Психолого-педагогические аспекты использования дидактических игр в дошкольном учреждении в старшей группе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2014 в 18:04, курсовая работа

Краткое описание

Цель: Выявить роль дидактической игры в формировании представлений о геометрических фигурах и форме предмета у детей старшего дошкольного возраста. Нами были поставлены следующие задачи: 1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной проблеме. 2. Выявить знания старших дошкольников о геометрических фигурах и форме предмета. 3. Показать возможности использования дидактических игр в формировании представлений о геометрических фигурах и форме предмета у детей старшего дошкольного возраста.

Содержание

Введение
Глава 1. Психолого-педагогические основы использования дидактической игры при формировании представлений о геометрических фигурах и форме предмета у старших дошкольников …………………………6
1.1 Математическое развитие старших дошкольников как психолого-педагогическая проблема. Особенности представлений о геометрических фигурах и форме предмета у старших дошкольников ………………………..6
1.2 Использование дидактической игры в формировании представлений о геометрических фигурах и форме предмета у старших дошкольников в педагогической практике……………………………………..16
Глава 2. Методические основы использования дидактической игры в формировании представлений о геометрических фигурах и форме предмета у детей старшего дошкольного возраста …………………………………………23
2.1 Выявление знаний старших дошкольников о геометрических фигурах и форме предмета ……………………………………………………..23
2.2 Формирование у старших дошкольников представлений о геометрических фигурах и форме предметов в процессе дидактических игр. Анализ эффективности использования дидактических игр (контрольный срез)………………………………………………………………………………..27
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 804.33 Кб (Скачать файл)

 

5. Продолжи орнамент (рис. 32)

 

 Рис. 32

6. Найди ошибку в продолжении  орнамента (рис. 33)

 

 Рис.33

7. Составь узор из данных  фигур (рис. 34). Расскажи куда положишь  каждую фигуру.

 

 Рис.34

 После проведения предварительной  работы для формирования у  старших дошкольников представлений  о геометрических фигурах и  форме предмета с ними были  проведены следующие дидактические  игры:

 В формирующем эксперименте  исследовательская работа проводилась  индивидуально с каждым ребенком. Для формировании у старших  дошкольников представлений о  геометрических фигурах и форме  предмета с ними были проведены  следующие дидактические игры:

    1. Дидактическая игра "Посмотри вокруг" - Цель: закрепить представления о геометрических фигурах; учить находить предметы определенной формы.

 Детям вначале предлагается  назвать геометрические фигуры, прямоугольник, треугольник, круг, квадрат, овал, шар. 

 После закрепления  знаний о геометрических фигурах,  детям даются следующие задания: 

1. Найти предмет прямоугольной  формы. 

2. Найти предмет треугольной  формы. 

3. Найти предмет круглой  формы. 

4. Найти предмет квадратной  формы. 

6. Найти предмет шарообразной  формы. 

 Ребенок ищет эти  предметы в групповой комнате. 

 В процессе этой  дидактической игры мы формируем  у детей старшего дошкольного  возраста представления о геометрических  фигурах и форме предмета учим  сопоставлять геометрические фигуры  с формой. При этом несколько  раз произносим слово " эталон " соотнеся его с формой. Постепенно  дети начинают понимать значение  слова "эталона".

 Данная игра позволила  закрепить представления о геометрических  фигурах, научить детей находить  предметы определенной формы  в окружении.Смотреть таблицу  2

2.  Дидактическая игра "Почини одеяло" -

 Цель игры – знакомство  с геометрическими фигурами и  составление фигур из данных  геометрических фигур. 

 Детям раздаются наборы  геометрические фигур и листы  цветной бумаги ("одеяло") с  обозначенными на нем "дырками".

 Игра проводится в  виде рассказа: "Жил-был Буратино, у которого на кровати лежало  красивое одеяло. Однажды Буратино  ушел в театр Карабаса-Барабаса, а крыса Шумара в это время  прогрызла в одеяле дыры.

 Детям даются задания: 

1. Сосчитать сколько дыр  в одеяле.

2. Взять свои фигуры  и починить одеяло".

