Процесс развития эстетических чувств у старших дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2012 в 18:39, курсовая работа

Краткое описание

Цель - Способствовать формированию эстетических чувств у детей старшего дошкольного возраста средствами природы.
Объект исследования - Процесс развития эстетических чувств у старших дошкольников.
Предмет исследования - развитие эстетических чувств с использованием средств природы.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая печать.doc

— 230.50 Кб (Скачать файл)

Правильно, это белочка. Как вы думаете, почему зимой она  меняет цвет шубки? Да для того, чтобы  ей легче было прятаться от своих  врагов, например ястреба и куницы. Зимой деревья стоят без листьев, и на фоне темно-серых ветвей и стволов серая беличья шубка менее заметна, чем если бы она была рыжей. (демонстрация иллюстрации.)

Кроме того, что беличья  шубка меняет цвет, она еще становится и более теплой. А в самые  сильные морозы белка спит в своем дупле. Оно тоже подготовлено для зимы: еще осенью белочка натаскала туда опавших листьев, сухого мха, так что в дупле сухо, тепло и мягко.

Белочка - большая хлопотунья и труженица. К зиме она подготовила  не только теплое дупло. А вы знаете, что еще? Конечно, припасы, которыми белка питается всю зиму. Летом и осенью она собирает орешки и желуди, сушит грибы и все это хранит в специальных кладовочках - в пустых дуплах, под мхом, у старых пеньков. А еще она собирает еловые и сосновые шишки и питается их семенами. Так что голодать белочке зимой не приходится.

А кто еще из лесных жителей меняет цвет шубки к зиме? Правильно, заяц. Летом он был серым, а к зиме постепенно белеет: сначала  становится белым хвост, потом задние лапы, и только потом белеют спинка и бока. Помните, мы с вами говорили о том, что в природе все имеет свою причину? Как вы думаете, зачем зайцу белая шубка? (Дети высказывают свое мнение.)

А еще зайцу помогают его быстрые ноги. Задние лапы у  него очень сильные, заяц ими отталкивается и делает большие прыжки, убегая от своих врагов - лиры и волка.

А как заяц себе домик  устраивает? Оказывается, у него нет  отдельной норки. Зимним днем он обычно спит в снежной ямке или зарывшись  в сугроб, а ночью выходит еду  добывать: обгладывать кору упавших деревьев.

У косого нет берлоги,

Не нужна ему нора.

От врагов спасают  ноги,

А от голода - кора.

А вот и главные  враги зайчишки - лиса и волк.

Какой зверь опасный  Ходит в шубке красной, Снег разгребает, Мышек хватает?(Лиса)

Лиса к зиме тоже готовится. Зимой на ее лапках отрастает густая шерсть, чтоб не холодно было ступать по снегу. Ходит лиса как в валенках.

На овчарку он похож:

Что ни зуб, то острый нож!

Он бежит, оскалив пасть,

На овцу готов напасть.

(Волк)

Волк хоть и не меняет свою шубу, но утепляет ее. К зиме волчья шерсть становится гуще и длиннее. Это волкам необходимо, ведь они спят прямо на снегу, закрыв хвостом нос и лапы. Спят обычно днем, а ночью охотятся.

 Как вы думаете,  ребята, а почему волку и лисе  не нужно менять зимой цвет шубки? (Дети высказывают свое мнение.)

Животные, которые  впадают в спячку

 А вот каких животных  встретить зимой в лесу нельзя? Оказывается, некоторые лесные  обитатели (еж, медведь) зимой  впадают в спячку. Поэтому особых  припасов на зиму они не  делают, заботятся только о теплом домике для себя: еж спит в норке, утепленной мхом, сухой травой; медведь - в берлоге. Они осенью стараются наесться посытнее, чтобы всю зиму спокойно проспать.

 Он в берлоге  спит зимой 

Под большущею сосной.

А когда придет весна,

Пробуждается от сна.(Медведь)

Игра «Животные  и их детеныши»

 При проведении  игр воспитатель предлагает детям  разбиться на команды. Для этого  дети должны взять со стола  билеты, на каждом из которых  написано по одной букве. Детям  предлагается объединиться в  группы так, чтобы из их букв можно было составить слова. Какие слова должны получиться, детям не сообщается. Для группы из 19 детей можно предложить слова «Лиса», «Волк», «Белка», «Заяц», «Ёж». Соответственно, должны быть карточки с буквами «Л», «И», «С», «А», «В», «О», «Л», «К», «Б», «Е», «Л», «К», «А», «3», «Я», «А», «Ц», «Ё», «Ж». Если детей в группе меньше или больше, можно убрать буквы, составляющие одно из слов, или добавить буквы для еще одного слова. При необходимости воспитатель помогает детям.

