Пути исследования изобразительной деятельности детей С ТНР

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2014 в 17:11, реферат

Краткое описание

В последние годы возросло внимание к проблемам теории и практики
эстетического воспитания как важнейшему средству формирования отношения к действительности, средству нравственного и умственного воспитания, т.е. как средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности. Чувство красоты природы, окружающих людей, вещей создает в ребенке особые эмоционально психические состояния, возбуждает непосредственный интерес к жизни, обостряет любознательность, развивает мышление, память, волю и другие психические процессы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………….. 2
СУЩНОСТЬ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ……………………………. 4
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С РЕЧЕВОЙ ПАТОЛОГИЕЙ ………………………………………………………... 7
РАЗНОСТОРОННЕЕ РАЗВИТИЕ ШКОЛЬНИКОВ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ………………………………………………………………… 10
ПУТИ ИССЛЕДОВАНИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ С ТНР ………………………………………………………………………………… 13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………….. 14
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ………………………………………………………. 15

Вложенные файлы: 1 файл

КР ИЗО !!!.docx

— 36.21 Кб (Скачать файл)

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………….. 2

СУЩНОСТЬ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ……………………………. 4

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С РЕЧЕВОЙ ПАТОЛОГИЕЙ ………………………………………………………... 7

РАЗНОСТОРОННЕЕ РАЗВИТИЕ ШКОЛЬНИКОВ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ………………………………………………………………… 10

ПУТИ ИССЛЕДОВАНИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ С ТНР ………………………………………………………………………………… 13

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………….. 14

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ………………………………………………………. 15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

"Будущее человечества сидит сейчас за партой, оно еще очень наивно, доверчиво, чистосердечно. Оно целиком в наших взрослых руках. Какими мы сформируем их, наших детей, – такими они и будут. И не только они. Таким будет и общество через 30-40 лет, общество, построенное ими по тем представлениям, которые мы у них создадим". Эти слова Б.М. Неменского говорят о том, что школа решает, что будут любить и ненавидеть, чем восторгаться и гордиться, чему будут радоваться, а что презирать люди через 30-40 лет. Это теснейшим образом связано с мировоззрением будущего общества. Формирование же любого мировоззрения не может считаться законченным, если не сформированы эстетические взгляды. Без эстетического отношения мировоззрение не может быть подлинно цельным, способным объективно и во всей полноте охватить действительность. "Как невозможно себе представить человеческое общество без истории его культурного и художественного развития, точно так же невозможно представить себе культурного человека без развитых эстетических взглядов".

В последние годы возросло внимание к проблемам теории и практики

эстетического воспитания как важнейшему средству формирования отношения к действительности, средству нравственного и умственного воспитания, т.е. как средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности. Чувство красоты природы, окружающих людей, вещей создает в ребенке особые эмоционально психические состояния, возбуждает непосредственный интерес к жизни, обостряет любознательность, развивает мышление, память, волю и другие психические процессы.

Научить видеть прекрасное вокруг себя, в окружающей действительности призвана система эстетического воспитания. Для того  чтобы эта система воздействовала на ребенка наиболее эффективно и достигала поставленной цели, Б.М. Неменский выделил следующую ее особенность: "Система эстетического воспитания должна быть, прежде всего, единой, объединяющей все предметы, все внеклассные занятия, всю общественную жизнь школьника, где каждый предмет, каждый вид занятия имеет свою четкую  задачу в деле формирования эстетической культуры и личности школьника".

Но у всякой системы есть стержень, основа, на которую она опирается. Такой основой в системе эстетического воспитания мы можем считать искусство: музыку, архитектуру, скульптуру, живопись, танец, кино, театр и другие виды художественного творчества. Повод для этого нам дали еще Платон и Гегель. На основании их взглядов стало аксиомой, что искусство является главным содержанием эстетики как науки, и что красота есть основное эстетическое явление. Искусство заключает в себе большой потенциал для развития личности.

Таким образом, можно предположить, что, приобщая школьника к богатейшему опыту человечества, накопленному в искусстве, можно воспитать высоконравственного, образованного, разносторонне развитого современного человека.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СУЩНОСТЬ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

 

Взрослые и дети постоянно сталкиваются с  эстетическими  явлениями.  В сфере духовной жизни, повседневного труда, общения с искусством и природой, в  быту,  в  межличностном  общении – везде  прекрасное  и   безобразное, трагическое и  комическое  играют  существенную  роль.  Красота  доставляет наслаждение  и  удовольствие,  стимулирует  трудовую   активность,   делает приятными встречи  с  людьми.  Безобразное  отталкивает.  Трагическое  учит сочувствию. Комическое помогает бороться с недостатками.