 Дети раскладывают  имеющиеся у них геометрические  фигуры куба, квадрата, треугольника  и прямоугольника, а также шара  и овала на цветные листы  бумаги ("одеяла") с обозначенными  "дырами".

 Дети активно работали  и с интересом участвовали  в процессе игры "Почини одеяло". Треугольную форму дети называли  самостоятельно, без приведения  примера. При этом дети приводили  свои примеры а не повторяли  примеры своих товарищей. 

 Таким образом, дидактическая  игра "Почини одеяло", глубже  познакомила детей с геометрическими  фигурами и формой, благодаря  занимательной и интересной форме  проведения.Смотреть таблицу 2

3. Дидактическая игра "Составные картинки"

 Цель игры – закрепить  представления детей о разновидностях  геометрических фигур, а также  учить детей анализировать изображения  предмета сложной формы. 

 Вначале для тренировки, с детьми проводилась занимательная  игра " Волшебный круг". Детям  раздавались 10 частей, полученных  путем разрезания круга. Затем  показывались образцы силуэтов  предметов составленных из этих  частей. После этого дети самостоятельно  составляли силуэты предметов  и животных.

 Затем детям раздаются  образцы рисунков, составленные  из геометрических фигур, а  также наборы геометрических  фигур. Задаются вопросы: 

1. Что нарисовано на  этих картинках? 

2. Из каких фигур состоят  домик, елочка и т.д.?

 Затем дети выкладывают  из своих геометрических фигур  изображения предметов по образцу. 

 В процессе игры  дети учатся различать геометрические  фигуры, составлять из них какое-либо  изображение, картинку, геометрическую  форму по образцу. 

 В начале игры у  детей были небольшие ошибки, они путали или забывали название  геометрических фигур. Но после  разъяснения, лучше выполняли  работу. Дети с интересом выполняли  работу, и почти все справились  с работой. После проведения  игры, дети овладели достаточными  знаниями о геометрических фигурах  и форме предметов. Но нужно  закреплять полученные знания  в дальнейшем. В процессе игры  дети научились сопоставлять, группировать  геометрические фигуры. Смотреть  таблицу 2

 Таблица 2 Определение  геометрических фигур и форм  предметов (в разрезе) 

 

Группа

Различение геометри-ческих фигур

Называние геометри-ческих фигур

Нахождение предметов различной формы в окружающей обстановке

Умение использовать нужную форму

Составление заданной фигуры из геометри-ческих фигур

нач. 

кон.

нач.

кон

нач. 

кон.  

нач.  

кон.

нач.

кон.

Экспери-ментальная

39

90

39

90

41

91

32

90

40

92


 

Как видно из таблицы 2, в  процессе проведения серий дидактических  игр у детей формировались  определенные знания: в начале всего 39% детей экспериментальной группы различали и называли геометрические фигуры, а в конце после проведения дидактических игр "Составные  картинки", "Почини одеяло", "Посмотри вокруг" уже 90% детей. Если в начале обучения всего 41% детей экспериментальной группы находили определенную форму предметов в окружающей обстановке, то в конце после проведения дидактической игры "Посмотри вокруг" уже 91% детей.

 В начале обучения  всего 32% детей экспериментальной  группы умели использовать нужную  форму, а в конце после проведения  дидактической игры "Почини одеяло", уже 90% детей. Всего 40% детей  экспериментальной группы в начале  обучения умели составлять заданные  фигуры из геометрических фигур,  а в конце обучения уже 92% детей. 

 Таким образом, в  процессе систематической работы  в формирующем эксперименте, у  детей формируются прочные и  обширные знания о геометрических  фигурах и форме предмета, обеспечивается  точность узнавания фигур, правильность  воспроизведения фигуры. Формирующий  эксперимент показал, что при  использовании дидактических игр  в процессе обучения, у детей  лучше формируются необходимые  знания и представления о геометрических  фигурах и форме предмета.

Анализ эффективности  использования дидактических игр (Контрольный срез) .

