Процесс развития эстетических чувств у старших дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2012 в 18:39, курсовая работа

Краткое описание

Цель - Способствовать формированию эстетических чувств у детей старшего дошкольного возраста средствами природы.
Объект исследования - Процесс развития эстетических чувств у старших дошкольников.
Предмет исследования - развитие эстетических чувств с использованием средств природы.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая печать.doc

— 230.50 Кб (Скачать файл)

10 баллов - за отведенное  время ребенок правильно назвал  и связал все 8 нелепиц, успел (за 3 минуты) удовлетворительно объяснить, что не так и сказать, как на самом деле должно быть.

8-9 баллов - ребенок заметил  и отметил все имеющиеся нелепицы, но от одной до трех из  них не сумел до конца объяснить,  как на самом деле должно  быть.

6-7 баллов - ребенок заметил и отметил все имеющиеся нелепицы, но три-четыре из них не успел до конца объяснить и сказать, как на самом деле должно быть.

4-5 баллов - ребенок заметил  все имеющиеся нелепицы, но 5-8 из  них не успел за отведенное  время до конца объяснить и сказать, как на самом деле. должно быть.

2-3 балла - за отведенное  время не успел заметить 1-4. Из 8 имеющихся нелепиц, а до объяснения дело не дошло.

0-1 балл - за отведенное  время ребенок успел обнаружить  меньше 4-8 имеющихся нелепиц.

 Вторым заданием послужила система вопросов, выявляющая у детей знания о зимующих и перелетных птицах, о внешних особенностях животных и их среде обитания, о лиственных и хвойных растениях, об особенностях поведения птиц и животных зимой, а также о сезонных сельскохозяйственных работах.

Система вопросов:

1.У какого животного  есть иголки? (У ежа)

2.Кто в лесу спит  всю зиму? (Медведь)

 З.В какое время  года на деревьях распускаются  листочки? (Весной)

4.Лев - дикое или  домашнее животное? (Дикое)

5.Назови домашних птиц, которые умеют плавать?(Утки, гуси)

6.Когда собирают урожай  с полей и огородов? (Осенью)

 7.Чем выделяется береза зимой среди других деревьев? (Цветом ствола).

Таблица №1

Результаты констатирующего  эксперимента по выявлению уровня эстетического  развития детей старшего дошкольного возраста

 

 

 

Оценка результатов

Контрольная группа(20чел.)

Экспериментальная группа (20 чел).

 

       Кол.                      %

     Кол.                    %

Высокий уровень развития

           2

       10

          2

    10

Средний уровень развития

          10

50

         11

    55

Низкий уровень развития

           8

       40

          7

    35


 

Как видно из таблицы  № 1 уровень эстетического развития детей одинаково невысок. Многие дети плохо справились с заданием. Обе группы находятся на одинаковом уровне развития, поскольку расхождение в процентах очень незначительны. Выявленный в ходе исследования уровень развития является недостаточным, т.к. работа осуществлялась без комплексного подхода, мало места уделялось экскурсиям, наблюдениям и практической деятельности, отсутствовало разнообразие методов, форм занятий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Изучение влияния комплекса занятий по развитию эстетических чувств у старших дошкольников.

В ходе эксперимента в ДОУ №124 «Пролісок» нами было проведено 4 занятия и 2 экскурсии в двух старших группах. Занятия описаны в деталях, экскурсии в кратком описании.

Занятие на тему: «Зимующие птицы»

Цели и задачи: Развитие внимания, зрительной и словесно-логической памяти, логического мышления; активизация глагольного словаря у детей; воспитание бережного отношения и любви к живой природе; развитие мелкой моторики

Ход занятия.

 Проведение Психогимнастики.

-Дети, возьмитесь за  руки, посмотрите друг на друга,  улыбнитесь. Почувствуйте, как пошло тепло.

 Посмотрите в окно. Какое сейчас время года?

Дети – Зима.

 Что вы видите  за окном?

 Землю укрыл белый  снег, деревья и кусты стоят  голые, люди идут в теплой  зимней одежде .(звучит фонограмма «Голоса птиц» - ворона)

 Что это?

Дети: Это кричат вороны.

 Вороны – это, какие птицы?

Дети: Зимующие.

А каких зимующих птиц вы еще знаете?

Дети: Синица, сорока, воробей, голубь, дятел.

