Проявления агрессии в старшем дошкольном возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2010 в 21:49, курсовая работа

Краткое описание

В настоящей работе мы попробуем разобраться в том, что же такое детская агрессия и рассмотрим проявление агрессии у детей.
Цель исследования – изучение различных проявлений агрессивного поведения детей дошкольного возраста.

Содержание

Введение________________________________________________________3
Глава 1 Теоретические аспекты проблемы детской агрессивности
1.1. Агрессивные проявления детей как предмет исследования в современной психологии_______________________________________________________6
1.2. Специфика детского агрессивного поведения______________________14
1.3. Работа с агрессивным поведением детей в рамках современной практической психологии__________________________________________27
Заключение______________________________________________________38
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

агрессивность.doc

— 164.50 Кб (Скачать файл)

      Ещё более существенные различия выявляются в процессе реального взаимодействия детей. В ситуациях совместной деятельности агрессивные дети проявляют меньший интерес к работе партнёра, ярко отрицательное, а иногда и агрессивное отношение к успехам сверстника (вырывают его рисунок, пытаются стукнуть). Они чрезвычайно редко уступают свои предметы (карандаши или детали мозаики). В отличие этого дети, не склонные к агрессии достаточно часто помогают партнёру и уступают свои предметы [20].

      Эти данные дают основание полагать, что  главной отличительной чертой агрессивных  детей является их отношение к сверстнику. Другой ребёнок выступает для них как противник, как конкурент, как препятствие, которое нужно устранить. Такое отношение нельзя свести к недостатку коммуникативных навыков (заметим, что многие агрессивные дети в ряде случаев демонстрируют вполне адекватные способы общения, и при этом проявляют незаурядную изобретательность, придумывая разнообразные формы нанесения ущерба сверстникам). Можно полагать, что это отношение отражает особый склад личности, её направленность, которая порождает специфическое восприятие другого как врага.

      Агрессивный ребёнок имеет предвзятое мнение о том, что поступками окружающих руководит враждебность, они приписывают  другим враждебные намерения и пренебрежение  к себе. Такое приписывание враждебности проявляется в следующем:

      - в представлениях о своей недооцененности  со стороны сверстников; 

      - в приписывании агрессивных намерений  при решении конфликтных ситуаций;

      - в реальном взаимодействии детей,  где они постоянно ждут нападения  или «подвоха» со стороны партнёра.

      Всё это говорит о том, что главные  проблемы агрессивных детей лежат  в сфере отношений со сверстниками. Однако, эти проблемы не однородны  в группе агрессивных дошкольников. При обследовании агрессивных детей  выявлены существенные индивидуальные различия, как в характере поведения, так и в психологических характеристиках. Рассмотрим индивидуальные варианты агрессивности в дошкольном возрасте.

      Индивидуальные  варианты детской  агрессивности.

      Среди агрессивных детей отчётливо  выделяются три группы, которые различаются:

      - по внешним поведенческим проявлениям агрессивности (по частоте и степени жестокости агрессивных действий);

      - по своим психологическим характеристикам (уровню интеллекта, произвольности; по уровню развития развитию игровой деятельности);

      - по своему социальному статусу в группе сверстников.

      В первой группе агрессия носит мимолётный, импульсивный характер, не отличается особой жестокостью и наиболее часто  используется для привлечения внимания сверстников. Этот вариант детской  агрессивности можно назвать импульсивно-демонстративным, поскольку главная задача ребёнка здесь – продемонстрировать себя, обратить на себя внимание.

      Во  второй агрессивные действия используются для достижения конкретной цели (чаще всего – получить желанный предмет) и имеет более жёсткие и устойчивые формы Данный вид агрессивности детей можно назвать нормативно-инструментальным.

      В третьей группе преобладающей мотивацией агрессии является «бескорыстное» причинение вреда сверстникам (агрессия как  самоцель) и проявляется в наиболее жестоких формах насилия. Этот вид детской агрессивности можно назвать целенаправленно-враждебным.

      Отметим нарастание данного типа мотивации (как и частоты прямой физической агрессии) от первой группы к третьей.

      Таким образом, в основе детской агрессивности может лежать различная мотивационная направленность: в первом случае - спонтанная демонстрация себя, во втором – достижение своих практических целей, в третьем – подавление и унижение другого. Однако, несмотря на эти очевидные различия, всех агрессивных детей объединяет одно общее свойство – невнимание к другим детям, неспособность видеть и понимать другого.

