Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2014 в 18:43, курсовая работа
Проведенный анализ современного состояния проблем педагогической практики, нормативных документов позволяет говорить о недостаточно компетентной оценке педагогами причин и характера возникновения девиации в поведении детей младшего школьного возраста, несвоевременном выявлении возможных отклонений, что порождает круг новых, еще более сложных проблем, разрешение которых становится с каждым годом все более трудным. Именно эти проблемы, возникающие в дошкольном и младшем школьном возрасте, становятся основой для формирования стойких отклонений в поведении, проявляющихся в дальнейшем в подростковом возрасте.
Введение……………………………………………………………………………...
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОФИЛАКТИКИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА……………...
1.1 Понятие девиантного поведения в психологии и педагогике………...
1.2 Отклоняющееся поведение детей младшего школьного возраста…...
1.3Причины и следствия отклоняющегося поведения младших школьников…………………………………………………………………...
1.4 Профилактика девиантного поведения детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности………………………………………
2 ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ…………………………………………...……...………………………………..
2.1 Характеристика исходного уровня девиантного поведения у учащихся экспериментального класса………………………........................
2.2 Профилактическая работа с младшими школьниками, склонных к девиантному поведению во внеурочной деятельности……………………
Заключение…………………………………………………………………………..
Список использованных источников………………………………………………
Дети не растут самостоятельно. Какой характер, какие привычки и наклонности заложены в детстве, с тем и пойдет человек по жизни. В основе воспитания - формирование привычки к правильному поведению, т. е. такой привычки, когда ребенок уже не может поступить иначе, когда правильное поведение становится его потребностью.
Школа в
жизни ребенка (наряду с семьей и
группой сверстников) занимает довольно
важное место. Большую часть времени
учащийся проводит в ее стенах, здесь
в ходе учебного процесса он познает
мир, учится читать и писать, изучает
законы и явления природы и
общества, усваивает правила и
нормы человеческого общежития.
Учебная деятельность в школьные
годы остается ведущим видом деятельности
у абсолютного большинства
Организация внеурочной деятельности детей, в том числе досуговой, в любой школе всегда была и останется очень важной сферой деятельности учителей. Занятия с детьми помимо уроков, общение с ними в более или менее свободной обстановке имеют существенное, а нередко и решающее значение для их развития и воспитания. Они важны и для самого учителя, классного руководителя, так как помогают сблизиться с детьми, лучше их узнать и установить хорошие отношения, открывают неожиданные и привлекательные для учеников стороны личности самого учителя, наконец, позволяют пережить счастливые минуты единения, совместных переживаний, что часто делает учителя и учеников друзьями на всю жизнь.
1.4 Профилактика девиантного поведения детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности.
Дети с отклоняющимся поведением как правило активны и являются участниками общественно полезной, трудовой, спортивно-оздоровительной, художественно-эстетической, игровой и др. Однако доля их участия в этих видах деятельности и сила влияния последних на формирование и развитие личности разные.
Деятельность становится интересной и значимой, если она приносит эмоциональное удовлетворение чувству достижения намеченной цели[16]. Не менее важным в отношении к деятельности и результативности коррекционного воздействия на подростков является включение их в позицию активного участника данного вида деятельности.
Профилактическая направленность внеурочной воспитательной работы состоит в том, что педагогически запущенным и трудновоспитуемым детям предоставляется возможность удовлетворить свои интересы, реализовать свои потребности, проявить свои способности, оценить самого себя и быть оцененным другими в ходе участия во внеклассной работе, наконец, попытаться найти оптимальный вариант взаимоотношений со сверстниками и учителями и выбрать приемлемую форму поведения.
Внеурочная воспитательная деятельность (в отличие от учебно-познавательной) не только представляет возможность ребенку свободы выбора действия, но и создает условия для упражнения и тренировки определенных эмоционально-волевых и нравственно-поведенческих качеств, выполнения общепринятых требований, соблюдения норм межличностных отношений.
Воспитательно-коррекционный потенциал внеурочной деятельности зависит от ее характера и содержания, от того места, которое она занимает в едином педагогическом процессе, от тех задач, которые решаются в ходе ее осуществления[19]. Так, например, общественно полезная и трудовая деятельность решает задачи развития познавательного
интереса
к различным видам труда,
Вместе
с тем внеурочная воспитательная
деятельность сама по себе не решает проблем
предупреждения отклонений в поведении,
в преодолении недостатков
Поскольку деятельность является ведущим средством формирования личности, то методами профилактики целесообразно считать те способы организации и осмысления деятельности, которые изменяют к лучшему черты школьника и способствуют исправлению, профилактики отклонений в поведении.
