Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2013 в 22:20, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является исследование специфики организации педагогического взаимодействия в воспитании подростков.
Реализация данной цели предполагает осуществление следующих задач:
1. рассмотреть сущность педагогического взаимодействия;
2. раскрыть возрастные особенности подростков и их влияние на взаимодействие с внешним миром;
Введение……….………………………………………………………………...3
Глава 1 Педагогическое взаимодействие классного руководителя с подростком……..………..…………………………………………………........5
1.1 Особенности организации деятельности классного руководителя…......5
1.2 Требования к деятельности классного руководителя с подростком……………………………….……………………………………..12
1.3 Содержание, формы и методы совместной работы классного руководителя и подростков……………………………………………............17
Глава 2 Диагностика социально-психологических условий взаимодействия классного руководителя в современной школе……......20
2.1 Современные подходы к осуществлению взаимодействия классного руководителя с подростком…...……………………………..………………...20
2.2 Результаты исследования уровня взаимодействия учащегося…………24
Заключение……………..………………………………..…………………….28
Список использованных источников.....…………………………………...31
Современные научные представления о воспитании сложились в итоге деятельного противоборства ряда педагогических идей. Уже в период средневековья сформировалась теория авторитарного воспитания, которая в различных формах продолжает существовать и в настоящее время.
Одним из ярких представителей этой теории был немецкий педагог И.Ф. Гербарт, который сводил воспитание к управлению детьми. Цель этого управления - подавление дикой резвости ребенка, «которая кидает его из стороны в сторону», управление ребенком определяет его поведение в данный момент, поддерживает внешний порядок. Приемами управления И.Ф. Гербарт считал угрозу, надзор за детьми, приказание и запрещение.
Как выражение протеста против авторитарного воспитания возникает теория свободного воспитания, выдвинутая Ж.Ж. Руссо. Он и его последователи призывали уважать в ребенке растущего человека, не стеснять, а всемерно стимулировать в ходе воспитания естественное развитие ребенка.
Эта теория также нашла последователей в различных странах мира как теория стихийности и самотёка в воспитании. Она оказала определенное влияние и на отечественную педагогику. Опыт лучших учителей и педагогических коллективов, основополагающие документы 20-х годов 20 века ориентировали педагогов на гуманизацию воспитания, на развитие их самостоятельности и самоуправления. Интенсивно развивалась педагогика, дававшая всесторонние сведения о конкретном ребенке, что создавало условия для дифференциации обучения и воспитания. Устранение воспитательных учреждений тех лет вызывали восхищение и привлекали внимание всего мира. Но гуманистический расцвет советской педагогики продолжался недолго. С усилением тоталитарной государственной системы в практике воспитания постепенно начали преобладать жесткая регламентация и контроль, подгонка его к заданному шаблону, авторитаризм педагогов.
К организации педагогического взаимодействия с подростками относятся также элементарные методы формирования поведения. При попытке изменить поведение, мы используем законы, независимо от того знаем мы их или нет. К основным законам формирования поведения относят:
1) Положительное подкрепление – это нечто приятное для обучаемого, совпадающая с какими-либо его действиями и ведущее к увеличению вероятности повторения этого действия.
Подкрепление может быть отрицательным в том случае, когда обучаемый хотел бы избежать то, что неприятно для него. В принципе и нужно знать, для какой ситуации, какие подкрепления являются подходящими. Желательно иметь в своем распоряжении несколько различных подкреплений, чтобы «воспитываемый» не знал, чем именно его подкрепят в следующий раз.
Положительным подкреплением является, например, подарок. Выбирать подарки и дарить их – это искусство. Чтобы выбрать подарок, нужно знать, что интересует другого человека, что может быть для него приятным; очень важно также выбрать удачный момент для вручения подарка.
2) Отрицательное подкрепление.
Если положительное подкрепление – это то, что обучаемый будет стремиться получить, то отрицательное это то, чего он будет стараться избегать.
Но нужно отличать отрицательное
подкрепление от наказания. Наказание
происходит после поведения, и избежать
наказания, изменив поведение, нельзя,
так как поведение уже
3) Воспитание сотрудничеством. Ребенок приходит в жизнь как гость – он другой, неизвестный нам человек, мы рады ему, мы на все готовы ради него, мы любим его таким какой он есть. Но вырастая, он постепенно становится равным нам, нашим сотрудником. И так, в нашу педагогику входит, быть может, самое важное и самое сложное слово – сотрудничество.
4) Сотрудничество в воспитании – то же, что дух в личности.
Воспитание как сотрудничество с учащимися, вовсе ни какое не открытие, это естественное воспитание, и мы чувствуем дух сотрудничества в каждом педагогическом коллективе. Собственно говоря, это и есть коллективное воспитание, коллектив – это совместная работа и совместная духовная жизнь.
Важно заметить, что отношение сотрудничества достичь легче, чем каких-либо других отношений, из всех тех, к каким нас обычно призывают. Сотрудничество это очень широкий диапазон отношений, в любом коллективе, как правило, уживаются самые разные характеры.
В наше время
перед любым педагогом,
классным руководителем, воспитателем
встаёт ряд проблем, касающиеся
процесса воспитания, причина
этому лежит в постоянной
Нравственное
воспитание молодёжи является
неоспоримой и важнейшей целью
всякого общества. Недостатки и
упущения в нравственном воспитании
наносят обществу такой
Классный руководитель – ближайший и непосредственный воспитатель и наставник учащихся.
