Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2014 в 18:04, курсовая работа
Цель: Выявить роль дидактической игры в формировании представлений о геометрических фигурах и форме предмета у детей старшего дошкольного возраста. Нами были поставлены следующие задачи: 1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной проблеме. 2. Выявить знания старших дошкольников о геометрических фигурах и форме предмета. 3. Показать возможности использования дидактических игр в формировании представлений о геометрических фигурах и форме предмета у детей старшего дошкольного возраста.
Введение
Глава 1. Психолого-педагогические основы использования дидактической игры при формировании представлений о геометрических фигурах и форме предмета у старших дошкольников …………………………6
1.1 Математическое развитие старших дошкольников как психолого-педагогическая проблема. Особенности представлений о геометрических фигурах и форме предмета у старших дошкольников ………………………..6
1.2 Использование дидактической игры в формировании представлений о геометрических фигурах и форме предмета у старших дошкольников в педагогической практике……………………………………..16
Глава 2. Методические основы использования дидактической игры в формировании представлений о геометрических фигурах и форме предмета у детей старшего дошкольного возраста …………………………………………23
2.1 Выявление знаний старших дошкольников о геометрических фигурах и форме предмета ……………………………………………………..23
2.2 Формирование у старших дошкольников представлений о геометрических фигурах и форме предметов в процессе дидактических игр. Анализ эффективности использования дидактических игр (контрольный срез)………………………………………………………………………………..27
Заключение
Список литературы
Затем показывались объемные геометрические фигуры :
- шар
- куб
- цилиндр
- многоугольник
- овал
- призма
Дети также называли
знакомые им объемные
Задание 2. Объяснить значение слова "эталон".
Перед детьми были выставлены предметы различной формы:
- кубик
- кирпичик
- рамка
- тарелка
- яйцо
- зеркальце
- стакан
Рядом были разложены
плоскостные и объемные
Задание 3. Назвать
дидактические игры с
Ребенку предлагалось вспомнить дидактические игры с геометрическими фигурами, которые использовались на занятиях по математике. Ответы детей фиксировались и отражены в таблице 1.
Полученные в констатирующем эксперименте данные отражены в таблице 1.
Таблица 1 Знание дошкольников о геометрических фигурах и форме предметов (в %)
Группа |
Узнавание и называние геометрических фигур |
Понимание значения слова и эталона | ||||||||
плоскостные |
объёмные | |||||||||
|
|
|
|
шар |
куб |
Цилиндр
|
О овал |
Призма |
||
Контр. |
40 |
42 |
40 |
42 |
36 |
35 |
33 |
35 |
33 |
28 |
Экспер |
38 |
39 |
38 |
39 |
34 |
33 |
30 |
32 |
30 |
28 |
Констатирующий эксперимент показал, что к началу обучения уровень развития детей обеих групп был примерно одинаковым. 41% детей контрольной группы знают и называют такие плоскостные фигуры, как круг, квадрат, треугольник, а в экспериментальной группе 39% детей эти фигуры узнают, но не называют правильно. 40% детей контрольной группы знают и называют прямоугольник. А в экспериментальной группе 38% детей эту фигуру узнают, но не называют правильно. 34% детей контрольной группы узнают, но не называют правильно объемные фигуры как шар, куб, цилиндр, овал, призма. А в экспериментальной группе 32% слабо владеют знаниями о кубе, шаре, цилиндре, призме.
Многие дети и контрольной и экспериментальной групп не знают значения слова "Эталон". Они затруднялись при подборе соответствующего эталона к определенному предмету. Не могли объяснить , почему данная геометрическая фигура является эталоном для этого предмета. С этим заданием справились всего 28 % детей обеих групп.
40% детей контрольной
группы знают и называют
38% детей экспериментальной
группы знают следующие
Всё вышеизложенное определило нашу дальнейшую поисковую работу, которую мы излагаем в формирующем эксперименте.
2.2 Формирование
у старших дошкольников
В контрольной группе
продолжалось обучение по
В формирующем эксперименте
исследовательская работа
В предварительную
работу вы включили упражнения,
разделенные на следующие
Рассмотрим подробно каждую
группу проводимых упражнений, на основе
которых проводилась
По формированию
1. Упражнения, направленные
на развитие умения выделять
геометрические фигуры на
1. Какие геометрические фигуры использованы в рисунке? (рис. 1) Из каких геометрических фигур состоит рисунок? Найди и назови все геометрические фигуры на рисунке.
