Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2013 в 22:20, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является исследование специфики организации педагогического взаимодействия в воспитании подростков.
Реализация данной цели предполагает осуществление следующих задач:
1. рассмотреть сущность педагогического взаимодействия;
2. раскрыть возрастные особенности подростков и их влияние на взаимодействие с внешним миром;
Введение……….………………………………………………………………...3
Глава 1 Педагогическое взаимодействие классного руководителя с подростком……..………..…………………………………………………........5
1.1 Особенности организации деятельности классного руководителя…......5
1.2 Требования к деятельности классного руководителя с подростком……………………………….……………………………………..12
1.3 Содержание, формы и методы совместной работы классного руководителя и подростков……………………………………………............17
Глава 2 Диагностика социально-психологических условий взаимодействия классного руководителя в современной школе……......20
2.1 Современные подходы к осуществлению взаимодействия классного руководителя с подростком…...……………………………..………………...20
2.2 Результаты исследования уровня взаимодействия учащегося…………24
Заключение……………..………………………………..…………………….28
Список использованных источников.....…………………………………...31
А. С. Макаренко предупреждал,
что нет необходимости
Подростковый возраст
всегда трактуется как переходный,
критический. В социологии и других
общественных науках этому отчасти
соответствует понятие социальн
Поскольку сензитивные периоды и социальные переходы часто сопровождаются психологической напряженностью и перестройкой, в психологии развития существует специальное понятие возрастных кризисов, с которыми ассоциируется состояние более или менее выраженной конфликтности.
Дабы подчеркнуть, что эти состояния, какими бы сложными и болезненными они ни были, являются естественными, статистически нормальными и преходящими, их называют нормативными жизненными кризисами.
Нормативные жизненные кризисы и стоящие за ними биологические или социальные изменения – повторяющиеся, закономерные процессы.
Развитие самосознания –
центральный психический
Открытие своего внутреннего мира – радостное и волнующее событие, но оно вызывает и много тревожных, драматических переживаний. "Внутреннее Я" может не совпадать с "внешним" поведением, актуализируя проблему самоконтроля. Не случайно жалобы на слабоволие – самая распространенная форма подростковой самокритики.
Вместе с сознанием
своей неповторимости, непохожести
на других приходит чувство одиночества.
Собственное "Я" нередко переживается
как смутное беспокойство или
ощущение внутренней пустоты, которую
чем-то необходимо заполнить. Отсюда рост
потребности в общении и
Преувеличение своей уникальности,
непохожести на других часто порождает
застенчивость, страх показаться смешным,
"потерять себя" в общении, напряженную
жажду излить душу и одновременно
острую неудовлетворенность
Следовательно, деятельность классного руководителя направлена на реализацию способностей учащихся, а также на помощь в ситуациях «опасности». Поэтому к нему предъявляются высокие педагогические требования, выполнение которых создаёт благоприятные условия для повышения качества его воспитательной деятельности.
Рисунок 1.1 – Основные требования к деятельности классного руководителя с подростком
Попытаемся рассмотреть подробнее основные требования к деятельности классного руководителя, изображенной на рисунке 1.1, которые в своей совокупности и составляют систему его воспитательной работы в подростковом возрасте.
Рассмотрим некоторые из них.
1. Высокий моральный авторитет
Сила воспитательного
воздействия классного
моральный облик оказывают решающее влияние на формирование сознания и на поведение школьников. Это влияние по своему значению ни с чем ни сравнимо и ничем не заменимо.
Классный руководитель сам должен быть воспитан. Ему самому необходимо обладать высокими моральными качествами, которые он стремится привить своим питомцам. Это бесспорное положение. Если классный руководитель будет требовать от своих учащихся дисциплинированного поведения, а сам будет нарушать порядок в школе, то его требования не достигнут цели. Если он будет призывать их к правдивости, честности, а сам будет проявлять нечестность, то его призыв не будет услышан.
Моральный облик классного
руководителя, его волевые качества
и положительные качества – важнейшие
предпосылки повышения
2. Педагогическое мастерство
Успех воспитательной деятельности классного руководителя во многом зависит от его мастерства. Оно не приходит само собой, а является результатом упорной и повседневной работы воспитателей по повышению педагогической квалификации, по расширению политического и культурного кругозора.
Педагогическое мастерство предполагает основательное знание своего предмета, понимание закономерностей воспитания и обучения. Даже А.С. Макаренко говорил: «Ребят увлекает в воспитателе уверенное и чёткое знание, умение, золотые руки, немногословие, постоянная готовность к работе».
Конечно, сразу найти общий язык и контакт с классом трудно. Дело это нелёгкое. Важный показатель педагогического мастерства – это наличие умений и навыков проведения воспитательной работы. А.С. Макаренко считал, что «умение воспитывать – это всё-таки искусство, такое же искусство, как хорошо играть на скрипке или рояле, хорошо писать картины, быть хорошим фрезеровщиком или токарем». Важный показатель педагогического мастерства – это поиск новых путей подходов к детям, умение воздействовать на них.
3. Широкий культурный кругозор
Сложные функции и обязанности
классного руководителя требуют
от него высокой культуры, постоянного
расширения культурного кругозора.
Без этого он не сможет удовлетворить
разнообразные запросы и
Подростки и юноши очень любопытны. Они часто обращаются с вопросами по поводу новой книги, нового кинофильма. Их интересует, что происходит в нашей стране и за рубежом. Если классный руководитель удовлетворяет эти запросы, то его авторитет и влияние повышаются. Если же школьники не находят ответа на интересующий их вопрос, они теряют доверие и уважение к воспитателю.
