Психологическая готовность детей шестилетнего возраста в обучению в школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 16:02, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы - исследование психологической готовности детей шестилетнего возраста к школе.

Реализация поставленной цели достигается путём решения следующих задач:
- изучить подходы различных исследователей к определению психологической готовности;

- выявить наиболее важные компоненты психологической готовности;
- изучить использование современных образовательных программ по подготовке детей дошкольного возраста к обучению в школе с точки зрения соответствия возрастным особенностям будущих учеников;
- рассмотреть методики, направленные на выявление психологической готовности детей шестилетнего возраста;
- распределить методики с учётом компонентов психологической готовности.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….3


Глава 1. Психолого-педагогические аспекты готовности к школьному обучению

1.1 Различные подходы на определение психологической готовности к школьному обучению……………………………………………………………….4
1.2 Интеллектуальная готовность к обучению в школе ребёнка шестилетнего возраста…………………………………………………………….. 6
1.3 Личностная и социально-психологическая готовность к обучению в школе ребёнка шестилетнего возраста…………………………………………...8
1.4 Психофизиологическая готовность к обучению в школе…………….10
1.5 Использование современных образовательных программ по подготовке детей дошкольного возраста к обучению в школе………………….11

Выводы……………………………………………………………………………...14


Глава 2. Содержание, методы, формы, средства в определении психологической готовности детей шестилетнего возраста к школе

2.1 Методики, направленные на выявление интеллектуальной готовности детей шестилетнего возраста к школе…………………………………………….16
2.2 Методики, направленные на выявление личностной и социально-психологической готовности детей шестилетнего возраста к школе…………28

Выводы……………………………………………………………………………...30

Заключение………………………………………………………………………….31

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа по педагогике.doc

— 239.50 Кб (Скачать файл)

Ребёнок должен уметь вступать в общение и с учителем и со сверстниками.

Отношение к сверстникам. Должны быть развиты такие качества личности, которые помогли бы общаться и взаимодействовать со сверстниками, уступать в одних обстоятельствах и не уступать в других. Каждый ребёнок должен уметь быть членом детского общества и совместно действовать с другими детьми.

Отношение к родным и  близким. Имея личное пространство в семье, ребёнок должен испытывать уважительное отношение родных к его новой роли ученика. Родные должны относиться к будущему школьнику, его учению, как к важной содержательной деятельности, гораздо более значимой, чем игра дошкольника. Учение для ребёнка становится основным видом его деятельности.

Отношение к самому себе, к своим способностям, к своей деятельности, её результатам. Иметь адекватную самооценку. Высокая самооценка может вызывать неправильную реакцию на замечания учителя. В результате может оказаться, что "школа плохая", "учитель злой" и т.д.

Ребёнок должен уметь правильно оценивать себя и свое поведение. 

Нормально развитые перечисленные  выше качества личности ребёнка обеспечат ему быструю адаптацию к новым социальным условиям школы.

Даже при наличии у ребёнка необходимого запаса знаний, навыков, умений, уровня интеллектуального, волевого развития ему трудно будет учиться, если нет необходимой готовности к социальной позиции школьника.

Положительное отношение к школе  включает как интеллектуальные, так и эмоционально-волевые компоненты, стремление занять новое социальное положение - стать школьником, не только понять, но и принять важность школьного обучения, уважения учителя, товарищей по школе.

Осознанное отношение к школе  связано с расширением и углублением представлений об учебной деятельности. Важно знать уровень положительного отношения ребенка к школе для определения пути дальнейшего формирования интереса к ней.

Быть школьником - это уже осознаваемая ребёнком ступень вверх, к взрослости, да и учёба в школе воспринимается ребёнком как ответственное дело.

Если ребёнок не имеет желания учиться, не имеет действенной мотивации, то его интеллектуальная готовность не будет реализована в школе. Существенного успеха в школе такой ребёнок не достигнет, необходимо заботиться о формировании социально-психологической готовности ребёнка.

Не всегда высокий уровень интеллектуального  развития совпадает с личностной готовностью ребёнка к школе.

Такие ученики ведут себя в школе "по-детски", учатся неровно. При непосредственном интересе успехи будут, но если необходимо выполнить учебное задание из чувства долга и ответственности, то такой ученик делает его небрежно, наспех, ему трудно достичь нужного результата. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.4 Психофизиологическая  готовность к обучению в школе

 

К семи годам достаточно сформированы структура и функции мозга, близкие  по ряду показателей к мозгу взрослого  человека. Так, вес мозга детей  в этот период составляет 90 процентов  веса мозга взрослого человека. Такое созревание мозга обеспечивает возможность усвоения сложных отношений в окружающем мире, способствует решению более трудных интеллектуальных задач.