 На заключительном  этапе исследования для проверки  эффективности использования дидактических  игр и был сделан контрольный  срез. Для контрольного среза  с детьми были проведены занимательные  игры "Танграм", "Пифагор", "Волшебный  круг".

 Таблица 3 Данные контрольного  среза отражены в таблице 3 (в %).

 

 

 

 

 

 

 

 

Группа

Узнавание и называние  геометрических фигур

Нахождение предметов  различной формы в окружающей обстановке

Умение составлять заданные фигуры из геометрических фигур  

 

Понимание значения слова "эталон"

Умение анализировать  изображения предметов сложной  формы, составленной из геометрических фигур

Знание дидактических  игр с геометрическими фигурами

до

после

до

после

до

после

до

после

до

после

до

после

Контрольная

40

60

42

61

42

62

28

60

41

63

40

61

Экспериментальная

39

90

41

91

40

92

28

90

44

94  

38

92


 

 Как показывают данные  таблицы, 90% детей экспериментальной  группы узнают и называют геометрические  фигуры, а в контрольной группе  знания о геометрических фигурах  повысились, но не в значительной  степени (60%). Умели находить предметы  различной формы в окружающей  обстановке 91% детей экспериментальной  группы, в контрольной группе  эти умения составляют 61%. 92% детей  экспериментальной группы умеют  составлять заданные фигуры из  геометрических фигур. В контрольной  группе умения составлять заданные  фигуры из геометрических фигур,  составляет 62:. 90% детей экспериментальной  группы после проведения обучения  понимали значение слова "эталон", а в контрольной группе понимание  слова "эталон" увеличилось,  но не в достаточной степени.  Также после проведения обучения 94% детей экспериментальной группы  умели анализировать изображения  предметов сложно формы, составленных из геометрических фигур, а в контрольной группе эти умения составляют 63%.

 После проведения обучения 92% детей экспериментальной группы  знали и называли дидактические  игры с геометрическими фигурами, а в контрольной группе знание  дидактических игр с геометрическим  фигурами недостаточны (61%).

 Таким образом, результаты  контрольного среза показали  эффективность использования дидактических  игр при формировании представлений  о геометрических фигурах и  форме предмета.

Вывод

 В нашей работе изучались  вопросы формирования представлений  о геометрических фигурах и  форме предмета у детей старшего  дошкольного возраста.

1. Анализ психолого-педагогической  литературы выявил, что формирование  представлений о геометрических  фигурах и форме предмета является  важной частью математического  развития старших дошкольников. При этом подчеркивается, что  полноценное формирование представлений  о геометрических фигурах и  форме предмета возможно при  использовании дидактических игр  с математическим содержанием.

2. Изучение опыта работы  в методической литературе, наши  наблюдения в детском саду  показали, что дидактические игры  дошкольников используются от  случая к случаю, что негативно  отражается на процессе усвоения  детьми математических знаний.

3. Констатирующий эксперимент  показал, что у детей на низком  уровне сформированы знания о  геометрических фигурах и форме  предметов. Дети почти не знают  дидактических игр с математическим  содержанием. Всего несколько  детей могли назвать игры "Чудесный  мешочек", "Составь цветок".

4. Формирующий эксперимент  показал: дошкольники овладевают  всеми знаниями о геометрических  фигурах и форме предметов,  но в процессе поэтапно организованной  работы.

5. Предложенная нами серия  дидактических игр позволяет  сделать процесс обучения более  занимательным, управляемым. В  условиях целенаправленного поэтапного  формирования у детей глубже, устойчивее складываются представления  о геометрических фигурах и  форме предмета. Использование дидактических  игр приводит к позитивным  результатам.

6. По результатам нашего  исследования дидактическая игра  является эффективным средством  формирования представлений о  геометрических фигурах и форме  предметов.

7. педагоги можно рекомендовать  включать дидактические игры  в процесс занятия. Организовывать  и проводить вместе с детьми  дидактические игры в процессе  самостоятельной деятельности детей.  Включать в процесс обучения  дидактические игры, направленные  на:

Информация о работе Психолого-педагогические аспекты использования дидактических игр в дошкольном учреждении в старшей группе