      В ситуациях, выявляющих отношение к  сверстнику, по всем показателям нет значимых различий между подгруппами агрессивных детей. Все они проявляют низкий интерес к сверстнику, неадекватные реакции на успехи другого (злорадство при его неудачах и протест против его достижений) и неспособность бескорыстно поделиться или помочь другому. Подобный тип отношения к сверстнику не связан ни с уровнем развития игры, ни с самооценкой, ни с реальным положением ребёнка в группе сверстников. По-видимому, в основе такого отношения к другим лежит фиксированность ребёнка на себе, его внутренняя изоляция от других.

      В мире и в других людях такой  ребёнок видит, прежде всего, себя и отношение к себе. Другие люди выступают для него как обстоятельства его жизни, которые либо мешают достижению его целей, либо не уделяют ему должного внимания, либо пытаются нанести ему вред. Фиксированность на себе, ожидание враждебности со стороны окружающих не позволяет такому ребёнку увидеть другого во всей его полноте и целостности, пережить чувство связи и общности с ним. Поэтому для таких детей недоступно сочувствие, сопереживание или содействие. Очевидно, что такое мировосприятие создаёт ощущение своего острого одиночества во враждебном и угрожающем мире, которое порождает всё большее противостояние и отделённость от других. Степень такого восприятия враждебности может быть различной (она нарастает от 1-ой группы к 3-ей), однако её психологическая природа остаётся той же – внутренняя изоляция, приписывание враждебных намерений окружающим и невозможность видеть собственный мир другого человека [18].

      Мы  выяснили, что всем детям дошкольного  возраста свойственны те или иные формы проявления агрессии. Агрессивные действия наблюдаются у детей уже в период новорожденности, они видоизменяются и дополняются по мере взросления. Однако, несмотря на общность детей в агрессивных проявлениях, у некоторых дошкольников агрессия становится одним из ведущих типов деятельности и свидетельствует о некоторых отклонениях в формировании личности; в поведении таких детей существуют характерные особенности. Многими авторами предложены критерии для определения тяжести агрессивных проявлений. В то же время, в дошкольном возрасте ещё не поздно предпринять своевременные меры, для преодоления этих тенденций. 

      1.3 Работа с агрессивным  поведением детей  в рамках современной  практической психологии 

      Работа  с агрессивными детьми должна быть направлена не на безопасный выход агрессии (эмоциональная разрядка), не на повышение самооценки, и не на развитие коммуникативных навыков или игровой деятельности, а на преодоление внутренней изоляции, на формирование способности видеть и понимать других. Эта задача требует отказа от некоторых привычных форм работы дошкольного педагога. Такие традиционные формы воздействия как убеждения и объяснения воспитателя, приведение положительных примеров и призывы не обижать других оказываются малоэффективны при работе с агрессивными дошкольниками. Они и так знают, что хорошо, а что плохо, а сверстник, которого приводят в качестве образца, может вызвать только неприязнь со стороны ребёнка.

      Необходимо  отказаться также от соревновательного  начала в играх и занятиях. Всевозможные конкурсы, игры-соревнования, поединки и состязания направляют внимание ребёнка на собственные успехи, порождают ориентацию на конкурентность и противопоставленность другим. В конечном счёте, независимо от того, выигрывает ребёнок или проигрывает, это ведёт к разобщённости и отчуждённости детей.

      Основной  задачей в работе педагога и психолога  с агрессивными детьми должно стать  формирование общности с другими, возможности  видеть и понимать своих сверстников. Главное здесь – помочь ребёнку  увидеть в ровеснике не противника или конкурента, а интересного и самоценного человека, партнёра по общению и совместной деятельности.

      Социально-профилактическая работа с агрессивными детьми должна быть направлена на устранение причин агрессивного поведения, а не ограничиваться лишь снятием внешних проявлений нарушенного развития. При построении превентивных и коррекционных программ следует учитывать не только симптоматику (формы агрессивных проявлений, их тяжесть, степень отклонения), но и отношение ребенка к своему поведению. Наиболее эффективным средством коррекции выступает игровая деятельность, специально организуемая психологом. Именно это может служить не только целям коррекции, но и дать ценный диагностический материал, позволяющий увидеть проблему глазами ребенка.

      Профилактическая работа может строиться по типу организации совместных игр, проигрывания сюжетов известных сказок, при этом агрессивному ребенку следует предлагать роли слабых, нуждающихся в защите персонажей, чтобы ребенок мог почувствовать себя на их месте, т.е. развивать эмпатию. Если же ребенку достается роль агрессивного персонажа, необходимо акцентировать внимание на таких качествах персонажа, как сдержанность, выдержка, умение владеть собой, защищать слабых. Работа с агрессивным ребёнком будет эффективной только тогда, когда к ней привлечены не только воспитатели, но и, самое главное, - родители.

