Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2013 в 15:12, курсовая работа
приступая к исследованию, мы исходим из гипотезы, что если оказывать своевременную помощь аутичному ребёнку, включающею в себя оказание всей необходимой медицинской, педагогической и психологической помощи, коррекционную работу специалистов с аутичными детьми, консультации родителей, то ребёнок может стать полноценной частью общества.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть этиологию и патогенез раннего детского аутизма;
2. Ознакомиться и сравнить теории аутизма;
3. Выявить критерии аутизма;
4. Изучить основные признаки аутизма;
5. Проанализировать методы психолого-медико-педагогической помощи аутичным детям.
В настоящий момент
такая точка зрения на причины
возникновения РДА лучше
Однако тонкие генетические
механизмы наследования
2. Органическое поражение ЦНС
Как показывает
опыт, у большинства детей с
диагнозом аутизм при
Социальная концепция
Психогенная природа.
В США и Западной
Европе данная концепция
3. Патогенез. Вопросы патогенеза.
Теоретической базой исследований явилось известное положение Л.С. Выготского (1983) о первичных и вторичных нарушениях развития. В.В. Лебединский и О.С. Никольская (1985) при РДА к первичным расстройствам относят сенсоаффективную гиперстезию и слабость энергетического потенциала; к вторичным - сам аутизм, как уход от окружающего мира, ранящего интенсивностью своих раздражителей, а также стереотипии, сверхценные интересы, фантазии, расторможенность влечений - как псевдокомпенсаторные аутостимуляторные образования, возникающие в условиях самоизоляции, восполняющие дефицит ощущений и впечатлений извне, но этим закрепляющие аутистический барьер. У наблюдаемых нами аутичных детей с первых лет жизни эта иерархия расстройств выступала со всей отчетливостью. Тяжелая пресыщаемость, низкая психическая активность проявлялись в трудностях сосредоточения активного внимания, нарушении целенаправленности, произвольности действий, затрудненных в охвате целого. Тяжелая сенсоаффективная гиперстезия дезорганизовывала всю аффективную сферу аутичного ребенка первых лет жизни, обуславливая почти постоянный фон тревоги и страха, парализующий его и без того низкую активность. Вторичный характер самого феномена аутизма и многочисленных стереотипий подтвердился рядом вышеописанных наблюдений об их усилении при сенсоаффективной нагрузке, перемене обстановки, окружения и т. д. Полученные данные позволили прийти к мнению, что аутистический дизонтогенез уже с самых начальных его проявлений формируется по типу искажения развития всех психических функций: сочетания в их патологической структуре признаков недоразвития и акселерации. В аффективной сфере - это отсутствие зрительного взаимодействия с человеком при патологической фиксации на витально индифферентных раздражителях, симбиоз с матерью наряду с враждебностью к ней, слабость внешней реакции на окружающее при нередко тонком восприятии эмоциональной стороны ситуации, дефицитарность механизмов аффективной защиты при обилии страхов, сосуществование феномена тождества с отсутствием самосохранения. В интеллектуальном развитии - накопление достаточно отвлеченных для этого возраста знаний, склонность к обобщению, символике при плохой ориентации в конкретной бытовой ситуации, одинаковая актуальность настоящего и прошлого, грубое недоразвитие предметной деятельности.
В речи - отсутствие у ребенка отклика на голос или гиперсензитивности к другим звукам; нередко - тонкое понимание не обращенного к нему разговора при игнорировании элементарной инструкции; раннее овладение малоупотребительными словами, богатство спонтанной вербализации наряду с бедностью бытовой речи, задержкой формирования местоимения "я" как индикатора межперсональной ориентации. В игре - сочетание сложных игр-фантазий с примитивностью манипуляций с неигровыми предметами. В восприятии - сосуществования болезненной гиперестезии с влечением к самораздражению.
В моторике - разный уровень умелости в спонтанной и заданной деятельности. В сфере влечений - их повышение, склонность к агрессии, переплетающиеся со страхами и тревогой. Это и специфическая асинхрония развития отдельных функций: опережение формирования более сложных, например, интеллекта при отставании созревания моторной и вегетативной сфер, отсутствие физиологической инволюции ряда функций более раннего возраста, наличие качественно новых, большей частью - псевдокомпенсаторных образований. В каждой из этих функций с неизменной отчетливостью выступает недостаточность их коммуникативного компонента, позволяющая считать, что за видимыми внешне установками максимальной изоляции от окружающего мира стоят нарушения самой возможности взаимодействия. При анализе наблюдаемой ранней симптоматике РДА возникает предположение об особом повреждении этологических механизмов развития. Сама искаженность развития определяется именно этим: явления акселерации отмечаются лишь в тех компонентах любой функции, которые задействованы в спонтанной аутичной активности ребенка, не направленной на приспособление к окружающему миру, в его сверхценных пристрастиях. В компонентах же, предназначенных обеспечивать адаптацию к среде - начиная от вегетативных, витальных потребностей и кончая этологически более сложными функциями взаимодействия, выступают явления недоразвития.
