Психолого-педагогические аспекты использования дидактических игр в дошкольном учреждении в старшей группе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2014 в 18:04, курсовая работа

Краткое описание

Цель: Выявить роль дидактической игры в формировании представлений о геометрических фигурах и форме предмета у детей старшего дошкольного возраста. Нами были поставлены следующие задачи: 1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной проблеме. 2. Выявить знания старших дошкольников о геометрических фигурах и форме предмета. 3. Показать возможности использования дидактических игр в формировании представлений о геометрических фигурах и форме предмета у детей старшего дошкольного возраста.

Содержание

Введение
Глава 1. Психолого-педагогические основы использования дидактической игры при формировании представлений о геометрических фигурах и форме предмета у старших дошкольников …………………………6
1.1 Математическое развитие старших дошкольников как психолого-педагогическая проблема. Особенности представлений о геометрических фигурах и форме предмета у старших дошкольников ………………………..6
1.2 Использование дидактической игры в формировании представлений о геометрических фигурах и форме предмета у старших дошкольников в педагогической практике……………………………………..16
Глава 2. Методические основы использования дидактической игры в формировании представлений о геометрических фигурах и форме предмета у детей старшего дошкольного возраста …………………………………………23
2.1 Выявление знаний старших дошкольников о геометрических фигурах и форме предмета ……………………………………………………..23
2.2 Формирование у старших дошкольников представлений о геометрических фигурах и форме предметов в процессе дидактических игр. Анализ эффективности использования дидактических игр (контрольный срез)………………………………………………………………………………..27
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 804.33 Кб (Скачать файл)

 В практике работы  дошкольных учреждений имеется  опыт использования дидактических  игр при обучении детей математике. Дидактические игры используются  как для формирования знаний, так и для закрепления и  для сообщения новых знаний.

 В последние годы  проведены исследования игр с  математическим содержанием: дидактические  игры математического содержания (А.А. Смоленцева); дидактические  игры с элементами информатики  и моделирования (А.А. столяр); игры направленные на интеллектуальное  развитие детей (А.А. Зак, З.А.  Михайлова).

 Дидактическая игра  также привлекла внимание многих  психологов: Е.И. Тихеева, Ф.Н. Блехер, А.П. Усову, Н.А. Ветлугину, Б.Н.  Хачапуридзе. Б.Н. Хачапуридзе  создал систему дидактических  игр, которые должны решить  задачи умственного воспитания  дошкольника. Он считал, что дидактическая  игра отнюдь не является единственным  средством умственного воспитания, но только необходимым его  звеном. Исходным моментом при  определении задач умственного  воспитания является по Хачапуридзе,  овладение предметом и предметными отношениями. Для раскрытия содержания задач умственного воспитания дошкольника, Хачапуридзе указывал, какие способности должны быть развиты для их реализации. К их числу относится готовность сенсорного аппарата и способность активного управления им, свободное словесное овладение сенсорным материалом и предметами, восприятие многообразных свойств предмета, развитие наблюдательности, применение интеллектуальных операций над чувственными свойствами предметов, развитие воли. Отличительной особенностью многих игр, разработанных Хачапуридзе, является использование игровых моментов, повышающих интерес ребенка к упражнениям, но связанных с дидактическим содержанием игры косвенно, через правило. [7,с. 82]

 Научные интересы педагоги  Д.В. Менджерицкой в течение  многих лет были сосредоточены  на исследовании значения игр  для интеллектуального развития  детей, их учебно-познавательной  деятельности. Она возражала против  узкого понимания дидактической  игры, считала ее одной из специфических  форм обучения дошкольников, важным  средством образовательно-воспитательной  работы. [7,с. 125], [18,с. 73]

 Исследования педагогов  Т.М. Бабуновой [10] и А.К. Бондаренко  позволили определить дидактическую  игру как эффективный метод  воспитания умственной активности  и самостоятельности. Т.М.Бабунова  полагала, что наиболее эффективным  условием для развития у младших  дошкольников умственной активности  является: формирование у них  эмоционально-положительного отношения  к предстоящей умственной деятельности  путем поэтапного введения дидактических  задач, облеченных в игровую  форму; создание игровых мотивов;  определенных отношений к умственной  деятельности; введение таких приемов  как шутка, игровые считалочки, игровой персонаж, последовательное  расширение диапазона игровых  действий; движение "прятание-поиски", "запаздывание – отгадывание", разыгрывание сюжета. Ею была  разработана система дидактических игр для детей 4-х лет: игры – инсценировки, игры с игрушками и предметами, словесные игры. [2,с. 53],[20,с. 27]

 А.К. Бондаренко изучает  возможности дидактической игры  как средства всестороннего воспитания  детей дошкольного возраста. Она  продолжает исследование проблеме  дидактической игры, сама создает  игры для детей. Итогом работы  была книга "Дидактические игры в детском саду". [1,с. 49], [20,с. 38]

 А.П. Усова подчеркивала, что в игре ребенок не учится  жить, а живет своей собственной  жизнью на своем опыте постигает  "что такое хорошо, что такое  плохо".

