Психолого-педагогическая готовность детей к обучению в школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2015 в 10:54, курсовая работа

Краткое описание

Основная цель нашей работы: изучить условия формирования психолого-педагогической готовности дошкольника к обучению в школе.
В своей работе мы ставим следующие задачи:
- изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме исследования.
- изучить психологические особенности детей 6-7 лет .
- осуществить диагностику и разработать рекомендации, способствующие максимальному использованию возможностей ребёнка при подготовке к обучению.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретический анализ проблемы готовности ребёнка к школьному обучению………………………………………………………………………….6
1.1. Сущность понятия психологической готовности ребёнка к школьному обучению…………………………………………………………………………6
1.2. Характеристика психолого–педагогической готовности к школьному обучению…………………………………………………………………………8
1.3. Особенности развития детей 6-7 лет……………………………………..12
1.4. Условия формирования психолого–педагогической готовности детей к обучению в школе………………………………………………………………16
Вывод……………………………………………………………………………23
Глава 2. Содержание и организация экспериментальной работы…………24
2.1. База и методическое обеспечение исследования………………………..24
2.2. Анализ и интерпретация результатов экспериментальной работы……...27
2.3. Методические рекомендации……………………………………………..34
Вывод……………………………………………………………………………37
Заключение………………………………………………………………………38
Литература………………………………………………………………………39
Приложения…………………………………………………………..................42
Приложение 1…………………………………………………………………..42
Приложение 2…………………………………………………………………..54

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая -Готовность к школе 2..doc

— 2.65 Мб (Скачать файл)

Своим поведением взрослый должен показывать  примеры доброго, заботливого отношения к людям, побуждать ребёнка замечать состояние сверстника (обижен, огорчен, скучает) и проявлять сочувствие, готовность помочь. Нужно привлекать внимание детей к признакам выражения эмоций в мимике, пантомимике, действиях, интонации голоса. Воспитатель специально создает в группе ситуации гуманистической направленности, побуждающие детей к проявлению заботы, внимания, помощи. Это обогащает нравственный опыт детей.

Старшие дошкольники способны освоить правила культуры поведения и общения. Им становятся понятны мотивы выполнения правил. Поддерживая положительные действия и поступки, взрослый опирается на развивающееся в ребёнке чувство самоуважения и его растущую самостоятельность.

Характерной особенностью дошкольников является появление интереса к проблемам, выходящим за рамки детского сада и личного опыта. Дети интересуются событиями прошлого и будущего, жизнью разных народов, животным и растительным миром разных стран. Обсуждая с детьми эти проблемы, педагог стремится воспитать детей в духе миролюбия, уважения ко всему живому на земле. Он показывает детям, как их добрые поступки делают жизнь лучше и красивей.

Старшие дошкольники начинают проявлять интерес к будущему школьному обучению. Перспектива школьного обучения создаёт особый настрой в группах старших дошкольников [33]. Интерес детей к школе развивается при следующих условиях: в общении с воспитателем, через встречи с учителем, совместные дела со школьниками, посещение школы, сюжетно-ролевые игры на школьную тему. Главное – связать развивающийся интерес детей к новой социальной позиции («Хочу стать школьником») с ощущением роста их достижений, с потребностью познания и освоения нового.

Организованное обучение старших дошкольников включает занятия познавательного цикла: по природоведению и математике, по развитию речи, художественно-продуктивной деятельности и музыкально-ритмических способностей. В самостоятельной деятельности создаются возможности для расширения, углубления и широкого вариативного применения детьми содержания, освоенного на занятиях.

Условием полноценного развития старших дошкольников является содержательное общение со сверстниками и взрослыми [17].

Всё больший интерес ребёнка 6-7 лет направляется на сферу взаимоотношений между людьми. Оценки взрослого подвергаются критическому анализу и сравнению со своими собственными. Под воздействием этих оценок представления ребёнка об Я-реальном и                Я-идеальном дифференцируются более четко.

К этому периоду жизни у ребёнка накапливается достаточно большой багаж знаний, который продолжает интенсивно пополняться. Ребёнок стремится поделиться своими знаниями и впечатлениями со сверстниками, что способствует появлению познавательной мотивации в общении. С другой стороны, широкий кругозор ребёнка может являться фактором, позитивно влияющим на его успешность среди сверстников.

Происходит дальнейшее развитие познавательной сферы личности ребёнка-дошкольника.

Развитие произвольности и волевых качеств позволяют ребёнку целенаправленно преодолевать определённые трудности, специфичные для дошкольника. Также развивается соподчинение мотивов (например, ребёнок может отказаться от шумной игры во время отдыха взрослых).

Появляется интерес к арифметике и чтению. Основываясь на умении представлять что-либо, ребёнок может решать простые геометрические задачи.

