Профориентационная работа: реалии и перспективы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 14:54, реферат

Краткое описание

Основными результатами работы являются:
Изучение теории профориентации, включающее в себя рассмотрение объектов и принципов профориентации.
Изучение методологии, используемой в профориентационной работе.
Рассмотрение способов планирования профориентационной работы и помощи, профессионального воспитания учащихся.
Оценка деятельности по решению проблем, связанных с социально-профессиональной адаптацией молодежи.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4
Глава 1. Историко – теоритический аспект становления профориентационной работы. 6
1.1 Становление профориентационной работы. 6
1.2. Теория профориентации 9
Глава 2. Объекты, принципы, методы и критерии профориентационной деятельности. 11
2.1 Объекты и принципы профориентационной деятельности 11
2.2. Методология профориентации 14
2.3 Определение критериев эффективности профориентации 17
Глава 3. Основы организации и планирования 19
профориентационной работы 19
3.1 Основные организационные принципы профориентационной работы 19
3.2. Организационные модели профориентационной помощи 20
3.3. Основы составления программ профориентационной помощи молодежи 21
Глава 4. Профориентационная работа как фактор социализации молодежи. 23
4.1. Профессиональное воспитание учащихся 23
4.2. Профессиональное просвещение 24
4.3. Социально-профессиональная адаптация молодежи 27
Заключение 29
Список литературы: 31

Вложенные файлы: 1 файл

пивовар реферат.docx

— 74.02 Кб (Скачать файл)

       Составной  частью профпросвещения является  профпропаганда, а основными формами ее проведения – встречи с представителями различных профессий, лекции о различных отраслях народного хозяйства, производствах   и профессиях и т.д.»

      Значительное  место в работе по профпросвещению  занимают беседы, которые проводят  классные руководители, учителя-предметники  или представители различных  профессий. При этом тематика  бесед должна отвечать возрастным  особенностям школьников и охватывать  круг вопросов, интересующих самих  учащихся.

    Ознакомление  учащихся с профессиями в процессе  беседы можно проводить по  такому плану: 

 

  1. Общие сведения о профессии:

Краткая характеристика отрасли  народного хозяйства, где применяется  профессия, краткий исторический очерк  и перспективы развития профессии, основные специальности, связанные  с  данной профессией.

  1. Производственное содержание профессии:

 Место и роль профессии в научно-техническом прогрессе, ее перспективность; предмет, средства и продукт (результат) труда; содержание и характер (функция) трудовой деятельности; объем механизации и автоматизации труда; общие и специальные знания и умения специалиста данной профессии, моральные качества; связь (взаимодействие) с другими специальностями.

  1. Условия работы и требования профессии к человеку:

 Санитарно-гигиенические  условия труда; требования к  возрасту и здоровью; элементы  творчества, характер трудностей, степень  ответственности, специальные требования  к физиологическим и психологическим  особенностям человека, отличительные  качества

хорошего работника; специальные  условия: влияние профессии  на образ  жизни работника, его быт и  т.д.; экономические условия: организация  труда, система оплаты, отпуск.

  1. Система подготовки к профессии:

Пути  получения профессии, курсы, техникумы, вузы; связь профессиональной подготовки с учебой и трудовой деятельностью  в школе; уровень и объем профессиональных знаний, умений и навыков, необходимых  для получения начального квалификационного  разряда по данной профессии;

 

4.3. Социально-профессиональная адаптация молодежи

«Профессиональная адаптация - важнейший этап процесса профессионального самоопределения человека. На этом этапе выявляются недостатки предшествующей профессиональной ориентации и профессиональной подготовки, осуществляется процесс формирования новых установок, потребностей, интересов в сфере труда и, наконец, выявляется, насколько жизненные планы оказались реальными. Поэтому адаптация является своеобразным критерием эффективности профориентационной работы с молодежью.

Профессиональная  адаптация - это процесс приспособления учащихся к будущей профессии  в общеобразовательных школах, профтехучилищах, техникумах, вузах и т.д. к условиям их профессионального труда в результате чего происходит закрепление кадров в народном хозяйстве.    

