Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 10:40, курсовая работа
Цель исследования: изучить особенности гуманизации и гуманитаризации начального образования на современном этапе развития общества.
Для реализации этой цели поставлены задачи:
Раскрыть сущность гуманитаризации и гуманитаризации образования, их основные положения.
2. Охарактеризовать гуманитарный потенциал современной образовательной системы.
3. Разработать стиль поведения педагога в гуманитарном образовании.
Введение ……………………………………………………………………….
3
Раздел 1.
Роль гуманизации в современном образовании ……………….
5
1.1.
Основные понятия гуманизации образования и принципиальные характеристики содержания гуманитарной подготовки …
5
1.2.
Закономерности гуманизации образования …………………….
12
1.3.
Гуманизация образования и демократический стиль педагога..
16
Выводы по 1-му разделу………………………………………………..
19
Раздел 2.
Формирование нравственного самосознания младших школьников в учебно-воспитательном процессе ……………………..
21
2.1.
Диагностика уровня сформированности нравственных
качеств младших школьников в учебно-воспитательном
процессе……………………………………………………………
21
2.2.
Формирование у учащихся нравственного опыта……………..
25
2.3.
Динамика развития нравственного опыта у учащихся за учебный год ……………………………………………………….
28
Раздел 3.
Гуманизация образования – социальная проблема …………..
35
Заключение ………………………………………………………………….
45
Список использованной литературы ……………………………………..
Во-первых, следует объективно оценивать собственные возможности, знать свои сильные и слабые стороны, значимые для данной профессии качества (особенности саморегуляции, самооценки, эмоциональные проявления, коммуникативные, дидактические способности и т.д.).
Во-вторых, педагог должен обладать общей культурой интеллектуальной деятельности (мышления, памяти, восприятия, представления, внимания), культурой поведения, общения и педагогического общения в частности. Педагог - это образец, которому сознательно, а чаще всего неосознанно, подражают ученики, перенимая то, что делает учителя.
В-третьих, обязательной предпосылкой и основой успешной деятельности педагога являются уважение, знание и понимание своего ученика как «другого». Ученик должен быть понят педагогом и принят им вне зависимости от того, совпадают ли их системы ценностей, модели поведения и оценок; это также предполагает знание психологических механизмов и закономерностей поведения и общения.
В-четвертых, педагог является организатором учебной деятельности обучаемых, их сотрудничества и в то же время выступает в качестве партнера и человека, облегчающего педагогическое общение, то есть «фасилитатора», по К. Роджерсу. Это обязывает развивать организаторские, коммуникативные способности для управления процессом усвоения знаний учениками, включая их в активные формы учебного взаимодействия, стимулирующего познавательную активность его участников. Развитие таких профессиональных умений предполагает не только глубокие психолого-педагогические знания, но и постоянный, систематический профессиональный тренинг.
Таким образом, профессиональные качества педагога должны соотноситься со следующими постулатами-заповедями его психолого-педагогической деятельности [10, c. 48]:
- уважай в ученике человека, личность (что является конкретизацией золотого правила древности - относись к другим так, как ты хотел бы, чтобы относились к тебе);
- постоянно ищи возможность саморазвития и самосовершенствования (ибо известно, что тот, кто не учится сам, не может развивать вкус к учению, «умственный аппетит» у других);
- передавай ученику знания так, чтобы он хотел и мог их осваивать, был готов их использовать в различных ситуациях и в своем самообразовании.
Эти постулаты есть конкретизация общеизвестного тезиса: только личность воспитывает личность, только характер формирует характер. Педагог обязан быть Личностью, это его профессиональная характеристика.
Чтобы процесс развития проходил успешно, безболезненно для ребенка, должна быть создана вокруг него соответствующая атмосфера, так называемая «гуманистическое пространство»[20, c. 17-19] . В создании такого пространства педагог занимает определенное место, играет одну из главных ролей. Используя СЛОВО, ДЕЛО и НАБЛЮДЕНИЕ (диагностику), педагог создает условия, чтобы ребенок проявил себя. Для того чтобы помочь ребенку, можно определить основное правило - «Правило 7У» [25, c. 260]:
- «уверенность» - знание своих прав и прав ребенка, способность защитить его. Педагог гарант соблюдения прав ребенка;
- «успешность» - берясь за любое дело, педагог должен предвидеть положительный результат, то есть быть уверен, что оно под силу детям и ему;
- «удивительность» - надо развивать в себе незаурядность, дети не любят «пирожки ни с чем»;
- «убедительность» - уметь зажечь детские сердца, убедить их в важности дела;
- «уважительность» - необходимо взаимное уважение; уважаешь мнение детей, они уважают твое. Воспитание без уважения - подавление;
- «уравновешенность» - в классе нужно быть готовым ко всему, не падать в обморок, а анализировать и работать;
- «улыбчивость» - без чувства юмора в школе жить невозможно. Улыбка - это и оценка, и одобрение, и подбадривание.
