Психологическая готовность детей шестилетнего возраста в обучению в школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 16:02, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы - исследование психологической готовности детей шестилетнего возраста к школе.

Реализация поставленной цели достигается путём решения следующих задач:
- изучить подходы различных исследователей к определению психологической готовности;

- выявить наиболее важные компоненты психологической готовности;
- изучить использование современных образовательных программ по подготовке детей дошкольного возраста к обучению в школе с точки зрения соответствия возрастным особенностям будущих учеников;
- рассмотреть методики, направленные на выявление психологической готовности детей шестилетнего возраста;
- распределить методики с учётом компонентов психологической готовности.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….3


Глава 1. Психолого-педагогические аспекты готовности к школьному обучению

1.1 Различные подходы на определение психологической готовности к школьному обучению……………………………………………………………….4
1.2 Интеллектуальная готовность к обучению в школе ребёнка шестилетнего возраста…………………………………………………………….. 6
1.3 Личностная и социально-психологическая готовность к обучению в школе ребёнка шестилетнего возраста…………………………………………...8
1.4 Психофизиологическая готовность к обучению в школе…………….10
1.5 Использование современных образовательных программ по подготовке детей дошкольного возраста к обучению в школе………………….11

Выводы……………………………………………………………………………...14


Глава 2. Содержание, методы, формы, средства в определении психологической готовности детей шестилетнего возраста к школе

2.1 Методики, направленные на выявление интеллектуальной готовности детей шестилетнего возраста к школе…………………………………………….16
2.2 Методики, направленные на выявление личностной и социально-психологической готовности детей шестилетнего возраста к школе…………28

Выводы……………………………………………………………………………...30

Заключение………………………………………………………………………….31

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа по педагогике.doc

— 239.50 Кб (Скачать файл)

3. Психофизиологическая готовность определяется физическим развитием ребёнка и его соответствием возрастным нормам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Содержание, методы, формы, средства в определении психологической готовности детей шестилетнего возраста к школе

 

2.1 Методики, направленные на выявление интеллектуальной готовности детей шестилетнего возраста к школе

 

I. Методика А.Р. Лурия по определению состояния кратковременной памяти 
 
Приготовьте 10 односложных, не связанных непосредственно между собой слов. Например: игла, лес, вода, чашка, стол, гриб, полка, нож, булка, пол, бутылка. 
 
Инструкция. "Я прочту тебе слова, а потом ты повторишь все, что запомнил. Слушай меня внимательно. Начинай повторять сразу же, как только я кончу читать. Готов? Читаю." 
 
Затем четко произнесите подряд 10 слов, после чего предложите повторить в любом порядке. 
 
Такую процедуру совершать 5 раз, каждый раз под названными словами ставить крестики, занося результаты в протокол. 
 
Выявите, на каком повторении ребёнок воспроизводит наибольшее количество слов, и после этого оцените следующие характеристики ребёнка: 
A) если воспроизведение начинает сначала увеличиваться, а потом уменьшается, то это говорит об истощаемости внимания, забывчивости; 
Б) зигзагообразная форма кривой указывает на рассеянность, неустойчивость внимания; 
B) "кривая" в форме плато наблюдается при эмоциональной вялости, отсутствии заинтересованности. 
 
II. Методика Джекобсона по определению объема памяти 
 
Названные вами цифры ребёнок должен повторить в том же порядке. 
Инструкция. "Я назову тебе цифры, ты их постарайся запомнить, а потом мне их назовешь." 
 
 
Второй столбец контрольный. Если ребёнок ошибся при воспроизведении какой-то строки, задание по данной строке повторяется из другого столбца.  
 
При воспроизведении: 
 
 
 
III. Методика по определению концентрации и распределения внимания 
 
Подготовьте лист бумаги 10x10 клеток. В клетках поместите в случайном порядке 16-17 разных фигур: круг, полукруг, квадрат, прямоугольник, звездочка, флажок и пр. 
 
