Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2014 в 18:04, курсовая работа
Цель: Выявить роль дидактической игры в формировании представлений о геометрических фигурах и форме предмета у детей старшего дошкольного возраста. Нами были поставлены следующие задачи: 1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной проблеме. 2. Выявить знания старших дошкольников о геометрических фигурах и форме предмета. 3. Показать возможности использования дидактических игр в формировании представлений о геометрических фигурах и форме предмета у детей старшего дошкольного возраста.
Введение
Глава 1. Психолого-педагогические основы использования дидактической игры при формировании представлений о геометрических фигурах и форме предмета у старших дошкольников …………………………6
1.1 Математическое развитие старших дошкольников как психолого-педагогическая проблема. Особенности представлений о геометрических фигурах и форме предмета у старших дошкольников ………………………..6
1.2 Использование дидактической игры в формировании представлений о геометрических фигурах и форме предмета у старших дошкольников в педагогической практике……………………………………..16
Глава 2. Методические основы использования дидактической игры в формировании представлений о геометрических фигурах и форме предмета у детей старшего дошкольного возраста …………………………………………23
2.1 Выявление знаний старших дошкольников о геометрических фигурах и форме предмета ……………………………………………………..23
2.2 Формирование у старших дошкольников представлений о геометрических фигурах и форме предметов в процессе дидактических игр. Анализ эффективности использования дидактических игр (контрольный срез)………………………………………………………………………………..27
Заключение
Список литературы
5. Продолжи орнамент (рис. 32)
Рис. 32
6. Найди ошибку в продолжении орнамента (рис. 33)
Рис.33
7. Составь узор из данных фигур (рис. 34). Расскажи куда положишь каждую фигуру.
Рис.34
После проведения
В формирующем эксперименте
исследовательская работа
Детям вначале предлагается
назвать геометрические фигуры,
прямоугольник, треугольник,
После закрепления
знаний о геометрических
1. Найти предмет прямоугольной формы.
2. Найти предмет треугольной формы.
3. Найти предмет круглой формы.
4. Найти предмет квадратной формы.
6. Найти предмет шарообразной формы.
Ребенок ищет эти предметы в групповой комнате.
В процессе этой
дидактической игры мы
Данная игра позволила
закрепить представления о
2. Дидактическая игра "Почини одеяло" -
Цель игры – знакомство с геометрическими фигурами и составление фигур из данных геометрических фигур.
Детям раздаются наборы
геометрические фигур и листы
цветной бумаги ("одеяло") с
обозначенными на нем "дырками"
Игра проводится в
виде рассказа: "Жил-был Буратино,
у которого на кровати лежало
красивое одеяло. Однажды Буратино
ушел в театр Карабаса-
Детям даются задания:
1. Сосчитать сколько дыр в одеяле.
2. Взять свои фигуры и починить одеяло".
Дети раскладывают
имеющиеся у них
Дети активно работали
и с интересом участвовали
в процессе игры "Почини одеяло".
Треугольную форму дети
Таким образом, дидактическая
игра "Почини одеяло", глубже
познакомила детей с
3. Дидактическая игра "Составные картинки"
Цель игры – закрепить
представления детей о
Вначале для тренировки,
с детьми проводилась
Затем детям раздаются образцы рисунков, составленные из геометрических фигур, а также наборы геометрических фигур. Задаются вопросы:
1. Что нарисовано на этих картинках?
2. Из каких фигур состоят домик, елочка и т.д.?
Затем дети выкладывают
из своих геометрических фигур
изображения предметов по
В процессе игры
дети учатся различать
В начале игры у
детей были небольшие ошибки,
они путали или забывали
Таблица 2 Определение геометрических фигур и форм предметов (в разрезе)
Группа |
Различение геометри-ческих фигур |
Называние геометри-ческих фигур |
Нахождение предметов различной формы в окружающей обстановке |
Умение использовать нужную форму |
Составление заданной фигуры из геометри-ческих фигур | |||||
нач. |
кон. |
нач. |
кон |
нач. |
кон. |
нач. |
кон. |
нач. |
кон. | |
Экспери-ментальная |
39 |
90 |
39 |
90 |
41 |
91 |
32 |
90 |
40 |
92 |
Как видно из таблицы 2, в процессе проведения серий дидактических игр у детей формировались определенные знания: в начале всего 39% детей экспериментальной группы различали и называли геометрические фигуры, а в конце после проведения дидактических игр "Составные картинки", "Почини одеяло", "Посмотри вокруг" уже 90% детей. Если в начале обучения всего 41% детей экспериментальной группы находили определенную форму предметов в окружающей обстановке, то в конце после проведения дидактической игры "Посмотри вокруг" уже 91% детей.
В начале обучения
всего 32% детей экспериментальной
группы умели использовать
Таким образом, в
процессе систематической
Анализ эффективности
использования дидактических
На заключительном
этапе исследования для
Таблица 3 Данные контрольного среза отражены в таблице 3 (в %).
Группа |
Узнавание и называние геометрических фигур |
Нахождение предметов различной формы в окружающей обстановке |
Умение составлять заданные фигуры из геометрических фигур
|
Понимание значения слова "эталон" |
Умение анализировать изображения предметов сложной формы, составленной из геометрических фигур |
Знание дидактических игр с геометрическими фигурами | ||||||
до |
после |
до |
после |
до |
после |
до |
после |
до |
после |
до |
после | |
Контрольная |
40 |
60 |
42 |
61 |
42 |
62 |
28 |
60 |
41 |
63 |
40 |
61 |
Экспериментальная |
39 |
90 |
41 |
91 |
40 |
92 |
28 |
90 |
44 |
94 |
38 |
92 |
Как показывают данные
таблицы, 90% детей экспериментальной
группы узнают и называют
После проведения обучения
92% детей экспериментальной
Таким образом, результаты
контрольного среза показали
эффективность использования
Вывод
В нашей работе изучались
вопросы формирования
1. Анализ психолого-
2. Изучение опыта работы
в методической литературе, наши
наблюдения в детском саду
показали, что дидактические игры
дошкольников используются от
случая к случаю, что негативно
отражается на процессе
3. Констатирующий эксперимент
показал, что у детей на
4. Формирующий эксперимент
показал: дошкольники
5. Предложенная нами серия
дидактических игр позволяет
сделать процесс обучения
6. По результатам нашего
исследования дидактическая
7. педагоги можно рекомендовать
включать дидактические игры
в процесс занятия.