Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2014 в 14:24, курсовая работа
Каждая эпоха обладает особенной картиной мира и человека в нем в зависимости от общемировоззренческих представлений о природе, о пространственно-временных характеристиках сущего, о причинно-следственных связях явлений и вещей, о человеке и его сущностных способностях, ценностных отношениях к Богу, миру, социуму, самому себе и другому. Современная эпоха характеризуется в России национально-особым типом мироотношения, который предполагает соответствующий ему способ передачи, хранения, воспроизводства опыта поколений, т. е. особую систему образования.
Введение ………………………………………………………………….. с.3
Глава I. Психолого – педагогическая характеристика детей младших классов……………………………………………………………………. с.11
Выводы…………………………………………………………………….. с.17
Глава II. Психологические особенности……………………………….. с.20
§ 2.1. Начальный этап обучения……………………………….. с.21
§2.2.Позновательное развитие детей младших классов………………………………… с.24
§2.3.Трудовая и учебная деятельность детей младших классов………………………………………………………………. с.30
Выводы……………………………………………… с.33
Заключение……………………………………………………… с.36
Список литературы………………………………………….. с.40
За первые три-четыре года учения в школе прогресс в умственном развитии детей бывает довольно заметным. От доминирования наглядно-действенного и элементарного образного мышления, от допонятийного уровня развития и бедного логикой размышления школьник поднимается до словесно-логического мышления на уровне конкретных понятий. Начало этого возраста связано, если пользоваться терминологией Ж. Пиаже и Л. С. Выготского, с доминированием дооперационального мышления, а конец — с преобладанием операционального мышления в понятиях. В этом же возрасте достаточно хорошо раскрываются общие и специальные способности детей, позволяющие судить об их одаренности.
Комплексное развитие детского интеллекта в младшем школьном возрасте идет в нескольких различных направлениях: усвоение и активное использование речи как средства мышления; соединение и взаимообогащающее влияние друг на друга всех видов мышления: наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического; выделение, обособление и относительно независимое развитие в интеллектуальном процессе двух фаз: подготовительной и исполнительной. На подготовительной фазе решения задачи осуществляется анализ ее условий и вырабатывается план, а на исполнительной фазе этот план реализуется практически. Полученный результат затем соотносится с условиями и проблемой. Ко всему сказанному следует добавить умение рассуждать логически и пользоваться понятиями.
Первое из названных направлений связано с формированием речи у детей, с активным ее использованием при решении разнообразных задач. Развитие в этом направлении идет успешно, если ребенка обучают вести рассуждения вслух, словами воспроизводить ход мысли и называть полученный результат.
Второе направление в развитии успешно реализуется, если детям даются задачи, требующие для решения одновременно и развитых практических действий, и умения оперировать образами, и способности пользоваться понятиями, вести рассуждение на уровне логических абстракций.
Если любой из этих аспектов представлен слабо, то интеллектуальное развитие ребенка идет как односторонний процесс. При доминировании практических действий преимущественно развивается наглядно-действенное мышление, но может отставать образное и словесно-логическое. Когда преобладает образное мышление, то можно обнаружить задержки в развитии практического и теоретического интеллекта. При особом внимании только к умению рассуждать вслух у детей нередко наблюдается отставание в практическом мышлении и бедность образного мира. Все это в конечном, счете может сдерживать общий интеллектуальный прогресс ребенка.
Подготовительная фаза ориентировки в условиях решаемой задачи является очень важной для развития интеллекта, так как дети на практике часто не справляются с задачей именно потому, что не умеют анализировать ее условия. Такой недостаток обычно преодолевается за счет специальных упражнений, направленных на сравнение между собой условий в похожих друг на друга задачах. Такие упражнения особенно полезны тогда, когда детям для сопоставления предлагаются задачи со сложными условиями, между которыми существуют тонкие, едва заметные, но существенные различия и от которых зависит направление поиска правильного ответа. Важно, чтобы дети научились не только видеть, но и словесно формулировать эти различия.
Установлено, что первоклассники могут понять и принять поставленную перед ними задачу, но ее практическое выполнение возможно для них только с опорой на наглядный образец. Учащиеся третьих классов уже сами в состоянии составить план работы над задачей и следовать ему, не опираясь на представленный наглядно образец.
§ 2.3. Трудовая и учебная деятельность младшего
школьника.
С поступлением ребенка в школу в число ведущих наряду с общением и игрой выдвигается учебная деятельность. В развитии детей младшего школьного возраста этой деятельности принадлежит особая роль. Учебная деятельность как самостоятельная складывается именно в это время и определяет во многом (если не сказать преимущественно) интеллектуальное развитие детей от 6—7 до 10— 11 лет. В целом же с поступлением ребенка в школу его развитие начинает определяться уже не тремя, как было в дошкольном детстве, а четырьмя различными видами деятельности. В. В. Давыдов считает, что именно внутри учебной деятельностиребенка младшего школьного возраста возникают свойственные ему основные психологические новообразования26. Эта деятельность определяет характер других видов деятельности: игровой, трудовой и общения.