С этих позиций находят объяснения такие проявления, как неадекватные, атавистические формы перцепции (облизывание, обнюхивание), искажение этологического феномена "запечатления", проявляющиеся в полярности отношения к матери; отсутствии синтонности - врожденных пластичных форм вхождения во взаимодействие; большие трудности формирования самых элементарных коммуникативных сигналов (жестов утверждения, отрицания и др.); при хорошем интеллекте "неразличение" живого и неживого; слабость инстинкта самосохранения и аффективных механизмов защиты; использование бокового зрения как одного из врожденных инструментов этологических реакций защиты. В связи с последним, можно сделать и другое предположение. Выраженность у аутичного ребенка проявлений этологического феномена "избегания" уже с самого рождения не способствует разворачиванию этологически специфической аффективной программы восприятия и поведения у матери. Не исключено, что этим объясняется обсуждаемая до сих пор в литературе возможность самого возникновения РДА вследствие угнетения аффективного развития и психической активности ребенка "холодной", доминантной матерью. Такой взгляд на возможность нарушения этологической программы материнского поведения ориентирует на разработку коррекционных программ, адресованных не только ребенку, но и родителям.
Следует в первую
очередь отклонить утверждение
о психогенном его
4. Классификация детского аутизма.
Никольская выделяет четыре типичные группы раннего
детского аутизма (Никольская, 1985; 1987),
в каждой из которых аффективная адаптация
ребенка будет определяться механизмами
одного из четырех уровней. Основными
критериями деления избраны характер
и степень нарушений взаимодействия с
внешней средой и тип самого аутизма.
У детей I группы речь будет
идти об отрешенности от внешней среды,
II - ее отвержения, III - ее замещения и IV
сверхтормозимости ребенка окружающей
его средой.
Как показали исследования,
аутичные дети этих групп различаются
по характеру и степени первичных расстройств,
вторичных и третичных дизонтогенетических
образований, в том числе гиперкомпенсаторных.
Дети I группы с аутистической отрешенностью от окружающего
характеризуются наиболее глубокой агрессивной
патологией, наиболее тяжелыми нарушениями
психического тонуса и произвольной деятельности.
Их поведение носит полевой характер и
проявляется в постоянной миграции от
одного предмета к другому. Нередко имеется
стремление к нечленораздельным, аффективно
акцентуированным словосочетаниям. Наиболее
тяжелые проявления аутизма: дети не имеют
потребности в контактах, не осуществляют
даже самого элементарного общения с окружающими,
не овладевают навыками социального поведения.
Нет и активных форм аффективной защиты
от окружающего, стереотипных действий,
заглушающих неприятные впечатления извне,
стремления к привычному постоянству
окружающей среды. Они не только бездеятельны,
но и полностью беспомощны, почти или совсем
не владеют навыками самообслуживания.
Скорее всего, здесь речь идет о раннем
злокачественном непрерывном течении
шизофрении ("люцидная кататония"),
часто осложненной органическим повреждением
мозга.
Дети этой группы имеют наихудший прогноз
развития, нуждаются в постоянном уходе
и надзоре. Они остаются мутичными, полностью
несостоятельными в произвольных действиях.
В условиях интенсивной психолого-педагогической
коррекции у них могут быть сформированы
элементарные навыки самообслуживания;
они могут освоить письмо, элементарный
счет и даже чтение про себя, но их социальная
адаптация затруднена даже в домашних
условиях.
Дети II группы с аутистическим отверженцем окружающего
характеризуются определенной возможностью
активной борьбы с тревогой и многочисленными
страхами за счет вышеописанной аутостимуляции
положительных ощущений при помощи многочисленных
стереотипий: двигательных (прыжки, взмахи
рук, перебежки и т. д.), сенсорных (самораздражение
зрения, слуха, осязания) и т. д. Такие аффективно
насыщенные действия, доставляя эмоционально
положительно окрашенные ощущения и повышая
психологический тонус, заглушают неприятные
воздействия извне.
