Психолого-педагогические основы профессиональной деятельности в условиях ИКТ-насыщенной среды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 04:58, реферат

Краткое описание

Задачи:

Рассмотреть процесс информатизации образования

Ознакомиться с понятием ИКТ-насыщенной образовательной сред

Ознакомиться с проблемами и преимуществами информатизации образования.

Вложенные файлы: 1 файл

дистанционные курсы лекция 1.doc

— 832.50 Кб (Скачать файл)

Главной целью обновления норм было приведение санитарных требований в соответствие с действительностью: появились новые планировочные решения, новые строительные и отделочные материалы, источники освещения, новое техническое оснащение, изменилась степень насыщенности школы информационными технологиями и др. Эти изменения отразились в новых санитарных нормах и правилах. 
 
В настоящее время общеобразовательные школы превращаются в целые образовательные центры, ведущие подготовку не только по образовательным программам, но и программам дополнительного и дошкольного образования, активно занимаются другой внеурочной деятельностью. Эти моменты также нашли свое отражение в санитарных требованиях.

  ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПОМЕЩЕНИЯМ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПЕРСОНАЛЬНЫХ КОМПЬЮТЕРОВ        
                                           
    Площадь кабинетов информатики и других кабинетов, где используются персональные компьютеры, должна соответствовать  гигиеническим требованиям к персональным электронно-вычислительным машинам (ПЭВМ) и организации работы. 
 
При использовании компьютерной техники и необходимости сочетать восприятие информации с экрана и ведение записи в тетради освещенность на столах обучающихся должна быть не ниже 300 лк. 
 
При использовании интерактивной доски и проекционного экрана (оборудование должно отвечать гигиеническим требованиям) необходимо обеспечить равномерное ее освещение и отсутствие световых пятен повышенной яркости.
                       
Требования  к освещению 
 
В учебных кабинетах, аудиториях, лабораториях уровни освещенности должны соответствовать следующим нормам:
     
                                             
        на  рабочих столах – 300 – 500 лк;        
               
                                             
        в кабинетах технического черчения и  рисования – 500 лк;        
               
                                             
        в кабинетах информатики на столах – 300 – 500 лк;        
               
                                             
        на  классной доске – 300 – 500 лк;        
               
                                             
        в актовых и спортивных залах (на полу) – 200 лк;        
               
                                             
        в рекреациях (на полу) – 150 лк.        
               
                                             
    Эксплуатация  компьютеров в помещениях без  естественного освещения допускается только при наличии расчетов, обосновывающих соответствие нормам естественного освещения и безопасность их деятельности для здоровья работающих. Естественное и искусственное освещение должно соответствовать требованиям действующей нормативной документации. 
 
Окна в помещениях, где эксплуатируется вычислительная техника, преимущественно должны быть ориентированы на север и северо-восток. Оконные проемы должны быть оборудованы регулируемыми устройствами типа: жалюзи, занавесей, внешних козырьков и др.
         
 

Требования  к помещению 
 
Не допускается размещение мест пользователей ПЭВМ во всех образовательных учреждениях для детей и подростков в цокольных и подвальных помещениях. Площадь на одно рабочее место пользователей ПЭВМ с видеодисплейными терминалами (ВДТ) на базе электроннолучевой трубки (ЭЛТ) должна составлять не менее 6 м2, с ВДТ на базе плоских дискретных экранов (жидкокристаллические, плазменные) – 4,5 м2. 
При использовании ПВЭМ с ВДТ на базе ЭЛТ (без вспомогательных устройств – принтер, сканер и др.), отвечающих требованиям международных стандартов безопасности компьютеров, с продолжительностью работы менее 4-х часов в день допускается минимальная площадь 4,5 м2 на одно рабочее место пользователя (взрослого и учащегося). 
 
Помещения, где размещаются рабочие места с ПЭВМ, должны быть оборудованы защитным заземлением (занулением) в соответствии с техническими требованиями по эксплуатации. 
 
Не следует размещать рабочие места с ПЭВМ вблизи силовых кабелей и вводов, высоковольтных трансформаторов, технологического оборудования, создающего помехи в работе ПЭВМ.

  ПАРАМЕТРЫ МИКРОКЛИМАТА ВО ВСЕХ ТИПАХ УЧЕБНЫХ  ПОМЕЩЕНИЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КОМПЬЮТЕРОВ      
                                           
    В помещениях всех типов образовательных учреждений для детей и подростков, где расположены ПЭВМ, должны обеспечиваться оптимальные параметры микроклимата.        

Оптимальные параметры микроклимата во всех учебных помещений с использованием ПЭВМ

Температура, С Относительная влажность, % Абсолютная влажность, г/м в кубе Скорость  движения воздуха  г/м
19 62 10 <0,1
20 58 10 <0,1
21 55 10 <0,1

В помещениях, оборудованных ПЭВМ, проводится ежедневная влажная уборка и систематическое  проветривание после каждого  часа работы на ПЭВМ. Содержание вредных химических веществ в воздухе помещений, предназначенных для использования ПЭВМ во всех типах образовательных учреждений, не должно превышать предельно допустимых среднесуточных концентраций для атмосферного воздуха в соответствии с действующими санитарно-эпидемиологическими нормативами.