При определении концентрации внимания ребёнок должен ставить на заданную вами фигуру крестик. А при определении переключаемости внимания ставить на одну фигуру крестик, а на другую - нолик. 
 
Инструкция. "Здесь нарисованы различные фигуры. Сейчас ты будешь ставить в звездочках крестик, а в остальных ничего ставить не будешь". 
 
При определении переключаемости внимания в инструкцию включается задание ставить крестик в выбранную вами фигуру, а в другую нолик. В остальные ничего не ставить. 
 
Учитывается правильность, полнота выполнения задания. Оценивается по 10-балльной системе, снижая по 0,5 балла за каждую ошибку. Обратите внимание на то, как быстро и уверенно ребёнок выполняет задание. 
 
IV. Методика по определению состояния долговременной памяти 
 
Попросите ребенка назвать ранее заученные слова через час. Инструкция. "Вспомни те слова, которые я тебе читал". 
 
Оценка 10 баллов - если ребенок воспроизвел все те слова. Каждое невоспроизведенное слово уменьшает оценку на 1 балл. 
 
 
V. Методика по определению способностей обобщать, абстрагировать и классифицировать 
 
Подготовьте по 5 карточек, изображающих мебель, транспорт, цветы, животных, людей, овощи. 
 
Инструкция. "Посмотри, здесь много карточек. Тебе нужно внимательно посмотреть их и разложить по группам так, чтобы каждую группу можно было назвать одним словом". Если ребёнок не понял инструкцию, то повторите еще раз, сопровождая показом. 
 
Оценка: 10 баллов за выполнение задания без предварительного показа; 8 баллов за выполнение задания после показа. За каждую несобранную группу оценка снижается на 2 балла. 
 
VI. Методика по определению мыслительных способностей детей 6 лет 
 
Подготовьте 10 комплектов (по 5 рисунков): 
 
1) 4 рисунка зверей; один рисунок птицы; 
2) 4 рисунка мебели; один рисунок бытовой техники; 
3) 4 рисунка игр, один рисунок работы; 
4) 4 рисунка наземного транспорта, один рисунок воздушного транспорта; 
5) 4 рисунка овощей, один рисунок с изображением любого фрукта; 
6) 4 рисунка одежды, один рисунок обуви; 
7) 4 рисунка птиц, один рисунок насекомого; 
8) 4 рисунка учебных принадлежностей, один рисунок детской игрушки; 
9) 4 рисунка с изображением продуктов питания; один рисунок с изображением чего-то несъедобного; 
10) 4 рисунка с изображением разных деревьев, один рисунок с изображением какого-нибудь цветка. 
 
Инструкция. "Здесь изображены 5 рисунков. Рассмотри внимательно каждый из них и найди тот рисунок, которого там не должно быть, который не подходит к остальным." 
 
Ребёнок должен работать в удобном для него темпе. Когда он справится с первым заданием, дайте ему второе и последующие. 
 
Если ребёнок не понял, как выполнять задание, повторите инструкцию еще раз и покажите, как нужно выполнять. 
 
Из 10 баллов за каждое невыполненное задание оценка снижается на 1 балл. 
 
VII. Методика для выявления уровня развития образных представлений 
 
Ребёнку поочередно даются 3 разрезанные картинки. Инструкция дается для каждой разрезанной картинки. Время сбора каждой картинки контролируется. 
 
А) Мальчик. Перед ребёнком лежит разрезанный на 5 частей рисунок мальчика. 
Инструкция. "Если правильно сложить эти части, то получится красивый рисунок мальчика. Сделай это как можно быстрее." 
 
    
 
Б) Медвежонок. Перед ребёнком лежат части рисунка медвежонка, разрезанного на части. 
Инструкция. "Это разрезанный на части рисунок медвежонка. Сложи его как можно быстрее". 
 
    
 
В) Чайник. Перед ребёнком лежат 5 частей рисунка чайника. Инструкция. "Сложи рисунок как можно быстрее" (Название объекта не дается). 
 
