Процесс развития эстетических чувств у старших дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2012 в 18:39, курсовая работа

Краткое описание

Цель - Способствовать формированию эстетических чувств у детей старшего дошкольного возраста средствами природы.
Объект исследования - Процесс развития эстетических чувств у старших дошкольников.
Предмет исследования - развитие эстетических чувств с использованием средств природы.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая печать.doc

— 230.50 Кб (Скачать файл)

 Не только животным  голодно зимой, но и птицам. Сейчас, на прогулке мы повесим  кормушку на нашем участке  и будем подкармливать птиц семечками и хлебными крошками.

 

В качестве проверки эффективности  предложенной  системы  занятий  по эстетическому воспитанию детей  средствами  природы  было  использовано  два задания. Первым заданием была использована методика  «Времена  года» см.Приложение 2, которая позволяет определить знания детей о сезонных изменениях в природе. Методика «Времена года». Ребенку показывали рисунки  и просили,  внимательно  посмотрев  на них, сказать, какое время года изображено. Время выполнения задания  -  2  минуты.  Ребенок   должен   назвать   не   только соответствующее время  года,  но  и  обосновать  свое  мнение  о  нем,  т.е.объяснить почему он так думает, указать те признаки, которые по его  мнению, свидетельствуют о том, что на данной части рисунка именно это, а  не  какое-либо иное время года.

Уровень развития оценивался следующим образом:

10 баллов - очень высокий; 8-9 баллов - высокий ; 6-7 баллов - средний ;4-5 балла – низкий ;0-3 балла - очень низкий ;10 баллов - за отведенное время ребенок правильно назвал и связал все картинки с временем года, указав на каждой из них не менее двух  признаков, свидетельствующих о том, что на  картинке  изображено  именно  данное  время года.

8-9 баллов - ребенок правильно  назвал и связал  с  нужными   временами года все  картинки,  указав  при  этом  5-7  признаков,  подтверждающих  его мнение, на всех картинках вместе взятых; 6-7 баллов - ребенок правильно определил на  всех  картинках времена года, но указал только 3-4 признака, подтверждающих его мнение;4-5 баллов - ребенок правильно определил время года только на  одной- двух картинках из четырех и  указал  только  1-2  признака  в  подтверждение своего мнения; 0-3 балла - ребенок не смог правильно определить  ни  одного  времени года и не назвал точно ни одного признака.

 Затем детям были предложены вопросы для проверки знаний о зимующих  и

перелетных птицах, внешних  особенностях животных,  о  лиственных  и  хвойных растениях. Дети четко должны различать овощи и фрукты  и  знать  особенности поведения животных зимой.

 Система вопросов:

  а)Каких птиц, зимующих  у нас вы знаете? (воробьи, голуби, снегири);

  б)У какого дерева иголки как у ежа? (сосна, ель) ;

  в)Какое дерево зимой остается зеленым? (сосна, ель);

  г)Назови овощи,  которые растут  на  огороде,  (картофель,  морковь,

свекла) ;

 д)Как заяц готовится  к зиме? (меняет шубку).

 Результаты  формирующего эксперимента представлены в таблице № 2.

Таблица №2

Оценка результатов

Экспериментальная группа (20 чел).

Контрольная группа(20 чел)

 

       Кол.                     %

  Кол.                         %

Высокими уровень

        19

95

             7

35

Средний уровень

         1       

5

            11

55

Низкий уровень

          0

0

            0

0


Как видно из таблицы  № 2  экспериментальная  группа находится  на высоком уровне  развития, 19 человек быстро справлялись с предложенными заданиями, хорошо усваивали материал, что составляет 95% всей группы. Это делает  возможным  использовать разработанную  систему  занятий  по  эстетическому   воспитанию   средствами природы в практике.

 

2.3 Анализ результатов исследования

Анализ психолого-педагогической литературы и результаты экспериментального исследования по теме: «Развитие эстетических чувств у детей старшего дошкольного возраста по средствам природы» позволяют сделать нам следующие выводы:

1.Обучение детей на занятиях осуществляется разными методами. Выбор методов зависит от вида занятия, от его основной задачи.

2.Наряду с этим широко применяются методы основанные на слове воспитателя - рассказ, чтение художественных произведений, беседы, проводимые с демонстрацией натуральных объектов или их изображений. Методы и приемы, используемые в работе, соединяются.

3.Ha основании констатирующего эксперимента можно сказать, что уровень эстетического развития детей одинаково невысок. Это связано с тем, что работа по формированию у детей познавательного интереса к природе проводилась без определенной системы, не был достаточно оснащен педагогический процесс.

4.Данная экспериментальная работа доказала необходимость систематического, целенаправленного влияния на эстетическое развитие детей.

5.Разработанная система занятий, методические приемы по развитию у дошкольников эстетического отношения к окружающему миру дали положительные результаты, что свидетельствует о возможности использования их в детском саду.

Методика совершенствования работы по эстетическому воспитанию дошкольников средствами природы. На основании полученных  результатов  нами был разработан комплекс занятий и несколько экскурсий,  направленных на совершенствование работы по эстетическому воспитанию дошкольников средствами природы.