К началу школьного обучения достаточно развиваются большие полушария  мозга и особенно лобные доли, связанные с деятельностью второй сигнальной системы, отвечающей за развитие речи. Этот процесс находит отражение в речи детей. В ней резко увеличивается количество обобщающих слов. Если вы спросите у детей четырех-пяти лет, как назвать одним словом грушу, сливу, яблоко и абрикос, то можно наблюдать, что некоторые дети вообще затрудняются найти такое слово или им требуется много времени для поисков. Семилетний же ребенок без труда находит подходящее слово ("фрукты").

К семи годам достаточно выражена асимметрия левого и правого полушария. Мозг ребёнка "левеет", что находит свое отражение в познавательной деятельности: она становится последовательной, осмысленной и целенаправленной. В речи детей появляются более сложные конструкции, она становится более логичной, менее эмоциональной.

К началу школьного обучения у ребёнка достаточно развиты тормозные реакции, которые помогают ему управлять своим поведением. Слово взрослого и его собственные усилия могут обеспечить желаемое поведение. Нервные процессы становятся более уравновешенными и подвижными.

Костно-мышечный аппарат отличается гибкостью, в костях много хрящевой ткани. Развиваются, хотя и медленно, мелкие мышцы руки, которые обеспечивают формирование навыков письма. Процесс  окостенения запястий завершается лишь к двенадцати годам. Моторика руки у детей шестилетнего возраста развита хуже, чем у семилеток, поэтому дети семилетнего возраста более восприимчивы к письму, чем шестилетки.

В этом возрасте дети хорошо улавливают ритм и темп движений. Однако движения ребёнка недостаточно ловки, точны и координированны.

Все перечисленные изменения в  физиологических процессах нервной  системы позволяют ребёнку участвовать в школьном обучении.

Дальнейшее психофизиологическое развитие ребёнка связано с совершенствованием анатомо-физиологического аппарата, развитием физических характеристик (вес, рост и т. п.), совершенствованием двигательной сферы, развитием условных рефлексов, соотношением процессов возбуждения и торможения.

 

 

 

 

1.5 Использование  современных образовательных программ по подготовке детей дошкольного возраста к обучению в школе

Новый учебно-методический комплект «Преемственность», выходящий в издательстве «Просвещение», поможет учителям начальных классов в условиях школы (дошкольная гимназия), воспитателям и родителям организовать занятия по систематической подготовке детей 5-6 лет к школе.

Все пособия подготовлены авторами учебников для начальной  школы, что исключает дублирование программы и предполагает полное соответствие содержания возрастным особенностям будущих учеников, а значит, обеспечивается полная преемственность между дошкольным и школьным образованием.

Пособие «От слова к букве: в 2 ч.» Н.А. Федосовой готовит ребенка к обучению чтению и письму: развивает фонематический слух, учит выражать свои мысли. Содержание «От слова к букве» соответствует временам года и делится на осенние, зимние, весенние и летние странички. Дети рассматривают рисунки, составляют по ним тексты, учат стихотворения, делают звуковой анализ слов, рассказывают прочитанные им сказки, составляют рассказы по иллюстрациям, отгадывают загадки, дополняют рисунки, раскрашивают узоры, учатся вписывать изображения предметов в ограниченное пространство, вырезают различные элементы, предметные рисунки. Работа заканчивается заданиями, помещенными под рубрикой «Проверь себя» и предназначенными для диагностики полученных детьми умений.

«Риторика для  малышей» авторов Г.И. Сорокиной, Р.И. Никольской дает представление о культуре речевого общения, отрабатывает риторические умения. Обучение носит практический характер и основывается на активной речи детей в ситуациях бытового и игрового общения. Цель учебного пособия – пробудить у детей желание общаться, вызвать интерес к речи окружающих и своей собственной и на этой основе начать формирование элементарных навыков культуры речи, правильного речевого поведения, умения слушать, а также высказываться на близкие детям темы. «Риторика для малышей» разделена на четыре части: «Ты и все-все-все…», «Говорю и показываю», «Разговариваю и рассказываю», «Слушаю, прислушиваюсь, понимаю». На каждом занятии дети что-нибудь придумывают: подписи к забавным рисункам, заглавие к рассказу, историю по сюжетным картинкам. Задания могут варьироваться в зависимости от уровня развития ребенка, его интереса к занятиям.

«Математические ступеньки» С.И. Волковой нацелены на то, чтобы помочь детям научиться считать, складывать и вычитать числа, различать геометрические фигуры. Книга дает возможность развивать внимание, восприятие и воображение, память и мышление, учит проводить сравнение. Делать простые обобщения, логически рассуждать. Работа по пособию позволит сформировать и первые учебные навыки: находить по странице нужное задание, рисунок, запись; слушать учителя; работать в едином с классом ритме и др. Знания и умения детей 5-6 лет могут выступать как продолжение их практических действий, а потому большая часть заданий носит практический характер: дорисуй, раскрась, нарисуй столько же (больше, меньше), вырежи и наклей.

