Психолого-педагогические аспекты использования дидактических игр в дошкольном учреждении в старшей группе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2014 в 18:04, курсовая работа

Краткое описание

Цель: Выявить роль дидактической игры в формировании представлений о геометрических фигурах и форме предмета у детей старшего дошкольного возраста. Нами были поставлены следующие задачи: 1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной проблеме. 2. Выявить знания старших дошкольников о геометрических фигурах и форме предмета. 3. Показать возможности использования дидактических игр в формировании представлений о геометрических фигурах и форме предмета у детей старшего дошкольного возраста.

Содержание

Введение
Глава 1. Психолого-педагогические основы использования дидактической игры при формировании представлений о геометрических фигурах и форме предмета у старших дошкольников …………………………6
1.1 Математическое развитие старших дошкольников как психолого-педагогическая проблема. Особенности представлений о геометрических фигурах и форме предмета у старших дошкольников ………………………..6
1.2 Использование дидактической игры в формировании представлений о геометрических фигурах и форме предмета у старших дошкольников в педагогической практике……………………………………..16
Глава 2. Методические основы использования дидактической игры в формировании представлений о геометрических фигурах и форме предмета у детей старшего дошкольного возраста …………………………………………23
2.1 Выявление знаний старших дошкольников о геометрических фигурах и форме предмета ……………………………………………………..23
2.2 Формирование у старших дошкольников представлений о геометрических фигурах и форме предметов в процессе дидактических игр. Анализ эффективности использования дидактических игр (контрольный срез)………………………………………………………………………………..27
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 804.33 Кб (Скачать файл)

 Затем показывались  объемные геометрические фигуры :

-          шар 

-          куб 

-          цилиндр 

-          многоугольник 

-          овал 

-          призма 

 Дети также называли  знакомые им объемные геометрические  фигуры. Эти ответы также фиксировались  и отражены в таблице 1.

 Задание 2. Объяснить  значение слова "эталон".

 Перед детьми были  выставлены предметы различной  формы: 

-          кубик 

-          кирпичик 

-          рамка 

-          тарелка 

-          яйцо 

-          зеркальце 

-          стакан 

 Рядом были разложены  плоскостные и объемные геометрические  фигуры. Детям было дано задание  подобрать к каждому предмету  свой эталон. Действия и ответы  детей фиксировались и отражены  в таблице 1.

 Задание 3. Назвать  дидактические игры с геометрическими  фигурами.

 Ребенку предлагалось  вспомнить дидактические игры  с геометрическими фигурами, которые  использовались на занятиях по  математике. Ответы детей фиксировались  и отражены в таблице 1.

 Полученные в констатирующем  эксперименте данные отражены  в таблице 1.

 Таблица 1 Знание дошкольников  о геометрических фигурах и  форме предметов (в %)

 

 

Группа 

Узнавание и называние  геометрических фигур

Понимание значения слова  и эталона

плоскостные

объёмные

 

 

шар

 

куб

 

 

Цилиндр

 

О

овал

 

 

Призма

 

Контр.

40 

42

40

42

36

35

33

35

33  

28

Экспер

38

39

38

39

34

33

30

32

30

28


 

Констатирующий эксперимент  показал, что к началу обучения уровень  развития детей обеих групп был  примерно одинаковым. 41% детей контрольной  группы знают и называют такие  плоскостные фигуры, как круг, квадрат, треугольник, а в экспериментальной  группе 39% детей эти фигуры узнают, но не называют правильно. 40% детей контрольной  группы знают и называют прямоугольник. А в экспериментальной группе 38% детей эту фигуру узнают, но не называют правильно. 34% детей контрольной  группы узнают, но не называют правильно  объемные фигуры как шар, куб, цилиндр, овал, призма. А в экспериментальной  группе 32% слабо владеют знаниями о кубе, шаре, цилиндре, призме.

 Многие дети и контрольной  и экспериментальной групп не  знают значения слова "Эталон". Они затруднялись при подборе  соответствующего эталона к определенному предмету. Не могли объяснить , почему данная геометрическая фигура является эталоном для этого предмета. С этим заданием справились всего 28 % детей обеих групп.

40% детей контрольной  группы знают и называют дидактические  игры с геометрическими фигурами. Они назвали такие игры, как: "Похож  - непохож", "Геометрическое лото", "Какие бывают фигуры".

