Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 15:36, курсовая работа
Одним из важных звеньев в системе психологической помощи детям с проблемами в развитии является психологическая коррекция. Однако, реализуя на практике психокоррекционные методы, психолог нередко сталкивается с большими трудностями. Овладев многочисленными методами психокоррекционных воздействий, например, нейролингвистическим программированием, психорегу-лирующими тренировками, психогимнастикой и пр., психолог-практик нередко бездумно применяет их без связи с теоретическим обоснованием, без учета сложной структуры дефекта у ребенка, его клинико-психологических и индивидуально-типологических характеристик. В результате такого подхода можно получить обратный эффект и вместо помощи ребенку спровоцировать у него нервно-психическое расстройство.
Введение................................................. 3
Глава 1. История развития методов психологической коррекции
детей с проблемами в развитии ............................ 4
Глава 2. Теоретические и методологические проблемы психологической коррекции детей и подростков с проблемами развития.................................. 22
Глава 3. Психическое недоразвитие
и основные психокоррекционные технологии ............... 53
Глава 4. Психокоррекционные технологии
при задержке психического развития у детей и подростков ... 82
Глава 5. Психологическая коррекция при поврежденном
психическом развитии .................................. 137
Глава 6. Психологическая коррекция детей
с искаженным психическим развитием .................... 159
Глава 7. Психокоррекционные технологии
для детей с церебральным параличом...................... 209
Глава 8. Психокоррекционные технологии при дисгармонии
психического развития у детей и подростков................ 274
Глава 9. Эмоциональные нарушения в детском возрасте,
пути их коррекции и психокоррекционные технологии ...... 322
Глава 10. Психологическая коррекция
родительско-детских отношений ......................... 372
Заключение .............................................. 389
Литература....................*.......................... 392
Во-вторых,
нельзя создать универсальную
В-третьих,
как подчеркивалось выше, коррекционная
работа с ребенком должна строиться
не как простая тренировка умений
и навыков, не как отдельные упражнения
по совершенствованию
В-четвертых,
важно, чтобы психологическая
44
в ближайшей перспективе в соответствии с законами и требованиями возрастного развития и формирования личности. То есть при разработке стратегических основ психологической коррекции необходимо ориентироваться на перспективу развития.
В-пятых, специфика конкретных задач психокоррекционной программы зависит от типа детского учреждения, которое посещает ребенок (специализированный детский сад, вспомогательную школу, обучение на дому и пр.). Важно, чтобы психокоррек-ционная программа была согласована с другими специалистами, которые работают с ребенком (логопед, педагог-дефектолог, учитель, врач-психиатр и пр.).
Рассмотрим стратегические задачи, так как они являются общими для всех детей с проблемами в развитии.
В практике психокоррекционной работы традиционно выделяются три основные модели коррекции: общая, типовая и индивидуальная (А. А. Осипова, 2000).
Общая модель коррекции — это система оптимального возрастного развития личности в целом. Она включает в себя щадящий охранительно- стимулирующий режим для ребенка, соответствующее распределение нагрузок с учетом психического состояния, организацию жизнедеятельности ребенка в школе, в семье и в других группах.
Типовая модель коррекции основана на организации конкретных психокоррекционных воздействий с использованием различных методов: игрогерапии, семейной терапии, психорегулирую-щих тренировок и пр.
Индивидуальная модель коррекции ориентирована на коррекцию различных нарушений у ребенка или подростка с учетом его индивидуально-типологических, психологических, клинико-пси-хологических особенностей. Это достигается в процессе создания индивидуальных психокоррекционных программ, направленных на коррекцию имеющихся недостатков с учетом индивидуальных факторов.
Все эти три
модели тесно связаны и
45
альная модель
— на коррекцию недостатков в
развитии ребенка с учетом его
клинико-психологических и
Эффективность психокоррекционного процесса в значительной степени зависит от умения психолога составить психокоррек-ционную программу. При этом необходимо учитывать следующие методические требования:
• четко сформулировать основные цели психокоррекционной работы;
• выделить круг задач, которые должны конкретизировать основную цель;
• определить содержание коррекционных занятий с учетом структуры дефекта и индивидуально-психологических особенностей ребенка, развития ведущего вида деятельности;
• определить форму работы с ребенком (групповая, семейная, индивидуальная);
• отобрать соответствующие методы и техники с учетом возрастных, интеллектуальных и физических возможностей ребенка;
• запланировать форму участия родителей и других лиц в кор-рекционном процессе;
• разработать методы анализа оценки динамики психокоррекционного процесса;
• подготовить помещение, необходимое оборудование и материалы.
Целенаправленное психокоррекционное воздействие на ребенка и подростка с проблемами в развитии осуществляется через психокоррекционный комплекс, который состоит из четырех взаимосвязанных блоков:
• диагностический;
• коррекционный;
• оценочный;
• прогностический.
В диагностический блок входят диагностика психического развития ребенка и диагностика социальной среды.
Диагностика психического развития ребенка включает в себя: — всестороннее клинико-психологическое изучение личности ребенка и его родителей, системы их отношений;
46
— анализ мотивационно-потребностной сферы ребенка и членов его семьи;
— определение уровня развития сенсорно-перцептивных и интеллектуальных процессов и функций;
— диагностику социальной среды ребенка (анализ неблагоприятных факторов социальной среды, травмирующих ребенка, нарушающих его психическое развитие, формирование характера личности и социальную адаптацию).