4. Педагогический такт
Необходимым условием повышения эффективности воспитательной работы классного руководителя является соблюдение педагогического такта. Это показатель внешней и внутренней педагогической культуры воспитателя. Педагогический такт предполагает, прежде всего, уважение к личности воспитанника, чуткое и внимательное отношение к нему, доверие и вместе с тем ненавязчивый контроль за его поведением, не допускающий чрезмерной опеки и администрирования. При наличии педагогического такта легче найти правильную линию поведения и применить наиболее рациональные меры педагогического воздействия. Опытные воспитатели обычно не злоупотребляют упрёками и нотациями. Они терпеливо выясняют причины недостатков в учении и поведении ученика и дают разумные советы, направленные на их устранение. Незнание причин обычно приводит к торопливым необдуманным оценкам и решения. Особенно не стоит принимать решения под действием первого впечатления или в минуту раздражения. Раздражение не редко приводит к ухудшению взаимоотношений с учащимися, к потере авторитета. Тактичный воспитатель всё взвешивает и действует с большой осторожностью и деликатностью. Он стремиться понять, уяснить внутренние мотивы поступков и действий учеников и лишь после этого принимает те или иные меры педагогического воздействия. Отношение классного руководителя к ученику должно быть основано на глубоком уважении и доверии к его личности. Обычно конфликты у педагогов с учащимися возникают там, где нет доверия и уважения к учащимся, где нарушается педагогический такт.
5. Уважение к учащимся
Уважение к детям – непременное условие повышения эффективности воспитательной работы. Ничто так не сближает классного руководителя с его воспитанниками, как доверчивое, искреннее и внимательное отношение. Если он безразлично, а тем более пренебрежительно и высокомерно относится к своим ученикам, это отделяет его от них и подрывает авторитет. А без авторитета невозможно быть воспитателем. Любовь и уважение к учащимся не исключает, а обязательно предполагают высокую требовательность к ним. Нельзя оставлять без внимания проступки учащихся, нарушение ими дисциплины и порядка. Любовь и доверие к ним и вместе с тем высокая справедливая требовательность вызывают ответную любовь и глубокое уважение к нему. Учащиеся уважают строгих и требовательных, но справедливых классных руководителей. Они высоко ценят в них те качества, которые помогают им стать знающими и полноценными людьми.
6. Творческий подход к воспитательной работе
К организации воспитательной работе следует подходить творчески. Надо постоянно думать, проявлять инициативу и умело решать педагогические проблемы. Когда классный руководитель работает без огонька, его деятельность становится скучной, однообразной. Если же он проявляет инициативу и не допускает шаблонов в своей работе, тогда он добивается серьёзных успехов в воспитании.
Вот пожалую основные требования, которые должен знать и выполнять любой классный руководит
1.3 Содержание, формы и методы совместной работы классного руководителя
Когда мы говорим о воздействии педагога на учащегося в рамках реализации своих профессиональных функций, то эту педагогическую деятельность называем воспитательной работой. Воспитательная работа, проводимая классным руководителем, включает в себя реализацию комплекса организационных и педагогических задач, решаемых с целью обеспечения оптимального развития личности учащегося, выбор форм и методов воспитания в соответствии с поставленными воспитателями задачами и сам процесс их реализации. Рассмотрим рисунок 1.3, на котором изображено три главных направления воспитательной работы классного руководителя.
Первое связано с
Второе направление связано
с созданием воспитывающей
Третье направление
Рисунок 1.3 – Направленность воспитательной деятельности
Исходя из направленности воспитательной деятельности, мы можем сделать вывод, что главной задачей воспитания подростка является формирования самосознания и самореализации, что впоследствии поможет учащемуся найти свой жизненный путь.
Главным инструментом решения этой воспитательной задачи являются методы и приёмы воспитания. Изучение учащихся классным руководителем проводится с помощью различных методов. Важнейшими из них являются следующие: повседневное наблюдение за деятельностью и поведением учащихся в процессе учебных занятий и внеурочной работы, индивидуальные и групповые диагностические беседы, изучение результатов деятельности учащихся, посещение их на дому, естественный эксперимент, рейтинг и метод компетентных оценок. Как же использовать их в процессе воспитания школьников? Повседневное наблюдение за поведением и деятельностью учащихся.
Сущность этого метода заключается в том, чтобы наблюдая за учащимися в различных условиях учебной и внеклассной работы, выявлять особенности их отношения к выполнению школьных обязанностей, черты характера, культуру поведения и т.д. Чтобы делать по этим вопросам обобщающие выводы, нужно владеть фактами и примерами, которые характеризуют устойчивые, а не случайные явления. Например, когда наблюдая за тем или иным из учащихся, классный руководитель замечает, что на уроках он не может сдерживаться и ведет себя неспокойно, на переменах с криком бегает по коридору, толкает товарищей и т.д. логично сделать вывод о недостаточной его дисциплинированности. Если на какого-нибудь ученика учителя жалуются, что он списывает домашние задания или совсем не выполняет их, нужно предполагать, что он требует постоянного внимания и помощи в улучшении домашней учебной работы. Подобные наблюдения и фактический материал классный руководитель должен накапливать не только по учебной учащихся, но и по их нравственным проявлениям, отношению к общественно полезной деятельности, состоянию здоровья и физического развития, поведению в свободное время и т.д.
Информация о работе Процесс взаимодействие классного руководителя и учащегося