Идеи  эстетического  воспитания  зародились  в   глубокой   древности.

Представления  о  сущности  эстетического  воспитания,  его  задачах,   цели

изменялись начиная со времен Платона и Аристотеля вплоть до наших дней.  Эти изменения во взглядах  были  обусловлены  развитием  эстетики  как  науки  и пониманием сущности ее предмета. Философы-материалисты (Д.Дидро и  Н.Г.Чернышевский)  считали,  что  объектом  эстетики  как  науки является прекрасное. Эта  категория  и  легла  в  основу  системы эстетического воспитания.

 В наше время проблема  эстетического  воспитания,  развития  личности,

формирования ее эстетической  культуры  одна  из  важнейших  задач,  стоящих

перед школой. Развитие   у   ребенка   эстетического   отношения   к действительности и искусству, как и развитие его  интеллекта,  возможно  как

неуправляемый, стихийный  и  спонтанный  процесс.  Общаясь  с  эстетическими явлениями  жизни  и  искусства,  ребенок,   так   или   иначе,   эстетически развивается. Но  при  этом  ребенком  не  осознается  эстетическая  сущность предметов, а развитие зачастую  обусловлено  стремлением  к  развлечению,  к тому  же  без  вмешательства  извне  у  ребенка  могут  сложиться   неверные представления о жизни, ценностях, идеалах. Б.Т Лихачев, также как  и  многие другие  педагоги  и  психологи,   считает,   что   только   целенаправленное педагогическое  эстетико-воспитательное  воздействие,  вовлечение  детей   в разнообразную художественную творческую  деятельность  способны  развить  их сенсорную  сферу,  обеспечить  глубокое  постижение  эстетических   явлений, поднять  до  понимания  подлинного  искусства,  красоты  действительности  и прекрасного в человеческой личности.

Существует множество определений  понятия  "эстетическое  воспитание", но,  рассмотрев  лишь  некоторые  из  них,  уже  можно   выделить   основные положения, говорящие о его сущности. Во-первых, это процесс целенаправленного воздействия. Во-вторых,  это формирование способности воспринимать и видеть красоту в искусстве и  жизни, оценивать  ее.  В-третьих,  задача  эстетического  воспитания   формирование эстетических вкусов и идеалов личности. И, наконец, в-четвертых, – развитие  способности  к  самостоятельному   творчеству   и созданию прекрасного.

Помимо формирования эстетического отношения детей к действительности и искусству,  эстетическое  воспитание  параллельно  вносит  вклад  и   в   их всестороннее развитие.  Эстетическое  воспитание  способствует  формированию нравственности человека, расширяет его познания о мире, обществе и  природе. Разнообразные творческие занятия детей способствуют развитию их  мышления  и воображения, воли,  настойчивости,  организованности,  дисциплинированности.

Наряду с ними  важнейшим  элементом  эстетического  сознания  является эстетическое восприятие. Восприятие – начальный этап общения с искусством  и красотой действительности. От его  полноты,  яркости,  глубины  зависят  все последующие   эстетические    переживания,    формирование    художественно-эстетических  идеалов  и  вкусов. В зависимости  от  содержания,  яркости   эстетические   явления   способны возбуждать  в  человеке  чувства  духовного  наслаждения   или   отвращения,

возвышенные переживания или ужас, страх или смех.

Таким образом, вся система эстетического воспитания нацелена на общее развитие  ребенка  как  в эстетическом плане, так и в духовном, нравственном и  интеллектуальном.  Это достигается путем  решения  следующих  задач:  овладения  ребенком  знаниями художественно-эстетической культуры, развития способности  к  художественно-эстетическому творчеству и  развития  эстетических  психологических  качеств человека, которые  выражены  эстетическим  восприятием,  чувством,  оценкой, вкусом и другими психическими категориями эстетического воспитания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С РЕЧЕВОЙ ПАТОЛОГИЕЙ

 

В основе методики эстетического воспитания лежит совместная деятельность педагога и ребенка по развитию у него творческих способностей к восприятию художественных ценностей, к продуктивной деятельности, осознанного отношения к социальной, природной, предметной среде. Успех этой работы во многом определяется тем, в какой мере учитываются индивидуальные особенности, потребности и интересы воспитуемого, уровень его общего развития. 

Эстетическое восприятие жизненных явлений всегда индивидуально и избирательно. В основе его лежит эмоциональный отклик на прекрасное. Ребенок всегда откликается на красивое в природе, предметном мире, искусстве, на добрые чувства людей. Большое значение при этом имеют личный опыт малыша, его побуждения, стремления, переживания. 