 Предложили детям вспомнить, как называются дикие животные наших лесов и их детеныши. Мы называли животных, дети должны были назвать их детенышей в единственном и множественном числе. Ответ дает та команда, на которую  укажем. За каждый правильный ответ команда получает фишку.

 Белка - бельчонок  - бельчата.

 Заяц - зайчонок - зайчата. (Как называют маму зайчат?)

 Лиса - лисенок - лисята. (Кто папа в лисьем семействе?)

 Волк - волчонок - волчата. (Как называют маму в волчьем  семействе?)

 Медведь - медвежонок - медвежата. (Кто мама у медвежат?)

 Ёж - ежонок - ежата. (Как  называют маму ежат?)

Игра «Четвертый лишний» на развитие внимания, слуха, логического мышления. Детям предлагается исключить из перечисленных четырех слов то, которое они считают лишним. Игра проводится без опоры на наглядность.

 Например, воспитатель  перечисляет: «Стол, дом, кровать,  шкаф». Дети указывают лишнее  слово - «дом» - и объясняют,  что стол, кровать и шкаф - предметы  мебели, а дом таковым не является. Воспитатель называет слова и  предлагает командам дать ответ по очереди. Если возможны два решения, то воспитатель, выслушав ответ одной команды, спрашивает, есть ли у кого-то другое мнение. В этом случае команде, предложившей другое решение, присваивается дополнительная фишка. Для данного занятия мы применяли следующие наборы слов:[6]

1) Медведь, волк, лиса, заяц. (Медведь единственный впадает  в спячку.)

2) Волк, лиса, лось, олененок. (Олененок - детеныш, все остальные  - взрослые животные.)

3) Волк, лиса, еж, заяц. (Заяц - травоядное животное, у всех остальных есть в рационе мясо.)

4) Кошка, медведь, заяц, белка. (Кошка - домашнее животное, все остальные - дикие.)

5) Береза, липа, сосна,  клен. (Сосна - хвойное дерево, все  остальные - лиственные.)

6) Бельчонок, кабан,  рысь, олень. (Здесь может быть два решения. Во-первых, лишний - бельчонок, так как он детеныш, все остальные - взрослые животные; во-вторых, лишняя - рысь, так как она хищница, все остальные - травоядные.)

7) Лось, рысь, сова, куница. (Тоже два решения: во-первых, лишняя - сова, так как она птица, все остальные - звери; во-вторых, лишний - лось, так как он травоядный, все остальные - хищники.)

8) Белка, крот, лось, заяц, (Лишний - крот, так у него в  рационе не только растительная  пища. Лишней может быть и белка,  так как только у нее домик на дереве.)

9) Тетерев, куропатка,  белка, сова. (Лишняя - белка, так  как она зверь, все остальные  - птицы. Лишней может быть и  сова, так как она хищница. Все  остальные питаются семенами  и плодами растений.)

10) Сосна, ель, ольха,  кедр. (Лишняя - ольха, так как это лиственное дерево, а все остальные - хвойные.)

11) Орешник, береза, ель,  сосна. (Лишний - орешник, так как  он кустарник, все остальные  - деревья.)

 При подведении  итогов занятия подсчитываются  фишки, заработанные каждой командой. Мы обращали внимание на то, что наибольшего успеха добились те команды, которые работали слаженно и предложили больше оригинальных ответов.

Открытое занятие  на тему "Путешествие в зимний лес"[14].

Программное содержание:

-уточнить и углубить  у детей чувство причастности к окружающему миру,

-познакомить детей  с ежом,

-формировать чувство  причастности к окружающему миру,

-закрепить названия  детенышей диких животных,

-воспитывать любовь  к природе, бережное отношение  к животным,

-активизировать словарь детей: пушистая, мягкая, берлога, дупло, кора деревьев.

Предварительная работа:

- рассматривание картин  с изображением диких животных,

- чтение произведений  Г. Скребницкого о животных,

-беседы о зиме, экскурсия  в зимний лес.

Ход занятия:

К уроку мы подготовили модель зимнего леса и поговорили о том, что, кроме растений, в зимнем лесу есть животные. Дети лепили из пластилина «больших» животных зимнего леса.

-Ребята посмотрите куда мы попали? Это же лес! - какое сейчас время года в лесу?

Ответы детей.

