Психолого-педагогические основы профессиональной деятельности в условиях ИКТ-насыщенной среды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 04:58, реферат

Краткое описание

Задачи:

Рассмотреть процесс информатизации образования

Ознакомиться с понятием ИКТ-насыщенной образовательной сред

Ознакомиться с проблемами и преимуществами информатизации образования.

Вложенные файлы: 1 файл

дистанционные курсы лекция 1.doc

— 832.50 Кб (Скачать файл)
ПРОБЛЕМЫ  ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ            
                                                 
    Перечислим  основные проблемы, которые возникают  в связи с внедрением информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс. 
 
Внедрение ИКТ в обучение при неразумном их использовании может отрицательно влиять на психику и здоровье учащихся. Немецкий ученый Х. Г. Рольф называет следующие негативные факторы компьютерного обучения:
     
                                                 
        опасность подавления межличностного общения, так  как общение с компьютером  понижает количество и качество личных контактов, что может нанести  вред эмоциональному воспитанию;        
               
                                                 
        усиление  социального неравенства, так как  приобретение дорогостоящей техники  доступно не всем;          
                 
                                                 
        опасность снижения роли устной и письменной речи, так как в новых технологиях  во многом преобладает звук и изображение;              
                     
                                                 
        ослабление  способностей к самостоятельному творческому  мышлению, так как для компьютерных обучающих программ свойственна  так называемая «дигитализация»  – приспособление мышления человека к определенным правилам и моделям, ориентация на формальные логические структуры, замена многозначности на формальную однозначность, на реализацию операций, имеющих ясные условия и предполагающих только один вывод;          
                 
                                                 
        отсутствие  прямого исследования действительности, так как ученик получает знания, опосредованные сознанием разработчиков  программ;        
               
                                                 
        пассивность усвоения информации, так как у  создателей программ есть стремление сделать свой материал простым и  нетрудоемким;          
                 
                                                 
        опасность снижения социализации человека, то есть резкое уменьшение времени пребывания среди других людей и общения  с ними, посещения общественных и  культурных мероприятий, музеев, театров.              
                     
К важнейшим проблемам внедрения  информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс, сдерживающим, по мнению ряда авторов, модернизацию нашего образования, можно отнести:            
                                             
    1. неготовность  учителей к информатизации образования: как психологическая, так и по уровню владения персональным компьютером;
    2. большинство учителей не имеют представления о возможных способах использования обучающих программ и других мультимедийных приложений;
    3. отсутствие методических материалов по использованию ИКT в учебном заведении;
    4. слабая обеспеченность образовательных учреждений современным оборудованием, в том числе и мультимедийным;
    5. отсутствие рекомендаций по выбору того или иного оборудования для учебных заведений; часто школе дают не то, что ей нужно, а то, что могут дать. Это не позволяет выстроить грамотную и эффективную технологическую цепочку внедрения ИКТ в школе.
 

К проблемам  внедрения информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс  можно отнести также:

  1. отсутствие  специалистов, одинаково владеющих  методикой преподавания, компьютерными и мультимедийными технологиями на уровне, позволяющем быть лидером в педагогическом коллективе; специалистов, способных увлечь коллектив на внедрение ИКТ в образовательный процесс, в жизнь школы;
         
               
  1. отсутствие  разветвленной системы подготовки и переподготовки учителей и заместителей директоров по информатизации образования; большинство учителей необходимо еще  научить пользоваться компьютером  на приемлемом уровне, а только потом  переходить к обучению информационно-коммуникационным и мультимедийным технологиям, в которые включаются не только умение пользоваться самыми распространенными программами, но и сложным и дорогостоящим мультимедийным оборудованием;
  2. непонимание руководством учебных заведений, да и руководителями более высокого ранга, целей и задач, стоящих перед современной школой в части ее компьютеризации и информатизации; упрощение сути информационной среды учебного заведения, желание руководителей учебных заведений быстрее отчитаться о создании информационного пространства, информационной среды без анализа эффективности ее работы;
  3. отсутствие связи между научными организациями, занимающимися информатизацией образования, и самими учреждениями образования (школами, колледжами, вузами).

Чрезмерное увлечение мультимедийными технологиями без соответствующей методической подготовки может приводить к педагогическим ошибкам, снижающим эффективность их применения.  
 
Наиболее типичными педагогическими ошибками являются:

  1. недостаточная методическая подготовленность учителя в части использования информационно-коммуникационных и мультимедийных технологий на конкретном уроке;
  2. неправильное определение их дидактической роли и места на уроках;
  3. несоответствие выразительных возможностей мультимедиа их дидактической значимости;
  4. бесплановость, случайность применения ИКТ
  5. перегруженность урока демонстрациями (прослушиванием), превращение урока в зрительно-звуковую, литературно-музыкальную композицию.

На таком  уроке, по сути, отсутствует учебно-воспитательная работа учителя, нарушаются элементарные дидактические требования, преобладает пассивное восприятие учебной информации учащимися, нерационально тратится учебное время.

ПРЕИМУЩЕСТВА  ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ 

 
Для учителя  информационно-коммуникационные технологии дают наибольший эффект при их использовании в следующих случаях:
     
                                             
        во  время проведения урока;        
               
                                             
        в проектной деятельности, при создании материалов к урокам;        
               
                                             
        при выступлении на собраниях, педсоветах и т. п.;        
               
                                             
        в процессе создания и передачи общешкольной информации;        
               
                                             
        в процессе научной деятельности;        
               
                                             
        при обмене опытом как внутри школы, так  и между школами.        
               