Методы эстетического воспитания очень разнообразны. Они зависят от многих условий: объема и качества художественной информации, форм организации и видов деятельности, возраста ребенка. Немалую роль играют уровень подготовки, мастерство и способности педагога.  
Эстетическую информацию ребенок получает по многим каналам (социальная среда, предметный мир, природные явления, художественные произведения). Поэтому так важен метод целостного восприятия сюжета картины, сказки, музыкально-образного построения фортепьянной пьесы. Педагогическая наука и практика определяют ряд наиболее эффективных методов, способствующих формированию у детей эстетических чувств, отношений, суждений, оценок, практических действий: 

  • метод убеждения, направленный на развитие эстетического восприятия, оценки, первоначальных проявлений вкуса;
  • метод приучения, упражнения в практических действиях, предназначенных для преобразования окружающей среды и выработки навыков культуры поведения; 
  • метод проблемных ситуаций, побуждающих к творческим и практическим действиям; 
  • метод побуждения к сопереживанию, эмоционально-положительной отзывчивости на прекрасное и отрицательному отношению к безобразному в окружающем мире.  

В современной педагогической практике широко применяются творческие задания, являющиеся наиболее эффективным методом развития творческих способностей дошкольников. Например, развивает инициативу детей придумывание своих загадок, рифм, поиск синонимов. Различают два вида приемов воздействия на формирование восприятия, воспроизведения, исполнительства. Первый. Педагог побуждает детей к самостоятельным высказываниям по поводу содержания, характера, к оценке выполнения задания своего и своих сверстников, к различным сопоставлениям, сравнениям, проводимым самими детьми. Второй. Дети выполняют задание без помощи воспитателя, в более сложных условиях, например, поют без фортепьянного сопровождения, двигаются без предварительных напоминаний, рисуют по собственному замыслу. Самостоятельные действия проявляются и в более легких условиях, когда воспитатель подсказывает, что надо сделать, и ребенок получает задание самостоятельно исправить недочеты своего исполнения, прибегнув к самоконтролю. 

Овладев способами самостоятельных действий на занятиях, ребенок применяет их в иных условиях без посторонней помощи.  
Эстетическое воспитание предусматривает специальные приемы для развития творческих способностей, включающих качество восприятия и воспроизведения; различение сочетаний цвета, формы, объема; соотношение музыкальных звуков по их высоте, длительности, тембру, динамике; музыкальный, поэтический слух, художественный вкус и т. д.

Методические приемы должны предусматривать сочетание эмоционального начала, осознания учебной цели, упражнений тренировочного характера и самостоятельных действий. Эта работа начинается в раннем детстве и последовательно углубляется по возрастным ступеням. Практическое применение методов и приемов находится в прямой зависимости от возрастных и индивидуальных особенностей детей и строится дифференцированно, с учетом продвинутости всего коллектива и каждого ребенка в отдельности. В дошкольном детстве широко применяются игровые методические приемы. Ребенок успешнее усваивает разнообразную деятельность, если воспитатель создает игровые ситуации, если художественный материал представлен в увлекательной форме, если между детьми возникают игровые соревнования.  
В целом лишь комплекс всевозможных методов может обеспечить полноценное художественное развитие ребенка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РАЗНОСТОРОННЕЕ РАЗВИТИЕ ШКОЛЬНИКОВ

В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

В формировании личности ребенка неоценимое значение имеют  разнообразные виды художественно-творческой деятельности: рисование, лепка, вырезание из бумаги фигурок и наклеивание их, создание различных конструкций из природных материалов и т.д. Такие занятия дарят  детям радость познания, творчества. Испытав это чувство однажды, малыш будет стремиться в своих  рисунках, аппликациях, поделках рассказать о том, что узнал, увидел, пережил. Рисование, лепка, аппликация – виды изобразительной деятельности, основное назначение которой – образное отражение действительности.

Овладение умением изображать невозможно без целенаправленного  зрительного восприятия – наблюдения. Для того чтобы нарисовать, вылепить какой-либо предмет, надо предварительно хорошо с ним ознакомиться, запомнить его форму, величину, цвет, конструкцию расположение частей.

Для умственного развития детей имеет большое значение постепенное расширение запаса знаний на основе представлений о разнообразии форм пространственного расположения предметов окружающего мира, различных величинах, многообразии оттенков цветов. Занимаясь рисованием, лепкой, аппликацией дети знакомятся с материалами (бумага, краски, глина, мел и др.), с их свойствами, выразительными возможностями, приобретают навыки работы.

Информация о работе Пути исследования изобразительной деятельности детей С ТНР