времени. Педагогический коллектив, в котором царит атмосфера взаимной требовательности, принципиальности, конструктивной критики и самокритики, с особым вниманием относятся к творческим поискам коллег, чувствуется заинтересованность в профессиональном росте начинающих, способствует стремлению большинства учителей соответствовать требованиям профессионального идеала. Отсутствие этих характеристик в педагогическом коллективе убивают потребность в самосовершенствовании.  
      Профессиональному росту учителя способствует и стиль руководства школой. Руководители школы должны создавать необходимые условия для самосовершенствования учителя: вселять уверенность в своих силах, тактично помогать и направлять молодого учителя, создавать условия для нормальной работы, не загружать учителя ненужной работой. 
Большую роль в профессиональном росте играет фактор времени. Для саморазвития учителю необходимо читать много разнообразной литературы и периодики, посещать музеи и выставки, иметь время от увлечений, творчества. Резервы времени можно найти, если овладеть приёмами рациональной организации труда, правильно планировать свою деятельность. 
      Процесс профессионального самовоспитания очень индивидуален. Однако в нем всегда можно выделить три взаимосвязанных этапа: самопознание, самопрограммирование, самовоздействие. Профессиональному самопознанию будущего учителя поможет курс психологии. В настоящее время существует большое число методик, которые помогут выявить качества личности и выделить идеальные профессиональные качества. 
     Процесс самопрограммирования поможет определить пути, средства и сроки формирования необходимых профессиональных качеств, определить цели и задачи саморазвития, выработать жизненные правила и принципы, которыми можно руководствоваться в деятельности. Средства и способы самовоздействия помогут сделать процесс саморазвития непрерывными и целенаправленным. Самоубеждение, самоприказ, самоограничение и другие средства саморегуляции способствуют воспитанию воли, целеустремлённости, ответственности. Формирование профессиональных качеств невозможно без специальных упражнений, направленных на развитие наблюдательности, воображения, умения профессионально мыслить. Самовоспитание должно стать потребностью будущего педагога, без него невозможен профессиональный рост.

Профессиональное становление  и развитие педагога. 
 
Современные стратегии развития образования и мировые педагогические идеи. Отечественная школа в условиях реформирования. Учитель в современной школе. Этапы освоения педагогической профессии и формирования педагогического мастерства. Педагогическая карьера, общее понятие и виды. Карьера и творческий рост педагога. Индивидуальные образовательно-профессиональные программы. Способы саморазвития и самореализации педагога. 
 
 

 Современные стратегии образования.

