Психолого-педагогическая диагностика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2013 в 20:12, контрольная работа

Краткое описание

Изучение человеческих отношений, ставшее по утверждению видных ученых, “проблемой века”, является для педагогической психологии ключевой проблемой.
В детском саду мы должны прививать детям чувство любви к Родине; коллективизм, уважение к старшим, родителям, воспитывать подрастающее поколение в духе высокой ответственности за свое поведение.
Большое значен

Содержание

Введение………………………………………………………………………………….3
Возрастные особенности 3- 5 лет………………………………………………...5
Возраст дошкольника 3-5 лет…………………………………………………….5
Психолого–педагогическая особенность ребенка 3-5 лет………………...........8
2. Экспериментальное исследование взаимоотношений детей среднего дошкольного возраста со сверстниками……………………………………………....19
2.1. Подготовка и проведение эксперимента………………………………….……19
2.2. Анализ результатов исследования……………………………………………...21
2.3. Выводы по проведенному эксперименту и практические рекомендации…...24
Заключение……………………………………………………………………………..26
Литература………………………………………………………………………………28
Приложения……………………………………………………………………………..30

Вложенные файлы: 1 файл

Псих.-пед.диагностика.docx

— 105.82 Кб (Скачать файл)

Общение с детьми - необходимое условие психологического развития ребенка. Потребность в  общении рано становится его основной социальной потребностью. Общение со сверстниками играет важную роль в  жизни дошкольника. Оно является условием формирования общественных качеств  личности ребенка, проявления и развития начал коллективных взаимоотношений  детей в группе детского сада. Дети все имеют разный характер.

Таким образом, в  результате написания курсовой работы были сформулированы следующие выводы:

- У детей шестилетнего  возраста идет активно сплочение  коллектива.

- Взаимоотношения  довольно устойчивые.

- Основными мотивами  выбора являются игровой и  трудовой.

- Удачным методом  воспитания взаимоотношений является  совместная деятельность.

Проведенные экспериментальные  данные подтверждают, что в процессе жизни и деятельности в детском  саду дети усваивают определенные нормы  взаимоотношений со сверстниками; у  них складываются определенные способы  поведения, которые постепенно закрепляются как более или менее устойчивые нравственные качества личности.

Экспериментальная игра «Секрет» позволяет выявить: скрытые  избирательные отношения в детской  группе, а также выявить социометрический статус каждого ребенка в группе.

Методика «Рисунок: Я и мои друзья» и эксперименты исследования позволяют выявить  связь между особенностями рисунка  друзей, выбором общения и самооценку ребенка. Отражает переживания и  восприятия ребенком своего места в  детском коллективе, отношения ребенка  к своим друзьям.

Сформированные  нами батарея (комплекс) методик может  быть использована психологами, педагогами для изучения межличностных отношений  у детей.

Полученные экспериментальные  данные, дали нам возможность не только судить об общей линии отношений  в группе, но и вскрыть особенности  взаимоотношений со сверстниками каждого  ребенка группы.

Анализ особенностей, формирующийся личности ребенка  и условий его воспитания в  семье, отношений с воспитателями  и родителями помогал в каждом конкретном случае установить причину  возникновения тех или иных недостатков  и положительных черт ребенка (его  статус) в системе взаимоотношений  детей в группе.

Нам удалось выявить  совокупность объективных взаимосвязей детей, то есть связей, устанавливающихся  в совместной деятельности и реальном общении, не регламентированных воспитателем; совокупность избирательных отношений – симпатий и антипатий детей.

У большинства исследованных  детей нет трудностей во взаимоотношениях, они общительны и легко вступают в контакт со сверстниками. Они  составляют ядро группы 65%.

У 35% детей все  же свидетельствуют проблемы в отношениях между сверстниками – это дети по разным причинам не пользуются популярностью  у сверстников.

Данные, полученные в наших исследованиях, дают возможность  разработать ряд рекомендаций для  воспитателей, способствующих улучшению  межличностных отношений у детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

 

1.  Антонова Т., Рояк Л.А. Особенности общения старших дошкольников со сверстниками. Дошкольное воспитание. №10, 1975

2.  Асмолов А. Г. Психология личности., Принципы обще-психологического анализа. М.: Издательство Московского университета, 1990, с. 307

3.  Аугене Д.Й. Речевое общение умственно отсталых детей дошкольного возраста и пути его активизации. Дефектология 1987 г.№4

4.  Бондаренко А.К., Матусин А.И. Воспитание детей в игре. М.: Просвещение. 1983

5.  Власова Т.А., Лебединская К.С. Актуальные проблемы клинического изучения задержки психологического развития у детей.

6.   Выготский Л.С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка.Вопросы психологии. – 1998. - №6

7.  Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О. Ступени общения от года до семи лет. М. Вопросы психологии.1992.

8.  Каган В. Е. Когнитивные и эмоциональные аспекты гендерных установок у детей 3-7 лет. Вопросы психологии. 2000. № 2.

9.  Калишенко К. К проблеме формирования коллективных межличностных отношений. Дошкольное воспитание. 1984, №7.

