Процесс развития эстетических чувств у старших дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2012 в 18:39, курсовая работа

Краткое описание

Цель - Способствовать формированию эстетических чувств у детей старшего дошкольного возраста средствами природы.
Объект исследования - Процесс развития эстетических чувств у старших дошкольников.
Предмет исследования - развитие эстетических чувств с использованием средств природы.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая печать.doc

— 230.50 Кб (Скачать файл)

 Осваивают дети  и категорию комического, смешного. Комическое в действительности - это своеобразный отход от  нормы, нарушение законов красоты,  единства формы и содержания. При этом осмеяние отживающего - своеобразная форма борьбы за эстетический идеал, за прекрасное. В комизме отражаются противоречия между старым и новым, между должным, желаемым и реально существующим. Для выражения комизма в реальной жизни и в искусстве используют много средств. Детям дошкольного возраста в значительной степени доступен юмор - смешное в различным, в том числе и «безобидных» его проявлениях.[18]

 В содержание эстетического воспитания входит и формирование у детей элементарных знаний о художественной литературе: русской и зарубежной. Дети приобретают знания о стихах, рассказах, фольклоре: поговорках, загадках, былинах, учатся понимать выразительные средства литературных произведений (реалистических, сказочных, лирических, героических, юмористических и т.д.).

 Дети старшего дошкольного  возраста знакомятся с именами  известных русских писателей,  художников, композиторов, иллюстраторов  детских книг.     В педагогике принято определять метод как способ совместной деятельности взрослого и ребенка, направленной на достижение определенного воспитательно-образовательного результата: усвоение знаний, выработка навыков и умений, развитие способностей, формирование нравственных качеств, привычек поведения.

Руководя познанием  природы и приобретением детьми различных навыков и умений, воспитатель применяет разнообразные методы и приемы. Предпочтение следует отдавать тем методам и приемам, которые обеспечивают непосредственное восприятие детьми природы и активное овладение навыками. К таким методам относятся наблюдение, эксперимент, труд, игры. Наряду с этим широко применяются методы, основанные на слове воспитателя - рассказ, чтение художественных произведений, беседы, проводимые с демонстрацией натуральных объектов или их изображений. Методы и приемы, используемые в работе, соединяются, например: наблюдение с беседой, рассказ воспитателя с чтением художественного произведения, эксперимент с трудом и т.д.[22]

Применяя тот или  иной метод, воспитатель использует множество различных приемов. Так, например, при проведении беседы в сочетании с наблюдением он «приближает» объект к детям, сравнивает с уже известным, вводит элементы игры, применяет пословицы, поговорки, загадки и т.д. Одни и те же приемы могут использоваться в разных методах. К примеру, сравнение применяется во время наблюдений, в дидактических играх, в беседе; игровые приемы так же используются при наблюдениях, в беседах; показ, пояснение - при обучении трудовым навыкам, проведение опытов и др. Разнообразие и эффективность методов и приемов характеризуют мастерство воспитателя.

Выбор методов и приемов, определяется содержанием программы  и зависит от природного окружения  дошкольного учреждения, места и  объекта наблюдений, а также от возраста детей и наложенного ими опыта. [19]

Занятия по ознакомлению дошкольников с природой дают возможность формировать знания последовательно, с учетом возможностей детей и особенностей природного окружения. На занятиях под руководством воспитателя формируется система элементарных знаний у всех детей группы в соответствии с требованиями программы, в определенной системе и последовательности развиваются их основные познавательные процессы и способности. В повседневной жизни, во время наблюдений, игр, труда у ребят накапливается личный опыт. Занятия дают возможность уточнить и систематизировать его.

Обучение детей на занятиях осуществляется разными методами. Выбор методов зависит от вида занятия, от его основной задачи. На одних занятиях формируются первичные  знания. С этой целью воспитатель  использует наблюдение, рассматривание картин, чтение художественных произведений, рассказ, показ диафильмов и кинофильмов. На других уточняются, расширяются и углубляются знания. Кроме перечисленных методов, на этих знаниях используется и труд детей в природе. Основная задача занятий третьего вида - обобщение и систематизация знаний. Для этого используют беседы, дидактические игры, обобщающие наблюдения. В труде и играх дети применяют полученные знания на практике.