Каждый из четырех названных выше видов деятельности имеет свои особенности в младшем школьном возрасте. Учение здесь только начинается, и поэтому о нем нужно говорить как о развивающемся виде деятельности. Ему предстоит совершенствоваться в течение долгих лет жизни, если человек будет все это время продолжать учиться. Однако если процесс развития учебной деятельности идет стихийно, то он занимает длительное время. При продуманном и разумном формировании учебной деятельности можно добиться того, что уже к старшим классам школы ребенок полностью овладевает психологическими основами учения. Главная нагрузка здесь приходится как раз на младший школьный возраст, где образуются основные составляющие этой деятельности: учебные действия, контроль и саморегуляция.
У многих детей с поступлением в школу появляются дополнительные обязанности по дому, и это помогает им быстрее перестроиться на новую систему отношений. Важно, чтобы в домашней трудовой деятельности младшего школьника находили отражение и применялись те знания и умения, которые он приобретает в школе. Это, с одной стороны, сделает учение в школе более осмысленным и необходимым, а с другой стороны, на практике раскроет детям полезность знаний по основным предметам, которые они изучают в школе, повысит их интерес к учебным предметам. Да и сам домашний труд от этого сделается более привлекательным и в большей степени будет способствовать закреплению на практике получаемых теоретических знаний, воспитанию у детей трудолюбия.
Не меньшее значение для интеллектуального развития младших школьников, чем учение и труд, имеет расширение сферы и содержания их общения с окружающими людьми, особенно взрослыми, которые для младших школьников выступают в роли учителей, служат образцами для подражания и основным источником разнообразных знаний. Коллективные формы работы, стимулирующие общение, нигде не являются настолько полезными для общего развития и обязательными для детей, как в младшем школьном возрасте.
Иными в этом возрасте становятся и детские игры, они приобретают более совершенные формы, превращаются в развивающие. Изменяется, обогащаясь за счет вновь приобретаемого опыта, их содержание. Индивидуальные предметные игры приобретают конструктивный характер, в них широко используются новые знания, особенно из области естественных наук, а также те знания, которые приобретены детьми на занятиях трудом в школе. Интеллектуализируются групповые, коллективные игры. В этом возрасте важно, чтобы младший школьник был обеспечен достаточным количеством развивающих игр в школе и дома и имел время для занятий ими. -Игра в этом возрасте продолжает занимать второе место после учебной деятельности как ведущей и существенно влиять на развитие детей.
За время обучения в младших классах школы дети так быстро продвигаются вперед в своем развитии, что между первоклассниками и учащимися третьих-четвертых классов за какие-нибудь два-три года образуется заметный разрыв. Вместе с ним увеличиваются и индивидуальные различия детей по достигнутому уровню развития. В обобщенном виде эти различия по их основным параметрам можно представить следующим образом.
У первоклассников и отчасти у второклассников доминирует наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, в то время как ученики третьих и четвертых классов в большей степени опираются на словесно-логическое и образное мышление, причем одинаково успешно решают задачи во всех трех планах: практическом, образном и словесно-логическом (вербальном).
Первоклассники и значительная часть учащихся вторых классов не способны к полноценной саморегуляции, в то время как дети, обучающиеся в третьем и четвертом классах, вполне в состоянии управлять собой и внешне—своим открытым поведением, и внутренне — своими психическими процессами и чувствами.
Таким
образом, младший школьный возраст содержит
в себе значительный потенциал умственного
развития детей и развитие детского интеллекта
в младшем школьном возрасте идет в нескольких
различных направлениях:
1.Усвоение и активное использование речи
как средства мышления.
2.Соединение и взаимообогащающее влияние
друг на друга всех видов мышления: наглядно-действенного,
наглядно-образного и словесно-логического.
3.Выделение, обособление и относительно
независимое развитие в интеллектуальном
процессе двух фаз:
подготовительной фазы (решение задачи:
осуществляется анализ ее условий и вырабатывается
план).
исполнительной фазы – этим план реализуется
практически.
У первоклассников и второклассников
доминирует наглядно-действенное и наглядно-образное
мышление, в то время как ученики третьих
и четвертых классов в большей степени
опираются на словесно-логическое и образное
мышление, причем одинаково успешно решают
задачи во всех трех планах: практическом,
образном и словесно-логическом (вербальном).
Основные виды деятельности, которыми
большей частью занят ребенок данного
возраста в школе и дома: учение, общение,
игра и труд. Каждый из четырех видов деятельности,
характерных для ребенка младшего школьного
возраста: учение, общение, игра и труд
– выполняет специфические функции в
его развитии.
Учение способствует приобретению знаний,
умений и навыков, развитию креативности
(при специально организованном обучении,
включающим систему творческих заданий).
Немаловажное значение для успехов в учении
имеют коммуникативные черты характера
ребенка, в частности, его общительность,
контактность, отзывчивость и покладистость,
а также волевые черты личности: настойчивость,
целеустремленность, упорство и другие.
