Профилактика наркомании в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 16:12, доклад

Краткое описание

Впервые стратегия наркополитики была применена в Швеции, где был проведен эксперимент по легальному обеспечению наркотиками группы наркоманов (1965-1967), что в итоге привело к росту правонарушений против собственности и ДДП. В штате Оригон (США) в 1973 г. марихуана была выведена из уголовной ответственности, в результате в течение двух лет на 6% увеличилось число потребителей марихуаны, причем среди молодых - на 12%. В Голландии в 1974 г., где разрешено легально продавать в кафетериях марихуану – один из самых высоких в ЕС уровень потребления наркотиков.

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (3).doc

— 55.50 Кб (Скачать файл)

Кратко приведем  известные  примеры антинаркотической политики, технологий, форм и методов антинаркотической  работы различных государств.

Впервые стратегия наркополитики  была применена в Швеции, где был проведен эксперимент по легальному обеспечению наркотиками группы наркоманов (1965-1967), что в итоге привело к росту правонарушений против собственности и ДДП. В штате Оригон (США) в 1973 г. марихуана была выведена из уголовной ответственности, в результате в течение двух лет на 6% увеличилось число потребителей марихуаны, причем среди молодых - на 12%. В Голландии в 1974 г., где разрешено легально продавать в кафетериях марихуану – один из самых высоких в ЕС уровень потребления наркотиков.  
На Аляске (США) легализовали (1987) 85 г марихуаны, через 2 года 72% учащихся употребляли марихуану.

Несмотря на такие результаты применения либеральной политики, многие государства  мира руководствуются в своей  антинаркотической деятельности именно либеральными подходами. В 2003 г. был  снят запрет на употребление и продажу марихуаны в Великобритании. Палата общин Канады с 2006 г. ставила вопрос о легализации марихуаны.

Репрессивная антинаркотическая  политика строится на следующих принципах:  
наркоман представляет социальную опасность; применение к наркоману только медицинских мер недостаточно, необходимы меры административного и уголовного принуждения. Основным лоббистом этой стратегии является общественная организация Европейские города против наркотиков. Впервые репрессивная модель антинаркотической политики была применена в Японии на фоне масштабного злоупотребления амфетаминами после Второй мировой войны. В 1954 г. было введено уголовное наказание за распространение и употребление наркотиков сроком от 4 до 7 лет и принудительное лечение наркоманов. В результате этих действий отмечено снижение потребителей амфетаминов с 550 тыс. (1954) до 32 тыс. (1956) и до 271 чел. (1958). До сих пор в Японии сохраняется минимальный уровень потребления наркотиков.

Достаточно показателен  опыт Швеции. Швеция единственная европейская страна, прошедшая путь от легализации наркотиков до введения четкой, ясной ограничительной политики в отношении наркотиков.

В Швеции очень сильными являются общественные организации, которые проводят последовательную ограничительную антинаркотическую и антиалкогольную политику. Наиболее известная из них Союз общественных организаций «За общество без наркотиков». Союз отказался от государственных пособий, и организация осуществляет свою деятельность независимо и самостоятельно, исключительно за счет членских взносов (важный показатель высокой социальной активности - каждый швед является членом, в среднем, более трех общественных организаций).

Отдельно рассмотрим опыт другого европейского государства, которое также придерживается «авторского» подхода в вопросе государственной политики в области противодействия незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ, - опыт Франции.

Примечательно, что до 1995 г. политика Франции в данной сфере  стояла особняком от политики в других странах Европы. Она отличалась рядом особенностей, которые для большинства других европейских государств казались немыслимы. Так, практически никакого внимания во Франции не уделялось политике предупреждения распространения наркотических средств. Лишь изредка можно было получить информацию о задержании наркодельцов с крупной партией товара. Наказания за такие деяния были невелики.

Во Франции, в отличие  от многих других Европейских государств не пользовались популярностью метадоновые  программы. Борьба с наркотиками  велась главным образом в одном направлении - в области медицинского противодействия их употреблению. При этом широко применялись методы психотерапии и психоанализа, направленные на излечение лиц, больных наркоманией. Здесь традиционно было принято считать, что наркомания - это в первую очередь психологическое заболевание, и если побороть психологическую зависимость, то и физическая будет легко преодолима. А лечение метадоном расценивалось как простой переход с одного вида наркотических средств на другой, и не рассматривалось как лечение.

Смена концепции в противодействии  наркомании во Франции началась лишь в  
1995 г., когда против государственной линии в данном вопросе высказались представители сразу множества общественных групп, в том числе общественных организаций, объединяющих лечащих врачей, а также ученых-медиков, занимающихся проблемой СПИДа; членов общественных негосударственных организаций, занимающихся социальными и медицинскими проблемами. Кроме того, активную борьбу за смену политического курса начали и средства массовой информации.