Коррекционный блок включает в себя следующие задачи:
— коррекция неадекватных методов воспитания ребенка с целью преодоления его микросоциальной запущенности;
— помощь ребенку или подростку в разрешении психотрав-мирующих ситуаций;
— формирование продуктивных видов взаимоотношений ребенка с окружающими (в семье, в классе);
— повышение социального статуса ребенка в коллективе;
— развитие
у ребенка или подростка
— формирование и стимуляция сенсорно-перцептивных, мне-мических и интеллектуальных процессов у детей;
— развитие
и совершенствование
— формирование адекватных родительских установок на заболевание и социально-психологические проблемы ребенка путем активного вовлечения родителей в психокоррекционный процесс;
— создание в детском коллективе, где обучается ребенок, атмосферы принятия, доброжелательности, открытости, взаимопонимания.
В достижении этой цели на первый план выступает работа психолога не только с близким социальным окружением ребенка (семьей), но и с педагогами, которые обучают ребенка, и с его одноклассниками, друзьями и знакомыми. Это одна из важных задач, так как социальная интеграция ребенка с проблемами в развитии в обществе является важным фактором всестороннего воспитания его личности и личностного роста.
47
Оценочный блок, или блок оценки эффективности коррекционных воздействий, направлен на анализ изменений познавательных процессов, психических состояний, личностных реакций у ребенка в результате психокоррекционных воздействий. Критерии оценки эффективности психологической коррекции требуют учета структуры дефекта, механизмов его проявлений, анализа целей коррекции и используемых методов психологического воздействия. Результаты коррекционной работы могут проявляться у ребенка в процессе работы с ним, к моменту завершения психокоррекциошюго процесса и на протяжении длительного времени после окончания занятий.
Эффективность психологической коррекции зависит от конкретных целей психокоррекционного процесса. При симптоматической коррекции результат воздействий может проявиться уже после первых занятий с ребенком. Однако в процессе психокоррекции необходимо ориентироваться не на симптомы, а на причины их порождающие. Действие каузальной коррекции может проявляться даже не сразу после окончания психокоррекционных занятий, а значительно позже.
Эффективность психологической коррекции зависит как от объективных, так и субъективных факторов. К объективным факторам относятся:
• степень тяжести дефекта у ребенка;
• четкость поставленных коррекционных задач;
• четкость
организации
• время начала коррекционного процесса;
• профессиональный и личностный опыт психолога. К субъективным факторам можно отнести:
• установки ребенка и родителей на психологическую коррекцию;
• отношение их к психологической коррекции и к психологу. При оценке эффективности психокоррекционных воздействий
необходимо использовать разнообразные методы, в зависимости от поставленных психокоррекционных задач. Например, при анализе эффективности психологической коррекции эмоциональных нарушений у детей целесообразно использовать отчеты родителей о поведении детей до и после занятий. При оценке поведенческих и эмоциональных реакций ребенка целесообразно сочетать метод
48
наблюдения с проективными методами исследования личности (цвето-ассоциативные тесты, методика незаконченных предложений, рисуночные тесты и др.) При оценке эффективности коррекции познавательных процессов у детей можно использовать функциональные пробы, направленные на анализ гностических процессов, результаты педагогических наблюдений. Оценку эффективности коррекции может провести и независимая экспертная комиссия, включающая в себя не только психологов, а также врачей, педагогов и социальных работников.
Прогностический блок психокоррекции направлен на проектирование психофизиологических, психических и социально-психологических функций ребенка или подростка. В ходе коррекции перед психологом встают следующие вопросы:
1. Проектирование возможных изменений в развитии познавательных процессов и личности ребенка в целом.
2. Определение динамики этих изменений.
Это позволяет психологу объективно судить о потенциальных возможностях личности ребенка или подростка и прогнозировать ее дальнейшее развитие.
При построении прогностических оценок психолог должен уделить особое внимание активности ребенка. Психопрогностическая оценка не должна включать в себя определение только одного-един-ственного пути дальнейшего развития ребенка. Необходимо выделение ряда различных, в том числе альтернативных, вариантов с указанием тех условий, в которых может реализоваться личность субъекта психокоррекционных воздействий.
Организационные аспекты психокоррекционных технологий Эффективность психокоррекционных воздействий в значительной степени зависит от:
• формы проведения психокоррекционной работы;
• подбора и комплектации коррекционных групп;
• продолжительности и режима психокоррекционных занятий.
Традиционно выделяются две формы проведения психокоррекционных занятий — индивидуальную и групповую. Выбор формы работы зависит от особенностей психического и физического развития ребенка, от его возраста и выраженности аффективных про-
49
блем. Однако в нашей практике мы использовали смешанную, т. е. индивидуально-групповую форму психологической коррекции.
Индивидуальная
психологическая коррекция
— если проблемы ребенка или подростка имеют индивидуальный, а не межличностный характер, например, недоразвитие познавательных процессов у детей с психическим недоразвитием и задержанным развитием;
— если ребенок или подросток отказывается работать в группе по каким-либо причинам, а именно: недостаточный социальный опыт, тяжелый физический дефект, негативное отношение родителей к групповому взаимодействию ребенка;
— если у ребенка или подростка наблюдаются выраженные аффективные проблемы: высокая тревожность, необоснованные страхи, неуверенность в себе.
Индивидуальная
форма психологической
Групповая
форма психологической
• самопознание (когнитивный блок);
• отношение к себе (эмоциональный блок);
• саморегуляция (поведенческий блок) (Осипова А. А., 2000). Задачей когнитивного блока является: осознание ребенком