Внешний рисунок их поведения - манерность,
стереотипность, импульсивность многочисленных
движений, причудливые гримасы и позы,
походка, особые интонации речи. Эти дети
обычно малодоступны контакту, отвечают
односложно или молчат, иногда что-то шепчут.
С гримасами либо застывшей мимикой обычно
диссоциирует осмысленный взгляд. Спонтанно
у них вырабатываются лишь самые простейшие
стереотипные реакции на окружающее, стереотипные
бытовые навыки, односложные речевые штампы-команды.
У них часто наблюдается примитивная,
но предельно тесная "симбиотическая"
связь с матерью, ежеминутное присутствие
которой - непреложное условие их существования.
С точки зрения нозологии и у этой группы
детей речь, скорее, идет либо о шизофрении,
либо, возможно, биохимической, на настоящем
уровне диагностики не определяемой, энзимопатии.
Прогноз на будущее для детей данной группы
лучше. При адекватной длительной коррекции
они могут быть подготовлены к обучению
в школе (чаще - в массовой, реже - во вспомогательной).
Дети III группы с аутистическими замещениям окружающего
мира характеризуются большей произвольностью
в противостоянии своей аффективной патологии,
прежде всего страхам. Эти дети имеют более
сложные формы аффективной защиты, проявляющиеся
в формировании патологических влечений,
компенсаторных фантазиях, часто с агрессивной
фабулой, спонтанно разыгрываемой ребенком
как стихийная психодрама, снимающая пугающие
его переживания и страхи. Внешний рисунок
их поведения ближе к психопатоподобному.
Характерны развернутая речь, более высокий
уровень когнитивного развития. Эти дети
менее аффективно зависимы от матери,
не нуждаются в примитивном тактильном
контакте и опеке. Поэтому их эмоциональные
связи с близкими недостаточны, низка
способность к сопереживанию. При развернутом
монологе очень слаб диалог.
Эти дети при активной медико-психолого-
Дети
IV группы характеризуются сверхтормозимостью.
У них не менее глубок аутистический барьер,
меньше патологии аффективной и сенсорной
сфер. В их статусе на первом плане - неврозоподобные
расстройства: чрезвычайная тормозимость,
робость, пугливость, особенно в контактах,
чувство собственной несостоятельности,
усиливающее социальную дезадаптацию.
Значительная часть защитных образований
носит не гиперкомпенсаторный, а адекватный,
компенсаторный характер, при плохом контакте
со сверстниками они активно ищет защиты
у близких; сохраняют постоянство среды
за счет активного усвоения поведенческих
штампов, формирующих образцы правильного
социального поведения, стараются быть
"хорошими", выполнять требования
близких. У них имеется большая зависимость
от матери, но это не витальный, а эмоциональный
симбиоз с постоянным аффективным "заражением"
от нее.
Их психический дизонтогенез приближается,
скорее, к своеобразной задержке развития
с достаточно спонтанной, значительно
менее штампованной речью. Дети именно
этой группы часто обнаруживают парциальную
одаренность.
Эти дети могут быть подготовлены к обучению
в массовой школе, а в небольшой части
случаев - обучаться в ней и без специальной
подготовки.
Классификация по МКБ:
В психиатрической практике применяется Международная классификация болезней 10-го пересмотра (1994) под рубрикой «Классификация психических и поведенческих расстройств» (Санкт-Петербург, 1994). Она включает следующие разделы:
F84 Общие (первазивные) расстройства развития
F84.0 Детский аутизм (аутистическое расстройство, инфантильный аутизм; инфантильный психоз; синдром Каннера), при развитии до 3-летнего возраста
F84.1 Атипичный
аутизм (атипичный детский психоз;
умеренная умственная
F84.2 Синдром
Ретта (психоневрологическое
Впервые болезнь была
описана австрийским
F84.3 Другое дезинтегративное расстройство детского возраста (дезинтегративный психоз; синдром Геллера редкое (Психическое заболевание у детей. Сначала могут быть заметными лишь незначительные отклонения в их поведении, однако впоследствии заболевание начинает прогрессировать, и к имевшимся ранее симптомам прибавляются психические нарушения (например, галлюцинации и стереотипы); в конце концов у ребенка развивается деменция. Почти всегда удается точно установить причину заболевания, которое прогрессирует, приводя человека к полной нетрудоспособности); детская деменция; симбиотический психоз)
F84.4 Гиперактивное расстройство, сочетающееся с умственной отсталостью и стереотипными движениями
F84.5 Синдром
Аспергера (форма