10.  Карташова Л. О самоорганизации детей в подвижной игре. Дошкольное воспитание. 1981, №11.

11.  Коломинский Я.А. О взаимоотношениях в группе детей. Дошкольное воспитание. 1986, №1.

12.  Коломинский Я.А., Жизневский Б. Социально-психологические аспекты руководства ролевой игрой. //Дошкольное воспитание. 1986, №6.

13.  Кудрявцев В.Т. Креативная тенденция в психическом развитии ребенка // Первые Чтения памяти В. В. Давыдова. Рига: Москва, 1999. С. 57-100.

14.  Кудрявцев В.Т. Культурно-исторический статус детства: эскиз нового понимания // Психологический журнал. 1998. Т. 19. № 3. С. 17-33.

15.  Либин А. В. Дифференциальная психология: на пересечении европейских, российских и американских традиций. М., 1999.

16.  Общая психология. /Под ред. Богословского В.В.- М.: Просвещение.- 1981

17.  Отношения между сверстниками в группах детского сада. Под ред. Репиной Т.А.- М.: Педагогика. 1978.

18.  Репина Т.А. Группа детского сада и процесс социализации мальчиков и девочек. //Дошкольное воспитание. 1984, №4

19.   Репина Т.А. Межличностные отношения в различных возрастных группах детского сада. – В сб.: Проблемы социальной психологии. М. 1971

20.   Репина Т.А. Методы изучения межличностных отношений в возрастной группе детского сада. – В сб.: Методы социально-психологических исследований. М. 1975

21.  Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М.1946 г.

22.  Рузская А., Психология дошкольника// «Учительская газета» №26.2004

23.  Сергиева Т. Совместная трудовая деятельность ребенка и взрослого. //Дошкольное воспитание. 1985, №1

24.  Слепович Е.С. Некоторые особенности общения дошкольников с задержкой психического развития// Генетические проблемы социальной психологии. Под редакцией Коломинского Я.Л., Лисиной М.И. Минск.1985

25.  Смирнова Е.О., Гударева О.В. Опыт обследования психического развития современных 3-летних детей// «Психологическая наука и образование», №3, 2002, стр.24

26.  Столетов В.Н. Диалоги о воспитании. М.: Педагогика. 1978.

27.  Таджиабаева Л. Формирование навыков коллективной деятельности на занятиях. //Дошкольное воспитание. 1983, №2.

28.  Фельдштейн Д.И. Детство как социально-психологический феномен и особое состояние развития // Вопросы психологии. 1998. № 1. С.3

29.  Эльконин Д. Б. Психология игры М. Просвещение 1987

30.  Юсупов Г. Воспитание самостоятельности у детей 3-5 - ти лет жизни// «Дошкольное воспитание», №8, 2002г., стр.28

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
Приложение 1

Фамилия, Имя

Общее количество выборов

сум-марное

кол-во баллов

Статус

ребенка

Шамшайева Алия

1

5А

8В

11Б

     

24

0,17

Мошникова Аделина

2

3А

4А

6Б

7А

9Б

 

33

0,24

Харасова Эльвира

3

2Б

4Б

6В

7Б

9В

 

30

0,22

Герасимов Александр

4

2А

3Б

6А

     

28

0,20

Иванова Вероника

5

1А

10Б

11А

     

18

0,13

Кузьмина Лиза

6

4В

5Б

7В

11В

   

16

0,12

Кривошеина Маша

7

3В

8Б

       

10

0,07

Максимова Ксения

8

2В

9А

       

16

0,12

Попова Даша

9

1Б

5В

8А

     

17

0,12

Полтавская Марина

10

15А

         

10

0,07

Чистякова Катя

11

1В

         

6

0,04

Юсупов Акбарджон

12

           

0

0

Бадретдинов Нариман

13

12А

18Б

       

9

0,06

Сергеев Глеб

14

13А

19А

17А

19Б

   

29

0,21

Зубарев Данил

15

10А

13В

       

13

0,09

Шарафеев Марсель

16

12Б

14А

17Б

18А

19А

20А

43

0,31

Долгов Олег

17

12В

13В

14В

20Б

   

23

0,16

Пырь Влад

18

15В

         

3

0,02

Юрин Александр

19

10Б

15Б

16Б

18В

20В

 

25

0,18

Теннисов Алишер

20

14Б

16В

17В

19В

   

22

0,16


К.В.=

К.В.=

К.В.=50% 

 б) Отзывы  детей о лидерах группы, выбравшие  его

1. Эльвира Х. о  Аделине М. – сказала, что она самая лучшая подруга. И они с ней давно дружат. А еще она красиво поет и танцует. И всегда приносит фломастеры и раскраски и дает всем ребятам, не жадничает.

2. Саша Г. о  Аделине М. – «Нам вместе весело играть. Аделина очень умная девочка. Всегда правильно отвечает на занятиях. Воспитательница ее хвалит всегда».