 
        Мировая история свидетельствует  о наличии общих законов развития  цивилизации. Но духовные пути  каждой нации и этноса оказываются существенно различными, проявляясь в многообразии типов мышления, чувствования, верований, языков, образа жизни, художественных форм. Национальный тип мироотношения предполагает и соответствующий ему способ передачи, хранения, воспроизводства опыта поколений, то есть национальные формы образования. Система образования отдельного народа складывается веками, отражая исторические процессы и явления, социальные и культурные изменения. «Понять систему образования данного общества, – значит, понять строй его жизни, » – писал С.И.Гессен, имея в виду структурно-типологическую изоморфность культуры и образования.  
      Сегодня выбор модели образования совершается внутри самой системы путём попыток перебора вариантов, доминирующих тенденций. Для России острота ситуации определяется необходимостью найти в многообразии открывающихся земному сообществу перспектив собственный путь к общей для человечества цели: согласию, сотрудничеству, благоденствию – качественно иным отношениям «нерепрессивного социума». И эта дорога должна соответствовать российским духовным приоритетам, хозяйственным ресурсам, культурным традициям, людским потребностям. 
     Ситуация в образовании является отражением общего состояния дел в стране. Нарушено единое образовательное пространство, хотя в документах оно и присутствует. На территории России сбивчиво и импульсивно реализуются идеи децентрализации управления и многообразия типов школ, снята социальная защита с системы образования, практически отменен всеобуч, идет вынужденная коммерциализация школы, поскольку она не получает бюджетной поддержки.  
     Несмотря на это, именно в сфере образования идет самостоятельный и весьма интенсивный поиск приоритетной модели. Моделей много, поиск идет путем проб и ошибок. В основном поиск развивается в пределах четырех основных тенденций: 
   1. Сохранение структурных качеств советской единой государственной системы, школы, работающей по единым программам. Она очень поддерживается управленцами – они разрабатывают стандарты и контролируют школу, такой школой легче управлять. Консерватизм репродуктивного педагогического мышления, который свойственен значительному числу педагогов-практиков, гарантирует устойчивость этой тенденции. Советская система – система закрытого типа – удобна для централизованного управления. Главными её недостатками являются: ориентация на количество усвоенного и операциональная несостоятельность; безличность методик обучения; подмена существующего должным; вторичность личности по отношению к коллективу; дисциплинарный навык послушания. 
  2. «Рыночный» тип образовательной системы, построенный как спектр образовательных услуг для удовлетворения потребностей заказчика, в зависимости от его социальных притязаний и финансовых возможностей. Такая модель типична для современных индустриальных стран. Она именуется «свободной», строит свои образовательные программы по «принципу супермаркета» – свобода выбора при здоровой конкуренции. Её «сверхзадача» – адаптировать индивида к условиям наличествующего социума. Но Россия такого опыта не имеет. Если она отречется от традиций и примет эту модель, то ясно, чтобы получить работающую систему «рыночного» образца, надо иметь аналогичный тип хозяйства и соответствующий строй государства и общества. На эти изменения потребуется примерно 20-25 лет. Мир не будет при этом стоять на месте, будет развиваться, и, как следствие, Россия будет иметь многолетнее отставание. С другой стороны, данная модель чужда отечественной культуре и образовательным традициям. 
   3. Культурологическая тенденция – развивается в русле процессов гуманизации сознания и практики, актуальных для всего современного мира. Особенность культурологических моделей образования состоит в том, что они ориентированы не государством и рынком, а культурой. Овладевая её культурным и материальным богатством, индивид становиться личностью, способной к сознательному строительству жизненной среды, разумных отношений с природой, людьми, государством. Культурологическая парадигма образования предполагает видеть школу инструментом и условием освобождения личности от репрессивного давления социума.  
   4. Культуротворческая тенденция – рождается в поиске принципов целостного образовательного пространства школы, ориентированной на становление личности ребёнка. Освоение опыта строиться не в логике учебного предмета, а в гуманистической направленности образования, в процессе становления культурного самосознания в прямом соответствии с возрастными характеристиками психофизических и интеллектуальных возможностей ребенка. Образовательное пространство школы есть модель культуры, которую последовательно осваивает ребёнок, тем самым развивает потребность и способность к культурному творчеству личности, свободно ориентирующейся в мире, готовой к сознательному действованию в нем.  
Пока что в системе образования России идет перебор вариантов тенденций, на примере различных школ можно увидеть реализацию различных моделей образования. Возможно, в скором времени возникнут и новые модели, в которых мы увидим слияние элементов уже известных нам моделей образования. 
     Изменения в обществе влекут за собой изменения в её основных системах. Школа как социальная система тоже подвержена изменениям, то есть реформированию. К положительным сдвигам можно отнести появление важных документов, определяющих концепцию развития образования и школы: Закон РФ «Об образовании» (июль 1992), Конституция РФ (декабрь 1993). Конституция предоставляет право на образование; гарантирует общедоступность и бесплатность основных уровней образования; устанавливаются государственные образовательные стандарты; гарантируется поддержка различных форм образования и самообразования. В Законе «Об образовании», принятом в 1992 году, определяются принципы государственной политики в области образования; гарантируется возможность получения образования всем гражданам РФ; определяются языки обучения на всех уровнях образования; устанавливаются государственные образовательные стандарты всех уровней образования. Обозначились тенденции демократизации и гуманизации школы. Родители и дети получили возможность свободного выбора школьного образования. Меняется характер взаимоотношений между учащимися и учителями, школа и педагоги обретают право на самостоятельность в организации учебно-воспитательного процесса и управления школой.  
Таковы законодательно оформленные замыслы в отношении настоящего и ближайшего будущего школы России.

 

Проблемы творческого роста  учителя. 
 
