Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2014 в 14:45, аттестационная работа
Эмоциональное выгорание – это синдром, который развивается под воздействием хронического стресса и постоянных нагрузок и приводит к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов человека. Эмоциональное выгорание возникает в результате накопления негативных эмоций, без “разрядки” или “освобождения” от них. Это защитная реакция организма на стресс, который возникает, если нет способа освободиться от негативных эмоций.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ РАБОТНИКОВ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
1.1. Понятие синдрома эмоционального выгорания 5
1.2. Основные фазы синдромаэмоционального выгорания педагогов ДОО. 7
1.3. Профессиональные требования к личностным качествам педагога 14
1.4. Факторы, инициирующие возникновение синдрома эмоционального 17
выгорания.
ГЛАВА II. ПРОФИЛАКТИКА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО
ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГОВДОШКОЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
2. 1.Психолого- педагогические условия восстановления здоровья
педагогов 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 33
К сожалению, в жизни мы зачастую сталкиваемся с проявлениями эмоционально-нравственной дезориентации. Как правило, это вызывает справедливое возмущение, мы осуждаем попытки, поделить нас на достойных и недостойных уважения. Но с такой, же легкостью почти каждый, занимая свое место в системе служебно-личностных отношений, допускает эмоционально-нравственную дезориентацию. В нашем обществе привычно исполнять свои обязанности в зависимости от настроения и субъективного предпочтения, что свидетельствует, если можно так сказать, о раннем периоде развития цивилизации в сфере межсубъектных взаимосвязей.
3. Симптом “расширения сферы
экономии эмоций”. Такое доказательство
эмоционального выгорания
4. Симптом “редукции
По пресловутым “законам редукции” субъектов сферы обслуживания, лечения, обучения и воспитания, обделяют элементарным вниманием. Врач не находит нужным дольше побеседовать с больным, побудить к подробному изложению жалоб. Анамнез получается скупым и недостаточно информативным. Проводник не спешит предложить чай пассажирам. Стюардесса смотрит “стеклянными глазами”. Одним словом, редукция профессиональных обязанностей – привычная спутница бескультурья в деловых контактах.
Фаза “истощения”. Характеризуется более или менее выраженным падением общего энергетического тонуса и ослаблением нервной системы. Эмоциональная защита в форме “выгорания” становится неотъемлемым атрибутом личности.
1. Симптом “эмоционального
2. Симптом “эмоциональной
Реагирование без чувств и эмоций наиболее яркий симптом “выгорания”. Он свидетельствует о профессиональной деформации личности и наносит ущерб субъекту общения. Партнер обычно переживает проявленное к нему безразличие и может быть глубоко травмирован. Особенно опасна демонстративная форма эмоциональной отстраненности, когда профессионал всем своим видом показывает: “плевать на вас”.
3. Симптом “личностной
Метастазы “выгорания” проникают в установки, принципы и систему ценностей личности. Возникает деперсонализированный защитный эмоционально-волевой антигуманистический настрой. Личность утверждает, что работа с людьми не интересна, не доставляет удовлетворения, не представляет социальной ценности. В наиболее тяжелых формах “выгорания” личность рьяно защищает свою антигуманистическую философию: “ ненавижу…”, “презираю…”. В таких случаях “выгорание” смыкается с психопатологическими проявлениями личности, с неврозоподобными или психопатическими состояниями. Таким личностям противопоказана эта профессиональная деятельность, но, увы, они ею заняты, поскольку нет психологического подбора кадров.
4. Симптом “психосоматических
и психовегетативных нарушений”
Переход реакций с уровня эмоций на уровень психосоматики свидетельствует о том, что эмоциональная защита – “выгорание” – самостоятельно уже не справляется с нагрузками, и энергия эмоций перераспределяется между другими подсистемами индивида. Таким способом организм спасает себя от разрушительной мощи эмоциональной энергии.