«Зеленая тропинка» А.А. Плешакова формирует у детей бережное отношение к природе, навыки наблюдения, сравнения и анализа. В основу подготовки малышей к обучению положены непосредственные наблюдения в природе, действия с предметами, осуществляемые в естественной для детей данного возраста занимательной, игровой форме. Эта деятельность дополняется рисованием, раскрашиванием, вырезанием фигур, лепкой и т.д. Осуществляется накопление фактических знаний и опыта познавательной деятельности, необходимое для успешного освоения программы начальной школы. Данный курс, состоящий из тем «Наши друзья животные», «Зеленое чудо – растения», «Звезды, Солнце и Луна», «Приключения солнечного зайчика», «Круглый год», представляет собой первый для малышей опыт систематизации и «научной» коррекции накопленных ими в дошкольном возрасте природоведческих представлений. Вместе с тем это и первый опыт последовательного приобщения ребенка к свойственным естественно-научным дисциплинам методам познания: как можно больше увидеть своими глазами, сделать своими руками. Содержание программы – это синтез различных составляющих естественно-научного и экологического знания, включая доступные элементарные сведения из области астрономии, физики, биологии, экологии. При этом создается достаточно целостная первоначальная картина мира, которая становится фундаментом для развертывания соответствующего учебного курса в начальной школе.

«Волшебный  мир народного творчества: в 2 ч.» Т.Я. Шпикаловой способствует развитию эстетического восприятия окружающего мира, знакомит с произведениями народных промыслов. Творческие и игровые приемы увлекут малышей, приучат их к усидчивости, вызовут желание доводить работу до конца.

Пособие «Родной дом» М.Ю. Новицкой поможет ввести ребенка в мир традиционной семейно-бытовой культуры, познакомит со старинными обычаями и праздниками. Практические задания будут способствовать развитию самостоятельности ребенка, его эстетического вкуса, наблюдательности, укреплению памяти.

«Конструирование» В.И. Романиной закладывает основы для понимания конструкций различных предметов, знакомит с природными материалами, их свойствами.

Полное соответствие содержания всех пособий учебно-методического  комплекта «Преемственность» возрастным особенностям обеспечит всем детям успешное обучение в 1 классе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы

 

Психологическая готовность к школьному  обучению имеет многокомпонентную  структуру, которая требует комплексных  психологических исследований. В  этой структуре можно выделить несколько  компонентов:

1. Интеллектуальная готовность определяется уровнем развития наглядно-образного мышления и основ логического мышления, перцептивной сферы, связной речи, мелкой моторики рук и сенсомоторной координации.

Данный компонент готовности предполагает наличие у дошкольника кругозора, запаса конкретных знаний. Ребёнок должен владеть планомерным и дифференцированным восприятием, обобщёнными формами мышления и основными логическими операциями (анализом, обобщением, выделением существенных признаков и закономерностей и т.д.), смысловым запоминанием. Однако на этом возрастном этапе мышление ребёнка в основном остаётся образным, опирающимся на реальные действия с предметами и их заместителями.

Важным компонентом интеллектуальной готовности является развитие речи ребёнка. В этом возрасте развивается связная  монологическая речь. Её специфика, в сравнении с разговорной, состоит не только в том, что в ней должны строго соблюдаться нормы литературного языка, но и в том, что построение развёрнутого высказывания требует гораздо большей производительности, осознанности.

Интеллектуальная готовность предполагает формирование у ребёнка начальных  общеучебных умений, в частности: умение выделить учебную задачу, умения вычленить способ действия и последовательность этапов выполнения, умения проконтролировать  работу на разных этапах и дать ей оценку. У ребёнка также должна быть достаточно выражена познавательная активность.

2. Личностная и социально-психологическая готовность включает формирование у дошкольника готовности к принятию новой социальной позиции (положения школьника, имеющего круг прав и обязанностей) и проявляется в наличии учебной мотивации, умении общаться со сверстниками и взрослыми, в способности подчинять своё поведение законам детских групп. Готовым к школьному обучению является ребёнок, которого школа привлекает не внешней стороной, а возможностью получать новые знания, что предполагает развитие познавательных интересов. Будущему школьнику необходимо управлять своим поведением и познавательной деятельностью, что требует сформированности иерархической системы мотивов.

Личностная и социально-психологическая готовность предполагает также определённый уровень развития эмоциональной сферы ребёнка. К началу обучения в школе у него должна быть достигнута сравнительно хорошая эмоциональная устойчивость (отсутствие импульсивных реакций, способность длительное время выполнять не очень привлекательные задания), на фоне которой и возможно развитие и протекание учебной деятельности. У детей формируется произвольность как способность действовать в соответствии с сознательно поставленной целью. Появление принципиально новых возможностей саморегуляции предполагает не только развитие эмоционального контроля, но и переход от внешней регуляции поведения к внутренней (когда оно становится внутренне осмысленным) и установление соподчинения мотивов поведения.

Информация о работе Психологическая готовность детей шестилетнего возраста в обучению в школе