Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2015 в 10:54, курсовая работа
Основная цель нашей работы: изучить условия формирования психолого-педагогической готовности дошкольника к обучению в школе.
В своей работе мы ставим следующие задачи:
- изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме исследования.
- изучить психологические особенности детей 6-7 лет .
- осуществить диагностику и разработать рекомендации, способствующие максимальному использованию возможностей ребёнка при подготовке к обучению.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретический анализ проблемы готовности ребёнка к школьному обучению………………………………………………………………………….6
1.1. Сущность понятия психологической готовности ребёнка к школьному обучению…………………………………………………………………………6
1.2. Характеристика психолого–педагогической готовности к школьному обучению…………………………………………………………………………8
1.3. Особенности развития детей 6-7 лет……………………………………..12
1.4. Условия формирования психолого–педагогической готовности детей к обучению в школе………………………………………………………………16
Вывод……………………………………………………………………………23
Глава 2. Содержание и организация экспериментальной работы…………24
2.1. База и методическое обеспечение исследования………………………..24
2.2. Анализ и интерпретация результатов экспериментальной работы……...27
2.3. Методические рекомендации……………………………………………..34
Вывод……………………………………………………………………………37
Заключение………………………………………………………………………38
Литература………………………………………………………………………39
Приложения…………………………………………………………..................42
Приложение 1…………………………………………………………………..42
Приложение 2…………………………………………………………………..54
Следует избегать неодобрительной оценки, находить слова поддержки, чаще хвалить ребёнка за его терпение, настойчивость и т.д. Никогда не нужно подчёркивать его слабости в сравнении с другими детьми. Необходимо формировать у него уверенность в своих силах.
Кроме того ребёнок должен обладать навыками общественной жизни, чувствовать себя уверенно, находясь вне дома. Нужно научить ребёнка самостоятельно одеваться и раздеваться, переобуваться, завязывать шнурки, справляться с пуговицами и молниями на одежде, уметь пользоваться общественным туалетом.
Необходимо помнить, что и самому ребёнку первые шаги в школе будут нелегки. Намного разумнее сразу формировать верные представления о школе, положительное отношение к ней, к учителю, к книге, к самому себе.
Вывод
Психологическая готовность к школьному обучению – целостное образование, предполагающее достаточно высокий уровень развития мотивационной, интеллектуальной, социальной сфер. Отставание в развитии одного из компонентов психологической готовности влечёт за собой отставание развития других, что определяет своеобразные варианты перехода от дошкольного детства к младшему школьному возрасту.
В результате проведённой диагностики выяснилось, что большинство испытуемых детей готовы к школьному обучению. У них наблюдались следующие показатели: аналитическое мышление, выражающееся в способности постижения основных связей между явлениями; дифференцированное восприятие, включающее выделение фигуры из фона; возможность логического запоминания; умение воспроизводить образец; развитие тонких движений руки и сенсомоторная координация; возможность длительное время выполнять не очень привлекательное задание; способность исполнять роль ученика в ситуации школьного обучения. Конечно же, все вышеперечисленные параметры развиты ещё не в полной мере, их необходимо развивать. В обследуемой подготовительной группе есть дети, у которых эти параметры развиты очень слабо, следовательно, эти дети к школьному обучению не готовы. Им следует побольше позаниматься перед школой. Занятия должны быть направлены на развитие произвольности внимания, наглядно – образного мышления, на развитие памяти, на формирование внутренней позиции школьника. Для успешного обучения в школе детям необходимо уметь внимательно слушать взрослого и сверстников, понимать поставленную перед ними задачу, правильно выполнять инструкции к заданию, доводить начатое дело до конца.
Заключение
Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень психологического развития ребёнка для освоения школьной программы в условиях обучения в коллективе сверстников. Личностная и социально-психологическая готовность к школе включает и формирование у детей таких качеств, которые помогли бы им общаться с одноклассниками в школе, с учителем.
Каждому ребенку необходимо умение войти в детское общество, действовать совместно с другими, уступать в одних обстоятельствах и не уступать в других.
Психологическая готовность к школьному обучению определяется прежде всего для выявления детей, не готовых к школьному обучению, с целью проведения с ними развивающей работы, направленной на профилактику школьной неуспеваемости и дезадаптации.