Таким образом, согласно В.В. Бойко, синдром эмоционального выгорания развивается поэтапно и каждому этапу характерны определенные признаки, которые вызываются определенными факторами.
Уровень удовлетворенности собственным трудом является чрезвычайно важным фактором, влияющим на качество деятельности в профессиях типа человек-человек, к каковым относится и труд педагогов. В трудовой деятельности, которой человек посвящает значительную часть своего времени, проявляются и формируются способности человека, его характер и особенности личности в целом. Любая профессиональная работа, помимо физических и психологических особенностей имеет основанием личностные качества, содействующие успеху деятельности человека. Профессию педагога, относят к профессиям высшего типа по признаку необходимости постоянной рефлексии на содержание предмета своей деятельности. Таким образом, не вызывает сомнения то, что педагог должен обладать определенной суммой каких-то высоких личностных качеств. Педагогическая литература переполнена попытками, обозначить качества, без которых нет успеха педагогической работы. Но такие попытки обычно заканчиваются перечислением достоинств современного культурного человека таких как: гуманизм, честность, справедливость, трудолюбие и прочие черты достойного человека, но не являющиеся производными определенной профессии. Н.Е. Щуркова в своей работе “Классное руководство”(2000г.), говорит о том, что если исходить из сущности и содержания профессии педагога, то первая основная личностная черта это:
1 - интерес к жизни. Влияние этой
личностной черты на
Вторая личностная характеристика, способствующая успешности работы с детьми это:
2 - интерес к человеку как
к таковому. Под ним подразумевается
такое общее отношение к
Третья важная личностная характеристика это:
3 - интерес к культуре. В понятие
культуры входит все, что возделывается
человеком, все, что стало преобразованием
натуры. Когда речь идет об
интересе к культуре педагога,
то имеется в виду широкая
палитра его интересов к
Интерес к культуре у педагога означает:
- не только собственное
- не только преобразование
- не только личное оценивание
происходящего в культуре, но
непременно целенаправленное
Одно из самых сильных противоречий воспитания состоит в том, что педагог является представителем вчерашней культуры, ему же приходится выступать в роли представителя сегодняшней, хотя он ею владеет в недостаточной степени, а иногда далек от нее. Однако это противоречие преодолевается: приобщая детей к культуре, педагог сам овладевает тем, что прививает детям.
Согласно Н.Е Щурковой перечисленные выше личностные характеристики являются базовыми. Обозначим теперь профессиональные качества, обеспечивающие успешное педагогическое общение и взаимодействие педагога с воспитанниками более подробно.
К таким качествам относятся:
- наличие потребности и умений общения, общительность, коммуникативные качества;
- способность к эмоциональной эмпатии и пониманию людей;
- гибкость, оперативно-творческое
мышление, обеспечивающее умение
быстро и правильно
- умение ощущать и поддерживать обратную связь в общении;
- умение управлять собой, своим психическим состоянием, своим телом, голосом, мимикой;
- умение управлять настроением, мыслями, чувствами
- умение снимать мышечные
- способность к спонтанности (неподготовленной коммуникации);
- умение прогнозировать
- хорошие вербальные
- владение искусством
- способность к педагогической
импровизации, умение применять
все разнообразие средств
По мнению Н.Е. Щурковой все перечисленные личностные качества не заменяют профессионализма, и поэтому вредны призывы к самосовершенствованию личности педагога, если они не подкрепляются хорошим профессиональным обучением, но, тем не менее, их влияние сильно и основательно. Выявленные личностные качества сберегают физическое, психическое здоровье педагога и укрепляют его духовные силы.
После того как феномен стал общепризнанным, закономерно возник вопрос о факторах, способствующих развитию или, наоборот, тормозящих его. Традиционно они группировались в два больших блока, особенности профессиональной деятельности и индивидуальные характеристики самих профессионалов. Чаще эти факторы называют внешними и внутренними или личностными и организационными.
Информация о работе Профилактика эмоционального выгорания сотрудников образовательной организации