      Работа  со взрослыми, составляющими ближайшее  окружение ребенка, должна строиться  как в плане ознакомления их с причинами детской агрессивности, психологическими особенностями агрессивных детей (самооценка и структура мотивационно-потребностной сферы), так и в организации нового опыта взаимодействия с такими детьми (обращать внимание на ребенка тогда, когда он ведет себя хорошо; предоставлять выбор в способах поведения; оценивать не личность, а отдельные поступки), перестройки системы наказания и поощрения. Взрослые (воспитатели, родители, психолог) должны понимать, что исправление агрессивного поведения ребенка - кропотливая работа, требующая понимания проблем таких детей и терпения. Родители должны помочь своим детям адаптироваться к окружающему миру. В одних случаях, следует поощрять ребенка, в других - ограждать от агрессивности. Иными словами, понимать, являются ли действия ребенка самозащитными или враждебными и не переносит ли он свою ярость с виновного на невинного [5].

      Современными  психологами предлагаются занятия  по снижению уровня агрессивности:

  • Тренинги (дети могут посещать их вместе с родителями)
  • Релаксация, направленная на расслабление различных групп мышц
  • Ролевая игра, направленная на разрешение конфликтных ситуаций
  • Сюрпризный момент (например, приглашение в группу известного детям сказочного героя) и др.

      Работа  с агрессивными детьми имеет ряд  особенностей. Главная задача в такой  работе - помочь ребенку преодолеть внутреннюю изоляцию, проявить способность к эмпатии, к нормальному общению со сверстниками. Занятия по снижению агрессивности могут проводиться в различных формах. Очень важной является работа с родителями. На формирование агрессивного поведения влияет множество факторов, в их числе и социальное окружение, поэтому необходимо знать как индивидуальный уровень агрессивности ребенка, так и общий в группе. Именно эти уровни будут рассмотрены в практическом исследовании.

      ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

      Повышенная  агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем не только для педагогов, психологов и родителей, но и для общества в целом.

      На  современном этапе особенно важным является изучение агрессивности в  дошкольном возрасте, когда эта черта  находится в стадии своего становления и когда ещё можно предпринять своевременные превентивные и коррегирующие меры.

      В ходе написания курсовой работы была достигнута цель – были изучены различные проявления агрессивного поведения детей дошкольного возраста. Для достижения поставленной цели были решены все основные задачи, в связи с этим можно сделать следующие выводы:

      В последние годы научный интерес  в работах российских и зарубежных учёных к проблемам детской агрессивности  существенно возрос. Так как увеличивается  число детей, склонных к агрессивным действиям в дошкольном возрасте.

      Выделяют  различные причины и мотивы агрессивного поведения у детей. Агрессивное  поведение ребёнка взаимообусловлено  влиянием биологических, психологических, социальных факторов. В основе детской  агрессивности лежит мотивационная направленность: спонтанная демонстрация себя или достижение своих практических целей, в крайних проявлениях это подавление и унижение другого. Несмотря на эти очевидные различия, всех агрессивных детей объединяет одно общее свойство - невнимание к другим детям, неспособность сопереживать, видеть и понимать другого. Психологическая особенность агрессивного ребёнка это внутренняя изоляция, приписывание враждебных намерений окружающим людям и невозможность видеть мир другого ребёнка.

      В дошкольном возрасте важно предпринять  своевременные меры для профилактики агрессивных проявлений у детей. Методы социальной профилактики детской  агрессивности должны быть направлены на преодоление внутренней изоляции, на формирование доброжелательного отношения к сверстнику, эмпатии и способности видеть и понимать других, умении выражать гнев приемлемыми способами.

      В данном исследовании были изучены и  проанализированы основные подходы  в психологии, по вопросу изучения агрессивного поведения у детей  дошкольного возраста.

      На основании изученной литературы можно прийти к заключению, что хотя мнения современных представителей вышеописанных направлений различны во взглядах на сущность и истоки агрессивного поведения, общим для них является признание влияния социальных факторов на становление агрессивного поведения, а также то, что агрессивное поведение не является неизбежным, его можно избежать или уменьшить частоту его проявления. Также нами изучена специфика агрессивного поведения в дошкольном возрасте. Определены методы работы с агрессивными детьми.

Информация о работе Проявления агрессии в старшем дошкольном возрасте