Выделяют четыре группы методов, направленных на исправление отклоняюшегося поведения личности:[10]
- методы разрушения отрицательного типа характера: метод "взрыва" и метод реконструкции характера;
- методы перестройки мотивационной сферы и самосознания: а) объективного переосмысления своих достоинств и недостатков; б) переориентировки самосознания; в) переубеждения; г) прогнозирования отрицательного поведения;
- методы перестройки жизненного опыта: а) предписания; б) ограничения; в) переучивания; г) переключения; д) регламентации образа жизни;
- методы предупреждения отрицательного и стимулирования положительного поведения: а) поощрения и наказания; б) соревнования; в) положительной перспективы
А. Д. Гонеев отмечает, что, организуя воспитательную работу с учащимися, необходимо учитывать тот факт, что коллектив может выступать как фактор и условие предупреждения отклоняющегося поведения школьников, как действенный компонент воздействия на личность. Он выделяет следующие приемы коррекционного воздействия коллектива на девиантных школьников:[3]
- доверия — учащийся выполняет наиболее значимое общественное поручение коллектива, в котором он сможет проявить себя;
- постепенного приучения к деятельности на общую пользу — поручения повторяются, усложняются и мотивируются их общественной значимостью;
- поддержки коллективистических проявлений — поощрение и одобрение коллективом усилий учащегося выполнять общественную работу в сочетании с возрастанием доброжелательного отношения к нему окружающих;
- недоверия — коллектив высказывает сомнение в том, поручать или нет какое-либо дело данному учащемуся из-за негативной оценки его отдельных личностных качеств, побуждая его тем самым к самокритике;
- отклонения недобросовестного и некачественного выполнения работы — коллектив заставляет переделать работу, мотивируя свое решение возможностью более качественного ее выполнения;
- осуждения безнравственности эгоистических установок и взглядов школьника;
- переключения критики на самокритику, побуждающей учащегося дать объективную оценку своему поступку, подумать о причинах недовольства этим поступком окружающих;
- включения подростка в коллективные общественно значимые виды деятельности, где он должен проявить свое отношение к совместным коллективным делам, умение сотрудничать с одноклассниками.
Коллективистический характер совместной деятельности - сильный фактор в изменении личности и характера поведения подростка, однако немаловажна позиция подростка к самому себе, к оценке своих действий и поступков, желание исправить свои негативные качества, ликвидировать отрицательные привычки, заняться своим самосовершенствованием и самовоспитанием.
На основании
исследований отечественных и зарубежных
ученых — педагогов и психологов,
а также опыта семейного
Таблица 1. «Методы и приемы предупреждения и преодоления нарушений в поведении детей».
Нарушения |
Проявление |
Причина |
Воспитательные методы и приемы |
Непослушание - отказ слушаться кого-нибудь (oтца, мать, других членов семьи) |
Невыполнение принятого в |
• Предъявление ребенку невыполнимых
или взаимоисключающих • Нарушение этики общения
(неосторожно сказанное, слово) Несогласованность в • Непедагогичные методы воспитания. • Недостаток родительского внимания. • Отсутствие доверия или привязанности между ребенком и родителями. • Преобладание наказаний над поощрениями |
• Не ругать, не читать нотаций часто. • Не считать непослушание ребенка из ряда вон выходящим явлением. • Выражать огорчение по поводу его поступка, действия, ошибки. • Поговорить доброжелательно
без упреков и повышения • Проявлять любовь и внимание |
Агрессивность - действия, имеющие целью причинить моральный, психологический, физический ущерб или нанести вред другим |
гнев, ненависть, враждебность, упрямство. Плач, крик, намеренное непослушание, разбрасывание вещей и игрушек, попытки ударить родителей, других членов семьи |
• Авторитарный стиль воспитания. • Деформация системы • Упущения в нравственном воспитании детей. • Подражание героям кино- и видеофильмов. • Чувства голода и усталости. • Чрезмерное количество ограничений по отношению к ребенку. • Стремление самоутвердиться |
• Формировать эмоциональную • Вовлекать в межличностные отношения. • Учить понимать переживания других; отождествлять себя с Другим человеком, менять свое мнение и позицию, сопоставляя их с мнениями и позициями других людей для преодоления эгоизма. • Создать спокойную, • Предъявлять требования в различных формах, уважая личность ребенка. • Обоснованно применять методы поощрения и наказания с учетом психофизиологических и половозрастных особенностей детей. • Сдерживать вспышки гнева