    
 
Из трех полученных оценок вычисляется средняя арифметическая. 
 
VIII. Название цвета по показу 
 
Приготовьте 10 карточек разного цвета: красного, оранжевого, желтого, зеленого, голубого, синего, фиолетового, белого, черного, коричневого. 
 
Показывая ребёнку карточку, спросите: "Какого цвета карточка? " 
 
За 10 правильно названных карточек - 10 баллов. За каждую ошибку снижать 1 балл. 
 
IX. Исследование качества звукопроизношения 
 
Предложите ребёнку назвать то, что изображено на картинках, или повторить за вами слова, в которых встречаются звуки, относящиеся к группам: 
 
А) свистящих: [с] - твердое и мягкое, [з] - твердое и мягкое 
 
Самолет - бусы - колос                   Заяц - коза - воз 
Сито - гуси - лось                           Зима - газета - витязь 
 
Б) шипящих: [ж], [ш], [щ], [ч], [ц] 
 
Цапля - яйцо - нож                           Чашка - бабочка - ключ 
Жук - лыжи - нож                             Щетка - ящерица - нож 
Шишка - кошка - мышь 
 
В) небных: [к], [г], [х], [й] 
 
Крот - шкаф - замок                      Халва - уха - мох 
Гусь - угол - друг                           Йод - зайка - май  
 
Г) Сонорных: [р] - твердое и мягкое, [л] - твердое и мягкое 
 
Рак - ведро - топор                      Лопатка - белка - стул 
Река - гриб - фонарь                    Лейка - олень - соль 
 
При подборе других слов важно, чтобы звук встречался в начале, середине и конце слова. 
 
Оценка 10 баллов - за чистое произношение всех слов. Невыговаривание одного звука снижает оценку на 1 балл. 
 
X. Методика определения уровня мобилизации воли (по Ш.Н. Чхарташвили) 
 
Ребёнку предлагается альбом из 12 листов, в котором 10 заданий. На левой стороне (при развороте каждой позиции) вверху и внизу расположены 2 кружка диаметром 3 см, на правой - цветные картинки (пейзажи, звери, птицы, машины и т.д.). 
 
Инструкция. "Вот альбом, в нем есть картинки и кружки. Нужно внимательно смотреть поочередно на каждый кружок, сначала на верхний. И так на каждой странице. На картинки смотреть нельзя." (Последнее слово интонационно подчеркивается.) 
 
Выполнение всех 10 заданий без отвлечений на картинки оценивается в 10 баллов. Каждое невыполненное задание снижает оценку на 1 балл. 
 
XI. Методика, определяющая уровень развития мелкой моторики рук, аналитических и синтетических функций мозга (изучается посредством графического диктанта и метода Керна - Йерасека)

Образец графического диктанта

Ребёнку дают листок бумаги в клеточку и карандаш. Показывают и объясняют, как нужно проводить линии. 
 
Инструкция. "Сейчас мы будем рисовать разные узоры. Сначала я покажу тебе, как нужно рисовать, а потом я буду тебе диктовать, а ты внимательно слушай и рисуй. Давай попробуем." 
 
Например: одна клеточка вправо, одна клеточка вверх, одна клеточка вправо, одна клеточка вверх, одна клеточка вправо, одна клеточка вниз, одна клеточка вправо, одна клеточка вниз. 
 
"Видишь какой рисунок получился? Понял? Теперь выполни задание под мою диктовку, начиная вот от этой точки." (Ставится точка в начале строки.)

Первое графическое  изображение

Инструкция. "Теперь внимательно слушай меня и рисуй только то, что я буду диктовать: одна клеточка вверх, одна клеточка вправо, одна клеточка вниз, одна клеточка вправо, одна клеточка вверх. Одна клеточка вправо, одна клеточка вниз, одна клеточка вправо, одна клеточка вверх, одна клеточка вправо, одна клеточка вниз." 
 
