Пути гуманизации содержания начального обучения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 10:40, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: изучить особенности гуманизации и гуманитаризации начального образования на современном этапе развития общества.
Для реализации этой цели поставлены задачи:
Раскрыть сущность гуманитаризации и гуманитаризации образования, их основные положения.
2. Охарактеризовать гуманитарный потенциал современной образовательной системы.
3. Разработать стиль поведения педагога в гуманитарном образовании.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………….
3
Раздел 1.
Роль гуманизации в современном образовании ……………….
5
1.1.
Основные понятия гуманизации образования и принципиальные характеристики содержания гуманитарной подготовки …

5
1.2.
Закономерности гуманизации образования …………………….
12
1.3.
Гуманизация образования и демократический стиль педагога..
16
Выводы по 1-му разделу………………………………………………..
19
Раздел 2.
Формирование нравственного самосознания младших школьников в учебно-воспитательном процессе ……………………..

21
2.1.
Диагностика уровня сформированности нравственных
качеств младших школьников в учебно-воспитательном
процессе……………………………………………………………


21
2.2.
Формирование у учащихся нравственного опыта……………..
25
2.3.
Динамика развития нравственного опыта у учащихся за учебный год ……………………………………………………….

28
Раздел 3.
Гуманизация образования – социальная проблема …………..
35
Заключение ………………………………………………………………….
45
Список использованной литературы ……………………………………..

Вложенные файлы: 1 файл

гуманиз образов.doc

— 228.00 Кб (Скачать файл)

Многолетняя педагогическая практика показывает, что развитие системы образования, как правило, педагоги не связывают с социально-историческими, экономическими и политическими изменениями, которые происходят в мире. Однако социальный заказ, направляемый обществом системе образования, порождается в первую очередь именно этими изменениями. Вся история развития области педагогических знаний лишь подтверждает эту мысль.

Педагогические цели — следствие социальных, а также социальной сущности обучения. Новые требования общества к образованию, а точнее, к уровню образованности и развития личности, и новые условия жизни меняют как методы преподавания, так и содержание педагогической практики. В связи с этим разработка новых концепций и технологий обучения, соответствующих актуальным целям образования, становится не только педагогической, но и социальной задачей. Именно поэтому изменение подходов к обучению следует рассматривать в широком контексте исторических, политических, экономических и социальных условий общества в целом.

В современный переходный период со всеми его кризисными явлениями, в том числе (что особенно важно) в духовной сфере, выявляется особая острота и актуальность формирования позитивной стратегии обучения и воспитания. Такая стратегия, не возвращаясь на позиции авторитарного диктата по отношению к личности, должна прежде всего исходить из новых отношений между учителем и учащимся, что предполагает необходимость разработки многих вопросов теории и практики педагогической деятельности.

Изменение ролевых функций учителя и учащихся оказывается связанным с важнейшим принципом гуманитарного образования, принципом диалогизма (диалога). Методологические основы данного принципа, как и сама теория диалога, получили всестороннее развитие и обоснование в работах М.М.Бахтина. Определяя сущность человеческих взаимоотношений, М.М.Бахтин выделял в качестве основополагающей черты принцип всеобщности диалога. Диалогические отношения — почти универсальное явление, пронизывающее всю человеческую речь и все отношения, проявления человеческой жизни, вообще все, что имеет смысл и значение. Отсюда проистекает требование организовать учебный процесс и по содержанию, и по форме таким образом, чтобы учащиеся получали возможность рассматривать все явления жизни через призму их диалогового характера. Кроме того, принцип диалога включает принципиально важное для построения учебного процесса признание равноценности и равнозначности всех участников общения. Это требует от преподавателя преодоления всей предшествующей традиции обучения. Преподаватель и учащийся, ведущие диалог в процессе познания, должны выходить на уровень понимания, а понимание, по Бахтину, всегда диалогично, т.е. понимание — это взаимопонимание. Понять — значит понять другое, чужое. Принцип диалогизма, несомненно, помогает выйти на новый уровень гуманитарного знания и организации гуманитарного образования.

Этот же принцип лежит  в основе теории межкультурной коммуникации. Реализация принципа диалогизма с очевидностью просматривается в схеме, по которой должен развиваться процесс обучения межкультурной коммуникации, а именно: снятие предубеждений (размывание стереотипов), затем рефлексия «чужого» и, наконец, идентификация, то есть понимание и принятие перспективы «чужого» без потери своей. Эта же схема, как нам кажется, соответствует не только самой природе межкультурного общения, средством которого стали иностранные языки, но и межличностного в рамках монокультуры.

Связь культуры и коммуникации неразрывна. Недаром коммуникацию называют «сердцевиной» (Э.Холл) культуры, ведь только через язык в его устных и письменных формах человек познает свою или чужую культуру. Видение мира, стереотипы мышления, поведения полностью отражены в языке на уровне лексики, грамматики, речевых оборотов и общении на этом языке.