38% детей экспериментальной  группы знают следующие дидактические  игры с геометрическими фигурами, это: "Найди фигуру", "Геометрическое  лото", "Чудесный мешочек".

 Всё вышеизложенное определило нашу дальнейшую поисковую работу, которую мы излагаем в формирующем эксперименте.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Формирование  у старших дошкольников представлений  о геометрических фигурах и  форме предметов в процессе  дидактических игр. Анализ эффективности использования дидактических игр (Контрольный срез).

 

 В контрольной группе  продолжалось обучение по программе.  В экспериментальной группе проводится  формирующий эксперимент.

 В формирующем эксперименте  исследовательская работа проводилась  индивидуально с каждым ребенком. Прежде чем начать исследовательскую  работу по формированию у старших  дошкольников представлений о  геометрических фигурах и форме  предмета с детьми проводилась  предварительная работа.

 В предварительную  работу вы включили упражнения, разделенные на следующие группы:

  1. Упражнения, направленные на развитие умения выделять геометрические фигуры на рисунке-чертеже, в окружающей обстановке;
  2. Упражнения, направленные на развитие навыков конструирования;
  3. Упражнения, направленные на развитие умения выделять элементы и свойство геометрических фигур;
  4. Упражнения, направленные на развитие умения выявлять особенности взаимного расположения геометрических фигур.

Рассмотрим подробно каждую группу проводимых упражнений, на основе которых проводилась предварительная  работа.

 По формированию представлений  о геометрических фигурах и  форме предмета с детьми экспериментальной  группы.

1. Упражнения, направленные  на развитие умения выделять  геометрические фигуры на рисунке,  чертеже, в окружающей обстановке  – в этих упражнениях совершенствуется  умение узнавать геометрическую  фигуру, выделять ее из рисунка.  Сначала предлагали рисунки, составленные  из отдельных фигур (ни одна  фигура не накладывается на  другую – не требует особо глубокого анализа изображения). Затем предлагаем рисунки более сложные, где одна фигура может состоять из нескольких фигур, включать в себя другие фигуры. Выделение фигур в окружающей обстановке связано с определением формы предметов посредствам сравнения их с геометрическими фигурами как сенсорными эталонами формы.

1. Какие геометрические  фигуры использованы в рисунке? (рис. 1) Из каких геометрических  фигур состоит рисунок? Найди  и назови все геометрические  фигуры на рисунке. 

 

2. Сколько на рисунке  (рис. 2) треугольников (квадратов,  кругов, четырехугольников, овалов, многоугольников)? Закрась круги  желтым карандашом, квадраты зеленым,  а треугольники синим. 

 

 

 

3. Сравни рисунки (рис. 3, 4, 5, 6). Чем они похожи? Чем отличаются? Из каких геометрических фигур  состоят? 

 

 

 

 

  1. Сколько треугольников на рисунке? (рис. 7)

 

  1. Сколько квадратов, прямоугольников, четырехугольников на рисунке? (рис. 8)

 

 

 6. Сколько на рисунке (рис. 9) треугольников, четырехугольников? Какие еще геометрические фигуры ты видишь?

 

  1. Найди на рисунке (рис. 10) указанное количество фигур (например, 5 треугольников, 4 прямоугольника, 2 квадрата и т.д.).

 

 

  1. Из каких фигур состоят флажки? (рис. 11)

 

  1. Игра "Волшебные очки". Для игры нужно изготовить специальные очки со "стеклами" разной формы (рис. 12). Надев такие волшебные очки, можно видеть предметы той формы, которая соответствует форме "стекла".

 

 

  1. Игра "Помоги художнику". Помоги художнику превратить эти геометрические фигуры (рис. 13) в какие-нибудь предметы, животных и т.п.

 

2. Упражнения, направленные на развитие навыков конструирования – упражнения направлены на развитие умений работать по образу: анализировать образец, выделяя его составные части (т.е. геометрические фигуры); синтезировать части в целостный образ, тождественный образцу. Упражнения этой группы можно разбить на три подгруппы:

1. Упражнения на разбиение  геометрических фигур на части,  являющиеся такие геометрическими  фигурами. Сначала показываю детям  разные способы разбиения фигур:  разрезание ножницами, т.е. реальное  разделение; перегибание; проведение  необходимых линий (отрезков).