Оценка: за все задание - 10 баллов. За каждую ошибку снимается 1 балл.

Второй графический  диктант

Инструкция. "Теперь нарисуй  еще один рисунок. Слушай меня внимательно: 
одна клеточка вправо, одна клеточка вверх, одна клеточка вправо, одна клеточка вниз, одна клеточка вправо, одна клеточка вниз, одна клеточка вправо, одна клеточка вверх, одна клеточка вправо, одна клеточка вверх, одна клеточка вправо, одна клеточка вниз, одна клеточка вправо, одна клеточка вниз, одна клеточка вправо, одна клеточка вниз, одна клеточка вправо." 
 
Оценка: за все задания - 10 баллов. За каждую ошибку снимается 1 балл.

Третий графический  диктант

Инструкция. "Теперь нарисуем еще один узор. Слушай меня внимательно: 
одна клеточка вправо, три клеточки вверх, одна клеточка вправо, две клеточки вниз, одна клеточка вправо, две клеточки вверх, одна клеточка вправо, три клеточки вниз, одна клеточка вправо, две клеточки вверх, одна клеточка вправо, две клеточки вниз, одна клеточка вправо, три клеточки вверх, одна клеточка вправо." 
 
Оценка: за все задание - 10 баллов. За каждую ошибку снимается 0,5 баллов. 
 
XII. Методика для изучения и оценки моторной персеверации (т.е. шаблонного повторения движения) 
 
Инструкция. "Посмотри внимательно на этот узор и попробуй нарисовать такой же. Вот здесь (указать где)." 
Ребёнок должен продолжить узор, изображенный на бланке. Поочередно предлагается 10 бланков. 
За каждое правильно выполненное задание - 1 балл. Максимально - 10. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
XIII. Методика Керна - Йерасека 
 
Все три задания методики направлены на определение развития тонкой моторики руки, координации движений и зрения. Все это необходимо для того, чтобы ребёнок в школе научился писать. Кроме того, с помощью этого теста в общих чертах можно определить интеллектуальное развитие ребёнка, умение подражать образцу и способность к сосредоточенности, концентрации внимания. 
 
Методика состоит из трех заданий: 
 
1. Срисовывание письменных букв. 
2. Срисовывание группы точек. 
3. Рисование мужской фигуры. 
 
Ребёнку дают лист нелинованной бумаги. Карандаш кладут так, чтобы ребёнку было одинаково удобно взять его и правой, и левой рукой. 
 
А. Копирование фразы "Ей дан чай" 
 
Ребёнку, еще не умеющему писать, предлагают скопировать фразу "Ей дан чай", написанную письменными(!) буквами. Если ваш ребёнок уже умеет писать, то следует предложить ему скопировать образец иностранных слов. 
 
Инструкция. "Посмотри, здесь что-то написано. Ты еще не умеешь писать, поэтому попробуй это нарисовать. Хорошенько посмотри, как это написано, и в верхней части листа (показать где) напиши так же." 
 
10 баллов - срисованную фразу можно прочитать. Буквы не более чем в 2 раза больше образца. Буквы образуют три слова. Строка отклонена от прямой линии не более чем на 30°. 
 
8-9 баллов - предложение можно прочитать. Буквы по величине близки к образцу. Их стройность не обязательна. 
 
7-6 баллов - буквы разделены не менее чем на две группы. Можно прочитать хотя бы 4 буквы. 
 
5-4 балла - на образцы похожи не менее 2 букв. Вся группа имеет вид письма. 
 
3-2 балла - каракули. 
 
Б. Срисовывание группы точек 
 
Ребёнку выдают бланк с изображением группы точек. Расстояние между точками по вертикали и горизонтали -1 см, диаметр точек - 2 мм.  
 
 
 
Инструкция. "Здесь нарисованы точки. Попробуй сам нарисовать такие же вот здесь" (показать где). 
 
