Психолого-педагогическое сопровождение учащихся в образовательном процессе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2014 в 19:23, реферат

Краткое описание

Здоровье не существует само по себе, раз данное, постоянное и неизменное. Оно нуждается в тщательной заботе на протяжении всей жизни человека. Не может быть здоровья тела без психического здоровья. На физиологическом уровне психическое здоровье рассматривается как работа мозга, а точнее высшего отдела нервной системы: коры подкорковых образований головного мозга.

Содержание

Введение……………………………………………………………..3
1. Теоретические основы психолого-педагогического
сопровождения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . …. . . ... . . 5
2. Разработка образовательных программ . . . . . . . . . . . . . . . .7
3. Задачи психолого-педагогического сопровождения
на разных уровнях образования. . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . .. 9
4. Результаты и основные этапы психолого-педагогического
сопровождения . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . .. …. . . . . . . . . ...10
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. .13
Список литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . .14

Вложенные файлы: 1 файл

Психолого педагогическое сопровождение.doc

— 83.00 Кб (Скачать файл)

 

 

  Ожидаемые  результаты внедрения системы   психолого-педагогического сопровождения УВП:

 

·         успешная адаптация учащихся в УВП;

 

·         гармоничное развитие учащихся, способных к дальнейшему развитию своего личностного, физического, интеллектуального и других потенциалов;

 

·         успешная адаптация и социализация выпускников школы;

 

·         создание мониторинга психологического статуса школьников;

 

·         повышение образовательного уровня слабоуспевающих учащихся;

 

·         успешная адаптация одаренных школьников.

 

 

     Рассматривая  сопровождение как систему, можно  выделить несколько основных этапов:

                            

  диагностический этап - целью данного этапа является осознание сути проблемы, ее носителей и потенциальных возможностей решения. Он начинается с фиксации сигнала проблемной ситуации, затем разрабатывается план проведения диагностического исследования. На этом этапе важно установить доверительный контакт со всеми участниками проблемной ситуации, помочь им вербализовать проблему, совместно оценить возможности ее решения.                                                                       

 

   поисковый этап - цель - сбор необходимой информации о путях и способах решения проблемы, доведение этой информации до всех участников проблемной ситуации, создание условий для осознания информации самим ребенком (включая возможность адаптации информации)

 

.                                                                                                    консультативно-проективный (или договорной) этап.                    На этом этапе специалисты по сопровождению обсуждают со всеми заинтересованными лицами возможные варианты решения проблемы, позитивные и негативные стороны разных решений, составляют план действий по решению проблемы. После того как составлен план решения проблемы, важно распределить обязанности по его реализации, определить последовательность действий, уточнить сроки его исполнения и возможность корректировки. В результате разделения функций возникает возможность для самостоятельных действий по решению проблемы.

 

  этап проектирования - поисковый и консультативно-проективный объединены в один.

 

  деятелъностный этап - обеспечивает достижение помощи по реализации плана решения желаемого результата.

 

  рефлексивный этап - период осмысления результатов деятельности, службы сопровождения по решению той или иной проблемы. Этот этап может стать заключительным в решении отдельной проблемы или стартовым в проектировании специальных методов предупреждения и коррекции массовых проблем.

            Важнейшим направлением психолого-педагогического сопровождения развития учащихся является сохранение и укрепление здоровья детей.

Конкретными задачами работы в данном направлении являются:

  • формирование установок на здоровый образ жизни;
  • развитие навыков саморегуляции и управления стрессом;
  • профилактика табакокурения, алкоголизма и наркомании,

заболеваний, передающихся половым путем, ВИЧ/СПИД, школьного и дорожного травматизма.

  Современные подходы к построению  эффективных профилактических программ  утверждают необходимость не  только давать учащимся информацию  о поведенческих рисках, опасных  для здоровья, но и формировать навыки здорового жизненного стиля. Необходимым условием эффективности обучения здоровому образу жизни становится использование широкого диапазона интерактивных видов деятельности (тренинги, ролевые игры, моделирование ситуаций и т.д.).          Специфическим предметом психолого-педагогического сопровождения ребенка являются отношения ребенка с сообществом сверстников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

         Специалист  сопровождения призван решать  особый тип проблемных ситуаций, связанных с отвержением ребенка сообществом, например, из-за этнических различий, особенностей внешности и др. Разрешение подобных ситуаций требует как работы с окружением ребенка по преодолению у сверстников негативных стереотипов, формированию способности к принятию, толерантности, так и с самим ребенком по развитию самопринятия, поддержке его веры в свои силы. Нельзя недооценивать серьезность таких проблем, как стигматизация (клички и прозвища), насмешки над ребенком, исключение из общих игр и школьных мероприятий

     Психолого-педагогическое сопровождение - это профессиональная деятельность взрослых, взаимодействующих с ребенком в школьной среде. Ребенок, приходя в школу и погружаясь в школьную среду, решает свои определенные задачи, реализует свои индивидуальные цели психического и личностного развития, социализации, образования и др. Сопровождающая работа находящихся рядом с ним взрослых направлена на создание благоприятных социально-психологических условий для его успешного обучения, социального и психологического развития. В частности, психолог, сопровождая вместе с педагогом ребенка в процессе школьного обучения, может, с одной стороны, помочь ему максимально использовать предоставленные возможности для образования или развития, а с другой стороны, приспособить индивидуальные особенности к заданным извне условиям школьной жизнедеятельности.                                                 Интенсивное развитие теории и практики психолого-педагогического сопровождения в последние годы связано с расширением представлений о целях образования, в число которых включены цели развития, воспитания, обеспечения физического, психического, психологического, нравственного и социального здоровья детей. 
При таком подходе психолого-педагогическое сопровождение уже не может рассматриваться как «сфера обслуживания», «сервисная служба», но выступает как неотъемлемый элемент системы образования, равноправный партнер структур и специалистов иного профиля в решении задач обучения, воспитания и развития нового поколения.

 

 

                              Использованная литература

 

  1. Битянова М.Р. Какой психолог нужен школе?// Директор школы.- 2007.- №6. с.42-45.
  2. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. - М.: Совершенство, 1998. - 298 с.
  3. Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования. Приложение к письму Минобразования России от 27. 06.2003 № 28-51-513/16 // Воспитание школьников №5, 2004. с. 2-9.
  4. Нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность педагога-психолога в системе образования. Составители: Е.В. Шилова, В.П. Иванова, А.К. Колеченко, В.Н. Новоселов.- СПб.: СПбГУПМ, 2000.- 223с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 



Информация о работе Психолого-педагогическое сопровождение учащихся в образовательном процессе