Психолого-медико-педагогическая помощь ребёнку с выраженными проблемами детского аутизма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2013 в 15:12, курсовая работа

Краткое описание

приступая к исследованию, мы исходим из гипотезы, что если оказывать своевременную помощь аутичному ребёнку, включающею в себя оказание всей необходимой медицинской, педагогической и психологической помощи, коррекционную работу специалистов с аутичными детьми, консультации родителей, то ребёнок может стать полноценной частью общества.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть этиологию и патогенез раннего детского аутизма;
2. Ознакомиться и сравнить теории аутизма;
3. Выявить критерии аутизма;
4. Изучить основные признаки аутизма;
5. Проанализировать методы психолого-медико-педагогической помощи аутичным детям.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 284.50 Кб (Скачать файл)

F84.8 Другие общие  расстройства развития 

F84.9 Общее расстройство  развития, неуточненное

 

Классификация аутизма в детстве (НЦПЗ РАМН, 1997)

I. Детский аутизм  эндогенного генеза 

1.1 Синдром Каннера  (эволютивно-процессуальный, классический  вариант детского аутизма) 

1.2 Инфантильный  аутизм (конституционально-процессуальный), в возрасте от 0 до 12—18 мес

1.3 Детский аутизм (процессуальный):

а) в возрасте до 3 лет (при ранней детской шизофрении, инфантильном психозе);

б) в возрасте 3—6 лет (при ранней детской шизофрении, атипичном психозе)

1.4 Синдром Аспергера  (конституциональный)

II. Аутистическиподобные  синдромы при органическом поражении  центральной нервной системы 

III. Аутистическиподобные  синдромы при хромосомных, обменных  и других нарушениях (при Дауна  синдроме, при Х-ФРА, фенилкетонурии, туберозном склерозе и других УМО)

IV. Синдром Ретта  (неуточненного генеза)

V. Аутистическиподобные  синдромы экзогенного генеза: V.1 Психогенный параутизм 

VI. Аутизм неясного  генеза

 

К. С. Лебединская  на основе этиопатогенетического подхода  выделяет пять вариантов РДА:

  1. РДА при различных заболеваниях центральной нервной системы;
  2. психогенный аутизм;
  3. РДА шизофренической этиологии;
  4. при обменных заболеваниях;
  5. при хромосомной патологии. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

II. Психолого-медико-педагогическая помощь ребёнку с синдром раннего детского аутизма.

         

 1. Психологическая помощь.

 

Поскольку спектр проявлений РДА очень широк, при оказании психологической помощи важно создавать  индивидуальную коррекционную программу  для каждого отдельного случая. Работа психолога должна проводится в направлении развития навыков коммуникации и самообеспечения, коррекции интеллектуального и речевого развития, с учетом возможностей ребенка. Для разработки эффективной программы психологической поддержки перед коррекционным этапом обязательно должна проводиться комплексная диагностика.

 Не менее важным направлением  в деятельности психолога является  работа с родителями таких  детей. Достаточно часто диагноз  «аутизм» пугает, что приводит  к не адекватной оценке степени  сложности проблемы. Чтобы избежать ложных ожиданий, помочь родителям лучше понять особенности психологического развития детей с аутизмом, важно уделить особое внимание психологической поддержке родителей. Воспитание ребенка с аутизмом становится серьезным испытанием для всей семьи. Психолог может оказать помощь в принятии поставленного диагноза, определении альтернатив помощи. Возможны рекомендации по вступлению в родительские клубы, ассоциации для детей-инвалидов, посещению родительских семинаров. Эффективность этого этапа определяется включенностью в семьи в процесс реабилитации и коррекции ребенка.

 Психологическая помощь ребенку  с аутизмом предполагает участие  не только психолога, но и  врача-психиатра, логопеда, педагога-дефектолога.  Это позволяет прийти к целостному  видению проблемы, оценить проявления расстройства на различных уровнях. Психолог часто берет на себя роль координатора, связующего звена во взаимодействии между специалистами и родителями.

 Каждый специалист самостоятельно  выбирает и готовит форму осуществления  психологической помощи. Часто специалисты прибегают к сочетанию различных подходов, используют методы работы из различных направлений. Сочетание технологий из различных подходов помогает подойти к проблеме психологической помощи более комплексно, всесторонне.