Деятельность классного руководителя в первую очередь направлена на работу с учащимися своего класса. Он формирует мотивацию к учению каждого отдельного учащегося, изучая его возрастные и индивидуальные особенности для развития и стимулирования познавательных интересов; через разнообразные формы и методы индивидуальной работы создает благоприятные условия для развития гражданственности, мировоззренческой культуры, навыков созидательного труда, творческой индивидуальности, успешного вхождения учащегося в социум, формирования демократической культуры в системе классного самоуправления.
Особую сложность вызывает работа с подростками.
Взаимодействие классного руководителя и подростка опосредствуется их совместной деятельностью и общением. Классный руководитель занимается воспитательной деятельностью. По словам К.Д. Ушинского, «в воспитании все должно основываться на личности воспитателя, потому что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности» [11, с. 64] .
Подростковый, отроческий возраст является переходным прежде всего в биологическом смысле, поскольку это возраст полового созревания, параллельно которому достигают в основном зрелости и другие биологические системы организма. В социальном плане подростковая фаза – продолжение первичной социализации. Все подростки этого возраста – школьники, находящиеся на иждивении родителей или государства. Социальный статус подростка мало чем отличается от детского. Психологически этот возраст крайне противоречив. Для него характерны максимальные диспропорции в уровне и темпах развития. Подростковое чувство взрослости – главным образом новый уровень притязаний, предвосхищающий положение, которого подросток фактически еще не достиг.
Следовательно, отсюда – типичные возрастные конфликты и их преломление в самосознании подростка. В целом это период завершения детства и начала "вырастания" из него.
Известно, что в области человеческого развития прослеживаются следующие закономерности:
– отдельные стороны, компоненты психики и даже органы человеческого тела развиваются относительно друг друга неравномерно.
– физически, психически и социально человек также развивается неравномерно: в чем-то быстрее, в чем-то медленнее.
Вместе с тем обнаружено, что темп развития психики подростков в несколько раз превышает темп развития психики взрослого. В связи с этим следует вспомнить известное высказывание Л. Н. Толстого о том, что «от пятилетнего ребенка до меня – только один шаг, от новорожденного до пятилетнего – страшное расстояние, от зародыша до новорожденного – пучина, а от существования до зародыша отделяет уже не пучина, а непостижимость» [7, с. 67].
Кроме того, в исследованиях С. Л. Рубинштейна, Л. С. Выготского, В. А. Крутецкого, А. Н. Леонтьева и других установлена другая закономерность, которая в развитии человека выделяет так называемые сензитивные периоды. Сущность этой закономерности заключается в следующем. Для каждого отдельного вида психической деятельности существует оптимальное время наиболее интенсивного развития, которое получило наименование сензитивного периода.
Мир подростка – это
сложный мир ребенка и
Для подросткового возраста
характерно стремление самоутвердиться,
«что-то значить», проявить себя самым
неожиданным образом, обратить на себя
внимание любой ценой. Многие психологи
и педагоги связывают это с
кризисом полового созревания, который
часто проходит в душевных переживаниях,
в честолюбивых устремлениях, в бурных
фантазиях и самоуверенном
Этот возраст особенно благоприятен для педагогического стимулирования и развития самосознания, самовоспитания.
В период подросткового возраста возникает и масса других проблем. Чаще всего они бывают связаны с инфантилизмом, безразличием ко всему тому, что предлагают учителя, родители.
Однако уже к концу подросткового возраста у многих возникает проблема выбора профессии. Большинство подростков решает вопрос, продолжить ли учебу в школе или поступить в профессиональное училище, профильный класс лицея и т.д., делают это глубоко осмысленно, с учетом своих возможностей и способностей.
Индивидуальные особенности – это совокупность моральных, интеллектуальных, волевых, эмоциональных и других качеств личности, которые заметно отличают одного человека от другого.
Поскольку в развитии человека проявляются общие и особенные качества, то родителям и учителям приходится больше внимания уделять тем особенностям, которые характеризуют индивидуальность, своеобразие черт личности подростка.
Разрабатывая свою систему
воспитания личности в коллективе,
А. С. Макаренко писал: «Я увидел, что должна
быть и общая программа, «стандартная»,
и индивидуальный корректив в ней».
А. С. Макаренко часто подчеркивал, что такие качества и привычки, как аккуратность, точность, быстрота ориентировки не нужно воспитывать при помощи «индивидуальной обработки». А вот для других более значимых личностных качеств, требуется индивидуальный подход.
Очень важно учитывать темп деятельности, так как одни подростки все делают быстро, а другие медленно.
Учащиеся даже одного возраста очень отличаются по уровню интеллектуального развития, наблюдательности, памяти, воображению, интересам, склонностям, творческим способностям.
В индивидуальном подходе особо нуждаются «трудные» и творчески одаренные подростки. Рассмотрим более детально проблемы, связанные с теми учащимися, кого мы называем «трудными подростками».
Есть немало ученых и педагогов, которые оспаривают правомерность использования терминов «трудные подростки», «трудные учащиеся», «трудные дети». Но сама жизнь, сама педагогическая практика показывают, что за этими терминами стоит вполне конкретная реальность – реальные подростки, учащиеся, дети, главная проблема которых в том, что они трудны для понимания, обучения и воспитания.
Если обобщить сведения по
имеющейся психолого-
Дело в том, что трудные подростки не являются таковыми изначально. Они становятся трудными в ситуациях, когда учитель не находит сразу ответ на вопрос: как поступить, как действовать, как обучать и воспитывать? Но это не говорит о том, что нет выхода. Это всего лишь обозначает, что с таким учащимся трудно, для него не подходят простые варианты педагогических решений.
Информация о работе Процесс взаимодействие классного руководителя и учащегося