Занятия проводятся во всех возрастных группах: в младшей и  средней - 2 занятия в месяц, в старшей - по 1 занятию каждую неделю. Начиная со средней группы, организуются экскурсии. Дополнительно к занятиям во всех группах проводятся целевые прогулки. [10]

Экскурсия - значение состоит в том, что дети наблюдают явления и объекты в естественной обстановке и рассматривают их не изолированно, а в сочетании с другими объектами. Дети нуждаются в знаниях о единстве и разнообразии природы. При этом у детей развиваются наблюдательность, интерес к изучению природы, обогащается личный опыт.

Можно организовать экскурсию  в парк, сквер, ближайший лес и  т.д. В городских условиях природа  отдыха связана с системой зеленых  насаждений.

Уже первые наблюдения детей  дают им представления о сезонных явлениях природы, временах года. Природа  меняет свои краски, меняется жизнь растений, птиц, животных. Меняется и труд человека. [15]

Готовясь к экскурсии, воспитатель заранее посещает те места, куда намечается экскурсия. Здесь  он решает, что можно показать, что  надо взять с собой для сбора  и переноса растений и животных, как одеться. Такое короткое предварительное сообщение создает хороший настрой у детей, возбуждает интерес к намеченной экскурсии.

Очень важно, чтобы дети почувствовали природу. Для этого  надо привлекать их внимание к сезонным краскам леса, к его великолепию, пению птиц, стрекотанию кузнечиков, шелесту листьев и т.д. Нельзя, однако, допускать, чтобы дети перегружались впечатлениями. Центральным моментом всякой экскурсии является плановое наблюдение, которое проводится со всеми детьми. При этом возможно собрать небольшой природный материал для дальнейшего наблюдения над ним детьми (несколько цветков, веточек и др.).

Прогулки - здесь воспитатель  может ознакомить ребят с теми явлениями природы, представления  о которых складываются длительное время. Детей знакомят с таянием снега, набуханием почек, появлением травы и т.п. Здесь можно организовать разнообразные игры с природным материалом - песком, глиной, водой, льдом, листьями и т.п.; у дошкольников накапливается чувственный опыт, они видят природные явления, в естественных условиях во всех связях и отношениях. На прогулках дети испытывают удовольствие от общения с природой. [10]

Работа на земельном  участке. Эта работа сочетается с  наблюдением и способствует накоплению знаний о растениях и животных, совершенствованию трудовых навыков и умений, воспитанию трудолюбия.

Работа в уголке природы. Проводится ежедневно в часы, отведенные для труда. Дети наблюдают за растениями и животными, привыкают к бережному  отношению к ним, овладевают элементарными трудовыми навыками, приучаются к совместному труду с взрослыми, друг с другом, а затем и самостоятельно. Ведущими методами для решения задач об эстетическом воспитании являются показ, наблюдение, объяснение, анализ, пример взрослого.

Показ как метод воспитания используется при первичном знакомстве с предметом эстетической действительности. Воспитателю важно определить объект показа и создать условия для того, чтобы внимание детей было сосредоточено на том, что им показывают, предлагают послушать. При использовании этих методов очень важно, чтобы воспитатель умел показывать детям свои чувства, свое отношение, владел способами выражения чувств. Выразительность интонации при чтении стихотворения, искренний восторг по поводу красивой вещи, неподдельное огорчение при встрече с небрежностью в одежде, неряшливостью, яркое и эмоциональное проявление взрослым своих чувств - служит активным методом воздействия на ребенка, так как опирается на особенность детства - подражательность. Бесстрастный, неэмоциональный воспитатель не сможет пробудить в ребенке чувства, отношения.[10]

Приобщая малышей к  прекрасному, воспитатель обращает его внимание на то, какие листья осенью, как хорошо, если в комнате  порядок, чистота. Перед старшими ставится иная задача - посильного, но активного «преобразования» окружающего мира под руководством взрослого. Они должны не только наблюдать и оценивать, но уметь оформить уголок для игр, сделать гербарий и т. д. Таким образом, на практике применяются методы формирования наблюдательности, самостоятельных действий, планирования своей деятельности и реализации замысла. В зависимости от возраста, степени подготовленности, роста индивидуальных запросов и стремлений детей методы усложняются.[23]

Педагогическая наука  и практика определяют ряд наиболее эффективных методов, способствующих формированию у детей эстетических чувств, отношений, суждений, оценок, практических действий:

· метод убеждения, направленный на развитие эстетического восприятия, оценки, первоначальных проявлений вкуса;

· метод приучения, упражнения в практических действиях, предназначенных для преобразования окружающей среды и выработки навыков культуры поведения;

