Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2015 в 10:54, курсовая работа
Основная цель нашей работы: изучить условия формирования психолого-педагогической готовности дошкольника к обучению в школе.
В своей работе мы ставим следующие задачи:
- изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме исследования.
- изучить психологические особенности детей 6-7 лет .
- осуществить диагностику и разработать рекомендации, способствующие максимальному использованию возможностей ребёнка при подготовке к обучению.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретический анализ проблемы готовности ребёнка к школьному обучению………………………………………………………………………….6
1.1. Сущность понятия психологической готовности ребёнка к школьному обучению…………………………………………………………………………6
1.2. Характеристика психолого–педагогической готовности к школьному обучению…………………………………………………………………………8
1.3. Особенности развития детей 6-7 лет……………………………………..12
1.4. Условия формирования психолого–педагогической готовности детей к обучению в школе………………………………………………………………16
Вывод……………………………………………………………………………23
Глава 2. Содержание и организация экспериментальной работы…………24
2.1. База и методическое обеспечение исследования………………………..24
2.2. Анализ и интерпретация результатов экспериментальной работы……...27
2.3. Методические рекомендации……………………………………………..34
Вывод……………………………………………………………………………37
Заключение………………………………………………………………………38
Литература………………………………………………………………………39
Приложения…………………………………………………………..................42
Приложение 1…………………………………………………………………..42
Приложение 2…………………………………………………………………..54
6. Методика «Узнавание фигур» (тест Бернштейна).
Цель: выявить уровень непроизвольного запоминания.
Ребёнку показывают карточку с девятью фигурами, которые он должен запомнить за 10 секунд. После этого показывают карточку с 25-тью фигурами, среди которых есть те 9 фигур. Ребёнок должен их узнать и показать. (Приложение 1. 6. Рис.4).
7. Методика «Шифровка» (Корректурная проба Д. Векслера)
Цель: исследование произвольности внимания, устойчивости внимания, возможностей его переключения.
Ребёнку предлагается бланк с пятью рядами простых фигур (всего их 50) и пятью фигурами-эталонами. (Приложение 1.7. Рис.5) Ребёнок должен заполнить друг за другом как можно больше символов в карте в полном соответствии с образцами.
экспериментальной деятельности.
Данные полученные в ходе исследования на определение критериев готовности к школьному обучению занесены в таблицы, расположенные в Приложении 2.
Все результаты оценивались по уровневой системе: высокий, средний, низкий уровни.
Высокий уровень параметров определялся тем, что дети правильно понимали инструкции, внимательно слушали взрослого, выполняли поставленную им задачу, доводили дело до конца, и т.д.
Нами было проведено семь методик на выявление уровня развития критериев готовности детей к обучению в школе.
На основании полученных данных (Приложение 2.1.) по методике 1. «Беседа о школе», дети были распределены по следующим уровням:
Высокий уровень – 5 детей (25%), для которых характерно положительное отношение к школе и достаточно сформированная позиция школьника.
Наибольший интерес проявляется к школе, к учителю, к книге, к получению новых знаний.
Средний уровень – 9 детей (45%) с начальной стадией формирования внутренней позиции школьника, преимущественный интерес к внешней атрибутике школьной жизни. Детям интересно оформление школы, красивая форма, новый портфель, общение с ребятами на переменах, внеурочные занятия, такие как рисование, конструирование и т.д.
Низкий уровень - 6 детей (30%), не проявляющих интереса к школе, внутренняя позиция школьника не сформирована. Мотивация таких детей: в садике уже надоело; в школе не надо спать; мой друг тоже пойдёт в школу; мне так мама сказала; буду помогать прибираться к классе и т.д.
Рис. 2.1. Уровень сформированности внутренней позиции школьника.
Далее нами была проведена методика 2. «Графический диктант» (Д.Б. Эльконин).
На основании полученных данных (Приложение 2.2.), дети были распределены по следующим уровням:
Высокий уровень – 13 детей (65%), правильно поняли инструкцию и выполнили задание с небольшими недочётами. Детям свойственны такие умения, как сознательно подчинять свои действия правилам, внимательно слушать указания взрослого и ориентироваться на зрительно воспринимаемый образец.
Средний уровень – 7 детей (35%) выполнили задание с несколькими ошибками, несколько раз обращались к взрослому, просили повторить задание.
Рис. 2.2. Уровень предпосылок учебной деятельности.
Следующая методика 3. «Неполные рисунки» (Терстоун).