1.     Разрежь квадрат  на части так, чтобы получилось: 2 прямоугольника; 2 треугольника; 4 квадрата; 4 треугольника; 4 прямоугольника; 1 квадрат  и 4 треугольника.

2. Раздели треугольник (рис. 14а) так, чтобы получилось: 2 треугольника; 6 треугольников.

3. Раздели четырехугольник (рис. 14б) на две части так, чтобы получились: 2 треугольника; 2 четырехугольника; треугольник и четырехугольник; треугольник и пятиугольник.

4.     В четырехугольнике (трапеции) (рис. 14в) проведи два  отрезка так, чтобы получился  прямоугольник и два треугольника.

5. В данной фигуре (рис. 14г) проведи отрезок так, чтобы он разделил фигуру на 3 треугольника; 2 треугольника; треугольник и четырехугольник; 2 треугольника и шестиугольник; пятиугольник и треугольник.

6.  Проведи в каждой фигуре (рис. 15) отрезок так, чтобы одной из частей оказался квадрат.

 

7. Как из треугольника (рис. 16) сделать шестиугольник? Проведи отрезки.

 

 

2. Упражнение на составление  геометрических фигур из частей  – упражнениями данного типа  являются известные головоломки  "Танграм", "Волшебный круг", "Головоломка Пифагора", "Колумбово  яйцо", "Листик", "Пентанино". Б.П. Никитина.

1. Составь треугольник (рис. 17) из двух равных треугольников, из шести равных треугольников.

 

2.  Составь прямоугольник (рис. 18) из двух равных треугольников; из двух равных прямоугольников; из двух равных квадратов; из четырех равных треугольников; из четырех прямоугольников; из квадрата и двух прямоугольников.

 

 

3. Составь квадрат (рис. 19) из двух прямоугольников; из двух треугольников; из четырех квадратов; из четырех треугольников; из четырех прямоугольников; из квадрата и четырех треугольников.

 

4. Среди частей (рис. 20) отметь три таких, из которых можно составить круг.

 

5. Сколько кругов (рис. 21) можно сложить из этих частей?

 

6.  Каждый из пяти прямоугольников (рис. 22) разрезали на две части. Соедини их снова.

 

3. Упражнения на преобразование  фигур по заданному условию  – это упражнения с палочками,  связанные с перекладыванием  частей и получением новых  фигур. 

1. Убрать в данной фигуре (рис. 23а) две палочки так, чтобы получилось два квадрата.

2. Убрать 5 спичек так, чтобы осталось три маленьких квадрата (рис. 23б).

3.  Переложить две спички так, чтобы получилось пять равных квадратов (рис. 23в).

4.  Квадрат разрезан на четыре части (рис. 23г). Переложи эти части так, чтобы получилось: 2 одинаковых квадрата; 2 квадрата – один внутри другого; 1 треугольник.

 

 

3. Упражнения, направленные  на развитие умения выделять  элементы и свойства геометрических  фигур – эти упражнения способствуют  осознанному выделению элементов  фигур (сторон, вершин, углов), выявлению  некоторых существенных свойств  фигур. 

1.     Выбери среди  данных фигур (рис. 24) треугольники. Обоснуй свой выбор. 

2.     Выбери среди  данных фигур (рис. 25) четырехугольники. Обоснуй свой выбор. 

 

3.     Дай имя  каждой фигуре (рис. 26).

 

4. Упражнения, направленные  на развитие умения выявлять  особенности взаимного расположения  геометрических фигур – упражнения  направлены на развитие умения  выявлять пространственные отношения  между геометрическими фигурами  на плоскости. 

1. Сколько треугольников  лежит внутри круга (рис. 28), сколько  пересекается с кругом, сколько  лежит вне круга? 

 

2. Закрась все круги  (рис. 29), которые лежат внутри  квадрата красным, а вне квадрата  – синим. 

 

3. Какая фигура находится  внутри другой фигуры (рис. 30), какая  – за границей?

 

4. Найди, назови и покажи  все фигуры (рис. 31) в которые входит  точка А. 

Информация о работе Психолого-педагогические аспекты использования дидактических игр в дошкольном учреждении в старшей группе