Психолого-педагогические аспекты использования дидактических игр в дошкольном учреждении в старшей группе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2014 в 18:04, курсовая работа

Краткое описание

Цель: Выявить роль дидактической игры в формировании представлений о геометрических фигурах и форме предмета у детей старшего дошкольного возраста. Нами были поставлены следующие задачи: 1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной проблеме. 2. Выявить знания старших дошкольников о геометрических фигурах и форме предмета. 3. Показать возможности использования дидактических игр в формировании представлений о геометрических фигурах и форме предмета у детей старшего дошкольного возраста.

Содержание

Введение
Глава 1. Психолого-педагогические основы использования дидактической игры при формировании представлений о геометрических фигурах и форме предмета у старших дошкольников …………………………6
1.1 Математическое развитие старших дошкольников как психолого-педагогическая проблема. Особенности представлений о геометрических фигурах и форме предмета у старших дошкольников ………………………..6
1.2 Использование дидактической игры в формировании представлений о геометрических фигурах и форме предмета у старших дошкольников в педагогической практике……………………………………..16
Глава 2. Методические основы использования дидактической игры в формировании представлений о геометрических фигурах и форме предмета у детей старшего дошкольного возраста …………………………………………23
2.1 Выявление знаний старших дошкольников о геометрических фигурах и форме предмета ……………………………………………………..23
2.2 Формирование у старших дошкольников представлений о геометрических фигурах и форме предметов в процессе дидактических игр. Анализ эффективности использования дидактических игр (контрольный срез)………………………………………………………………………………..27
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 804.33 Кб (Скачать файл)

- узнавание и называние  геометрических фигур. Типа "Какая  фигура"

- нахождение предметов  различной формы. Типа "Похож  не похож", "Подбери по форме".

- понимание значения  слова "эталон". Типа "Подбери  фигуру".

- составление фигур из  геометрических фигур. Типа "Танграм", "Пифагор", "Колумбово яйцо", "Вьетнамская игра".

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 Итак, подводя общий  итог на основании изучения  психолого-педагогической литературы  и собственных исследований, можно  сказать, что дидактическая игра - наиболее приемлемый способ  сообщения знаний ребенку. В  дидактических играх легко и  без насилия над личностью  можно научить ребенка различным  практическим способам сравнения,  группировки предметов по количеству, величине, форме, пространственному  расположению. У детей идет накопление  сенсорного опыта, на основе  которого строятся знания, представления.  Включение дидактических игр  и упражнений в занятие по  формированию элементарных математических  представлений обеспечивает целенаправленное  решение задач по развитию  мыслительных операций анализа,  абстрагирования, обобщения, необходимых  для усвоения математических  знаний, повышает интерес и активность  детей на занятиях, создает необходимую  базу для дальнейшего успешного  обучения в школе. Создание  специальных уроков, где дети  по собственному желанию и  интересам могут выбрать ту  или иную игру, обеспечивает развитие  самостоятельности, инициативы, открывает  большие возможности для творчества, приобщает детей к сложному  интеллектуальному труду. Чтобы  игры достигли нужной цели, необходима  четкая организация их, правильное  руководство со стороны воспитателя.  Только в таком случае дидактические  игры будут эффективным средством  обучения дошкольников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

  1. Ерофеева Т.И., Павлова Л.Н., Новикова В.П. Математика для дошкольников. - М-П. – 2006.
  2. Парамонова А.А. Подготовка детей к школе. 2007.
  3. Леушина А.Н. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. - М-П. – 2004..
  4. Тарунтаева Т.В. Развитие элементарных математических представлений дошкольников. - М-П.- 2002.
  5. Перова М.П. Дидактические игры и упражнения по математике для детей дошкольного возраста. - М-П. – 2006.
  6. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников. Под. ред. Л.А. Венгера. - М-П. – 2008.
  7. Богуславская З.М. Психологические особенности познавательной деятельности детей дошкольников в условиях дидактической игры. - М-П. – 2006.
  8. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. - М.- 2002.
  9. Столяр А.А. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников. - М-П.-2008.
  10. Смоленцева А.А. Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием. - М-П-2007.
  11. Сакулина Н.П. Значение рисования в сенсорном воспитании ребенка. - М. – 2008.
  12. Прессман А.А. О роли предметного действия в формировании зрительного образа у ребенка. - Ленинград – 2008.
  13. Якобсон С.Г. К вопросу о развитии восприятия формы. - М.-2004.
  14. Гилевская Т.О. Развитие движений руки при осязании у детей дошкольного возраста. - М.- Ленинград. – 2005.
  15. Поддъяков Н.Н. Формирование у дошкольников способности наглядно-предметного перемещения предметов в пространстве. - М.- 2003.
  16. Поддъяков Н.Н., Ф.А. Сокина Умственное воспитание детей дошкольного возраста. - М. – 2008.
  17. Метлина Л.С. Математика в детском саду. - М-П. –2004.
  18. Воспитание детей в игре под. ред. Д.В. Менджерицкой. - М-П.-2009.
  19. Бабунова Т.М. К вопросу о воспитании умственной активности детей дошкольного возраста в дидактических играх. В книге Вопросы дошкольной педагогики. - М. – 2005.
  20. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. - М-П. – 2005.
  21. Математическая подготовка детей в дошкольных учреждениях составитель Данилова В.В. - М-П - 2007.
  22. Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. - М-П – 2005.
  23. Журнал Дошкольное воспитание №10 1989.Сулина И., Серова З., Михайлова З. Формирование элементарных математических представлений с использованием игровых приемов. С. 20.
  24. Журнал Дошкольное воспитание №12 1996. Дошкольный возраст: развитие элементарных математических представлений. А.Н. Давидчук.
  25. Журнал Дошкольное воспитание №2 1996. Использование игровых проблемно-практических ситуаций в обучении дошкольников элементарной математике Ерофеева Т. С.17
  26. Журнал Дошкольное воспитание №9 1998. "Современные подходы к обучению дошкольников математике Г. Корнеева. С.46-49.
  27. Журнал Дошкольное воспитание №3 2000. Знакомство детей с геометрическими фигурами.
  28. Альтхауз Д., Дум Э. Цвет, форма, количество. - М-П – 2004.
  29. Волокитина М.Н. Особенности восприятия и изображения плоскостных фигур в дошкольном возрасте. - М-П –2004.
  30. Усова А.П. Сенсорное воспитание в дидактике детского сада. - М-П – 2003.
  31. Журнал Дошкольное воспитание №2 2008. Методы формирования элементарных математических представлений. - С. 26-30.
  32.   Ядэшко В.И. Дошкольная педагогика. - Л-П – 2006.
  33. Сорокин Н.А. Дидактика. - М-П-2004.
  34. Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду. - М-П – 2002.
  35. Аванесова В.Н. Дидактическая игра как формы организации обучения в       детском саду в книге Умственное воспитание дошкольника под ред. Поддъякова Н.Н. - М-П-2007.
  36.   Удальцова Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников. - М-П 2003.
  37. Моро М.И., Бонтова М.А. Беньтюкова Г.В. Математика. - М-П-2007.
  38. В.С. Мухина Психология дошкольника. - П-2005.
  39. Жуковская Р.Н. Игра и ее педагогическое значение. - М-2005.
  40. Максаков А.И., Тушакова Г.А. Учите, играя. - М. 2008.
  41. Менджерицкая Д.В. Воспитатель о детской игре. - М.- 2003.
  42. Воспитание детей в игре составили А.К. Бондаренко И.А. Матусик. - М. 2003.

 


Информация о работе Психолого-педагогические аспекты использования дидактических игр в дошкольном учреждении в старшей группе