На основании полученных данных (Приложение 2.3.), дети были распределены по следующим уровням:
Высокий уровень – 6 детей (30%), которые без труда узнали карандаш и коляску. Изображения курицы и барашка часто заменялись названиями близких разновидностей птиц и копытных животных. Диапазон разновидностей объектов различных наглядных классов в представлениях детей обширный, а границы классов более чёткие, чем у других.
Средний уровень – 9 детей (45%) опознали, но затруднялись в точном определении гриба. Точно определили не только девочку и домик, но ещё и котёнка с медвежонком. Остальным изображениям могут давать близкие по роду названия птиц, животных. Таким образом, наглядные представления детей на этом уровне более дифференцированные.
Низкий уровень – 5 детей (25%) узнавали изображения домика и девочки, не смогли опознать грибок. Опускали изображения кота и коляски, называя лишь мячик (клубок) и ребёнка. Некоторые давали названия, близкие по роду объектов (курицу называли петушком, уткой, цыплёнком или птичкой).
Растёт обобщённое представление о наглядных классах объектов (представителях одного рода) в представлениях детей за счёт образного обобщения различных форм живых и неживых объектов.
Рис. 2.3. Уровень развития обобщённости восприятия.
Далее нами была проведена методика 4. «Четвёртый лишний» (Т.В. Чередникова).
На основании полученных данных (Приложение 2.4.), мы можем сделать следующие выводы:
Высокий уровень – 11 детей (55%) самостоятельно справились с заданием;
Средний уровень – 9 детей (45%) справились с заданием, но с подсказкой взрослого.
Рис. 2.4. Уровень развития образно-логического мышления.
Следующая методика 5. «Образец и правило» (А.Л. Венгер).
На основании полученных данных (Приложение 2.5.), дети были распределены по следующим уровням:
Высокий уровень – 2 ребёнка (10%) приняли учебную задачу с первого раза и сохраняли её на протяжении всего задания, выполняя её без помощи взрослого. Дети умеют руководствоваться системой условий задачи, преодолевая отвлекающее влияние посторонних факторов.
Средний уровень – 13 детей (65%) приняли учебную задачу после дополнительного напоминания. Сохраняли учебную задачу в большинстве заданий;
Низкий уровень – 5 детей (25%) приняли учебную задачу после многократных разъяснений и только в части заданий сохраняли учебную задачу при частом обращении к взрослому.
Рис. 2.5. Уровень развития наглядно-образного мышления.
Далее была проведена методика 6. «Узнавание фигур» (тест Бернштейна).
На основании полученных данных (Приложение 2.6.), дети были распределены по следующим уровням:
Высокий уровень – 4 ребёнка (20%) активно использовали такие приёмы: обводили в воздухе пальцем фигуру, которую им показывали; обнаруживали сходство какой-либо фигуры с реальной вещью («это бантик, это конфетка ит.д.»). дети владеют умениями принимать задачу и на протяжении выполнения всего задания действовать в соответствии с необходимостью запомнить информацию. Используются те или иные приёмы запоминания, которые становятся самостоятельными целенаправленными процессами.
Средний уровень – 13 детей (65%) запоминали, в основном, при помощи механических приёмов (повторяли названия картинок шепотом или проговаривали вслух и т.д.). Процесс запоминания является целенаправленным. Выполняется задача запомнить картинки. Припоминание самостоятельное и целенаправленное.
Низкий уровень – у 3-х детей (15%) низкое качество запоминания. Они пассивно, механически пытаются запомнить и воспроизвести материал.
Рис. 2.6. Уровень развития непроизвольного запоминания.
Следующая методика 7. «Шифровка» (Д. Векслер).
На основании полученных данных (Приложение 2.7.), дети были распределены по следующим уровням:
Высокий уровень – 8 детей (40%) имеют хороший уровень развития произвольного внимания, т.е. хорошее различение большого количества фигур и знаков, хорошее распределение внимания, активная работа памяти и высокая скорость движения руки.
Средний уровень – у 12 детей (60%) уровень произвольного внимания считается нормальным.
Детей с плохо развитым произвольным вниманием не выявлено.
Рис. 2.7. Уровень развития произвольности, устойчивости, переключения внимания.
По результатам проведённых методик, мы можем сделать следующий вывод.
В группе из 20-ти детей, 6 детей (30%) – имеют высокий уровень готовности к обучению в школе, из них 3 мальчика и 3 девочки.
11 детей (55%) со средним уровнем готовности, из них 4 – мальчика и 7 – девочек.
С низким уровнем готовности к обучению в школе 3 ребёнка, (15%) из них 1 – мальчик и 2 –девочки.
Рис. 2.8. Уровень общей готовности к обучению в школе.