Главной  целью  опытно-экспериментальной  работы  было   формирование эстетического  восприятия  у  детей  средствами  природы. Наша  работа  была направлена  на  достижение  оптимального   общего   развития   дошкольников, развития эстетического вкуса, их чувств, а также приобщение детей к  красоте окружающего мира.

   Основными задачами опытно-экспериментальной работы были следующие:

1)Дать детям возможность  увидеть и услышать мир, окружающий  их

2)Дать основные понятия  о взаимосвязях в этом мире;

3)Воспитать, «уточнить»  чувства маленького человека;

4)Развить  способности   различать  оттенки  цвета   и  звука,  ощущать единство с природой;

5)Проверить возможность  использования разработанной системы   занятий, направленной на развитие эстетического  восприятия  дошкольников  средствами природы.

Исследование проводилось  в старших группах детского сада  № 124 «Пролісок». В контрольной  группе  работа  продолжалась  по  традиционному   пути, а в экспериментальной — по разработанному нами комплексу занятий. Процесс познания мира человеком начинается с помощью органов чувств и самым  важным среди них является зрение. Мир, окружающий ребенка, разноцветен. Разноцветна природа. Огромен первоначальный интерес  ребенка  к этому миру вообще и природе  в  частности.  Вот  почему  нам  представляется возможным начать эстетическое воспитание детей средствами природы на  основе интереса  ребенка  к  разноцветной  природе.  Естественно,  что  в  процессе познания мира участвуют все органы  чувств,  но  в  возрасте  пяти-семи  лет основным у них является зрение. Для работы по эстетическому воспитанию детей средствами природы  была разработана целенаправленная система занятий и экскурсий. Каждое занятие в этой  системе ощущается детьми  как увлекательное путешествие,  которое  чем  дольше  не кончается, тем лучше. В каждое занятие включены разнообразные игры,  приемы, опыты. Основной путь эстетического развития ребенка - это  формирование  его деятельности  и  стремление  к  творчеству.  Это   также   учитывалось   при разработке   системы   занятий.   Эстетическое   воспитание   должно   стать органической  частью  любого  вида   воспитания. Взаимосвязь эстетического воспитания со всеми  сторонами воспитательного процесса обеспечивает комплексный  подход  к  гармоническому развитию подрастающего поколения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вывод

Проблема эстетического  воспитания довольно полно разработана  в отечественной и зарубежной литературе. Это позволило нам провести тщательный анализ литературы по этой проблеме и сделать следующие выводы: эстетическое воспитание действительно занимает важное место во всей системе учебно-воспитательного процесса, так как за ним стоит не только развитие эстетических качеств человека, но и всей личности в целом: ее сущностных сил, духовных потребностей, нравственных идеалов, личных и общественных представлений, мировоззрения. Однако данные практики показывают необходимость дальнейшей разработки этой проблемы, поскольку знания детей по эстетическому воспитанию недостаточны. Опытно-экспериментальная работа показала, что эффективное осуществление эстетического воспитания подрастающего поколения и формирование всесторонне и гармонически развитой личности в настоящее время невозможно без комплексного подхода, который включает в себя следующие элементы:

а) проведение экскурсий и походов в природу;

б) демонстрация художественных иллюстраций (картинок, фотографий, диафильмов, наглядных пособий) ;

в) беседы с элементами художественного описания;

г) чтение отрывков художественной прозы, поэзии, описание путешествий;

д) демонстрация экспонатов, естественной наглядности;

е) использование эстетических впечатлений, полученных во время прогулок и экскурсий;

Мы считаем, что такие формы работы, как постановка опытов, сбор коллекций, гербариев, создание макетов, посадка деревьев и выращивание цветов, уход за животными в живом уголке, дают возможность тесно связать изучение природы с жизнью, а также воспитывать эстетическое отношение к природе. Поскольку общение с природой, наблюдение за ее жизнью, умение замечать красивое в природе, наслаждаться ею - важное средство эстетического воспитания. Комплексный подход не только важнейшее условие всестороннего развития личности, но и основа построения системы воспитательной работы.

Эстетическое воспитание является организованным, активным, целеустремленным процессом. Составными элементами его являются развитие интереса и любви к природе, привитие умений и навыков замечать красивое, любоваться им, способности проявлять чувство прекрасного при восприятии явлений природы. Чтобы эстетическое восприятие явлений природы детьми было целенаправленным, необходимо постоянное руководство воспитателя. При наличии педагогического руководства у детей воспитывается умение сопоставлять воспринятые предметы и явления, сравнивать их между собой, выделять их форму, окраску и характерные особенности. Задачи, которые воспитатель ставит перед дошкольниками, активизируют, конкретизируют, облегчают восприятие, способствуют их эстетическому развитию. Благотворное влияние природы необходимо соединить с систематическим, глубоко продуманным педагогическим влиянием. Под влиянием природы, эстетического отношения к ее явлениям у детей развивается художественное мышление, формируются эстетические суждения, т.е. воспитываются вкус, манеры, привычки, мировоззрение. Таким образом, важным путем эстетического воспитания является организованное, целеустремленное восприятие природы, которое помогает углубить эстетические впечатления.