В результате во Франции  были введены традиционные для Европы средства противодействия распространению  наркотических средств и психотропных веществ: метадоновое лечение, пропаганда через средства массовой информации, активная борьба с помощью правоохранительных органов, суровые наказания для лиц, задержанных за распространение наркотических средств.

С июня 1996 года во Франции  были созданы CESC (Комитеты воспитания здорового образа жизни и гражданственности), на которые возложена обязанность  проведения каждого школьника через превентивную программу за время его обучения. Смысл создания этих комитетов заключается в том, что профилактические мероприятия в большей мере направлены на воспитание здорового образа жизни, чем на акцентирование запретов и специфических предписаний. Воспитание гражданственности, в свою очередь, предполагает вовлечение молодежи в профилактическую работу (широкое развитие волонтерского движения – работа с молодежью во дворах, уличные театры), воспитание ее ответственности и самостоятельности. Участниками профилактического процесса являются дети, подростки, молодежь, педагогический корпус, семья, внешние партнеры, микросоциальное окружение. Развитие деятельности команд «Взрослые связные» привело к образованию во Франции групп «Молодые посредники», что способствовало активизации стратегии ведения профилактической работы через сверстников (модель работы молодых мультипликаторов распространенная в Северной Европе и Америке). Деятельность групп «Молодые посредники» широко используется во французской школе для проведения антинаркотической профилактической работы, и наиболее зарекомендовала себя в качестве классных делегатов для участия в совместной работе школьного Совета.

По мнению специалистов, французский опыт создания Комитетов охраны здоровья и гражданственности, Зон приоритетного воспитания, опыт работы групп «Взрослый-связной» и «Молодые посредники» в антинаркотической профилактике может быть успешно адаптирован к российским условиям.

Эффективным средством, используемым общественными организациями во Франции для профилактики наркомании является применение различных технологий профилактики наркомании: информационной (публикации, видеофильмы, мультфильмы, реклама в СМИ, телефонное консультирование, Интернет); технологии активизации общественного мнения (волонтёрское движение, квартальные комитеты, пилотажные проекты типа «Автобус-здоровье», группы поддержки, группы «Взрослый-связной», «Молодые посредники»); образовательной (использование образовательных и просветительских программ); технологии занятости (работа клубов Юнеско, спортивных секций, экстремальных видов спорта, «Лыжные классы» и т.д.); технологии интерактивных игр (методика сказкотерапии, «Театр Форум», театр Сары Верон).

Опыт профилактической работы с  подростками и молодежью был высоко оценен представлен на Международной конференции в г. Твери в 2010 г.

В Соединенных Штатах Америки (США) основное внимание и усилия в последние годы направлены на первичную профилактику, основная роль в которой принадлежит именно общественным организациям. В их задачи входит: информирование общества о негативных социальных и медицинских последствиях через СМИ, раздаточные материалы, лекции, социальную рекламу; информирование медиков о современных научных исследованиях в данной сфере и эффективным мерам по преодолению наркотизма; совместная работа с органами государственной и муниципальной власти (обмен информацией, обсуждение мер, документов и законопроектов); адресные консультации проблемным лицам (психологическое, юридическое, социальные вопросы); поддержка членов семей проблемных лиц (психологическая, юридическая, информационная); совместная работа с администрацией учебных заведений и работодателями по выявлению и мотивации на лечение проблемных лиц; организация различных форм досуга. На национальную медиа-кампанию "Молодежь против наркотиков" США израсходует в 2011 году 66,5 миллионов долларов.

Снижение числа потребителей наркотиков в США последние годы связывают с эффективностью именно первичной профилактики и - с постепенным  отходом от либеральной в отношении наркотиков политики к репрессивной с развертыванием сети принудительного лечения и работы наркосудов.

Таким образом, изучение имеющегося мирового опыта по профилактике наркомании, модернизация механизмов противодействия наркопреступности на всех заинтересованных уровнях (законодательном, политическом, работы силовых структур, оказания медицинской помощи, профилактическом, в том числе, образовательном), грамотное инсталлирование которого в антинаркотическую деятельность различных государств, безусловно, приведет к снижению потребления наркотиков. В свою очередь, очевидно, что серьезных результатов можно достичь только при совместной деятельности государственных и общественных структур.

В Российской Федерации  последние 15 лет в результате отсутствия государственной антинаркотической концепции на уровне ведомств проводилась либеральная антинаркотическая политика.