 Специалисты, работающие в  когнитивном направлении основное  внимание уделяют развитию познавательных  процессов. Личность ребенка рассматривается  через призму интеллектуально-поведенческих  особенностей. Коррекция может осуществляться  через совместное решение психологом и ребенком специально подготовленных (доступных для ребенка) психологических задач, которые являются своего рода моделями проблем ребенка. Также возможно использование формирующего метода. При этом психолог помогает ребенку сформировать модель поведения, наиболее подходящую для преодоления основных трудностей ребенка во взаимодействии с окружающим миром.

 Гуманистический подход предполагает  создание условий для реализации  заложенного в ребенке потенциала, помощь в гармонизации самоотношения, выстраиванию адекватных форм общения, поведения.

 Работа в рамках поведенческого  подхода базируется на создании  условий для формирования адекватных  форм поведения, сокращении нежелательных  поведенческих реакций, замещение  стереотипных форм поведения.  Для данного подхода характерно использование тренинговых методов, методик, направленных на моделирование желаемого поведения.

 Возможно осуществление  психологической помощи в рамках  психодинамического подхода (или  психоанализа). Специалисты, работающие  в данном направлении, прибегают к анализу основных влечений и переживаний ребенка. Психоанализ предполагает выявление вытесненных из сознания причин заболевания. Часто специалисты, работая в данном направлении привлекают к процессу консультации родителей. Причины особенностей поведения определяют характером взаимоотношения в семье, особенно на ранних этапах развития ребенка.

 Сочетание подходов при оказании  психологической помощи помогает  сделать коррекционный процесс  более эффективным.

 

Основные этапы психологической коррекции и специфика психокоррекционных воздействий заключаются в следующем.

 

Первый этап — установление контакта с аутичным ребенком. Для успешной реализации этого этапа рекомендуется  щадящая сенсорная атмосфера  занятия. Это достигается с помощью спокойной негромкой музыки в специально оборудованном помещении для занятий. Важное значение придается свободной мягкой эмоциональности занятий. Психолог должен общаться с ребенком негромким голосом, даже в некоторых случаях, особенно если ребенок возбужден, даже шепотом. Необходимо избегать прямого взгляда на ребенка, резких движений. Не следует обращаться с прямыми вопросами к ребенку. Установление контакта с аутичным ребенком требует достаточно длительного времени и является стержневым моментом всего психокоррекционного процесса. Перед психологом стоит конкретная задача преодоления страха у аутичного ребенка, и это достигается с помощью создания постоянной устойчивой обстановки занятий, поощрением любой, даже минимальной активности ребенка. На данном этапе занятий не рекомендуются директивная игровая терапия. Психолог присутствует в качестве наблюдателя за ребенком в процессе его игр, фиксирует реакции ребенка, отмечает, что вызывает у ребенка отрицательные и положительные эмоции.

Коррекционных воздействия на данном этапе должны быть направлены на собственные резервы и механизмы базальной аффективной сферы ребенка. Это достигается с помощью разнообразных приемов, направленных на изменение аффективного состояния. Например: общая релаксация, снятие патологического напряжения, уменьшение тревожности, увеличение активности ребенка. На данном этапе очень важна роль родителей, их положительная установка на занятие и активность в его организации.

На втором этапе психокоррекции детей с РДА важной задачей  является усиление психической активности детей. Решение этой задачи требует от психолога умение почувствовать настроение больного ребенка, понять специфику его поведения и использовать это в процессе коррекции. Например, у многих детей с РДА наблюдается тяга к ритмическим раскачиваниям. Психолог должен использовать эти особенности детей в процессе выполнения специальных упражнений (танцевальные ритмические упражнения и пр.). Необходимо уловить момент аффективного подъема у ребенка и придать ему реальный игровой эмоциональный смысл.

  На третьем этапе  психокоррекции важной задачей  является организация целенаправленного  поведения аутичного ребенка. Это достигается с помощью музыкального сопровождения занятий и специальных игр, направленных на длительное положительное сосредоточение ребенка. Например, игра «Погулять выходят мыши", «Море волнуется», и пр. ( Приложение 1)

Кроме общих задач  в процессе коррекции детей с РДА выступают и частные задачи, направленные на преодоление негативных аффективных переживаний и патологических форм поведения. Необходимо помнить, что такие реакции ребенка, как агрессия, негативизм, имеют защитный характер, и для преодоления их нужны комфортные условия для ребенка. Запрещается осуждение поведения ребенка в присутствии взрослых и других детей, рекомендуется использовать разнообразные прожективные методы и методы переключения. Например, ребенок с РДА в процессе занятий с кубиками постоянно разрушает постройки у других детей. Психолог вместе с ребенком строит и разрушает построенное и при этом эмоционально реагирует на падение кубиков возгласами «ух», «бух» и пр. Второй пример: у мальчика с РДА имели место навязчивые желания схватить за волосы присутствующих в группе. Когда он входил в группу, психолог предлагала ему погладить по голове себя и других детей и обращала внимание на то, что он так поособенному приветствует присутствующих. Важно, чтобы ребенок не застревал на своих агрессивных действиях. Не рекомендуется делать прямые замечания ребенку, удалять его из группы. Все эти директивные действия могут только усугубить его агрессивные проявления.