Многие исследователи  считают, что процесс профессиональной адаптации начинается непосредственно  на  производстве, другие утверждают, что начало этого процесса закладываются еще в школе, и подразделяют его на четыре периода: подготовка к труду в школе, выбор профессии, профессиональная подготовка, начало трудовой деятельности.

Под профессиональной адаптацией понимают также социально-экономический процесс приспособления человека к осваиваемой профессии.

 В процессе адаптации происходит активное включение личности в ту или иную социальную, профессиональную группу, освоение социально-психологических отношений в этой группе.

Следовательно, в профессиональной адаптации можно выделить две  взаимосвязанные стороны: профессиональную и социально- психологическую.

Профессиональная адаптация  включает в себя овладение необходимыми знаниями, умениями, навыками, умением  быстро ориентироваться в различных  производственных ситуациях, контролировать и программировать свои действия.

Социально-психологическая  адаптация заключается в приспособлении молодого работника к правилам поведения, действующим в конкретной социально-профессиональной группе. Сюда входит ознакомление с  целями и задачами коллектива, его  традициями, отношениями между руководителями и подчиненными и т.п.

В процессе приспособления к трудовому коллективу можно  выделить три стадии:

  • ознакомление с новой ситуацией;
  • стадия приспособления к этой ситуации - работник переориентируется, признает главные элементы новой системы ценностей, но у него сохраняются в качестве равноценных многие прежние установки”
  • стадия ассимиляции - полное приспособление к трудовому коллективу, усвоение его установок.»

 

 

 

Заключение

В заключение проведенной  работы мы получили следующие результаты:

1.Изучили теорию профориентации, включая факты, закономерности, принципы (принцип сознательности, принцип соответствия выбираемой профессии, принцип активности и принцип развития)

2.Изучили методологию, используемой в профориентационной работе, которая помогает повысить эффективность практической работы, включающую в себя:

  • предварительную классификацию учащихся по группам в зависимости от их жизненных и профессиональных планов и соответствующую воспитательную работу в этих группах
  • подготовку молодежи к выбору профессии и своего места в обществе
  • профессиональное просвещение, включающее профинформацию, профпропаганду и профагитацию.
  • предварительную профессиональная диагностику, направленную на  выявление интересов и способностей личности к той или иной профессии и т.д.

 

3.Рассмотрели способы планирования профориентационной работы и помощи, профессионального воспитания учащихся

4. Произвели оценку деятельности по решению проблем, связанных                                                                                                                                                    с социально-профессиональной адаптацией молодежи, т.е. приспособления  учащихся к будущей профессии в общеобразовательных школах, профтехучилищах, техникумах, вузах и т.д. к условиям их профессионального труда

   На основе полученных  результатов можно сделать следующие выводы:

1. Подготовка подрастающего поколения к созидательному труду на благо общества - важнейшая задача общеобразовательной школы. Ее успешное осуществление связано с постоянными поиском наиболее совершенных путей трудового воспитания и профессиональной ориентации.

2. Передовой педагогический опыт, результаты научных исследований показывают, что только комплексный подход к решению вопросов трудового самоопределения школьной молодежи способствует успеху профориентационной деятельности .  

3. Подробное рассмотрение содержания и основных методов работы по профессиональной ориентации позволяет отметить в заключение, что «профессиональная ориентация - это государственная по масштабам, экономическая по результатам, социальная по содержанию, педагогическая по методам сложная многогранная проблема»

 

 Список литературы:

 

1. «Методы активизации профессионального и личностного самоопределения» Н.С. Пряжников, Москва, Издательство НПО «Модэк» 2002 год, 392 стр.

2. «Профессиональная ориентация молодежи» А. Д. Сазонов, Н. И. Калугин, А. П. Меньшиков и др., М.: Высшая школа 1989 год – 272 стр.;

3. Информационно-методический и дидактический журнал «Имидж N2, март 2002 год Статья «Профориентация: проблемы, опыт, перспективы» Пустовая Е.Н.

 

4.Журнал «Отдел кадров», N3 (14) от 01.03.2002 Статья «О профессиональной ориентации молодежи»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Профориентационная работа: реалии и перспективы