Ребёнок уже может запомнить что-либо целенаправленно.

Кроме коммуникативной развивается планирующая функция речи, т.е. ребёнок учится последовательно и логически выстраивать свои действия, рассказывать об этом.

Развивается самоинструктирование, которое помогает ребёнку заранее организовать своё внимание на предстоящей деятельности.

Старший дошкольник способен различать весь спектр человеческих эмоций, у него появляются устойчивые чувства и отношения. Формируются «высшие чувства»: интеллектуальные, моральные, эстетические [15].

К интеллектуальным можно отнести: любопытство, любознательность, чувство юмора, удивление. К эстетическим чувствам можно отнести: чувство прекрасного, чувство героического. К моральным чувствам можно отнести: чувство гордости, чувство стыда, чувство дружбы.

На фоне эмоциональной зависимости от оценок взрослого у ребёнка развивается притязание на признание, выраженное в стремлении получить одобрение и похвалу, подтвердить свою значимость [14].

Достаточно часто в этом возрасте у детей появляется такая черта, как лживость, т.е. целенаправленное искажение истины. Развитию этой черты способствует нарушение детско-родительских отношений, когда близкий взрослый чрезмерной строгостью или негативным отношением блокирует развитие у ребёнка позитивного самоощущения, уверенности в своих силах. И чтобы не потерять доверия взрослого, а часто и оградить себя от нападок, ребёнок начинает придумывать оправдания своим оплошностям, перекладывать вину на других.

Условием успешного воспитания и развития является выработка у ребёнка умения преодолевать трудности. Умственное развитие ребёнка не может нормально осуществляться, если у него не выработано правильное отношение к трудностям, желание и умение их преодолевать. Не всегда у детей всё получается сразу. В школе ребёнку нередко приходится переделывать одно и то же упражнение по несколько раз. Если ученик готов, он преодолеет трудности. Поэтому важно приучить детей любое начатое дело доводить до конца.

Ещё одно необходимое условие подготовки к школе и всестороннего развития ребёнка, т.е. физического, умственного, нравственного – переживание успеха [26].

Чтобы ребёнок хотел заниматься каким-либо видом деятельности, будь то спорт, рисование, конструирование, игра или учёба, она должна приносить ему удовлетворение. То же самое касается и сферы поведения, выполнения нравственных норм.

Нравственное развитие старшего дошкольника во многом зависит от степени участия в нём взрослого, так как именно в общении со взрослым ребёнок узнаёт, осмысливает и интерпретирует нравственные нормы и правила. У ребёнка необходимо формировать привычку нравственного поведения. Этому способствует создание проблемных ситуаций и включение в них детей в процессе повседневной жизни [33].

Таким образом, детский сад выполняет задачу всесторонней подготовки детей к школе в процессе систематического, целенаправленного педагогического воздействия. В задачи воспитателя детского сада входит помимо планомерной подготовки к школе, изучение неблагоприятных вариантов психического развития ребёнка, с целью их коррекции, организует детскую деятельность, общение и познание с тем, чтобы способствовать развитию наиболее важных, с позиции предстоящего школьного обучения, черт личности и поведения.

Однако, именно в системе взаимодействия дошкольного учреждения и семьи возможна полноценная подготовка ребёнка к школе. Поэтому воспитатель в своей работе должен опираться на помощь семьи, а родители согласовывать свои действия с работой детского сада, с целью достижения общего результата – правильной и полной подготовки ребёнка к школе, которая возможна только в единстве и сотрудничестве детского сада и семьи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вывод

Готовность ребёнка к обучению в школе – самая важная тема в период дошкольного детства. Успешное обучение в школе зависит от уровня психического развития ребёнка. Все психические процессы  дошкольника должны быть развиты по возрасту. Ребёнок должен уметь сосредоточить внимание на разной работе, например, на написании элементов букв. Развитие восприятия, мышления позволяет ребёнку систематически наблюдать изучаемые предметы и явления, выделять в предметах и явлениях существенные особенности, рассуждать и делать выводы.

 Готовность организма тоже  очень значима. Если ребёнок физически  ослаблен, ему трудно сохранить  осанку сидя за партой, трудно работать на уроке из-за быстрой утомляемости и неустойчивого внимания. Для овладения письмом важно развитие мелкой моторики.

Серьезное внимание нужно уделять развитию познавательной активности и интересов дошкольников. Предметом особого внимания является социально-нравственное развитие детей, становление их взаимоотношений с окружающими. Старшие дошкольники начинают проявлять интерес к будущему школьному обучению.

Таким образом,  изучение проблемы готовности к школьному обучению вытекает из собственной работы школы в современных условиях. Во-первых, повысились требования к детям, поступающим в школу.  Во-вторых, в результате введения в начальную школу новых программ, разработок существует возможность выбора обучения ребёнком по той или иной программе в зависимости от уровня подготовки к школе. В-третьих, в связи с изменением социальных условий многие дети имеют разный уровень готовности.