В результате проведённой диагностики выяснилось, что большинство испытуемых детей готовы к школьному обучению. Но также выявлено, что трое детей из двадцати абсолютно не готовы к обучению в школе. А многим детям следует побольше позаниматься перед школой. Это лишний раз подтверждает актуальность выбранной темы.
С детьми не готовыми к обучению в школе необходимо проводить развивающую работу в группах развития. В этих группах реализуется развивающая психику ребят программа. Не ставится специальной задачи научить детей считать, писать, читать. Главная задача – довести психологическое развитие ребенка до уровня готовности к школе. Основной акцент в группе развития делается на мотивационное развитие ребенка, а именно развитие познавательного интереса и учебной мотивации. Задача взрослого сначала пробудить у ребенка желание научится чему то новому а уже затем начинать работу по развитию высших психологических функций.
Литература
Приложение 1.
Варианты ответов и их оценка:
А - ориентация на содержание учебной деятельности – 2 балла;
Б – ориентация на внешние атрибуты учебной деятельности и школьной жизни – 1 балл;
В – ориентация на внешкольные виды деятельности и условия – 0 баллов.
Вопросы беседы:
1. Хочешь ли ты идти в школу?
А – очень хочу.
Б – так себе, не знаю.
В – не хочу.
2. Почему ты хочешь идти в школу?
А – интерес к учению, знанию: хочу научиться читать и писать, стать грамотным, умным, много знать, узнавать новое и т.д.;
Б – интерес к школьным атрибутам: новая форма, книги, портфель и т.д.;
В – внеучебные интересы: в садике надоело, в школе не спят, все ребята идут в школу, мама сказала и т.д.
3. Готовишься ли ты к школе? Как готовишься? (тебя готовят).
А – освоение некоторых навыков письма, чтения, счёта: с мамой учили буквы, решали задачки и т.д.;
Б – приобретение формы, школьных принадлежностей и т.д.;
В – занятия, не относящиеся к школе.
4. Нравится ли тебе в школе? Что тебе нравится или не нравится больше всего? (предварительно у ребёнка спрашивают был ли он в школе).
А – уроки, школьные занятия, не имеющие аналогов в дошкольной жизни ребёнка;
Б – внеучебные занятия, не связанные с учением моменты: перемена, занятия во внеурочное время, личность учителя, внешний вид школы, оформление класса;
В – уроки художественно-физкультурного цикла, родные и знакомые из дошкольного детства и продолжающиеся в школе.
5. Если бы тебе не надо было ходить в школу и в детский сад, чем бы ты занимался дома и как бы проводил свой день?
А – занятия учебного типа: писал бы буквы, читал и т.д.;
Б – дошкольные занятия: рисование, конструирование;
В – занятия, не имеющие отношения к школе: гуляние, игры, помощь по хозяйству, уход за животными.
Интерпретация результатов:
- результат 10-9 баллов говорит о школьной ориентации ребёнка и положительном отношении к школе (внутренняя позиция школьника достаточно сформирована).
- 8-5 баллов свидетельствует о
преимущественном интересе
- 4-0 баллов, ребёнок не проявляет
интереса к школе (внутренняя
позиция школьника не
Инструкция: Для проведения исследования каждому ребёнку выдаётся тетрадный лист в клетку с нанесёнными на нём четырьмя точками. Перед исследованием педагог объясняет детям: «сейчас мы с вами будем рисовать разные узоры. Надо постараться, чтобы они получились красивыми и аккуратными. Для этого нужно внимательно слушать меня – я буду говорить, на сколько клеточек и в какую сторону вы должны провести линию. Проводите только те линии, которые я скажу. Когда проведёте, ждите, пока я не сообщу, как надо проводить следующую. Следующую линию надо начинать там, где кончилась предыдущая, не отрывая карандаша от бумаги. Все помнят, где правая рука? Вытяните правую руку в сторону. Видите, она указывает на дверь (даётся реальный ориентир, имеющийся в помещении). Когда я скажу, что надо провести линию направо, вы её проведёте – к двери (на доске проводится линия слева направо длинной в одну клетку). Это я провёл линию на одну клетку направо. А теперь я, не отрывая руки, провожу линию на две клетки вверх. Теперь вытяните левую руку. Видите, она показывает на окно. Теперь я, не отрывая руки, провожу линию на три клетки налево. Все поняли как надо рисовать?».