-Да, на улице много  снега. На прогулке мы наблюдали  с вами за погодой, за деревьями,  катались с горы на санках, наблюдали, как старшие дети  катаются на коньках на катке. Интересно, а что же сейчас происходит в лесу? Хотите отправиться в путешествие в зимний лес?(Играет спокойная музыка.) Закройте глаза и представьте себе, что мы оказались в лесу. Зимний лес тих и спокоен. Зима укрыла лес пушистым снегом. В лесу свежий воздух и бодрящий морозец.

Белый снег пушистый

В воздухе кружится

И на землю тихо

Падает, ложится.

Теперь откройте глаза, и вы превратитесь в снежинки:

Ну-ка, детки, покружитесь

И в снежинки превратитесь.

 Подул сильный ветер  и снежинки прилетели на лесную полянку.

-Ой, ребята, кто это?

Комочек пуха, длинное  ухо.

Летом серый, зимой белый.

 Ответы детей.

Правильно, это зайчик.

-А где зимой прячется  зайчик? Почему?

-Какую шубку носит  зайчик зимой?

-А почему он белую  шубку одел?

-Что делает зайчик  днем?

-А вечером?

-Чем питается зайчик  зимой?

-А как зовут детенышей  зайчика?

 Мы с вами знаем  песенку про зайчика, давайте  споем ее.

Дети поют песню "Заинька-зайка". В конце песенки прыгают как  зайцы.А теперь пойдем дальше.Отгадайте загадку:

Пушистый серенький зверек

По деревьям прыг да скок,

Мелькает меж ветвей

Все проворней и быстрей.

 Ответы детей.

-Правильно, это белочка.

-Какую шубку носит  белочка зимой?

-А почему не рыжую?

-А враги у белочки  есть? Кто они?

-Какие припасы готовит  себе белочка на зиму?

-Куда прячет белка  свои припасы?

-А какой домик на  зиму делает себе белка? Где?

-Для чего ей такое  прочное гнездышко?

 Ай да белочка-хлопотунья, приготовила себе на зиму теплое  и уютное гнездышко. А как зовут детенышей белки?

-Дети, а я слышу  - кто-то там похрапывает.  Догадайтесь, про кого я  расскажу:

Кто мохнатый и большой

Летом по лесу гуляет?

Зимой в берлоге отдыхает?

Ответы детей.

-Правильно, медведь.

Как на горке снег, снег.

И под горкой снег, снег,

И на елке снег, снег,

И под елкой снег, снег.

А под снегом спит медведь-

Тихо, тихо - не шуметь.

-Что делает медведь  зимой?

 Давайте подставим  ладошки: чувствуете - тепло, медведь  дышит.

-А что любит есть  медведь?

-Холодной зимой в  берлоге у медведицы появляются  маленькие и беспомощные детеныши. Как их называют?

 А сейчас мы превратим вас в медвежат.

Ну-ка, дети, покружитесь

В медвежаток превратитесь.

 Физкультминутка.

Медвежата в чаще жили,

Головой своей крутили.

Вот так, вот так,

Головой своей крутили.

Медвежата мед искали,

Дружно дерево качали,

Вот так, вот так,

Дружно дерево качали.

Вперевалочу ходили

И из речки воду пили.

Вот так, вот так,

И из речки воду пили.

А потом они плясали,

Выше лапы поднимали.

Вот так, вот так,

Выше лапы поднимали.

-Ой, ой, ой! Что это  меня так укололо? А вот угадайте, кто сидит в гнездышке?

Угрюмый недотрога

Живет в глуши лесной.

Иголок очень много,

А ниток ни одной.

На зиму засыпает,

Никому он не мешает.

 Ответы детей. Правильно,  это ежик. Давайте поближе с  ним познакомимся. Подойдите к  картине. Ежик - очень забавный зверек. Он толстенький, кругленький. У ежа вся спина покрыта острыми  колючками, а не шерстью, только мордочка, лапки и брюшко без колючек. Как только ежик заслышит опасность, сейчас же свернется в клубочек, спрячет внутрь мордочку, живот и лапки, а колючки во все стороны выставит. Попробуй-ка подступиться к нему. Ежи любят есть разных козявок, червячков, ловят мышей. Этим они приносят большую пользу. Днем ежик спит в гнездышке, а ночью входит на охоту. На зиму ежик забирается в теплое гнездышко и засыпает крепким сном до теплых весенних дней. А детенышей ежа зовут - ежата. Как зовут детенышей ежа?

 Ответы детей. А сейчас мы вам предлагаем сесть за свои стульчики  и вылепить обитателей леса – это и будет подарком для нашего зимнего леса, а в конце нашего путешествия мы приготовили вам сюрприз! (Кормушка)

Информация о работе Процесс развития эстетических чувств у старших дошкольников