Сегодня мы с вами побеседуем о  зимующих птицах. Каждая птица имеет  свое характерное оперение, отличительные  особенности, по которым мы определяем, как называется каждая птица.

В группе появляются птицы,(нарисованные на картоне, вытягиваются по леске, протянутой по потолку. Появляется ощущение, что они прилетают в группу). Ребята, услышав наш разговор, в группу прилетели зимующие птицы. Рассмотрите их внимательно и расскажите о них.

Дети читают стихи о птицах.

1. Чик-чирик-чирик-чирик!

Воробей сам не велик

И не очень длинный

Хвостик воробьиный

2. Посмотрите на вороне

Платье серое воронье

Черненькие перышки

На хвосте и горлышке

3. На стволе уселся дятел

В черно-белом пестром  платье

В красной шапке на головке

Дятел долбит елку ловко

4. Птица синица летает  проворно

В желтенькой кофточке,

В шапочке черной.

Плащик зелененький  носит синица

Черненький галстук  на грудке у птицы.

5. Прилетела к нам  сорока

У нее два белых бока

Черный хвостик и  спина

Голова и та черна.

6. На асфальте «Гру-гру-гру,

Много крошек соберу.

Для того чтоб мне хватило

И подружке сизокрылой.

С ней воркую про любовь,

Защищаю от врагов

Птицей мира я зовусь,

Позовите – приручусь».

      Дидактическая игра «Чьи перышки»

Птицы так спешили  к нам, что обронили свои перышки. Давайте соберем их и посмотрим , чьи перышки у нас. Дети находят перышки и становятся с ними под нужную птицу.

Зимой птицам очень трудно, холодно и голодно. Расскажите мне, как птицы переживают зиму.

1 реб. – Зимой птицы  стараются держаться ближе к  людям, потому что им нечего  есть и они надеются, что люди  им помогут.

2 реб. – Люди зимой  подкармливают птиц, делают им  кормушки, насыпают в кормушки  зернышки и крошки.

3 реб. – А мы с мамой (папой) вешаем на ветки кусочки сала, синички всегда прилетают и клюют его.

4 реб. – Ворон можно  увидеть у мусорных контейнеров,  на свалках, где всегда есть  чем поживиться. Ворона – птица  всеядная, ест все, что найдет.

5 реб. – Голуби, воробьи тоже стараются держаться рядом с человеком, люди подкармливают их кусочками хлеба и остатками еды.

6 реб. – А дятлы  остаются зимовать в лесу. Они  питаются семенами шишек и  достают из-под коры жучков.

Игра с мячом  «Подбери действие»[6].

Дети передают мяч  друг другу и называют, что умеют делать птицы: летать, клевать, прыгать, петь, чистить перышки, вить гнезда, высиживать яйца, заботиться о птенцах, спать, пить, сидеть на ветке, искать корм.

Подвижная игра «Зимующие и перелетные птицы»

Когда я называю зимующих птиц, вы летаете вокруг меня, а когда перелетных, садитесь на корточки. Будьте внимательны.

(Соловей, ворона, скворец,  воробей, дятел, жаворонок, синица, кукушка, сорока, журавль, голубь  и т. д.)

Ребята, мы с вами лепили пластилиновыми жгутиками контуры птиц. Сегодня закончим эту работу, по пластилиновому контору выложим горох и семечки. Берите свои заготовки и приступайте к работе.

Итог занятия.

Ребята, о ком мы сегодня  разговаривали?

Дети: О зимующих птицах.

Да мы сегодня вспомнили  характерные особенности птиц, поговорили о том, как трудно приходится птицам зимой.

Экскурсия в  парковую зону "Следы и птицы".

Цель: показать детям  разнообразие птиц и следов,  рассмотреть пролетающих мимо птиц, уметь распознавать и называть их.

Занятие на тему: «Красота и разнообразие зимних деревьев».

С ребятами мы выясняли, что происходит с деревьями зимой, все ли деревья зимой теряют листья. Предлагалось детям нарисовать дерево зимой, используя цветные мелки, уголь.

Цели: дать возможность детям увидеть красоту и разнообразие зимних деревьев, закрепить знания о названиях деревьев, обобщающее слово «деревья»; дать понятие о хвойных и лиственных деревьях; учить согласовывать существительные с числительными от одного до пяти; учить образовывать относительные прилагательные.