По результатам исследования отмечается общее положительное эмоциональное отношение к предстоящему обучению, но при этом степень осведомлённости детей о школе остаётся невысокой.
Большинство детей в группе имеют средний уровень готовности к школьному обучению.
Это характеризуется доминированием мотивов, относящихся к внешней атрибутике школьной жизни, преимущественно оценочные мотивы. Дети имеют несколько ограниченное представление о деятельности школьника и учителя. Учение воспринимается детьми как игра, главным образом, школьная атрибутика, наличие ролей и т.д.
Часть детей проявляют стремление обучаться в школе, мотивируя желанием самоопределиться, изменить социальное положение, что свидетельствует о формирующейся психологической готовности к школе. Внутренняя позиция школьника сформирована не до конца.
Всё это свидетельствует о недостаточном уровне психологической готовности к школьному обучению и о необходимости коррекционно-педагогического воздействия на личность ребёнка и на его интересы.
2.3. Методические рекомендации.
Неподготовленный к школе ребёнок не может сосредоточиться на уроке, часто отвлекается, не может включиться в общий режим работы класса. Он проявляет мало инициативы, тяготеет к шаблонным действиям и решениям, у него возникают затруднения в общении со взрослыми и сверстниками по поводу учебных задач.
Время преддошкольного развития является самым благоприятным для того, чтобы привить ребёнку необходимые личностные свойства, которые в дальнейшей жизни сослужат ему хорошую службу. Это объясняется тем, что возраст 5 - 7 лет характеризует тот период, в котором при благоприятных условиях воспитания ребёнок из дошкольника превращается в школьника. В это время обычно происходит обобщение всего того, что ребёнок уже усвоил за свою короткую жизнь. Именно в это время его можно приучить к условиям систематического обучения, сформировать умение учиться.
Для успешного обучения в школе детям необходимо понимать учебную задачу, т.е. тот способ деятельности, который предлагает учитель. Для этого необходимо, чтобы у детей было развито произвольное внимание, умение планировать и контролировать свою деятельность, умение концентрироваться, сосредоточивать своё внимание на конкретном предмете.
Для формирования навыков, необходимых в школе, можно играть с детьми в различные игры, нацеленные на выработку и укрепление необходимых качеств и свойств.
Не менее важным является умение жить в коллективе, считаться с интересами окружающих людей. Особенно сложно в младших классах придётся тем детям, которые воспитывались дома и не посещали детский сад. Поэтому, если есть возможность, можно познакомить ребёнка с его будущими одноклассниками. Если родители, дети которых пойдут в одну школу или даже в один класс, общаются между собой, то будет полезно им познакомить своих детей между собой или даже организовать совместные игры, воспитывающие у детей внимание к одноклассникам. Коллективные игры позволят детям научиться терпимо относиться к другим и уважать чужое мнение. Хорошо также проигрывать с детьми конфликтные ситуации. Это развивает в них терпимость, учит сдержанно и спокойно реагировать на конфликт.
Необходимо играть с ребёнком в различные игры, особенно в те, которые связаны со школой. Пусть в этих играх ребёнок сыграет роль как учителя, так и ученика.
Следующим условием успешной учёбы является необходимость формировать у детей умения преодолевать трудности, создавая для него ситуации успеха. Важно приучить детей начатое дело доводить до конца. Далее нужно подготовить дошкольника к неизбежным трудностям в учении. Сознание преодолимости этих трудностей помогает ребёнку правильно отнестись к своим возможным неудачам.
При подготовке к школе родителям необходимо научить ребёнка и аналитическим навыкам: умению сравнивать, сопоставлять, делать выводы и обобщения. Для этого дошкольник должен научиться внимательно слушать книгу, рассказ взрослого, правильно и последовательно излагать свои мысли, грамотно строить предложения. После чтения важно выяснить, что и как понял ребёнок. Это приучает ребёнка анализировать суть прочитанного, а кроме того учит связной, последовательной речи, закрепляет в словаре новые слова. Ведь чем совершеннее речь ребёнка, тем успешнее будет его обучение в школе.
Для будущего школьника важно и такое качество как усидчивость, умение регулировать своё поведение, возможность достаточно длительное время выполнять не очень привлекательное задание, умение доводить начатое дело до конца, не бросая его на полпути. Можно тренировать внимание, сосредоточенность и усидчивость через настольные игры, игры в конструктор и лего, занятия лепкой и аппликацией, рисование и т.д., то есть через те игры, которые продолжаются длительное время.
Информация о работе Психолого-педагогическая готовность детей к обучению в школе