       Проблема творческого роста учителя приобрела в наше время особую актуальность. Учитель ощущает необходимость быстрее ориентироваться в современной обстановке неустойчивости, противоречий в педагогической действительности, введения новых технологий обучения и воспитания. Это требует от него не только хорошей профессиональной подготовки, но и постоянного совершенствования его мастерства.  
      В профессиональной деятельности педагога в течение ряда лет можно наблюдать качественные изменения, так называемый профессиональный рост. Рост связан с осмыслением содержания деятельности, выбором методов и форм, выработкой профессионально-личностного стиля учителя. И.Ф.Харламов выделяет три ступени профессионального роста педагога: 
  1. Педагогическая умелость – это базовая характеристика, в основном формируется в вузе и в первые годы практической деятельности. 
  2. Педагогическое мастерство – это шлифовка умелости, отработка основных элементов деятельности на практике. 
  3. Педагогическое творчество – это способность увидеть процесс или его составные с новой стороны, внести изменения, которые дадут лучший эффект. Педагогическое новаторство – выдвижение и реализация новых прогрессивных идей, принципов и приёмов, существенно повышающих качество работы. Его рассматривают не как особую ступень роста, а как пик педагогического творчества, которого не каждый может достичь.  
     Для полноценного профессионального роста необходимы и условия, которые не всегда зависят только от учителя.     Руководитель и педагогический коллектив, заинтересованные в профессиональном росте своих коллег, по возможности должны стремиться к созданию определенных условий. Р.Шакуров выделяет несколько факторов, которые способствуют профессиональному росту учителя: 

1. Чтобы направлять активность  человека, необходимо знать мотивы  его деятельности. По ряду исследований были выявлены мотивы, которые существенно влияют на повышение активности в профессиональной деятельности. Из всех мотивов можно выделить ведущие (высшая оценка 3 балла): стремление вырастить из учащихся настоящих людей (2,73 б.), добросовестно работать (2,72 б.), желание привить учащимся интерес к своему предмету (2,42 б.), желание более успешно преодолеть трудности в работе с учащимися (2,40 б.), желание принести большую пользу обществу (2,39 б.).  

2.Создание условий, стимулирующих  развитие мотивации творчества  у педагогов, является одной  из важных функций руководителя школы. Создавая систему внешних стимулов, способствующих росту творческой активности человека, руководителем осуществляется руководство профессиональным ростом учителей. Это так называемый творческий микроклимат коллектива. 
  3. Процесс профессионального роста продолжительный, он складывается из комплекса форм повышения квалификации учителей. Одной из наиболее действенных форм является открытый урок. Посещение открытого урока высоко квалифицированного коллеги служит мощным стимулом для активизации собственной деятельности. Если при этом в школе неформальная товарищеская взаимопомощь, открытые уроки не носят характера «парадного» мероприятия – влияние данной формы усиливается.  
  4. Сильным катализатором творческой активности является неформальное деловое общение, возникающее без прямого вмешательства администрации. Тем более что такое сотрудничество направлено на удовлетворение конкретной потребности человека – общении, признании его как личности. Такое сотрудничество возникает у людей близких по психологическому типу, по стилю работы, по возрасту. Все это не только способствует профессиональному росту, но и служит сплочению коллектива. 
  5. Фактор, служащий повышению профессионального роста – индивидуализация работы с учителем. Создавая общие благоприятные условия для творческого роста учителей, необходимо работать и с каждым учителем, изучать особенности его личности, его профессиональный стиль, выделять его сильные и слабые стороны. Особого внимания требуют учителя, которые не всегда сами могут увидеть свои недостатки и вовремя их исправить, здесь требуется особый такт и тактика со стороны руководителя. 
  6. Объективные факторы, влияющие на творческую активность педагогов, важно рассматривать не только с позиции форм, но и методов. В педагогических учреждениях чаще используются коммуникативные методы, которые делятся на две группы: требования (от советов до директив) и оценка (одобрение, похвала, признание, осуждение, порицание).        

 Творческая активность педагогов  зависит от всех элементов  рабочей ситуации. Поэтому успех  возможен только там, где проблема педагогического творчества решается комплексно. Профессиональный рост тесно связан с карьерой в профессиональной деятельности.

 

Педагогическая карьера. 
 