Ход занятия

1. Организационный момент.

2. Введение в тему.

Его весной и летом  мы видели одетым, а осенью с бедняжки сорвали все рубашки. (Дерево.)

3. Беседа о деревьях.

– Деревья бывают лиственные и хвойные. Лиственные деревья –  это те, которые имеют листву, все хвойные деревья имеют вместо листьев иголки, называемые хвоей. Зимой лиственные деревья опадают, а хвойные сохраняют свою хвою.

– Назовите лиственные деревья.

– Назовите хвойные деревья.

– Где растут деревья? (В лесу, в саду, в парке, вдоль  дорог, во дворах домов и т. д.)

 Дидактические игры: «Веселый счёт». (Пересчет названий деревьев от одного до пяти.), игра: «по кругу» называли листопадные и вечнозеленые деревья нашего леса, «От какого дерева лист?».

 Образование относительных  прилагательных от названий листьев деревьев:

– лист берёзы – берёзовый  лист, лист клена – кленовый и  т. д.;

– ветка ели – еловая ветка, ветка сосны – сосновая ветка, ветка рябины – рябиновая  ветка и т. д.

Экскурсия в  зимний лес "В гостях у зимушки-зимы".

Цель: показать детям чудо белого цвета, увидеть деревья зимой, разнообразие коры деревьев.

Содержание и методика. С ребятами, придя в лес, обратили внимание детей на красоту зимнего леса, на внешний вид деревьев и кустов (нет листьев). Предложили детям посмотреть, как красиво голые ветви вырисовываются на фоне неба. Предлагаем детям прислушаться, как стало тих в лесу.

Показали детям дуб, какой у него толстый ствол, какие неровные, корявые ветки, какого цвета у дуба кора и что она шероховатая. Показали детям кору березы. Предложили отыскать еще одно дерево.

Какое? Послушайте:

Ее всегда в лесу найдешь,

Пойдем гулять и встретим.

Стоит колючая, как еж,

Зимою в платье летнем.

А к нам придет под  Новый год -

Ребята будут рады,

Хлопот веселых полон  рот,

 Готовят ей наряды.

Обратили внимание детей на характерные особенности ели, которые отличают ее от других деревьев. Предложили детям погладить ствол, потрогать иголки, показать руками строение дерева. Прочитали стихотворение О. Высотской. “ Елочка “.

Ни листочка, ни травинки!

Тихим стал наш сад.

И березки, и осинки Скучные  стоят.

Только елочка одна Весела и зелена.

Видно ей мороз не страшен -

Видно смелая она.

Провели игру "Угадай - ка".

Ход игры: предлагается описание дерева взрослым или ребенком, а  остальные должны узнать о каком дереве идет речь, найти и подбежать к нему.

Занятие на тему «Обитатели зимнего леса»

Цель: Расширить знания детей о диких животных средней полосы, их повадках, образе жизни. Напомнить, чем питаются звери, как находят себе пищу. Рассказать о том, как животные готовятся к зиме, какие защитные приспособления создала у них природа, чтобы они переносили зимние морозы. Воспитывать понимание того, что в природе все взаимосвязано и целесообразно. Воспитывать интерес к изучению природы, к наблюдению за повадками животных и птиц. Словообразование по теме «Животные и их детеныши»: белка - бельчонок - бельчата; заяц - зайчиха -зайчонок - зайчата; лис - лиса - лисенок - лисята; волк - волчица - волчонок - волчата; медведь - медведица - медвежонок - медвежата; еж - ежиха - ежонок - ежата.

Ход занятия

Ребята, мы с вами уже  говорили о том, как меняется природа  зимой, говорили о приметах зимы. Но ведь животные - это тоже часть природы. Значит, и с ними тоже происходят перемены. А вот какие - это мы сейчас узнаем.

Я вам предлагаю совершить небольшое мысленное путешествие в зимний лес. В этом нам помогут иллюстрации. Глядя на них, расскажите, каким мы увидим зимний лес.

Заслушиваются короткие рассказы детей.

Кого же мы можем встретить  в зимнем лесу? Послушайте:

Зверька узнаем мы с тобой По двум таким приметам: Он в шубке серенькой зимой, А в рыжей шубке - летом.(Белка)

Информация о работе Процесс развития эстетических чувств у старших дошкольников