Профориентация умственно отсталых школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 19:30, курсовая работа

Краткое описание

Профессиональная ориентация – система взаимодействия личности и общества, направленная на удовлетворение потребности личности в профессиональном самоопределении и потребности общества в обеспечении социально- профессиональной структуры.

Содержание

Введение 1
1. Профессиональная ориентация. Структура и подсистемы профессиональной ориентации 3
1.1. Определение профессиональной ориентации 3
1.2. Анализ структуры профориентации 4
1.3. Подсистемы профессиональной ориентации 9
2. Профессиональная направленность умственно – отсталых школьников 10
3. Состояние системы профориентации в коррекционной школе 15
4. Пути улучшения профориентационной работы в коррекци-онной школе 18
Заключение 30
Список литературы 32

Вложенные файлы: 1 файл

Профориентация курс.doc

— 166.00 Кб (Скачать файл)

     Работа  по профессиональной ориентации не прекращается с окончанием уроков - ею должна быть наполнена каждая минута проведенного в школе времени. Организационные формы профориентации учащихся во внеклассной работе многообразны: праздники, вечера, утренники, встречи, беседы, трудовые сборы, экскурсии, конкурсы, выставки, игры, внеклассное чтение, оформление стендов и альбомов, кружковые занятия.

     Основой профориентации учащихся во вспомогательной  школе является воспитательная работа в группе. Главная задача воспитателей заключается в том, чтобы организовать активную и разнообразную деятельность учащихся, связанную с их подготовкой к выбору профессии. При подготовке любого мероприятия важно добиться, чтобы школьники были не просто зрителями и слушателями, а активными участниками. Воспитательное воздействие мероприятия будет непосредственно зависеть от организации деятельности учащихся, начиная с подготовительного периода. Возможности для привлечения учащихся к подготовке профориентационных мероприятий имеются всегда. Методика их подготовки та же, что и любого мероприятия по трудовому воспитанию.

     При планировании внеклассной профориентационной работы нужно учитывать содержание профориентации в учебном процессе. Это поможет избежать дублирования, например, при проведении экскурсий.  На экскурсиях важно привлекать внимание детей к доступным им профессиям, раскрывая не только общественную значимость, но и их интеллектуальное содержание. Например, оценивая труд уборщицы, обычно отмечается его необходимость (вытирает пыль, подметает, моет). Но учащиеся должны убедиться в том, что уборщица должна знать санитарно-гигиенические требования к помещениям, их подготовке к летнему и зимнему периодам, устройство бытовых приборов (пылесоса, полотера) и правила их эксплуатации, особенности и средства ухода за стенами и полом в зависимости от их покрытия, правила ухода за мебелью и т. д.

     Обеспечению эмоционального уровня деятельности учеников в процессе профориентационной работы способствуют игры, которые зависят от возраста и подготовленности детей. Например, для первоклассников рекомендуется игра «Назови профессию». Ученики должны назвать профессию изображенного на картинке человека, а потом ответить на вопрос «Что он делает?». За правильные ответы даются звездочки. Ученики могут делиться на команды. Победители определяются по числу звездочек. По мере приобретения сведений о профессиях игра усложняется и изменяется. Детям предлагается назвать инструменты, которыми пользуются столяр, слесарь, сапожник, или наоборот - профессию работника, которому нужны определенные инструменты. Расширение опыта детей позволяет использовать и другие игры.

     Хорошее средство воспитания учащихся - выставки и конкурсы профессионального мастерства. Они проводятся в составе учебно-трудовой группы, между учащимися учебно-трудовых групп одного профиля своей или разных школ, между учащимися различных профилей. Назначение конкурсов заключается не столько в определении знаний, умений и навыков учащихся и выявлении лучших из них, сколько в воспитательном воздействии. Участники конкурса извещаются о нем заранее, готовятся показать себя с лучшей стороны, стараются не подвести товарищей и учителей. У учеников младших классов вызывается интерес к школьным профилям профессиональной подготовки. Присутствующие на конкурсе или выставке родители, представители профессиональных училищ, предприятий получают возможность оценить результативность профессионально-трудовой подготовки учащихся, что разрушает распространенное обывательское мнение о вспомогательной школе.

     Учитывая  то, что умственно отсталые учащиеся старших классов обнаруживают интерес к тем условиям работы, в которых они будут находиться после окончания школы, профессиональное обучение следует максимально приблизить к естественным условиям работы специалиста на производстве по содержанию, форме и т. д. Имеется в виду не только наличие соответствующего оборудования, но и производственный режим, отношения. Производительный труд дает возможность решать ряд задач, направленных на подготовку учащихся к жизни и труду. Только в условиях, близких к производственным, можно выработать качественные и скоростные показатели. В ходе производительного труда школьники ощущают ту трудовую нагрузку, которую имеют взрослые рабочие, на своем опыте они убеждаются в пользе пооперационного разделения труда. Те отношения, в которые вступают учащиеся в процессе трудовой деятельности, дают возможность лучше выявить личностные качества каждого подростка, что позволит более целенаправленно воздействовать на выработку таких качеств, как трудолюбие, ответственность за порученное дело, взаимовыручка, гордость за свою профессию. Лучше всего, чтобы производственная практика осуществлялась как в профессиональных училищах - на предприятиях, в условиях реальной трудовой деятельности. Следует увеличить срок производственной практики и проводить ее на будущих местах работы, что позволит работникам школ ориентировать производственные коллективы на правильное отношение к выпускникам вспомогательных школ, поможет создать благоприятный для них производственный микроклимат. В связи с этим ученики должны быть обеспечены рабочими местами, на которых под руководством опытных мастеров будет осуществляться знакомство с профессией. Необходимо выбирать такие предприятия, которые будут принимать на работу определенное количество выпускников вспомогательных школ.  К учебе в профессиональных училищах школьников надо готовить заранее. Например, обучать их в школе таким профессиям, совершенствоваться в которых учащиеся могли бы в местных учреждениях начального профессионального образования. В современных условиях, отличающихся большим динамизмом общественной и производственной жизни, подход к выбору профилей трудового обучения не должен оставаться неизменным и учитывать только опыт прошлого. При выборе труда каждой школе нужно чутко реагировать на меняющиеся условия своего региона, вовремя менять профили и осваивать новые. В школах, откуда многие учащиеся поступают учиться в профессиональные училища, необходимо повышать уровень теоретической подготовки. Это следует делать, прежде всего, за счет более эффективной методики проведения теоретических занятий, а в отдельных случаях - за счет углубления и расширения программного материала. Немаловажное значение в подготовке учащихся вспомогательных школ к обучению в профессиональных училищах имеет постоянная связь школы и училища. Учителя вспомогательных школ, как правило, не знают и не могут знать всех требований, предъявляемых индивиду различными профессиями. Тем более сложно им охарактеризовать особенности и условия труда по той или иной профессии, перспективы профессионального развития личности. Поэтому профессиональная ориентация на рабочие профессии должна проводиться, школами и профучилищами совместно. Только такая совместная работа позволит эффективно формировать у школьников профессиональные представления, которые являются основной предпосылкой формирования профессиональной направленности.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
Заключение