Сила впечатлений от природы зависит от способности  видеть красоту разнообразных, слышать  «живой» голос леса, моря, поля, эмоционально на него откликаться. Это доступно детям с раннего возраста. Во время прогулок, экскурсий необходимо обращать внимание детей на своеобразие красок природы, их изменение и гармонию, пробуждать интерес к явлениям природы, любовь и бережное отношение к ней. В детском саду создаются уголки природы. Наблюдения и уход за живыми обитателями формируют эстетическое восприятие и отношение, умение создавать красивое самому, приучают к активной деятельности. Эстетическую радость дети переживают, работая летом на огороде, в цветниках на участке детского сада, а осенью, любуясь плодами своего труда[9].

Эстетическое воспитание дошкольников в общении с природой должно занять ведущее место в  общей системе воспитания. Общение с природой, методически правильно организованный труд, эстетическое восприятие явлений природы способны обеспечить эстетическое развитие дошкольников, а это много значит для всестороннего развития личности, которая соединяла бы в себе духовное богатство, нравственную чистоту и физическое совершенство.

Разработанная нами система занятий, методические приемы по развитию у дошкольников эстетического отношения к окружающему миру дали положительные результаты, что свидетельствует о возможности использования их в детских садах. Я считаю, что разработанная система занятий может быть полезна воспитателям ДОУ, учителям начальных классов и учащимся педагогических вузов.

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы:

 

1.

Абдуллаев З.Экологическое  отношение и экологическое сознание.//Философские науки,1991 - №2.

2.

Акимова Т.А., Хаскин В.В. Экология: Учебник для вузов. –  М: ЮНИТИ,1998.-455с.

3.

Бондаренко А.К. «Дидактические игры в детском саду» – М., 1991 г.

4.

Веретенникова С.А. Ознакомление дошкольников с природой - М., 1973 г.

5.

Возрастная и педагогическая психология: тексты / сост.и коммент. Шуаре Марта О. - М.: изд-во Моск. ун-та, 1992. - 272 с

6.

Бондаренко А.К Воспитание детей в игре: Пособие для воспитателя детского сада / А.К. Бондаренко, А.И. Матусин. – М.: Просвещение, 1983. – 192 с., ил.

7.

Екологічна енциклопедія: У 3т.(Редколегія:А.В. Толстоухов) та ін..-К.:ТОВ «Центр екологічної освіти та інформації,2006.-Т.1:А-Е.-432с.:іл..»

8.

Жуковская Р. Н. и др. «Родной край: пособие для воспитателей детского сада» / Под ред. Козловой С.А., Москва, «Просвещение», 1985 г.

9.

Золотова Е.И. «Знакомим  дошкольников с миром животных» / Под редакцией И.Ф. Виноградовой – М., 1988 г.

10.

Каменева Л.А. «Как знакомить  дошкольников с природой» / Под редакцией  П.Г. Саморуковой - М., 1983 г

11.

Кириллова З.А. Экологическое  образование и воспитание школьников в процессе изучения природы.// Начальная  школа.-2004,-№5.

12.

Кононко О.Л.    Базовый компонент дошкольного образования в Украине»

13.

Лихачев Д.Б. «Теория эстетического  воспитания школьников» - М.:Педагогика – 2002, с.183

14.

Мир детства: Дошкольник / под. ред. А.Г. Хрипковой; отв.ред. Запорожец А.В.. - 2-е изд., доп. - М.: Педагогика, 1987. - 256 с.

15.

 Наблюдение и труд детей в природе / Составитель А.Ф. Мазурина - М., 1976 г.

16.

Неверов В.В. Основы эстетики и искусствознания. Факультатив. курс. Пособие для учителей /. Неверов В. В, Любинский И. Л., Скатерщиков В.К. /Под ред. И. Л. Любинского, В. К. Скатерщикова. – 2е изд., перераб. и доп.

17.

Руковицын М.М. «Эстетическое  воспитание детей» - М.: Знание – 2002, с.432

18.

Система эстетического воспитания в детском саду / Под редакцией Н.А. Ветлугиной – М., 1962 г.

19.

Тарасенко Г. Зв’язок  естетичного і екологічного виховання  та підготовка вчителя. Шляхи реалізації.-//Рідна  школа.2000.-№1-с.71-74.

20.

Ушинский К.Д. Избранные сочинения. - М., 1968. С. 207

21.

Шпитальник П. И.   Некоторые вопросы эстетического воспитания в детском доме. — «Учебно-воспитательная работа в детских домах». Сб. №32. М., 1954, стр. 22

22

Экологическое и эстетическое воспитание дошкольников / Под ред. Л.П. Печко. - М., 2006.

23.

Эстетическое воспитание в детском саду: пособие / под. ред. Н.А. Ветлугиной. - 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1985.

Информация о работе Процесс развития эстетических чувств у старших дошкольников