  ТРЕБОВАНИЯ  К ОРГАНИЗАЦИИ  И ОБОРУДОВАНИЮ РАБОЧИХ  МЕСТ С ПЭВМ ДЛЯ  ОБУЧАЮЩИХСЯ В  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ  УЧРЕЖДЕНИЯХ        
                                               
    Помещения для занятий оборудуются одноместными столами, предназначенными для работы с ПЭВМ. 
Конструкция одноместного стола для работы с ПЭВМ должна предусматривать:
         
                                               
          две раздельные поверхности: одна горизонтальная для размещения ПЭВМ с плавной  регулировкой по высоте в пределах 520 – 760 мм и вторая – для клавиатуры с плавной регулировкой по высоте и углу наклона от 0 до 15 градусов с надежной фиксацией в оптимальном рабочем положении (12 – 15 градусов);      
               
                                               
          ширину  поверхностей для ВДТ и клавиатуры не менее 750 мм (ширина обеих поверхностей должна быть одинаковой) и глубину не менее 550 мм;      
               
                                               
          опору поверхностей для ПЭВМ или ВДТ  и для клавиатуры на стояк, в котором  должны находиться провода электропитания и кабель локальной сети. Основание стояка следует совмещать с подставкой для ног;      
               
                                               
          отсутствие  ящиков;      
               
                                               
          увеличение  ширины поверхностей до 1200 мм при оснащении  рабочего места принтером.      
               

Высота края стола, обращенного к работающему  с ПЭВМ, и высота пространства для  ног должны соответствовать росту  обучающихся в обуви.

Высота одместного стола для занятий с ПЭВМ

Рост  учащихся в обуви, см Высота  над полом, см
Поверхность стола Пространство  для ног , неменее
116-130 520 400
131-145 580 520
146-160 640 580
161-175 700 640
Выше 175 760 700
 
 

При наличии  высокого стола и стула, несоответствующего росту обучающихся, следует использовать регулируемую по высоте подставку для  ног. Линия взора должна быть перпендикулярна центру экрана и оптимальное ее отклонение от перпендикуляра, проходящего через центр экрана в вертикальной плоскости, не должно превышать ± 5 градусов, допустимое ± 10 градусов.

Рабочее место  с ПЭВМ оборудуют стулом, основные размеры которого должны соответствовать росту обучающихся в обуви.

Основные  размеры стула для учащихся

Параметры стула Рост  учащихся в обуви , см
116-130 131-145 146-160 161-175 >175
Высота  сиденья над полом, мм 300 340 380 420 460
Ширина  сиденья не, менее, мм 270 290 320 340 360
Глубина сиденья, мм 290 330 260 380 400
Высота  нижнего края спинки над сиденьем,мм 130 150 160 170 190
Высота  верхнего края спинки над сиденьем, мм 280 310 330 360 400
Высота  линии прогиба  над сиденьем, не менее, мм 170 190 200 210 220
Радиус  изгиба переднего  края сиденья, мм     20-50    
Угол  наклонна сиденья, градус     0-4    
Угол  наклонна спинки, градус     95-108    
Радиус  спинки в плане, не мене, мм     300    

Ранее мы уже  отмечали, что во ФГОС второго поколения  уделяется большое внимание развитию информационной культуры субъекта современного образовательного процесса – ученика. Формировать информационную культуру призвана также школьная библиотека (медиатека) как субъект образовательного процесса. 
 
В соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2.2821-10) тип библиотеки зависит от вида общеобразовательного учреждения и его вместимости. В учреждениях с углубленным изучением отдельных предметов, гимназиях и лицеях библиотеку следует использовать в качестве справочно-информационного центра общеобразовательного учреждения. 
 
Площадь библиотеки (информационного центра) необходимо принимать из расчета не менее 0,6 м2 на одного обучающегося. При оборудовании информационных центров компьютерной техникой должны соблюдаться гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы, которые были рассмотрены выше.

Продолжительность непрерывного использования в образовательном  процессе технических средств обучения устанавливается согласно следующей таблице.

Продолжительность непрерывного применения технических  средств обучения на уроках

Классы Непрерывная длительность (мин.), не более
Просмотр  статических изображений  на учебных досках экранах отраженного  свечения Просмотр  телепередач Просмотр  динамических изображения  на учебных досках и экранах отраженного  свечения Работа  с изображением на индивидуальном мониторе компьютера и клавиатура Прослушивание аудиозаписи Прослушивание аудиозаписи в  наушниках
1-2 10 15 15 15 20 10
3-4 15 20 20 15 20 15
5-7 20 25 25 20 25 20
8-11 25 30 30 25 25 25

Информация о работе Психолого-педагогические основы профессиональной деятельности в условиях ИКТ-насыщенной среды