 Главной любовью и  главной целью педагога Богуславской  была детская игра. Она как  педагог, понимал, что никакие  занятия и никакие технические  средства не заменяет ребенку  игры; что наиболее полноценно  познавательное и эмоциональное  развитие дошкольника может происходить  в дидактической игре.

 Вся ее жизнь и  вся ее деятельность был направлена  на то, чтобы сохранить игру  для детей, обогатить ее, расширить  ее возможности. Она разрабатывала  большое число дидактических  игр и игрушек, развивающих  разные стороны личности ребенка.  В дошкольном возрасте игра  имеет важнейшее значение в  жизни маленького ребенка и  является ведущей деятельностью.  Она обеспечивает их всестороннее  развитие, поэтому в педагогическом  процессе дошкольного учреждения  игры должны занимать значительное  место. [16,с. 36]

 Дидактическая игра  занимает значительное место  в жизни детей. Она является  естественным состоянием, потребностью  детского организма, средством  общения и совместной деятельности  детей. Игра создает положительный,  эмоциональный фон, на котором  все психологические процессы  протекают наиболее активно. Она  выявляет индивидуальные способности  ребенка, позволяет определить  уровень его знаний и представлений.  Игра не только выявляет индивидуальные  способности, личностные качества ребенка, но и формирует определенные свойства личности. [7,с. 163]

 Дидактическая игра  с ее обучающей задачей, облеченной  в игровую, занимательную форму,  привлекла к себе внимание  видных зарубежных и русских  педагогов еще на заре зарождения  теории и практики обучения  и воспитания детей дошкольного  возраста.

 Эдуард Сеген, Декроли,  Мария Монтенсори, Блехер Ф.Н., Сорокина  А.К. и многие другие широко  использовали дидактические игры  и подчеркивали их огромную  роль в воспитании и обучении  детей, особенно таких, которые  испытывают трудности в обучении. [8,с. 204]

 Они смотрели на  дидактическую игру не как  на развлечение или забаву, а  видели в ней большой труд  детей, требующей напряжение всех  духовных и физических сил.  Игру они считали самым точным  показателем проявления детских  способностей и возможностей. Также  считали, что дидактическая игра  оказывает благотворное влияние  на развитие детей. 

 В игре получают  развитие такие интеллектуальные  процессы, как память, мышление, воображение.  Игра рассматривалась как способ  обогащения знаний детей, расширения  их кругозора, уточнения понятий. 

 В дидактической игре  удается привлечь внимание детей  к таким предметам, которые  в обычных неигровых условиях  их не интересуют и на которых  сосредоточить внимание не удается.  Дидактические игры позволяют  установить преемственность между  воспитанием ребенка в дошкольном  возрасте в детском саду или  в семье, где преобладающее  место в его деятельности занимает  игра. [2,с. 69]

 Развитие нового содержания  дошкольного обучения стимулируют  и определяют создание новых  обучающих игр, с помощью которых  это обучение реализуется. Игра  позволяет облечь сильное содержание  обучения в такие формы репрезентации,  которые делают процессе обучения  эффективным и доступным. Для  успешного обучения и воспитания  детей необходимо во время  проведения дидактических игр  пробудить их интерес, увлечь, мобилизовать внимание, активизировать их деятельность. Ценность дидактических игр в процессе обучения заключается в том, что они создаются в обучающих целях, служат воспитанию и развитию детей. Внимание детей приковано к игре, к выполнению игровых задач, они преодолевают трудности, переносят имеющиеся знания в новую для них обстановку, учатся оперировать имеющимися знаниями в изменившейся обстановке, где трудно длительное время активизировать внимание детей, вызывать их активную деятельность, волевое усилие, настойчивость в достижении цели. Большое влияние на развитие игр оказывают знания. Общие знания позволяют ребенку самостоятельно находить наиболее эффективные способы и средства решения игровой задачи. Дидактическая игра будит детское воображение, создает приподнятое настроение, так как она доступна и понятна ребенку.