Дети - источник вдохновения, и мой долг как педагога дать им детство, сохранить его, быть им другом.
«С рождения до трех лет - ребенок твой бог, с трех до десяти- он твой раб, с десяти лет - ребенок твой друг» (древнекитайская мудрость).
Выводы по 1-му разделу:
Итак, для того чтобы приобрести подлинно гуманистический характер не на словах, а на деле, воспитание должно осуществляться в основном через организацию и руководство детскими видами деятельности и обеспечивать наилучшие условия для развития в этих видах деятельности психологических качеств, специфичных для возраста и имеющих непреходящее значение, - в первую очередь образных форм познания мира и социальных эмоций.
Реальный процесс психического развития ребенка включает гораздо более широкий круг психических свойств и способностей, которые необходимо учитывать при построении обучения и воспитания. Главное же - развитие каждого ребенка идет своим особым путем, в котором общие закономерности проявляются в индивидуальной форме. И если учет возрастных особенностей психологического развития является основой разработки общей стратегии требует выявле6ния и учета индивидуальных особенностей.
Гуманизация общества поставила вопрос об авторитете учителя. Близость авторитета и авторитарности как однокоренных слов и смежных понятий проблематизировала идею учительского авторитета, предъявила к нему этические критерии. Индивидуальность как основа обучения и воспитания возвращает учителю и школе самоуважение.
«Учащие и учащиеся, - прежде всего сотрудники», - писал Н.К. Рерих. Так демократизация и гуманизация в образовании открыли пути к развитию инициативы и самостоятельности ученика и учителя.
Сложность образовательного процесса заключается в том, что он, занимает значительное место в жизни человека, не дает ощутимого, зримого, конкретного результата сразу по его завершении. Результатом образования является все последующее поведение, деятельность, образ жизни человека. Поэтому влияние педагогического воздействия любого образовательного учреждения не может контролироваться непосредственно.
РАЗДЕЛ 2
ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННОГО САМОСОЗНАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
младших школьников в учебно-воспитательном процессе
Учебная деятельность значима на всех возрастных этапах, но особенно в младшем школьном возрасте, так как в данном школьном возрасте начинает формироваться учебная деятельность, а от уровня сформированности зависит успех всего обучения не только в начальном звене, но и в старших классах, поскольку учебная деятельность является ведущей, в процессе которого формируются основные новообразования, психическое развитие ребенка идет интенсивно [23, c. 46].
Для выявления состояния уровня сформированности нравственного воспитания в учебной деятельности мы использовали диагностические опросы учащихся.
Базой нашего исследования была школа № 14 г. Симферополя.
Задания предлагались в двух вторых и двух третьих классах (120 учащихся). Один из вторых и третьих классов является контрольным, другой экспериментальным.
Детям предлагались
вопросы нравственного
В качестве исходного материала, на котором изучался нравственный опыт младших школьников, были выбраны такие моральные нормы, как «ответственность» и «доброжелательность», которые очень актуальны на современном этапе жизни общества. Анализ теоретической литературы позволил выделить основные содержательные характеристики этих норм. При определении ответственности указывалось на добровольное принятие обязательств, при появлении объективной необходимости, строгое соблюдение принятых обязательств с учетом реальных условий, готовность отчитаться за текущие и перспективные результаты своей деятельности, соотнесение своих условий и их возможных последствий с интересами других людей.
Нравственная норма «доброжелательность» характеризовалась в большей мере взаимоотношениями между людьми. Доброжелательность определяется нашими познаниями, как стремление видеть в другом положительные качества, вера в возможность изменения человека к лучшему и в его способности, готовность придти на помощь советом и делом [23, c. 44].
На указанные признаки моральных норм мы ориентировались при определении особенностей нравственного опыта испытуемых.
Задачи исследования определили выбор методик. При этом мы исходили из того, что нравственный опыт представляет перед собой единство интеллектуального и эмоционального компонентов. Интеллектуальный компонент рассматривается как знание школьником моральных принципов и норм, выраженных в эстетических понятиях и абстрактно – логических построениях. Нравственные знания и отношения проявлялись в реальном поведении школьников. Отсюда разработанные нами методики имели направленность на изучение знаний, отношений и способов поведения.