Особенно важную позитивную роль в интеллектуальном
развитии младших школьников играет труд,
который представляет для них сравнительно
новый вид деятельности. Труд совершенствует
практический интеллект, необходимый
для самых разных видов будущей профессиональной
творческой деятельности. Он должен быть
достаточно разнообразным и интересным
для детей. Любое задание по школе или
по дому желательно делать интересным
и достаточно творческим для ребенка,
предоставив ему возможность размышления
и принятия самостоятельных решений. Поощряться
в труде должен инициативный и творческий
подход ребенка к делу, а не только выполненная
им работа и ее конкретный результат.
Говоря о мотивационной готовности детей
к учению, следует также иметь в виду потребность
в достижении успехов, соответствующие
самооценку и уровень притязаний. Потребность
достижения успехов у ребенка безусловно
должна доминировать над боязнью неудачи.
В учении, общении и практической деятельности,
связанной с испытаниями способностей,
в ситуациях, предполагающих соревнование
с другими людьми, дети должны проявлять
как можно меньше тревожности. Важно, чтобы
их самооценка была адекватной, а уровень
притязаний был соответствующим реальным
возможностям, имеющимся у ребенка.
В младшем школьном возрасте в основном
оформляется характер ребенка, складываются
его основные черты, которые в дальнейшем
влияют на практическую деятельность
ребенка и на его общение с людьми.
Способности детей не обязательно должны
быть сформированными к началу обучения
в школе, особенно те из них, которые в
процессе обучения продолжают еще активно
развиваться. Существеннее другое: чтобы
еще в дошкольный период детства у ребенка
образовались необходимые задатки к развитию
нужных способностей.
Почти все дети, много и разнообразно играя
в дошкольном возрасте, обладают хорошо
развитым и богатым воображением. Основные
вопросы, которые в этой сфере все же могут
возникнуть перед ребенком и учителем
в начале обучения, касаются связи воображения
и внимания, способности регулировать
образные представления через произвольное
внимание, а также усвоения абстрактных
понятий, которые вообразить и представить
ребенку, как и взрослому человеку достаточно
трудно. Одним из показателей творческого
развития ребенка, в том числе и в музыке,
является уровень художественно-образного
мышления, уровень креативности.
_________________
Младший школьный возраст – возраст достаточно заметного формирования личности. Для него характерны новые отношения с взрослыми и сверстниками, включение в целую систему коллективов, включение в новый вид деятельности – учение, которое предъявляет ряд серьёзных требований к ученику. Всё это решающим образом сказывается на формировании и закреплении новой системы отношений к людям, коллективу, к учению и связанным с ними обязанностям, формирует характер, волю, расширяет круг интересов, развивает способности.
В младшем школьном возрасте закладывается фундамент нравственного поведения, происходит усвоение моральных норм и правил поведения, начинает формироваться общественная направленность личности. Характер младших школьников отличается некоторыми особенностями. Прежде всего, они импульсивны – склонны незамедлительно действовать под влиянием непосредственных импульсов, побуждений, не подумав и не взвесив всех обстоятельств, по случайным поводам. Причина – потребность в активной внешней разрядке при возрастной слабости волевой регуляции поведения [7, 288].
Легче переносят период поступления в школу и лучше справляются с умственной и физической нагрузкой здоровые дети, с нормальным уровнем функционирования всех систем организма и гармоничным физическим развитием. Критериями благополучной адаптации детей к школе могут служить благоприятная динамика работоспособности и ее улучшение на протяжении первого полугодия, отсутствие выраженных неблагоприятных изменений показателей состояния здоровья и хорошее усвоение программного материала.
Однако, к сожалению, в настоящее время здоровых детей поступает в школу только 20-25%. У остальных уже имеются различные нарушения в состоянии здоровья. Вполне естественно, что вероятность неблагополучного протекания процесса адаптации у этих детей значительно возрастает.
Основными показателями психологической адаптации ребёнка к школе являются формирование адекватного поведения, установление контактов с учащимися, учителем, овладение навыками учебной деятельности. Именно поэтому при проведении специальных исследований по изучению адаптации детей к школе изучался характер поведения ребёнка в этих трёх сферах, а на основании социально-психологической адаптации по этим критериям анализировались её особенности.
Наблюдения за школьниками первых классов показали, что социально-психологическая адаптация детей к школе может проходить по-разному. Первая группа детей (56%) адаптируется к школе в течение первых двух месяцев обучения, т. е. примерно за тот же период, когда проходит и наиболее острая физиологическая адаптация. Эти дети относительно быстро вливаются в коллектив, осваиваются в школе, приобретают новых друзей в классе; у них почти всегда хорошее настроение, они спокойны, доброжелательны, добросовестно и без видимого напряжения выполняют все требования учителя. Иногда у них отмечаются сложности либо в контактах с детьми, либо в отношениях с учителем, так как им еще трудно выполнять все требования правил поведения: хочется побегать на перемене или поговорить с товарищем, не дожидаясь звонка, и т.п. Но к концу октября трудности этих детей, как правило, нивелируются, отношения нормализуются, ребенок полностью осваивается и с новым статусом ученика, и с новыми требованиями, и с новым режимом - он становится учеником.
Информация о работе Психолого-педагогические особенности учащихся младших классов