· метод проблемных ситуаций, побуждающих к творческим и практическим действиям;

· метод побуждения к  сопереживанию, эмоционально-положительной отзывчивости на прекрасное и отрицательному отношению к безобразному в окружающем мире.[11]

 

1.3 Природа как основной источник развития эстетических чувств у старших дошкольников

Мощным средством эстетического  воспитания является природа. Именно в ней можно увидеть гармонию - основу красоты: разнообразие красок, форм, звуков в их сочетании. Сама по себе природа - это условие для всестороннего воспитания и развития ребенка. Средством она становится, когда взрослый целенаправленно использует ее «воспитательные возможности» и делает ее наглядной для ребенка. Воспитатель раскрывает детям мир природы, помогает им увидеть ее прелесть в капле росы на бутоне, и в переплетении трав, и в красках заката.… Надо только видеть эту красоту самому и найти слова, доступные сердцу ребенка. Неоценимую помощь в этом ему окажут художественные произведения о природе, которые он должен хорошо знать и умело использовать. В воспитании средствами природы необходимо не только пассивное созерцательное, но и действенное начало (беречь природу, помогать ей). Эстетическое восприятие жизненных явлений всегда индивидуально и избирательно. В основе его лежит эмоциональный отклик на прекрасное. Ребенок всегда откликается на красивое в природе, предметном мире, искусстве, на добрые чувства людей. Для того чтобы дети правильно воспринимали явления природы, необходимо направлять процесс восприятия ими природы. Без приближения детей к природе и широкого использования ее в воспитательно-образовательной работе детского сада нельзя решать задачи всестороннего развития дошкольников – умственного, эстетического, нравственного, трудового и физического. [21]

 Отсюда вытекает  необходимость уделить особое  внимание вопросу взаимосвязи  умственного и нравственного  воспитания при ознакомлении старших дошкольников с природой. Это обусловлено двумя принципиальными положениями: во-первых, воспитание нравственных чувств и отношений невозможно без определенных знаний; во-вторых, простое накопительство представлений не служит задаче всестороннего развития личности ребенка.

Представления о взаимодействии человека с природой, способах ее охраны станут предпосылкой воспитания у детей  гуманного отношения к живым  объектам, желании трудиться в  природе, стремлении к созиданию. [5]

В старшей группе –  дети должны знать и самостоятельно выделять несколько характерных признаков сезона, особенности его начала и конца; знать последовательность времен года; устанавливать зависимость между состоянием неживой природы, растительным миром, трудом и бытом людей. Восприятие природы помогает развить такие качества, как эмоциональность, жизнерадостность, чуткое, внимательное отношение ко всему живому. Ребенок, полюбивший природу, не будет бездумно рвать цветы, разорять гнезда, обижать животных. Формированию любви к родному городу, селу, краю, родине, особое внимание уделяется в детском саду.

Формами организации  работы по ознакомлению детей с природой являются занятия, экскурсии, наблюдения, прогулки, работа в уголке природы  и на участке, игровая деятельность.

 Каждая из форм  работы предполагает использование  педагогом различных методов  и приемов.[5]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздел 2. Опытно - экспериментальная работа по средствам природы.

2.1 Диагностика уровня эстетического отношения детей к природе.

Для определения уровня эстетического развития детям двух старших групп ДОУ №124 «Пролісок» было предложено два задания: первым заданием являлась методика «Нелепицы» см. приложение 1.

При помощи этой методики нами оценивались элементарные образные представления детей об окружающем мире: о живой и неживой природе, о жизни домашних и диких животных. С помощью этой же методики мы также определяли умение детей рассуждать логически и грамматически правильно выражать свою мысль.

 Процедура проведения  методики была следующей: вначале  ребенку показывали картинку. В ней имеется несколько довольно нелепых ситуаций с животными. Во время рассматривания картинки ребенок получал следующую инструкцию: «Внимательно посмотри на эту картинку и скажи, все ли здесь находится на своем месте и правильно нарисовано. Если что-нибудь тебе покажется не так, не на месте или неправильно нарисовано, то укажи на это и объясни, почему это не так. Далее ты должен сказать, как на самом деле должно быть».

Время экспозиции картинки и выполнения задания ограничено тремя минутами.

Уровень развития оценивался следующим образом:

10 баллов - очень высокий  8-9 баллов - высокий 4-7 баллов - средний  2-3 балла - низкий 0-1 балл - очень низкий

Информация о работе Процесс развития эстетических чувств у старших дошкольников