Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 23:08, реферат
В новых образовательных и социокультурных условиях особую актуальность для отечественной школы и педагогики приобретают разработка вопросов поликультурного образования и воспитания, использование положительного мирового опыта, накопленного в этой области. Обращение гуманистических принципов педагогической науки, интеграционные процессы в экономике и в образовательном пространстве, появление коммуникационной сети создают ряд предпосылок для активизации основ поликультурного образования. Одним из средств преобразования и обновления современной системы образования является изучение европейского и мирового опыта педагогического образования и подготовки педагогических кадров с учетом поликультурности общества. Страной, которая имеет богатый опыт в становлении и разработке вопросам поликультурности, являются США, одна из первых стран, обратившихся в решения этой проблемы, что было вызвано историческими условиями
Введение…………………………………………………………………………...2
1.Теоретические и методологические основы поликультурного образования в США……………………………………………………………………………......32.Билингвальное обучение в США………………………………………………8
3.Воспитание и обучение латиноамериканцев, афроамериканцев и азиатоамериканцев………………………………………………………………10
4.Официальная политика поликультурного подхода в образовательной политике США…………………………………………………………………..11
5.Сравнительно-сопоставительный анализ поликультурного образования в России и США…………………………………………………………………...12
6.Содержание американского образования с позиции поликультурного подхода…………………………………………………………………………..147.Основные идеи видения учёными поликультурного образования………..17
8.Психологические взгляды гуманистического направления поликультурного
образования………………………………………………………………………23
Заключение……………………………………………………………………….25
Список использованной литературы…………………………………………...26
8.Психологические взгляды гуманистического направления поликультурного образования.
Мысль о ведущей роли общения, взаимодействия в психическом и умственном развитии ребенка отчетливо прослеживается в работах Дж. Брунера, который неоднократно подчеркивает, что именно через взаимодействие ребенок познает мир, открывая для себя культуру. Развивая данную идею, ученый подчеркивает, что «школа должна стать местом, где учащиеся помогают друг другу овладевать знаниями, исходя из своих особенностей, так как обучение – это интерактивный процесс, в ходе которого люди учатся друг у друга, непрерывно взаимодействуя» [13]..
Взаимодействие Дж. Брунер называет одним из главных мотивов, влияющих на желание учиться, и определяет его, как «глубокую человеческую потребность быть с другими людьми и действовать совместно с ними для достижения цели». При этом ученый исходит из данных современной зоологии, которая подчеркивает важность внутривидового взаимодействия для сохранения особей данного вида. Обращая особое внимание на двусторонний характер образовательного процесса, Дж. Брунер пишет, что культура по своей природе является «совокупностью ценностей, умений и образов жизни, всей суммой которых не владеет ни один отдельно взятый член общества». Знание в этом смысле представляет собой плод коллективных усилий. Однако современная школа игнорирует «двусторонность природы знания» и образование не осуществляется путем взаимодействия, объединения усилий членов группы. «У нас есть «учителя» и «учащиеся», «специалисты» и «дилетанты», а всеобщность образования как-то просмотрели».
Многие американские педагоги - сторонники поликультурного образования – на практике убедились в эффективности создания в классе так называемой «атмосферы взаимопомощи», при которой учащиеся не боятся рассказывать о своих проблемах, чувствах и переживаниях. Так, в одной из школ в штате Калифорния руководитель проекта Э.Браун отмечает, что подобная атмосфера в классе порождает «культуру сотрудничества», позволяет детям смело высказывать свои идеи, какими бы необычными они ни казались. И, что особенно важно для поликультурного образования, дети с ранних лет учатся с уважением относиться к иному мнению или ошибочному высказыванию, признавать право каждого человека на свою точку зрения, не испытывая при этом антипатии или агрессии к говорящему. Иными словами, учатся быть толерантными друг к другу.
К сожалению, данная идея, по словам психолога Д. Кэмпиона, часто игнорируется педагогами при работе с детьми. А ведь годами проверено, что воспитание ребенка отзывчивым, активным участником группы, позволяет ему почерпнуть для себя много ценного и полезного.
Подобные проекты создания «атмосферы взаимопомощи», как показывает анализ американской литературы, успешно реализуются в ряде школ и колледжей США. Ценность проектов, по словам ученых (К. Гиртц, Б. Рогофф, С.Шенкер, Р. Шведер), заключается не только в том, что они «повышают эффективность процесса обучения вообще, но и демонстрируют примеры влияния культуры на жизнь ученика…, способствуя росту его самосознания, а также самооценки и самоценности».
Значимым для поликультурного образования является вывод Дж. Брунера о том, что причина недостаточного интеллектуального развития ребенка заключается не в его природных способностях, а – в последующем окружении и условиях, в которых ребенок растет и учится, поскольку атмосфера в школе и дома может содействовать или препятствовать интеллектуальному росту ребенка.
Исходя из вышеизложенного,
можно сделать вывод, что в
основу теории поликультурного образования
легли результаты психологических
исследований, среди которых наиболее
ценными выступают идеи гуманистической
психологии о важности самоактуализации
Заключение
В результате проделанной работы можно сделать вывод, что каждый человек свободен в выборе и сохранении этнической идентичности до тех пор, пока они не вступают в противоречия с общенациональными ценностями. Каждый имеет право придерживаться своей культуры, ценностей и принципов жизни, но это не должно противоречить единой национальной государственной культуре. Поликультурное образование направлено на создание общества, которое основано на культурном разнообразии и уважении каждой культуры.
Информация о работе Психологические взгляды гуманистического направления поликультурного образования