Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2014 в 18:04, курсовая работа
Цель: Выявить роль дидактической игры в формировании представлений о геометрических фигурах и форме предмета у детей старшего дошкольного возраста. Нами были поставлены следующие задачи: 1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной проблеме. 2. Выявить знания старших дошкольников о геометрических фигурах и форме предмета. 3. Показать возможности использования дидактических игр в формировании представлений о геометрических фигурах и форме предмета у детей старшего дошкольного возраста.
Введение
Глава 1. Психолого-педагогические основы использования дидактической игры при формировании представлений о геометрических фигурах и форме предмета у старших дошкольников …………………………6
1.1 Математическое развитие старших дошкольников как психолого-педагогическая проблема. Особенности представлений о геометрических фигурах и форме предмета у старших дошкольников ………………………..6
1.2 Использование дидактической игры в формировании представлений о геометрических фигурах и форме предмета у старших дошкольников в педагогической практике……………………………………..16
Глава 2. Методические основы использования дидактической игры в формировании представлений о геометрических фигурах и форме предмета у детей старшего дошкольного возраста …………………………………………23
2.1 Выявление знаний старших дошкольников о геометрических фигурах и форме предмета ……………………………………………………..23
2.2 Формирование у старших дошкольников представлений о геометрических фигурах и форме предметов в процессе дидактических игр. Анализ эффективности использования дидактических игр (контрольный срез)………………………………………………………………………………..27
Заключение
Список литературы
Н.Н.Поддъяков обнаружил, что наличие у детей представлений о круге и окружности отнюдь не обеспечивает решение более сложной задачи, возникающей часто в продуктивных видах деятельности. [16,с. 150]
Опираясь на исследования,
проведенные под руководством
В.В.Давыдова, в области формирования
геометрических представлений
Таким образом, в
психолого-педагогической
Исследуя особенности восприятия геометрических фигур детьми А.А. Столяр приходит к вводу, что геометрическое мышление" вполне возможно развить еще в дошкольном возрасте. В развитии "геометрических знаний" у детей прослеживается несколько различных уровней.
Первый уровень
На втором уровне
ребенок уже выделяет элементы
в фигуре и устанавливает
На третьем уровне
ребенок в состоянии
Поэтому обучение следует
организовать так, чтобы в
С.Л. Рубинштейн считал,
что аналитическое восприятие
геометрической фигуры, умение выделить
в ней выраженные и явно
ощутимые элементы и свойства
создают условия для
Одним из свойств
окружающих предметов является
их форма. Форма предметов
Проблему знакомства
детей с геометрическими
Чтобы знать, чему
и как обучать детей на разных
этапах их развития, надо прежде
всего проанализировать
Сенсорного восприятия формы предмета должно быть направлено не только на то, чтобы видеть, узнавать формы наряду с другими его признаками, но уметь абстрагировать форму от вещи ее и в других вещах. Такому восприятию формы предметов и ее обобщению и способствует знание детьми эталонов – геометрических фигур. [3,с. 70].
Познание структуры
предмета, его формы и размера
осуществляется не только в
процессе восприятия той или
иной формы зрением, но и
путем активного осязания, ощупывания
ее под контролем зрения и
обозначения словам. Совместная
работа всех анализаторов
Познание геометрических
фигур, их свойств и отношений
расширяет кругозор детей,
Геометрический материал
не выделен в программе в
виде отдельной темы. Он изучается
небольшими порциями. Также геометрический
материал используется часто
в качестве средств
Формирование представления
о геометрических фигурах
- инструктивный уровень формирования представлений;
- формирование представлений
о геометрических фигурах с
выделением существенных
- задания, в которых
геометрические фигуры и их
элементы являются объектами
для пересчитывания (также ведется
работа и по усвоению
- задания на классификацию фигур;
- на деление фигур на части и на составление одних геометрических фигур из других;
- на выявление геометрической формы реальных объектов или их частей;
- задания, связанные с
формированием элементарных
Формированию представления
о геометрических фигурах
Рассмотрев конкретную
геометрическую фигуру, выделив
ее признаки, детям даются задания
начертить такую фигуру, на листке,
причем даются соответствующие
ориентиры. В геометрических
Дети знакомятся с
геометрическими фигурами: квадратом,
прямоугольником, кругом, треугольником;
объемными телами: шаром, кубом,
цилиндром. Эти знания в
Детей знакомят с
новой для них фигурой –
овалом. Они уже самостоятельно
отличают овал от круга.
Дети уже знакомятся
с основными геометрическими
фигурами. Теперь они знакомятся
с разновидностями каждой из
этих фигур, учатся называть
их с указанием признака. В
процессе зрительного и
На занятиях по математике
детей учат различать модели
близких по форме фигур,
Всю работу строят
на основе сопоставления и
противопоставления моделей
Характерные свойства
каждой из геометрических
Существенное значение
по-прежнему имеет
Важно обучить детей
сравнению формы предметов с
геометрическими фигурами, как эталонами
предметной формы. У ребенка
необходимо развивать умение
видеть, какой геометрической фигуре,
или какому их сочетанию
Хорошо усвоив геометрические фигуры, ребенок всегда успешно справляется с обследованием предметов, выделяя в каждом из них общую, основную форму и форму деталей.
Работа по самопоставлению
формы предметов с
Таким образом, удается
отделить модели
На втором этапе
детей учат определять не
На разных фигурах дети показывают ее внутреннюю область и ее границу - стороны, вершины и углы как часть внутренней области фигуры. [4,с. 52]
Можно предложить детям
заштриховать красным
В дальнейшем дети
приучаются различать
Чтобы убедить детей,
что выделенные ими признаки
являются характерными
Это ставит самих
детей перед необходимостью
1.2 Использование дидактической игры в формировании представлений о геометрических фигурах и форме предмета у старших дошкольников в педагогической практике.
С середины прошлого
века дидактическая игра начал
успешного использоваться в