Таким образом, можно с уверенностью утверждать, что максимальное использование и развитие диалогового общения — это одновременно подготовка учащихся к осуществлению грамотного межличностного и межкультурного общения, это формирование толерантной и свободной личности.

Принцип диалогизма требует  не только изменения содержания учебного предмета, но и его новой организации. В этих условиях учебный предмет следует выстраивать таким образом, чтобы способствовать сознательному активному соучастию обучаемых в процессе восприятия и творческого воспроизведения его содержания. А для этого необходимо преодолеть разрыв между содержанием образования и потребностями, интересами человеческой личности.

Эта проблема может решаться путем организации так называемого  интерактивного обучения, системообразующий фактор которого — взаимодействие участников учебного процесса с предметным содержанием, с другими участниками учебного процесса с предметным содержанием, с другими участниками учебного процесса, с их собственным опытом. Актуализация опыта в процессе учебного взаимодействия придает ситуации личностный смысл и способствует переходу учащегося из объектной в субъектную позицию.

Основанием для разработки интерактивного обучения помимо идеи диалогизма (М.М.Бахтин, А.А.Ухтомский, М.Бубер и др.) послужили идеи символического интеракционизма (Дж.Мид, Дж.Блумер), интерсубъектного подхода (А.У.Хараш), психология доверия (Т.П.Скрипкина), педагогика ненасилия (В.А.Ситаров, В.Г.Маралов), психологические механизмы защиты личности (Р.М.Грановская, И.М.Никольская) и многое другое.

Организация интерактивного обучения предполагает разнообразные  формы актуализации, которые рассматриваются  в качестве методических процедур и  приемов, активизирующих личностную позицию  и опыт участников обучения (диалог, коллективное решение проблемной ситуации, ролевая игра, «круглый стол», групповая дискуссия и т.п.).

Очевидно, что при таком  подходе к образовательному процессу требования к лекциям, семинарам и практическим занятиям должны измениться, равно как и к организации учебной среды и учебного пространства.

Большую роль в осмыслении и решении этих проблем может  сыграть опыт научно-практических исследований, связанных с переходом от классической монологично-рациональной формы обучения к диалогической и полилогической, а также реальное воплощение идей гуманизации образования.

 

 

Заключение

 

В работе были рассмотрены основные положения  и принципы технологии гуманитаризации и гуманизации, приведены некоторые рекомендации по её применению. Был рассмотрен гуманитарный потенциал современного образования.

Внедрение элементов  технологии гуманитаризации может  проводить каждый учитель, обладающий творческим потенциалом, любящий свой предмет и относящийся к ученикам как субъектам обучения. Но чтобы  правильно строить процесс обучения, учителя всегда должны помнить, что человеческое мышление изначально двустороннее: логическая и эмоционально-образная стороны существуют как равноправные части.

По мнению психологов, для того, чтобы системность  работы двух полушарий человеческого мозга была обеспечена, т.е. чтобы мы имели всесторонне-развитую личность, нужен баланс между знаково-цифровой (математика, физика и т.п.) и образной (литература, музыка, живопись и т.п.) информацией.

В наше время, когда рост знаковой функции идет «семимильными шагами», баланс может нарушаться. В результате угнетенности эмоционально-образной сферы и происходят перекосы в нашем обществе. А это опасно, так как наши чувства определяют первые «движения души»; желания формируют действия; логика уже «постфактум» пытается теоретически оправдать наши действия.

Чтобы потом  не сокрушаться о невосполнимом, нужно пытаться, по возможности, решать задачи в стихах, включать стихи  в правила (возможно, для многих учеников это лучший способ его запомнить), ставить инсценировки, создавать проблемную ситуацию на уроке, находить места, где уместен музыкальный фон.

Для более  полноценного внедрения технологии гуманитаризации и гуманизации в практику школы, необходимы соответствующая учебно-методическая литература с достаточным гуманитарным потенциалом.

Применение  элементов технологии гуманитаризации  показало, что у учащихся повышается интерес к предмету и обучению как виду деятельности вообще. Информация данной работы может послужить практическим приложением для учителей, побудить к поиску новых эффективных путей внедрения элементов технологии гуманитаризации и гуманитаризации образования в целом.