10-9 баллов - точное воспроизведение образца. Нарисованы точки, а не кружки. Какие-либо незначительные отклонения одной или нескольких точек от строки или колонки допускаются. Может быть любое уменьшение фигуры, увеличение же возможно не более чем вдвое. 
 
8-7 баллов - число и расположение точек соответствует заданному образцу. Отклонение не более трех точек от заданного положения можно не учитывать. Допустимо изображение кружков вместо точек. 
 
6-5 баллов - рисунок в целом соответствует образцу, не более чем вдвое превышая его по величине в длину и в ширину. Число точек не обязательно соответствует образцу (однако их не должно быть больше 20 и меньше 7). Отклонение от заданного положения не учитывается. 
 
4-3 балла - контур рисунка не соответствует образцу, хотя и состоит из отдельных точек. Размеры образца и число точек не учитываются совсем.  
 
1-2 балла - каракули. 
 
В. Рисунок человека 
 
Инструкция: "Здесь (указать где) нарисуй какого-нибудь мужчину (дядю)." Никаких пояснений или указаний при этом не дается. Также запрещается объяснять, помогать, делать замечания по поводу ошибок. На любой вопрос ребёнка нужно отвечать: "Рисуй так, как ты умеешь". Разрешается ребёнка подбодрить. На вопрос: "Можно ли рисовать тетю?" - необходимо объяснить, что рисовать надо дядю. Если же ребёнок начал рисовать женскую фигуру, можно разрешить ее дорисовать, а затем попросить рядом нарисовать мужчину. 
 
При оценке рисунка человека учитывается: 
 
- наличие основных частей: головы, глаз, рта, носа, рук, ног; 
- наличие второстепенных деталей: пальцев, шеи, волос, обуви; 
- способ изображения рук и ног: одной чертой или двумя, так что видна форма конечностей. 
 
10-9 баллов - есть голова, туловище, конечности, шея. Голова не больше туловища. На голове волосы (шапка), уши, на лице глаза, нос, рот. Руки с пятью пальцами. Есть признак мужской одежды. Рисунок сделан непрерывной линией ("синтетический", когда руки и ноги как бы "вытекают" из туловища). 
 
8-7 баллов - по сравнению с описанным выше могут отсутствовать шея, волосы, один палец руки, но не должна отсутствовать какая-либо часть лица. Рисунок выполнен не "синтетическим способом". Нарисована отдельно голова и туловище. К ним "прилеплены" руки и ноги. 
 
6-5 баллов - есть голова, туловище, конечности. Руки, ноги должны быть нарисованы двумя линиями. Отсутствуют шея, волосы, одежда, пальцы на руках, ступни на ногах. 
 
4-3 балла - примитивный рисунок головы с конечностями, изображен на одной линии. По принципу "палка, палка, огуречик - вот и вышел человечек". 
 
1-2 балла - отсутствие ясного изображения туловища, конечностей, головы и ног. Каракули. 
 
 
Оценка результатов 
 
Коэффициент психологической готовности (КПГ) ребёнка к школе определяется отношением суммы оценок к числу методик. При этом КПГ до 3 баллов оценивает неудовлетворительную готовность, до 5 баллов - слабую, до 7 баллов - среднюю, до 9 баллов - хорошую и до 10 баллов - очень хорошую готовность. 
 

 

 

 

 

 
 
 

 

 

 

 

2.2 Методики, направленные на выявление личностной и социально-психологической готовности детей шестилетнего возраста к школе

 

I. Методика определения уровня развития коммуникативной сферы 
 
Уровень развития общительности ребенка определяется в детском саду воспитателем во время общих детских игр. Чем активнее ребенок в общении со сверстниками, тем выше уровень развития коммуникативной системы. 
 