После этого педагог переходит к рисованию тренировочного узора: «начинаем рисовать первый узор. Поставьте карандаш на самую верхнюю клеточку. Рисуйте линию, не отрывая карандаша от бумаги: одна клетка вниз (не отрывайте карандаш от бумаги). Одна клетка направо. Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Одна клетка направо. Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Далее продолжите рисовать такой же узор сами».
При диктовке педагог должен делать достаточно длительные паузы, чтобы дети успевали окончить предыдущие линии. На самостоятельное продолжение узора даётся 1,5 -2 минуты. Детей предупреждают, что узор не обязательно продолжать на всю ширину страницы.
После самостоятельного выполнения детьми тренировочного узора педагог говорит: «всё, этот узор дальше рисовать не надо. Рисуем следующий узор. Поднимите карандаши, теперь поставьте карандаши на следующую точку. Приготовьтесь, начинаю диктовать. Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Одна клетка направо. А теперь сами продолжите рисовать тот же узор».
Спустя 1,5 -2 минуты, педагог говорит: «всё, этот узор дальше рисовать не будем. Рисуем следующий узор. Внимание! Три клетки вверх. Одна клетка направо. Две клетки вниз. Одна клетка направо. Две клетки вверх. Одна клетка направо. Три клетки вниз. Одна клетка направо. Две клетки вверх. Одна клетка направо. Две клетки вниз. Одна клетка направо. Теперь сами продолжайте рисовать этот узор».
Через 1,5 – 2 минуты начинается диктовка заключительного узора: «поставьте карандаши на самую нижнюю точку. Внимание! Три клетки направо. Одна клетка вверх. Одна клетка налево. Две клетки вверх. Три клетки направо. Две клетки вниз. Одна клетка налево. Одна клетка вниз. Три клетки направо. Одна клетка вверх. Одна клетка налево. Две клетки вверх. Теперь сами продолжайте рисовать этот узор».
Интерпретация результатов:
Результаты выполнения тренировочного узора не оцениваются. В каждом из последующих узоров порознь оцениваются выполнение диктанта и самостоятельное продолжение узора. Оценка производится по следующей шкале:
- 4 балла, точное воспроизведение узора (неровность линий, «дрожащая» линия, грязь не учитываются и не снижают оценку).
- 3 балла, воспроизведение, содержащее ошибку в одной линии.
- 2 балла, воспроизведение с несколькими ошибками.
- 1 балл, воспроизведение, в котором имеются лишь сходства отдельных элементов с диктовавшим узором, либо ребёнок отказался продолжать узор.
- 0 баллов, отсутствие сходства, даже в отдельных элементах.
За самостоятельно продолженный узор оценка выставляется по той же шкале.
Таким образом, за каждый узор ребёнок получает две оценки: одну за выполнение диктанта, вторую за самостоятельное продолжение узора. Обе оценки колеблются от 0 до 4. Итоговая оценка работы под диктовку выводится из трёх соответствующих оценок за отдельные узоры путём суммирования максимальной из них с минимальной. Полученная оценка может колебаться от 0 до 8 баллов.
Аналогично из трёх оценок за продолжение узора выводится итоговая. Затем обе итоговые оценки суммируются, давая суммарный балл, который может колебаться в пределах от 0 (если и за работу под диктовку и за самостоятельную работу получено 0 баллов) до 16 баллов (если за оба вида работы получено по 8 баллов).
Высокий уровень – 14-16 баллов;
Средний уровень – 6-13 баллов;
Низкий уровень – 0-5 баллов.
Инструкция: ребенку говорят: «Посмотри внимательно на эти картинки. Догадайся и скажи, что нарисовано на каждой из них».
- 1 балл, каждое правильно опознанное изображение.
- 0,5 баллов, правильное отнесение изображения к одному из видов того рода объектов, которые представлены на рисунке (домов, людей, птиц, животных, детской постели или других предметов, имеющих форму, сходную с формой изображённых объектов).
- 0 баллов, неспособность опознать
неполное изображение или
Низкий уровень – ниже 5 баллов
Средний уровень – 6 -7 баллов
Высокий уровень – выше 7 баллов.
Оценивается не только правильный ответ, но и умение сформировать признак сходства, объединяющий другие три картинки (признаками сходства могут быть общие функции, принадлежность к одному виду, классу, роду явлений или объектов).
Информация о работе Психолого-педагогическая готовность детей к обучению в школе