и раздражения при оценке • Проявлять любовь |
Упрямство - неуступчивость, стремление добиться своего вопреки здравому смыслу |
Сердитость, злость, сопротивление, настаивание на том, что хочется только ребенку |
• Нарушение взаимоотношений • Неумение поддержать • Игнорирование интересов и потребностей ребенка. • Утверждение родительского авторитета силой |
• Проявлять твердость и • Не унижать ребенка. • Не применять принуждения. • Откладывать решение • Привлекать к решению
спорной проблемы друзей • Контролировать себя и свои действия |
Каприз-прихоть, проявление необычного состояния отклонение от обычного нормального поведения |
Бурное проявление гнева, плача, крика, топанье ногами, катание по полу, попытки усуситъ, поцарапать, пнуть, плюнуть, швыряние вещей и предметов, хлопанье дверью |
• Неосторожно сказанные слова членов семьи, • Отсутствие • Отрицательная реакция родителей на капризы. • болезненное состояние. • Чрезмерная родительская любовь. • Беспрекословное выполнение родителями всех желаний и прихотей ребенка. • Проявление протеста в
ситуации необоснованного • Перевозбуждение нервной системы ребенка |
• Разумно организовать режим дня ребенка. • Создать здоровую морально- • Проявлять умеренную • Вырабатывать у ребенка привычку считаться с мнением и интересами других людей. • Соблюдать режим сна, питания и т. д. Устранять источник • Отвлекать ребенка от того, что стало причиной каприза (обнять, погладить по голове, поцеловать, проявить доброжелательность). • Проявлять спокойствие
и равнодушие в момент каприза. • Избегать угроз, упреков, насилия, физических наказаний. • Спокойно и ласково • Проявлять любовь |
Гиперактивность - (греч. hyper - сверху-непроизвольные движения при нарушении нервной системы |
Чрезмерная подвижность; неспособность к продолжительной концентрации внимания (реагирование на движение, звуки, свет) |
• Употребление матерями алкоголя и наркотиков в период беременности. • Осложнение беременности и родов, • Соматические заболевания в ранней детстве. • Физические и психические травмы. • Нарушения центральной нервной системы • Стрессы и переутомление матери |
• Разумно организовать распорядок дня. • Выделить для ребенка отдельную комнату или уголок. • Создавать спокойную • Упреждать конфликтные ситуации. • Подбирать игры, которые
способствуют концентрации •поддерживать малейшие проявления позитивного поведения. • избегать частых наказаний
|
Замкнутость - скрытность, отдаленность, отчужденность, обособленность необщительность |
Неразговорчивость, молчаливость, скрытность и обособленность |
• Авторитарный стиль семейного воспитания. • Индивидуально- • Недостатки воспитания в учреждениях (детский сон, школа-интернат). • Способ защиты от |
• Проявлять терпение и тактичность в игра и общении с детьми. • Установить дружеские • Включать ребенка в • Проявлять ласку и любовь |
Гнев - чувство сильного возмущения, негодования |
Проявление агрессивности, плач, крик, битье посуды, швыряние книг, игрушек, предметов, повышение голоса, насильственые действия по отношеиию к животным, младшему брату или сестре, употребление оскорбительных слов и выражений |
• Неудовлетворение потребностей ребенка.
• Оскорбление.
• Применение принуждений и наказаний.
• Нарушение этики
• Несправедливое отношение к ребенку.
• Состояние болезни |
•Проявлять спокойствие в
• Не наказывать.
• Оставлять на время в покое.
•Отвлекать ребенка от того, что становится причиной гнева
|
Драчливость - склонность ребенка к физическим столкновениям, драке
|
(Насильственные действия по |
• Желание привлечь внимание отца, матери, других членов семьи.
•Соперничество между детьми.
• Притеснения в отношении
• Отсутствие в семье справедливости по отношению к детям.
•Отсутствие в семье контроля за соблюдением дисциплины и порядка |
• Выяснить причины драки.
• Развести детей по комнатам, предоставляя возможность успокоиться.
•Лишать на время телевизора, компьютера.
• Давать поручения по дому.
• Устанавливать требования по защите прав каждого ребенка.
• Установить правило, чтобы в семье не подшучивали над другими зло и обидно.
• Не разрешать старшему ребенку дразнить младшего.
• Быть справедливыми и |
Воровство - склонность воровать чужие вещи и деньги |
В зависимости от возраста может проявляться как воровство игрушек, вещей, денег, продуктов питания, спортивных товаров, мобильных телефонов, велосипедов |
• Мечта ребенка иметь заветную вещь.
• Желание сделать подарки
•Стремление укрепить свое положение (ста-
тус) в коллективе ровесников.
•Месть родителям за невнимание, недостаток
любви к нему.
• Способ компенсации за свою безрадостную
жизнь в детском учреждении.