10 баллов - сверхактивный, т.е. постоянно тормошит сверстников, вовлекая в игры, общение. 
9 баллов - очень активный: вовлекает и сам активно участвует в играх и общении. 
8 баллов - активный: идет на контакт, участвует в играх, иногда сам вовлекает сверстников в игры, общение. 
7 баллов - скорее активный, чем пассивный: участвует в играх, общении, но сам не понуждает к этому других. 
6 баллов - трудно определить, активный или пассивный: позовут играть - пойдет, не позовут - не пойдет, сам активности не проявляет, но и участвовать не отказывается. 
5 баллов - скорее пассивный, чем активный: иногда отказывается от общения, но участвует в играх и общении. 
4 балла - пассивный: только иногда участвует в играх, когда его настойчиво приглашают. 
3 балла - очень пассивный: не участвует в играх, только наблюдает. 
2 балла - замкнутый, не реагирует на игры сверстников. 

II. Определение сформированности мотивационной готовности к школе – «внутренней позиции школьника»

 

Инструкция: Задайте ребенку  вопросы и попросите дать ответы (ответы следует записать).

  1. Ты хочешь идти в школу?
  2. Ты хочешь ещё на год остаться в детском саду (дома)?
  3. Какие занятия тебе больше всего нравятся? Почему?
  4. Ты любишь, когда тебе читают книжки?
  5. Ты сам просишь, чтобы тебе почитали книжку?
  6. Почему ты хочешь идти в школу?
  7. Тебе нравятся школьная форма и школьные принадлежности?
  8. Если тебе дома разрешат носить школьную форму и пользоваться школьными принадлежностями, а в школу разрешат не ходить, то это тебя устроит? Почему?
  9. Если мы будем сейчас играть в школу, то кем ты хочешь быть: учеником или учителем?
  10. Во время игры в школу что у нас будет длиннее – урок или перемена?

Обработка и интерпретация результатов: Ответы на вопросы 6 и 7 не учитываются.  При сформированной «внутренней позиции школьника» ответы на вопросы должны звучать приблизительно следующим образом:

    1. Хочу идти в школу.
    2. Не хочу ещё на год остаться в детском саду (дома).
    3. Те занятия, на которых учили, буквы, цифры и т.д.
    4. Люблю, когда мне читают книжки.
    5. Сам прошу, чтобы мне почитали.

8. Нет, не устроит,  хочу ходить в школу.

9. Хочу быть учеником.

10. Пусть будет длиннее  урок.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы

 

Методики, направленные на выявление психологической готовности детей шестилетнего возраста к школе обычно проверяют:

 
- развитие памяти (норма при  запоминании 10 слов - 6 и более  слов); 
- чистоту произношения; умение повторить сложное слово; умение различать звуки в словах; 
- развитие речи (богатство словаря, способность составить рассказ по картинкам, пересказать услышанное и т.д.); 
- произвольное внимание (умение работать над учебным заданием в течение 10 минут, не отвлекаясь); 
- готовность руки к письму (нужно скопировать несложный рисунок, несложную фразу); 
- умение действовать по инструкции (нарисовать узор по клеточкам под диктовку, сложить узор из кубиков по образцу); 
- развитие логического мышления (умение найти сходство-различие, обобщать, назвать лишний из предложенных предметов; расположить картинки, связанные сюжетом, в нужной последовательности и т.д.); 
- пространственную ориентацию (умение назвать, где находится предмет - справа, слева, за, над, под и т.д.); 
- общую осведомленность ребенка об окружающем мире; 
- элементарные математические навыки (порядковый счет до десяти, прямой и обратный; умение решить не сложную задачу с помощью предметов).  

Оценивают также, что привлекает ребенка  в школе (возможность получить новые  знания или чисто внешние атрибуты - новый рюкзак, интересный пенал и т.п.); как он контактирует с незнакомыми взрослыми и детьми; какой у него личный темп работы и многое другое.

Ребенка считают неготовым к  школе, если он:

- настроен исключительно  на игру; 
- недостаточно самостоятелен; 
- чрезмерно возбудим, импульсивен, неуправляем; 
- не умеет сосредоточиться на задании, понять словесную инструкцию; 
- мало знает об окружающем мире, не может сравнить предметы, не может назвать обобщающее слово для группы знакомых предметов и др.; 
- имеет серьезные нарушения речевого развития; 
- не умеет общаться со сверстниками; 
- не хочет контактировать со взрослыми или, наоборот, слишком развязен.