Готовность к школьному обучению – это достижение ребёнком такого уровня готовности, при котором он становится способным участвовать в системе школьного обучения.

  • Глава 2. Содержание и организация экспериментальной работы.

2.1. База и методическое обеспечение исследования.

База исследования: МДОУ детский сад №76 подготовительная группа №4     «ромашка»  г. Ангарска. В исследовании принимало участие 20 детей, из них 12 девочек и 8 мальчиков в возрасте 6-7 лет.

Цель исследования: выявление детей не готовых к школьному обучению.

Критерии психологической готовности ребёнка к школе:

1. Социально-психологическая готовность к школе:

  • - Учебная мотивация (хочет идти в школу, понимает важность и необходимость учения, проявляет интерес к получению новых знаний).
  • - Умение общаться со сверстниками и взрослыми (ребёнок легко вступает в контакт, не агрессивен, умеет находить выход из проблемных ситуаций общения, признаёт авторитет взрослых).
  • - Умение принять учебную задачу (внимательно слушать, при необходимости уточнить задание).

2. Развитие  школьно - значимых  психологических функций:

  • - Развитие мелких мышц руки (хорошее владение карандашом, ножницами).
  • - Пространственная организация, координация движений (умение правильно  определять выше – ниже, вперёд – назад, слева – справа).
  • - Координация системы глаз – рука (ребёнок может правильно перенести в тетрадь простейший графический образ – узор, фигуру,  зрительно воспринимаемый на расстоянии).
  • - Развитие логического мышления (способность  находить сходство и различие разных предметов при сравнении, умение правильно объединять предметы в группы по общим сравнительным признакам).
  • - Развитие произвольного внимания (способность удерживать внимание на выполняемой работе в течении 15 – 20 минут).
  • - Развитие произвольной памяти (способность к опосредованному запоминанию: связывать запоминаемый материал с конкретным символом  - слово – картинка / слово – ситуация).

Для диагностики вышеперечисленных особенностей психолого-педагогической готовности детей к обучению в школе нами были отобраны следующие методики:

1. Методика «Беседа о школе» (Нежнова Т.А.)

Цель: исследование внутренней позиции школьника и выявление характера ориентации на школьно-учебную деятельность.

Данная методика имеет тестовый материал из пяти вопросов с вариантами ответов. Детям задаются вопросы, ответы на которые позволяют выявить один из трёх типов ориентации в отношении школы и учения.     (Приложения 1.1.). Преимущественная ориентация на содержание учебной деятельности свидетельствует о наличии у ребёнка внутренней позиции школьника.

2. Методика  «Графический диктант» (разработана Д.Б. Элькониным).

Цель: Изучение предпосылок учебной деятельности,  выявление умения внимательно слушать и точно выполнять указания взрослого, правильно воспроизводить на листе бумаги заданное направление линий, самостоятельно действовать по заданию взрослого.

Каждому ребёнку выдаётся тетрадный лист в клетку с нанесёнными на нём четырьмя точками, на котором он по инструкции педагога выполняет графический диктант (узор).  (Приложения 1.2.).

3. Методика. «Неполные рисунки» (разработана  Терстоуном).

Цель:  определение уровня развития обобщенности; отнесение объектов разной формы в образах восприятия к различным наглядным классам предметов.

Ребенку предлагается набор картинок, на которых даны неполные изображения контуров различных рисунков:  домика, девочки, курицы, котенка, медвежонка, барашка, карандаша, гриба и коляски с младенцем.(Приложение 1.3. Рис.1). Ребенок должен внимательно рассмотреть рисунки и сказать, что на них изображено.

4. Методика.  «Четвёртый лишний» (Т.В. Чередникова)

Цель:  выявление уровня развития логических операций подведения под класс. Выделение функционально – смысловых и существенных признаков предметов.

Ребёнку предлагается серия карточек с 4-мя картинками на каждой.      (Приложение 1.4. Рис.2) На всех карточках одну картинку нужно исключить, так как она чем-то не похожа на три другие.

5.  Методика. «Образец  и правило» (разработана  А.Л.Венгером)

Цель: выявить умения руководствоваться системой условия задачи, преодолевая отвлекающее влияние посторонних факторов. Результаты её выполнения также отражают уровень развития наглядно-образного мышления.

Детям предлагается начертить по заданным точкам геометрические фигуры, данные в (Приложение 1.5. Рис.3), соблюдая правило: не соединять между собой две одинаковые фигурки- точки. При этом в целом контуре могут оказаться одинаковые фигурки.

Информация о работе Психолого-педагогическая готовность детей к обучению в школе