Антинаркотический либерализм в Российской Федерации впервые  был заявлен 25 октября 1990 г., когда  Комитет Конституционного надзора СССР приравнял потребление наркотиков к правам человека, который "ни перед кем не обязан отвечать за свое здоровье". Тогда же была исключена уголовная ответственность за потребление наркотиков. В 1991 г. были закрыты лечебно-трудовые профилактории, где осуществлялось принудительное лечение больных алкоголизмом и наркоманией, нарушавших социальные и административ-ные нормы общежития.

В 1997 г. алкогольное и  наркотическое опьянение во вступившем в силу УК России оказались исключенными из перечня отягчающих вину обстоятельств. Федеральным законом от 8 декабря 2003 года № 162-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Уго-ловный кодекс Российской Федерации" было отменено принудительное лечение наркомании лиц, совершивших преступление.

 Результатом такого  либерального подхода к проблеме распространения наркомании является наличие в стране около 2,5 млн наркопотребителей. Экономический ущерб от наркотизации России - 1,2 триллиона рублей или 3% ВВП.

В нашей стране сейчас проходят серьезные политические процессы, где противодействие наркомании занимает одно из ведущих мест. В июне 2010 года утверждена «Стратегия государственной антинаркотической политики до 2020 года». Приоритетное направление- снижение спроса на наркотики. В 2010 году в ряде субъектов РФ начали действовать экспериментальные площадки по кардинальному снижению спроса на наркотики.

Необходимым признается создание системы позитивной профилактики, которая ориентируется на человека, его способности, ресурсы, его выбор  и обеспечивает ему поддержку  и помощь в реализации собственного жизненного предназначения.

Таким образом, позитивный характер профилактики проявляется  в ориентации на:

  • формирование позитивных ценностей и установок личности;
  • формирование активной личности, способной самостоятельно справляться с собственными психическими затруднениями и жизненными проблемами, не нуждающейся в приеме ПАВ;
  • формирование просоциальных поддерживающих групп (сообществ).
  • формирование личностных ресурсов и навыков важно до того, как человек столкнется с ситуацией, требующей их использования.

Чтобы оценить эффективность  используемых технологий профилактической работы, разрабатывать новые необходима постоянная оценка и мониторинг наркоситуации  в стране, регионе. Наркоситауция  в нашей стране складывается на данный момент следующим образом.

Наблюдается не только количественный рост распространенности наркотизма среди  подростков, но и негативное качественное изменение поражаемого этим процессом  контингента: увеличение доли потребителей собственно наркотических средств  по сравнению с долей лиц, потребляющих токсикоманические вещества; рост потребителей "тяжелых" и синтетических наркотиков; увеличение удельного веса среди незаконных потребителей лиц со сформированной зависимостью от наркотиков и других ПАВ.  Средний возраст начала употребления алкоголя среди мальчиков снизился до 12.5 лет, а среди девочек - до 12,9 лет. Выпивка стала символом объединения подростков или молодых людей в неформальные группы, обязательным условием признания любого из ее членов. За последние десять лет Россия стала одной из самых курящих стран мира. Каждый год потребление табачных изделий растет у нас на 1,5-2% в год. "Курящая тусовка" стала неотъемлемым атрибутом современного стиля жизни. У детей первые пробы наркотиков, как правило, происходят на фоне потребления алкогольных напитков и табакокурения. Все обследованные подростки, употребляющие наркотики, пьют и курят.

По данным международной  статистики, весь круг заболеваний, связанных  с наркоманиями, дает около 10% всех смертей  и 20% всех госпитализаций, причем в настоящее время около 40% госпитализаций в психиатрические клиники составляют подростки с делинквентными формами поведения в сочетании с наркотизацией и токсикоманией.

По данным Центра социологических  исследований, в 2010 году в возрастной группе 11 - 24 года численность регулярно потребляющих наркотики (с частотой не реже 2 - 3 раза в месяц) составляла 9,6% от общей численности данной возрастной группы (2,6 млн. человек); алкогольные напитки (включая пиво) - 50,5% несовершеннолетних и молодежи (13,7 млн. человек); курят табачные изделия 45,6 % (12,3 млн.человек).

Таким образом, исходя из возрастных особенностей большинства  наркозависимых (13-24 года), под угрозой  фактически оказалось будущее страны.

В Пензенском регионе  наркоситуация складывается следующим  образом.

Средний возраст употребляющих  наркотики 23-35 года. Среди молодежи  в возрасте от 17до 22 лет распространено употребление курительных смесей, спайсов  и их аналогов. Среди подростков 12-14 лет распространено употребление различного рода энергетиков.Из 110743 школьников  курят 2058  ( 1, 8%): учащиеся 1-5 классов- 38 чел., 6-8 классы- 64 чел., 9-11 классы- 1 386. При этом надо учитывать, что это данные о школьниках, факт курения у которых установлен педагогами. Реально эти цифры конечно выше.

Информация о работе Профилактика наркомании в России