 

 

Заключение

Изучив данную проблему, автор добился  поставленных задач:

- изучил подходы различных исследователей к определению психологической готовности;

 

- выявил наиболее важные компоненты психологической готовности;

- изучил использование современных образовательных программ по подготовке детей дошкольного возраста к обучению в школе с точки зрения соответствия возрастным особенностям будущих учеников;

- рассмотрел методики, направленные на выявление  психологической готовности детей шестилетнего возраста;

- распределил методики с учётом компонентов психологической готовности.

Проведённая исследовательская работа показала, что однозначного мнения о слагающих компонентах психологической готовности детей шестилетнего возраста к школе пока нет. Исследовать психологическую готовность ребёнка к школьному обучению во всем объёме означает диагностировать различные её компоненты: мотивационную, интеллектуальную, волевую готовность; сформированность у ребёнка отношения к учителю как к взрослому, обладающему особыми социальными функциями; развитие необходимых форм общения со сверстниками.

Шестилетний ребёнок  – маленький ребёнок. Он ещё многого не может, если сравнивать со старшими. Но он уже многое может, и очень важно знать, что он может и каковы возможности его психики, его личности.

Анализируя новый учебно-методический комплект «Преемственность», выходящий в издательстве «Просвещение», можно сделать вывод о соответствие содержания комплекта возрастным особенностям будущих учеников, а значит, обеспечивается полная преемственность между дошкольным и школьным образованием.

Анализируя методики, направленные на выявление психологической готовности шестилетних детей к обучению в школе, автор данной работы сделал вывод, что все методики можно разделить на две группы:                       1) направленные на выявление интеллектуальной готовности;                             2) на выявление личностной и социально-психологической готовности.

 

Список литературы

 

  1. Бабкина Н.В. Оценка психологической готовности детей к школе: Пособие для психологов и специалистов коррекционно-развивающего обучения. – М.: Айрис-пресс, 2006. – 144 с.
  2. Вайндорф-Сысоева М.Е. Технология исполнения и оформление научно-исследовательской работы: Учебно-методическое пособие. – М.: МГОУ, 2006. – 81 с.
  3. Вайндорф-Сысоева М.Е., Крившенко Л.П. Педагогика: Пособие для сдачи экзамена. – М.: Юрайт-Издат, 2005. – 239 с.
  4. Возрастная психология: Детство, отрочество, юность: Хрестоматия: Учебное пособие для студентов пед. вузов / Сост. и науч. ред В.С Мухина, А.А. Хвостов. – М.: Академия, 2000. – 624 с.
  5. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. – СПб.: Питер, 2006. – 208 с.
  6. Калягин В.А., Овчинникова Т.С. Энциклопедия методов психолого-педагогической диагностики лиц с нарушениями речи. – СПб.: КАРО, 2004. – 432с.
  7. Мухина В.С. Шестилетний ребёнок в школе: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1990. – 175 с.
  8. Обухова Л.Ф. Детская психология: Теории, факты, проблемы. – М.: Тривола, 1998. – 352 с.
  9. Павлова Т.Л. Диагностика готовности ребёнка к школе. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 128 с.
  10. Психодиагностика и коррекция детей с нарушениями и отклонениями развития / Сост. и общая редакция В.М. Астапова, Ю.В. Микадзе. – СПб.: Питер, 2002. – 256 с.
  11. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений   / Под ред. Т.И. Ерофеевой. – М.: ИЦ «Академия», 1999.
  12. Спок Б. Ребёнок и уход за ним. – Х.: Грамус Эйт; Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. – 448 с.
  13. Сухарев А.Г. Закономерности роста и развития детей и подростков. – М.: МИОО, 2003. – 56 с.

Информация о работе Психологическая готовность детей шестилетнего возраста в обучению в школе