 

Список использованной литературы

Размещено на Allbest.ru

  1. Агранович Б.Л., Чучалин А.И., Соловьев М.А. Инженерное инновационное образование // Инженерное образование. –2003. – № 1. – С. 11–14.
  2. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. - М., 1977. – 48 с.
  3. Антропянская Л.Н. Развитие процессов гуманизации и гуманитаризации  в современном образовательном пространстве // Известия Томского политехнического университета. 2006. Т. 309. - № 4
  4. Ануфриев Е.А. Социальный статус и активность личности // Личность как объект и субъект социальных отношений. – М., 1984.
  5. Аплетаев М.Н. Система воспитания личности в процессе обучения.  – Х.: Изд-во ХГПУ, 1998.   
  6. Архангельский Н.В. Нравственное воспитание. - М.: Просвещение, 1979. 
  7. Бабанский Ю.К. Педагогика: Курс лекций. - М.: Просвещение, 1988.
  8. Балицкая И. В. Гуманизация и гуманитаризация высшего образования в США и России как организационно-педагогическая проблема.- М.: Владос, 2000.
  9. Бескина Р.М., Чудновский В.Э. Воспоминание о будущей школе. – М.: Просвещение, 1992.
  10. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии - М., Педагогика, 1989.
  11. Бестужев-Лада И.В. Гуманизация образования. -М.: Изд-во РАО, 2003.
  12. Болдырев Н.И. Нравственное воспитание школьников. - М.: Просвещение, 1979.
  13. Буракова Г.Ю. Гуманитаризация процесса обучения. -М.: Просвещение, 1999.
  14. Васильева З.Н. Нравственное воспитание учащихся в учебной деятельности. - М.: Просвещение, 1978.
  15. Ванюрихин Г.И. Развивающее обучение на современном этапе // Качество образования: Труды III Междунар. научно-метод. конф. – Новосибирск, 2000. – C. 17–19.
  16. Воспитание личности школьника в нравственной деятельности: Метод. Рекомендации  –  Симферополь: Университет им. Вернадского, 1991
  17. Выгодский Л.С. Педагогическая психология. - М.: Педагогика, 1991. – 82 с.
  18. Гачев Г.Д. Книга удивлений, или Естествознание глазами гуманитария, или Образы в науке. - М.: Педагогика, 1991. – 31 с.
  19. Глухачев В.В. Интеллектуальное обеспечение и качество образования // Качество образования: Труды II Междунар. научно-метод. конф. молодых ученых. – Новосибирск, 1999. – С. 230–231.
  20. Данилкова М.П. К вопросу о ценностных аспектах современного гуманитарного образования // Вопросы философии. – 2003. – № 6. – С. 17–19.
  21. Дьюн Джон. Школа и общество. Педагогическая библиотека. Серия 1 №10. Гос. Изд-во, б.г.
  22. Зинченко В.П., Моргунов Е.Б. Человек развивающийся: Очерки российской психологии. - М., Тривола, 1994.
  23. Каирова И.А. Нравственное развитие младших школьников в процессе воспитания. - М.: Просвещение, 1979.
  24. Кравец А.С. Гуманизация и гуманитаризация высшего образования. - М.: Просвещение, 2004.
  25. Кузнецова С.В. К вопросу о личностно-ориентированном образовании // Вестник ТГУ. Проблемы образования. – 2003. –№ 277. – С. 256–261.
  26. Леви-Строс К. Структурная антропология. - М.: Наука, 1983. - 319-320 с.
  27. Лихачев Б. Т. Педагогика - М.: Прометей,1993 .
  28. Минзарипов Р.Г. Воспитание в российских университетах: исторический опыт и перспективы (на примере Казанского университета). – Казань, 2006.
  29. Мудрик А.В. Социализация человека: Учеб. пос. для ст-ов. высш. учеб. завед. – М., 2004.
  30. Мудрик А.В. Социальная педагогика. – М., 2003.
  31. Нигматов З.Г., Хузиахметов А.Н. Курс лекций по педагогике. – Казань, 2001.
  32. Никандров Н.Д. Россия: социализация и воспитание на рубеже тысячелетий. – М., 2000.
  33. Орешников И.М. Что такое гуманитарная культура? – Саранск, 1992.
  34. Полякова Т. С., Кондрашова З. И., Герасимова О. С. Гуманитаризация школьного образования использование литературы в обучении математике, - Ростов- на-Дону: изд-во РГПУ, 2007
  35. Родыгина И. В. Гуманизация и гуманитаризация естественнонаучного образования школьников: Луганск, 2000. – 232 с.
  36. Рубинштейн М.М. История педагогических идей в её основных чертах.- Иркутск, 1922.
  37. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М.: Просвещение, 1946. – 600 с.
  38. Советский энциклопедический словарь. - М., 1981 г.
  39. Соколов П. История педагогических систем. – М.: Академия, 2001,
  40. Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения -М: Просвещение, 1980, т.2.
  41. Урунбасарова Э.А. Проблемы нравственного воспитания в исторических трудах педагогической науки. - К: Знання, 1999.
  42. Ушинский К.Д. Избр. пед. соч. - М., 1945. - 276-277 с.
  43. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. /Ушинский К.Д. Избранные произведения.- М.; Л.: АПН, 1946. - С. 17.
  44. Харчев А.Г. Социология воспитания о некоторых актуальных проблемах воспитания личности. – М., 1990.
  45. Хузиахметов А. Н. Проблемы социализации школьников. – Казань, 1994.

Информация о работе Пути гуманизации содержания начального обучения