Четвертым, не менее важным этапом психокоррекции детей с РДА  является работа с родителями, которая заключается в целенаправленных консультациях родителей о воспитании ребенка, в присутствии родителей на занятии и активное участие в нем. В зарубежной психологической практике при работе с детьми аутистами особой популярностью пользуется холдингтерапия. Холдингтерапия (от англ. hold — удерживать, выдерживать, владеть) была разработана доктором Мартой Вельч (М. Welch) и впервые внедрена в Материнском центре в Гринвиче США в 1978 году. В основу холдингтерапии положена концепция, которая рассматривает ранние детские эмоциональные расстройства как результат нарушения эмоциональных связей между матерью и ребенком. Авторы подчеркивали положительную роль первого контакта с матерью. Привязанность ребенка к матери основана на чувстве безопасности, которое он испытывает в общении с ней. Если чувство безопасности нарушено, то социальное и эмоциональное развитие ребенка идет в неправильном направлении и в крайних вариантах ведет к аутизму. При аутизме холдингтерапия имеет характер принудительного контакта, так как эти дети отвергают физическое и эмоциональное взаимодействие с матерью. Перед тем как рекомендовать холдингтерапию родителям, психолог предварительно изучает семью ребенка и перед началом сеанса объясняет матери ее значение. В процессе холдингтерапии перед матерью стоит задача взять ребенка на руки и, преодолев его сопротивление, как можно дольше удержать его. В некоторых случаях, когда ребенок более взрослый или активно сопротивляется, рекомендуется лечь на него, обнять его, прижать к себе и постараться удержать как можно дольше, пока ребенок не успокоится.

Итак, основной задачей  психологической коррекции детей  с РДА является вовлечение их в  разные виды индивидуальной и совместной деятельности, формирование произвольной, волевой регуляции поведения. Необходимо проводить занятия с жесткой последовательностью игровых действий с их многократным проигрыванием. Освоение системы игровых штампов способствует формированию у детей с аутизмом познавательных процессов. Особое значение в системе психокоррекции детей с аутизмом имеет работа с семьей ребенка, направленная на активное привлечение родителей к проблемам ребенка и обучение их взаимодействию с ним. При разработке психокоррекционной программы для детей с аутизмом психолог должен обязательно учитывать степень тяжести аффективной и интеллектуальной патологии, время возникновения заболевания, особенности социальной ситуации развития аутичного ребенка. Работа с аутичными детьми предъявляет высокие требования к личности и уровню профессионализма психолога.

 

2. Медицинская помощь аутичным детям.

 

Медицинская сторона  – это лишь симптоматическое лечение. Так как болезнь заключена  в генах, полностью её излечить с  помощью лекарств, на сегодняшний  день, невозможно.

На данный момент есть два метода лечения которые можно использовать вместе, эти методы с научной точки зрения доказали эффективность в лечении людей с аутизмом. Первый, это психотерапевтический подход. Он был изучен тщательно в течение многих десятилетий. Вторым является антипсихотическое лечение препаратом Респердал, это метод медикаментозного лечения - первое и единственное лечение, которое одобрено для лечении аутизма. Конечно, медикаментозное лечение не является панацеей, и оно не действуют на каждого человека с аутизмом.

 Пока наука не может дать точные рекомендации, наилучшего лечения аутизма.     Медикаментозное лечение одобрено многими врачами, но многие из этих таблеток являются психотропными и призваны угнетать раздражительность у детей и подростков с аутизмом.

 Однако необходимо знать правила использования этого препарата, какие проблемы эффективно и безопасно лечить, с помощью этого препарата, обычно к показаниям относят раздражительность и проблемы поведения, связанные с аутизмом, включая:

- агрессию

- истерики 

- быстро меняющееся настроение

Хотя лекарства, как  обычно полагают, 'сильнодействующие', они часто положительно влияют на поведение аутичного ребенка и многие родители находят, что положительный эффект часто перевешивает возможные побочные эффекты.

 

Информация о работе Психолого-медико-педагогическая помощь ребёнку с выраженными проблемами детского аутизма