3. Лиза К. о  Аделине М. – «Я люблю с ней играть, с ней интересно. Она приносит много игрушек и никогда не жадничает. А когда я болела, она звонила мне каждый день, и мы с ней разговаривали».

4. Маша К. о  Аделине М. – «Аделина моя соседка. Мы живем в одном дворе и часто, приходя домой с детского сада, вместе гуляем. Наши мамы тоже дружат».

5. Даша П. –  «Аделине не хвастает. И не жадничает. Еще она умная!»

 

 

1. Аделина М. о Эльвире Х. – сказала, что она хорошая подруга. На занятиях мы сидим за одним столом и быстрее всех выполняем задания. Вместе помогаем воспитательнице.

2. Саша Г. о Эльвире Х. – она всегда выбражает, когда приходит в новом платье. Но она хорошая, всегда делится всем. Она добрая.

3. Лиза К. о Эльвире Х.. – «Мы всегда вместе играем». На вопрос: «А кто же это мы?», - девочка ответила: «Эльвира, Саша, Аделина и я. Мы почти всё вместе всегда делаем. Но все равно Эля больше дружит с Аделиной».

4. Маша К. о Эльвире Х.. – «Она всех принимает в игру, никого не обижает и ест аккуратно».

5. Даша П. о Эльвире Х.. – «У нее очень красивые Барби, и она дает мне поиграть, она не жадина».

 

Глеб о Марселе - «С ним интересно играть, он знает много игр, любит строить из строительного материала, из конструктора, не обижает девочек, помогает мне что-нибудь делать, если у меня не получается. И вообще, он добрый и любит правду, спорит с тем, кто обманывает. А еще он выжигает дома рисунки, он обещал и меня научить».

Олег о Марселе  – «Он хороший мальчик, не дерется, у него много друзей не только в группе, но и во дворе. У него есть младшая сестра Алинка, которую он не обижает. Он всегда защищает ее и приглядывает за ней. У него много мультиков на видеокассетах, и мы меняемся».

Влад о Марселе – «Я не знаю, но мне тоже хочется с ним дружить, а у него и так много друзей. А он никогда не обманывает, и не ябедничает».

Саша Ю. о Марселе – «Он настоящий друг, поможет всегда, мы с ним дружим. Наши папы вместе работают. Он приходит ко мне в гости, иногда я к нему».

Нариман о Марселе – «Он веселый и добрый. Мне с ним всегда интересно».

Беседа с воспитателем о лидерах группы

Эльвира и Аделина – послушные девочки, добрые. Всегда очень ответственно относятся к полученным поручениям. Всегда активны на занятиях и показывают хорошие результаты. Аделина – очень артистична. Красиво танцует и хорошо поет. Эльвира – любит рисовать, может организовать интересную игру и увлечь детей. У девочек хорошие взаимоотношения со всеми детьми.

Марсель – подвижный мальчик, веселый. Я его называю «непоседа». Детям с ним интересно. Хотя он и «непоседа» - он хорошо занимается, правильно отвечает на вопросы, раньше всех научился читать. Ему все кругом интересно. Очень любознателен, всегда задает много вопросов. К товарищам очень внимателен, всегда замечает плохое настроение у детей, выясняет причину, сочувствует. Любит мастерить. У него много друзей.

Отзывы воспитателя  об «отверженном»

Единственным из детей не получил ни одного выбора при общении со сверстниками Акбарджон. Акбарджон проявляет стремление верховодить. Поэтому он играет, главным образом, лишь с теми детьми, кто беспрекословно подчиняется ему в игре. При этом обнаруживает высокое развитие игровых качеств, обладает способностями инициатора и организатора. Но он хвастлив и жаден. Просто так ничего не отдает, но выменяет, чтобы получить лучшее. Он может сломать, схитрить, свалить вину на товарища.

Отрицательное отношение  сверстников к личностным качествам  мальчика мешает им быть объективными в оценках его игровых навыков  и умений, в оценках его навыков, проявляемых в других видах деятельности.

Воспитатель говорит  об Акбаре, как о трудном ребенке. Он низко ценит его качества, имеющие отношение к общению (доброту, уживчивость, отзывчивость, умение уступать роль, игрушку). Отмечает повышенную обидчивость мальчика, его упрямство, излишнюю самоуверенность. И в то же время высоко оценивает его способности и умения в игре и в других видах деятельности.

Недовольство поведением ребенка воспитатель преимущественно  выражает в прямых отрицательных  оценках в присутствии сверстников. Часто применяет к ребенку  меры принуждения и наказания. В  то же время на занятиях воспитатель  не может не отметить его успехов.

Из бесед с  родителями обнаружилось, что мальчика преимущественно воспитывала бабушка, которая много занималась внуком, но предъявляла к нему противоречивые требования: то излишне баловала, то чрезмерно наказывала. Родители, в  свою очередь, были строги с ребенком, наказывая, ставили в угол, и в  то же время расхваливали при гостях его способности и успехи. Главные  качества, которые прививались в  семье ребенку: умение не дать себя в обиду, умение беречь свои вещи.

Информация о работе Психолого-педагогическая диагностика