При исследовании нравственного опыта младших школьников мы использовали ряд взаимодополняющих методик: беседа по сюжетному рассказу, метод незаконченных рассказов.
Беседа. При использовании беседы по сюжетному рассказу, испытуемому предлагалось прослушать рассказ, содержащий нравственную проблему. Герои рассказа попадали в ситуацию морального выбора. После прослушивания рассказа школьникам задавались вопросы, которые были составлены таким образом, чтобы в ответах и высказываниях испытуемых проявлялись отношения, знания о способах поведения и о самой нравственной норме.
Незаконченный рассказ. При использовании метода незаконченных рассказов, ученикам зачитывается рассказ, в котором герою необходимо было действовать, или нарушая нравственную норму, или в соответствии с ней. Каждого испытуемого просили представить, что действующим лицом является он сам. Ученик должен был закончить рассказ, предлагая свои способы поведения и обосновывать их.
При определении особенностей нравственного опыта младших школьников использовались следующие критерии: степень соответствия нравственной норме знаний, отношений и способов поведения учащихся; обобщенность знаний; их глубина и широта; степень устойчивости.
Для оценки нравственных знаний испытуемых выделялись такие проявления, как понимание ими содержание моральных норм, знание способов поведения, знание переживаний, возникающих у человека в случае соблюдения или несоблюдения моральной нормы.
О нравственном отношении узнавали по оценочным суждениям школьников о поступках другого человека, о своих поступках, а также по особенностям выполнения моральной деятельности и их мотивам.
На первом этапе исследования учащимся 2 и 3 классов были предложены задания ответить на вопросы:
Скажи, как ты думаешь, что такое ответственность?
Как обычно ведет себя ответственный человек?
Как обычно ведет себя безответственный человек?
Скажи, как ты думаешь, что такое доброжелательность?
Как обычно ведет себя доброжелательный человек?
Как обычно ведет себя недоброжелательный человек?
Анализ ответов и высказываний испытуемых 2 класса показывает, что нравственные знания неоднозначны для своей выборки. В контрольных и экспериментальных классах необходимо, прежде всего, выделить испытуемых, ответы и высказывания которых, свидетельствуют о том, что эти школьники (в сравнении с другими) неправильно понимают содержание моральных норм. Показателем того, что испытуемые имеют относительно низкий уровень знаний о содержании моральных норм, является то, что они обычно не видят нравственную проблему там, где она есть.
В ситуации морального выбора, испытуемые данной группы обычно предлагают способы поведения, не соответствующие нравственной норме.
Основываясь на вышесказанном, мы выделяем этих школьников в группу с низким уровнем нравственного опыта.
Во 2-х экспериментальных классах они составляют 43%, в контрольном - 40%.
Далее, из оставшейся выборки выделяются испытуемые, у которых знания, отношения и способы поведения отличаются в лучшую сторону, в сравнении с учащимися с низким уровнем нравственного опыта.
Знания о нравственных переживаниях у них обычно соответствуют норме, но в тоже время учащиеся не различают оттенков в переживаниях, хотя в целом, нравственные знания у этих учащихся по степени соответствия норме, выше, чем у группы с низким уровнем нравственного опыта. Но при этом обобщенность их знаний довольно низка. Знания о способах поведения у испытуемых также достаточно развиты. У учащихся рассматриваемых групп эти показатели выше 2,8 и 3,6.Нравственные знания у этих учеников находятся на уровне представлений, хотя по своей глубине и широте они намного отличаются от знаний учащихся с низким уровнем нравственного опыта.
В результате проведенного анализа, мы выделяем данных испытуемых в группу со средним уровнем нравственного опыта. Она составляет 50% от выборки 2 экспериментальных классов и 53% контрольных. Оставшиеся испытуемые образовали самую немногочисленную группу с высоким уровнем нравственного опыта – 7% - во 2 экспериментальных классах и столько же во 2 контрольных.
Все проявления нравственных знаний у этих школьников характеризуются высокой степенью соответствия норме. В ответах и высказываниях представлялось 3-4 существенных признака ответственности и доброжелательности. Этот факт указывает на глубокое знание содержания нравственных норм. Для нравственных отношений испытуемых этой группы характерна высокая степень соответствия норме и устойчивость. Оценочные суждения достаточно критичны, а при их обосновании ученики исходят из нравственного содержания норм. На основе сказанного мы выделяем этих учащихся в отдельную группу с высоким уровнем нравственного опыта.
Информация о работе Пути гуманизации содержания начального обучения