2. Сколько на рисунке (рис. 2) треугольников (квадратов, кругов, четырехугольников, овалов, многоугольников)? Закрась круги желтым карандашом, квадраты зеленым, а треугольники синим.
3. Сравни рисунки (рис. 3, 4, 5, 6). Чем они похожи? Чем отличаются? Из каких геометрических фигур состоят?
6. Сколько на рисунке (рис. 9) треугольников, четырехугольников? Какие еще геометрические фигуры ты видишь?
2. Упражнения, направленные на развитие навыков конструирования – упражнения направлены на развитие умений работать по образу: анализировать образец, выделяя его составные части (т.е. геометрические фигуры); синтезировать части в целостный образ, тождественный образцу. Упражнения этой группы можно разбить на три подгруппы:
1. Упражнения на разбиение
геометрических фигур на части,
1. Разрежь квадрат
на части так, чтобы
2. Раздели треугольник (рис. 14а) так, чтобы получилось: 2 треугольника; 6 треугольников.
3. Раздели четырехугольник (рис. 14б) на две части так, чтобы получились: 2 треугольника; 2 четырехугольника; треугольник и четырехугольник; треугольник и пятиугольник.
4. В четырехугольнике
(трапеции) (рис. 14в) проведи два
отрезка так, чтобы получился
прямоугольник и два
5. В данной фигуре (рис. 14г) проведи отрезок так, чтобы он разделил фигуру на 3 треугольника; 2 треугольника; треугольник и четырехугольник; 2 треугольника и шестиугольник; пятиугольник и треугольник.
6. Проведи в каждой фигуре (рис. 15) отрезок так, чтобы одной из частей оказался квадрат.
7. Как из треугольника (рис. 16) сделать шестиугольник? Проведи отрезки.
2. Упражнение на составление
геометрических фигур из
1. Составь треугольник (рис. 17) из двух равных треугольников, из шести равных треугольников.
2. Составь прямоугольник (рис. 18) из двух равных треугольников; из двух равных прямоугольников; из двух равных квадратов; из четырех равных треугольников; из четырех прямоугольников; из квадрата и двух прямоугольников.
3. Составь квадрат (рис. 19) из двух прямоугольников; из двух треугольников; из четырех квадратов; из четырех треугольников; из четырех прямоугольников; из квадрата и четырех треугольников.
4. Среди частей (рис. 20) отметь три таких, из которых можно составить круг.
5. Сколько кругов (рис. 21) можно сложить из этих частей?
6. Каждый из пяти прямоугольников (рис. 22) разрезали на две части. Соедини их снова.
3. Упражнения на преобразование фигур по заданному условию – это упражнения с палочками, связанные с перекладыванием частей и получением новых фигур.
1. Убрать в данной фигуре (рис. 23а) две палочки так, чтобы получилось два квадрата.
2. Убрать 5 спичек так, чтобы осталось три маленьких квадрата (рис. 23б).
3. Переложить две спички так, чтобы получилось пять равных квадратов (рис. 23в).
4. Квадрат разрезан на четыре части (рис. 23г). Переложи эти части так, чтобы получилось: 2 одинаковых квадрата; 2 квадрата – один внутри другого; 1 треугольник.
3. Упражнения, направленные
на развитие умения выделять
элементы и свойства
1. Выбери среди данных фигур (рис. 24) треугольники. Обоснуй свой выбор.
2. Выбери среди данных фигур (рис. 25) четырехугольники. Обоснуй свой выбор.
3. Дай имя каждой фигуре (рис. 26).
4. Упражнения, направленные
на развитие умения выявлять
особенности взаимного
1. Сколько треугольников лежит внутри круга (рис. 28), сколько пересекается с кругом, сколько лежит вне круга?
2. Закрась все круги
(рис. 29), которые лежат внутри
квадрата красным, а вне
3. Какая фигура находится внутри другой фигуры (рис. 30), какая – за границей?
4. Найди, назови и покажи все фигуры (рис. 31) в которые входит точка А.