• Способ самоутверждения в жизни.
•Выполнение требований взрослых |
• Разъяснять, как себя вести по отношению к чужим вещам.
• Не устраивать публичных судилищ над ребенком дошкольного возраста при возвращении взятой у другого игрушки или вещи.
• Не вешать ребенку ярлык "вор", тем самым унижая его достоинство.
• Не вспоминать о воровстве в случае, если это вызывает гнев.
• Не предрекать будущее.
• Не применять физическое наказание
|
Ложь (лживость) - намеренное искажение истины, фактов и явлений действительности |
В зависимости от возраста может проявляться как мнимая и настоящая ложь в силу разных причин
|
• Мечта добиться признания, похвалы своихдостоинств.
• Стремление добиться любви родителей, родственников, взрослых.
•Желание доказать свое превосходство над кем-то.
• Способ приобрести что-то, что иным путем не приобретешь.
• Способ защититься от неприятностей со стороны друзей.
•Стремление избежать наказания родителей, педагогов, воспитателей, друзей.
• Чрезмерная строгости дисциплина в семье, основанная на страхе.
•Приспособление.
• Симуляция болезни |
• Избегать запретов и наказаний.
• Своевременно замечать попытки
лжи и предупреждать
• Исключать из методов семейного воспитания запугивание.
• Проявлять внимание, доброту, ласку, участие, поддержку.
• Не лгать |
Скорбь, глубокая печаль, страдания в результате разлуки, утраты |
Шок, отчаяние,гнев, тревога, страх, чувство вины
•Проявление замкнутости, тревожности, раздражительности, беспокойства во сне |
Потеря любимой игрушки, вещи, животного.
• Разлука с матерью, отцом, братом, сестрой, другими членами семьи.
• Смерть родителя (родителей), других членов семьи |
• Избегать длительных разлук с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.
• Не обманывать детей, давать точную и конкретную информацию о случившемся с учетом их возраста.
• В случае смерти родителей или близких людей дать возможность детям присутствовать на похоронах.
• Успокоить ребенка, приглушить у него чувство вины
|
Филонова Л.Б. предложила методику контактного взаимодействия, целью которой является сокращение дистанции между людьми и самораскрытие личности в процессе общения.
Контактное
взаимодействие — это такая модель
поведения инициатора контакта, вызывающая
и усиливающая у другого
Взаимодействие психолога с девиантным детьми разворачивается в шести стадиях.
На каждой стадии используется специфическая тактика взаимодействия и решаются конкретные задачи.
Таблица 2. «Специфическая тактика взаимодействия»
Стадия
|
Содержание и характер контакта |
Основная Тактика |
Результат |
1 . Расположение к общению |
Использование общепринятых норм и фраз. Сдержанное и доброжелательное обращение. Ровное отношение, отсутствие эмоциональных реакций. Непринужденная беседа на отвлеченные темы. Отсутствие советов, уверений, навязчивости
|
Одобрение, согласие, безусловное принятие |
Принятие согласия |
2. Поиск общего интереса |
Переход с нейтрального на личностнозначимый интерес. Подчеркивание уникальности личности. От общих суждений о людях к конкретному человеку. От его ценностей к состояниям и качествам |
Ровное отношение, заинтересованность, подчеркивание уникальности личности |
Положительный эмоциональный фон, согласие |
3. Выяснение предполагаемых положительных качеств |
Рассказы о положительных Отношение к отрицательным качествам других. Поиск отрицательных качеств у себя Уточнение границ и пределов личности. Выяснение качеств, мешающих общению. |
Принятие того, что предлагает партнер, авансирование доверием |
Создание ситуации безопасности, безусловное принятие личности |
4. Выяснение
предполагаемых опасных качеств |
Выяснение качеств, мешающих общению. Представление, прогнозирование ситуаций общения.
Сомнения, выяснение неясностей. Высказывания о собственных негативных качествах. Подчеркивание положительных и учет негативных качеств. Советы по качествам |
Принятие позитивного без
обсуждения,
сомнения, возражения |
Ситуация
доверия, открытости |
5. Адаптивное
поведение
партнеров |
Подчеркивание динамики представлений о человеке. Подчеркивание индивидуальности и ее учет в общении. Обсуждение того, что будет представлять трудности. Желание приспосабливаться к особенностям другого. |
Открытые высказывания; стимулирование
диалога, советы |
Определение объекта
и предмета
изменения и
преобразования |
6. Установление
оптимальных
отношений |
Общие планы действий. Совместная разработка программы. Нормативы общения, взаимодействия. Распределение ролей. Составление планов по самоизменению |
Общие намерения |
Согласие на
выполнение
принятого
плана |