     Профессиональная реабилитация лиц с умственной отсталостью из 
всех других аспектов реабилитации (медицинского и социального) в наибольшей степени содействует социализации и наиболее полной интеграции инвалидов в общество.

     В России система профессиональной реабилитации лиц с умеренной отсталостью находится в стадии становления, начато внедрение модели «Поддерживаемое трудоустройство» среди молодых людей с нарушениями интеллекта в возрастной группе от 18 до 30 лет. На примере конкретных учреждений (систем образования, здравоохранения и социальной защиты) установлено, что в создавшейся социально-экономической ситуации в открытом рынке труда трудоустраиваются инвалиды в основном с легкими интеллектуальными нарушениями с простым дефектом психики.

     Инвалиды же с более выраженными интеллектуальными и психологическими нарушениями работают, как правило, в лечебно-производственных мастерских при психоневрологических диспансерах или интернатах, а также 
на дому, хотя определенная часть из них могла бы работать в открытом рынке труда при содействии в адаптации на рабочем месте.

     Анализ литературы ряда развитых стран показал, что прогрессивное 
реформирование систем самых различных видов помощи лицам с интеллектуальными нарушениями базируется в настоящее время на принципах 
нормализации, децентрализации, интеграции, равенства, участия и персонального принятия решений. Реализуются эти принципы в разных странах по-разному, с учетом социокультурных и экономических особенностей. 
Используются разнообразные подходы к организации помощи таким лицам, в частности политический, социально-бытовой, экономический, социально-психологический, профессионально-образовательный и др., используемые чаще в комплексе, чем каждый в отдельности. В то же время 
за рубежом широко обсуждается данная проблематика (подвергается критике используемая терминология, обсуждаются существующие организационные решения).

     В развитых странах мира разработаны разнообразные подходы (правовые, финансово-экономические, организационные, социально -психологические) и формы решения проблем профессиональной реабилитации лиц с интеллектуальными нарушениями. Наряду с выраженным стремлением общественности и правительства поддержать трудовую занятость лиц с интеллектуальными нарушениями практически во всех странах их инициативы встречают значительные трудности как организационного, так и финансового характера. Работодатели, как правило, не принимают на работу инвалидов и, в частности, с умственной отсталостью и другими психическими заболеваниями, несмотря на систему квот, и зачастую предпочитают платить штраф.

     Однако в настоящее время имеются эффективные технологии профессиональной подготовки и трудоустройства данной категории инвалидов как 
в открытом рынке труда, так и в специально созданных условиях. Новые 
технологии позволяют вовлекать в трудовую деятельность инвалидов с различными степенями умственной отсталости.

     В связи с неуклонным увеличением количества лиц с умственной отсталостью необходимо шире внедрять новые формы и технологии их профессиональной ориентации и реабилитации, что открывает им путь к более полноценной жизни, к участию в различных сферах жизнедеятельности общества. 
 
 
 
 
 
 

     Список  литературы:

  1. Борщанская М. К. Создание воспитательной системы в школе VIII вида.//Дефектология. - 2001. - № 4.
  2. Гусева Г. В., Зильбернштейн Н. А. Кабинет профессиональной ориентации в средней школе. - Москва, 1986.
  3. Картушина Г. Б. Работа по профессиональной ориентации учащихся вспомогательной школы.//Трудовое обучение во вспомогательной школе. - Москва, 1988.
  4. Патракеев В. Г. Трудовая подготовка в школах VIII вида для детей с нарушением интеллекта.//Дефектология. - 1996. - № 3.
  5. Петрова В. Г., Белякова И. В. Психология умственно отсталых школьников. - Москва, 2002.
  6. Турчинская К. М. Профессиональная ориентация во вспомогательной школе. - Киев, 1976.
  7. Чистякова С. Н., Захаров Н. Н. Профессиональная ориентация: организация и управление. - Москва, 1987.
  8. Щербакова А. М. Проблемы трудового обучения и профессиональной подготовки учащихся вспомогательной школы.//Дефектология. - 1996. - № 4.
  9. Щербакова А. М., Москоленко Н. В. Формирование социальной компетентности у учащихся старших классов специальных образовательных учреждений VIII вида.//Дефектология. - 2001. - № 3.

Информация о работе Профориентация умственно отсталых школьников