 Положительные эмоции, возникающие во время игры, активизируют  его деятельность, обеспечивают  решение задач, которые связаны  с развитием произвольного внимания, памяти, ассоциативной деятельности  и формированием способности  сравнивать, сопоставлять, делать выводы  и обобщения. Это свидетельствует  о корригирующей роли дидактических  игр. Дидактические игры позволяют  давать задания, посильное каждому  ребенку с учетом его умственных  и психолого-физических возможностей  и максимальной развивать способности  каждого ребенка. В дидактических  играх, формируются и качества  личности детей. Они учатся  учитывать интересы своих товарищей,  сдерживать свои желания, у  них развивается чувство ответственности,  воспитываются воля и характер.

Дидактическая игра рассматривалась  как способ обогащения знаний детей, расширения их кругозора, уточнения  понятий, то есть расширяя сферу игры, ребенок расширяет и открывает  новые свойства вещей и явлений  и получает о них более точные и глубокие понятия. [6,с. 48]

 Структура дидактической  игры, ее задачи, правила и игровые  действия объективно содержат  в себе возможность развития  правильно отношения к окружающему  миру. Содержание дидактических  игр формирует у детей правильное отношение к явлениям общественной жизни, природе, предметами окружающего мира, систематизирует и углубляет знания о людях, профессиях. С помощью дидактических игр приучаем детей самостоятельно мыслить, использовать полученные знания в различные условиях в соответствии с поставленной задачей. [1,с 119]

 Дидактические игры  ставят перед детьми задачу  рационально использовать имеющиеся  знания в мыслительных операциях:  находить характерные признаки  в предметах или явлениях окружающего  мира; сравнивать; группировать; классифицировать  предметы по определенным признакам;  делать правильные выводы, обобщения.  Дидактическая игра создает интерес  к решению умственных задач,  способствует развитию произвольного  внимания, очень важного фактора  успешного обучения.

 В игровой деятельности  с дидактической задачей формируется  определенный уровень произвольности  поведения, который в дальнейшем  служит основой для становления  учебной деятельности. Способность  регулировать поведение в соответствии  с предъявленными требованиями  может быть сформирована на  основе произвольных процессов  при выполнении правил в дидактических  играх. [1,с. 125]

 В процессе дидактической  игры у детей происходит речевое  развитие, содержание которых определяется  детским опытом, а обогащение  его происходит в результате  специально-организованного обучения. [1,с. 137]

 Таким образом дидактическая  игра является способом обогащения  знаний детей, расширения их  кругозора, уточнения понятий,  а также создает интерес к  решению умственных задач. 

 

Выводы по I главе.

 Изучение психолого-педагогической  литературы, практики работы дошкольных  учреждений убеждают в необходимости  дальнейшего исследования вопроса  организации процесса обучения  математике детей дошкольного возраста, разработки и внедрения новых методов математического развития дошкольников.

 Вместе с тем изучение  опыта работы детского сада  показал, что дидактические игры  в математическом развитии старших  дошкольников используются от  случая к случаю, что негативно  отражается на процессе усвоения  детьми математических знаний. В  экспериментальной части работы  мы делаем попытку показать  возможности дидактической игры  в формировании представлений  о геометрических фигурах и  форме предмета у старших дошкольников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Методические основы использования дидактической  игры в формировании представлений  о геометрических фигурах и форме  предмета у детей старшего дошкольного  возраста.

2.1 Выявление знаний  старших дошкольников о геометрических  фигурах и форме предмета.

 В исследованиях участвовало  2 группы (50 детей) старшего дошкольного  возраста. Исследование проводилось  на базе Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №7»

1. Констатирующий эксперимент. 

2. Формирующий эксперимент. 

3. Контрольный эксперимент  (контрольный срез).

 Дети были условно  разделены на контрольную и экспериментальную группы.

 В констатирующем эксперименте  ставились следующие задачи:

1. Выявить знания старших  дошкольников о геометрических  фигурах и форме предмета.

2. Изучит  постановку работы в детском саду по формированию представлений о геометрических фигурах и форме предмета у детей старшего дошкольного возраста.

 В констатирующем эксперименте, работа проводилась индивидуально  с каждым ребенком.

 Детям предлагались  следующие задания: 

1. Узнать и назвать  геометрические фигуры (плоскостные  и объемные)

2. Объяснить значение  слова "эталон".

3. Назвать дидактические  игры с геометрическими фигурами.

 Задание 1. Узнать и  назвать геометрические фигуры (плоскостные  и объемные).

 Детям последовательно  показывались геометрические фигуры  и просили их назвать. 

 Вначале показывались  плоскостные геометрические фигуры:

- круг 

-квадрат 

-прямоугольник 

-треугольник 

 Дети называли те  фигуры, которые они узнавали  и знали в процессе показа. Ответы детей фиксировались и  отражены в таблице 1.

Информация о работе Психолого-педагогические аспекты использования дидактических игр в дошкольном учреждении в старшей группе