                                             
    Для учащегося информационно-коммуникационные технологии дают наибольший эффект при  их использовании в следующих  случаях:      
                                             
        для более глубокого восприятия учебного материала;        
               
                                             
        в проектной деятельности;        
               
                                             
        при создании мультимедийных сочинений;        
               
                                             
        в презентационной деятельности;        
               
                                             
        в локальной и глобальной сети.        
               
                                             
    (Сайков Б. П., Энциклопедия учителя информатики)          

Выстраивая  рейтинг мотивов, побуждающих педагога использовать ИКТ на уроке, можно, опираясь на данные анкетирования, проведенные  некоторыми авторами (Алашеев С. Ю., Антипова А. В. и др.), сделать вывод о том, что ведущей движущей силой для учителей в этом направлении является повышение уровня профессиональной культуры. 
 
Мотивы, побуждающие педагога к использованию ИКТ на уроке, как правило, следующие:

  1. повышение уровня профессиональной культуры;
  2. снижение трудоемкости процесса контроля и консультирования;
  3. развитие плодотворного сотрудничества с учащимися;
  4. возможность использования чужого опыта и методических разработок;
  5. повышение уровня функциональной грамотности в сфере ИКТ;
  6. переход от роли учителя – транслятора знаний к роли учителя-тьютора;
  7. возможность самореализации и самоутверждения;
  8. возможность тиражирования собственного педагогического опыта;
  9. повышение авторитета среди учащихся;
  10. повышение авторитета среди коллег;
  11. поощрение администрации.

Использование компьютерной техники на общеобразовательных уроках дает возможность:

  • повышать у учащихся интерес к предмету
  • облегчить формирование у учащихся основных понятий по изучаемой теме, так как дети могут несколько раз пройти на компьютере новый материал, обратиться к справке, провести эксперимент или лабораторную работу на компьютере;
  • подготовить к самостоятельному усвоению дисциплин;
  • выявлять и развивать способности;
  • овладевать конкретными знаниями, необходимыми для применения в практической деятельности;
  • интеллектуально развивать учащихся.

Использование компьютерной техники на общеобразовательных  уроках также позволяет:

  • подготовить к самостоятельному усвоению общеобразовательных дисциплин;
  • использовать формы организации школьной жизни, обеспечивающие ученику возможности выбора задания, способа его выполнения, материала, темпа, объема, партнеров и т. д.;
  • расширить виды совместной работы учащихся, обеспечивающей получение детьми коммуникативного опыта; прежде всего – в русле совместной предметной деятельности;
  • повысить многообразие видов и форм организации деятельности учащихся (проектные виды деятельности школьников в индивидуальной и групповой формах; рост удельного веса самостоятельной работы с различными источниками и базами данных; с реальным социальным опытом, введение предпрофильной подготовки и т. п.).

Возможности современных информационных технологий обучения позволяют учителю существенно  интенсифицировать процесс овладения  учеником учебной информацией, передав  компьютеру роль транслятора учебного материала и беспристрастного экзаменатора, максимально высвободив при этом время на уроке. 
 
Одной из форм использования компьютера во внеклассной работе является создание презентаций, докладов, учебных программ самими обучаемыми. При этом учащиеся не только углубляют и расширяют знания по теме, но и активно мыслят, привлекают для решения проблемы ранее полученные знания, проводят синтез, анализ, обобщение и выводы, способствующие всестороннему самостоятельному рассмотрению поставленной задачи. Все это стимулирует мыслительную активность, развивает творческие способности учащихся, способствует эмоциональному удовлетворению и самоутверждению в глазах окружающих. В этом случае компьютер выступает как инструмент творчества, но одновременно идет процесс освоения, изучения богатых, часто скрытых возможностей компьютера.

Использование в преподавании учебных предметов  мультимедийных продуктов, созданных  самими учащимися, способствует:

  • развитию интереса к изучаемому предмету;
  • стимулированию активности и самостоятельности учащихся при подготовке материалов, при работе с литературой, во внеклассной работе;
  • формированию навыков коллективной работы при обсуждении проблем, совершенствованию этики общения и письменной речи учащихся;
  • обеспечивает объективный контроль знаний, качество усвоения материала учащимися.

ИКТ в учебном  заведении – это:

  • обучающие лазерные диски, электронные энциклопедии;
  • электронный архив школы, архив самых разных мероприятий, проводимых как в школе, так и за ее пределами. Электронный архив выпускников, конкурсов, спектаклей, телевизионных передач, открытых уроков;
  • фонотека, в которой хранятся музыкальные произведения, фонограммы к различным мероприятиям, радиопрограммы школьного радиоузла, интервью с гостями школы и многое другое;
  • электронная история школы, фотографии, интервью и видеофрагменты с выпускниками прежних лет;
  • материалы для информационного телевизора, который, как правило, устанавливается в фойе школы или другом общедоступном для просмотра месте;
  • лазерные диски, сделанные учащимися в качестве сувениров для других школ, для управы или гостей школы;
  • школьный сайт в Интернете;
  • часть телевизионных передач школьного телевидения;
  • интегрированные уроки преподавателей
  • оформление спектаклей и концертов, тематических вечеров и встреч;
  • проектная деятельность учащихся;
  • выставки работ, ярмарки идей и отчеты об экспедициях и походах
  • создание и пополнение медиатеки школы.

Информация о работе Психолого-педагогические основы профессиональной деятельности в условиях ИКТ-насыщенной среды