        Слово карьера означает: а) продвижение в какой-либо сфере деятельности; достижение известности, славы, выгоды; б) род занятий, деятельности. 
       Понятно, что вершина в профессиональном развитии не обязательно есть занятие «начальствующих должностей» – директора, его заместителя, руководителя органов народного образования. Это, прежде всего, освоение вершин мастерства. В.А.Сухомлинский и А.С.Макаренко более известны как выдающиеся педагоги, внесшие огромный вклад в развитие педагогики, чем как руководители образовательных учреждений. Употребляя термин «педагогическая карьера», будем исходить из предположения, что профессиональный жизненный путь учителя – это, прежде всего, путь не по «должностям» и «постам», а по ступеням педагогического мастерства. Желание учителя претендовать на более высокий разряд или категорию не есть просто условие повысить заработанную плату, но и демонстрация возросшего его педагогического и методического мастерства. 
       Студенты педагогического вуза должны понимать, что они ориентированы на будущую учительскую профессиональную деятельность, но это не значит, что они должны ждать это будущее. Живя сегодняшней жизнью, они должны помнить о том, что все им пригодится, когда они встанут за учительский стол, ибо заранее нельзя сказать, что потребуется учителю, когда он будет говорить со своими учениками. 
       Различают две ветви карьеры: вертикальную и горизонтальную. Вертикальная карьера – это служебный рост, который достаточно ограничен. Заместитель директора и директор школы – вот те ступени, которые возможны в школе. Возможно и дальнейшее продвижение в органы управления образованием, но этих высот достигают лишь немногие. Горизонтальная карьера – это рост профессионального мастерства, то, что невозможно отнять у человека.  
      Горизонтальная карьера весьма важна для педагога, поскольку он является менеджером, а педагогический менеджмент – это искусство управлять учебно-познавательной деятельностью учащихся. Учитель как менеджер, ориентированный на профессиональный рост как на нечто более важное, чем служебная карьера или зарплата, не гонится за должностями, а учится. Ведь карьера – это знания, умения, желание профессионального роста.  
Чему же должен учиться учитель? Во-первых, умению учиться. Профессиональный рост, создание карьеры – это не что иное, как процесс систематического накопления новых знаний, которые постоянно используются учителем в практике работы с учащимися. Во-вторых, умениям выбирать ясные и практически осуществимые цели учебно-воспитательной работы. В-третьих, умению дисциплинировать себя, добиваться поставленных целей. 
      Индивидуальные образовательно-профессиональные программы. Содержание профессиональной готовности как отражение цели педагогического образования аккумулировано в профессиограмме или индивидуальной профессионально-образовательной программе. В этой программе содержатся идеализированные параметры личности и профессиональной деятельности учителя. Это программа личностного и профессионального развития. К настоящему времени накоплен богатый опыт построения профессиограмм. Практика показала, что профессиональные требования к личности учителя можно объединить в три основных комплекса: общегражданские качества; качества, определяющие специфику профессии учителя; специальные знания, умения и навыки по предмету. В профессиограмме отражены не только идеализированные параметры, но и наличие или уровень сформированности необходимых качеств у конкретного учителя, а также сроки, в которые проходит фиксация уровня. Для формирования необходимых качеств можно в профессиограмме указать пути и средства, с помощью которых будет проходить развитие учителя. Психологи рекомендуют указать также наличие педагогических способностей, на основе которых формируются профессиональные качества учителя. 
      Конечно, каждый учитель может выбрать любую произвольную форму составления профессиограммы. Студенты не должны забывать, что работать над своим профессиональным ростом нужно уже в годы обучения в педагогическом учебном заведении, не дожидаясь начала профессиональной деятельности. 
      В профессиограмме учителя ведущее место занимает направленность его личности. В деятельности учителя идейная убеждённость определяет все другие свойства и характеристики личности, выражающие его социально-нравственную направленность. В частности, социальные потребности, моральные и ценностные ориентации, чувство общественного долга и гражданской ответственности. Идейная убеждённость лежит в основе социальной активности учителя. Профессиональная направленность личности учителя включает интерес к профессии учителя, педагогическое призвание, профессионально-педагогические намерения и склонности. 
       Средства и способы саморазвития. Средств и способов саморазвития достаточно много, их можно разделить на несколько групп: способы саморегуляции своего психического состояния, способы повышения культуры труда, способы повышения эффективности воздействия на окружающих, способы повышения управления детским коллективом. Овладеть этими способами поможет специальная литература и специальные психолого-педагогические курсы, которые изучают студенты педагогических учебных заведений. 
       Одной из составляющих желания делать педагогическую карьеру должно быть желание педагога постоянно работать над своим имиджем. Сам термин имидж означает целенаправленно сформированный образ, выделяющий определенные ценностные характеристики, призванный оказать эмоционально-психологическое воздействие на кого-либо. Имидж – это визуальная привлекательность личности. Основой имиджа (внешней и внутренней привлекательности) учителя являются его профессиональные цели, а также его психологическая и общая культура. Именно это в первую очередь привлекает внимание учеников при встрече с учителем, вызывает желание сотрудничать. Умение быть приятным для учащихся, помноженное на профессиональные знания и умения – самый надежный ключ к успеху учителя на педагогическом поприще.




Информация о работе Профессия и профессионализм педагога