Пути социально-педагогической деятельности по преодолению интернет- зависимости молодых родителей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Августа 2014 в 20:13, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность педагогических условий коррекции аддиктивного поведения у молодых родителей в среде Интернет.
Объект исследования: процесс и результат коррекции Интернет зависимости у молодых родителей.
Предмет исследования: педагогические условия коррекции аддиктивного поведения молодых родителей, вызванного чрезмерным использованием Интернета.

Вложенные файлы: 1 файл

Интернет зависимость курсач.docx

— 169.97 Кб (Скачать файл)

• при прекращении пользования Интернетом возникают симптомы отмены, причиняющие беспокойство;

• проблемы контроля времени;

• проблемы с окружением (семья, работа, друзья);

• ложь по поводу времени, проведённого в сети;

• изменение настроения посредством использования Интернета.

Распространённость этого расстройства составляет от 1 до 5% населения причём более подвержены ему гуманитарии и люди, не имеющие высшего образования, нежели специалисты по компьютерным сетям. По данным корейских исследователей, среди старших школьников возможная интернет-аддикция регистрируется у 38% .Как показывают данные мониторинга аудитории пользователей Интернета с 1992 по 2004 г. удельный вес подростков и молодых людей увеличился с 2 до 25%, т. е. они становятся все более активными пользователями сети, в связи с чем и увеличиваются случаи интернет-аддикции среди молодёжи.

В пилотажном исследовании[2], проведенном К. Янг и Р. Роджерс , 259 человек, из них 130 мужчин (средний возраст—31 год) и 129 женщин (средний возраст— 33 года), заполнили в он-лайновом режиме 16-факторный личностный опросник Р. Кеттела и составленный Янг опросник интернет-зависимости. В соответствии с полученными данными аддикты характеризовались как обладающие высоким уровнем абстрактного мышления и уверенные в себе индивидуалисты, чувствительные и эмоционально реагирующие на других людей, настороженные и не проявляющие конформного поведения. Как утверждают исследователи, будучи индивидуалистами, аддикты легко адаптируются к длительным периодам относительной изоляции и способны довольствоваться лишь опосредованными контактами с другими людьми; некоторые из них склонны гипертрофированно (резко негативно или, наоборот, с пылким одобрением) реагировать на слова удалённых собеседников — с таким накалом эмоций, который не поощряется или табуируется в более традиционных формах общения («лицом к лицу»).

М. Шоттон разработала типологию зависимости от компьютера, включив туда три разновидности такой зависимости.

  • Во-первых, это «сетевики» (networkers): они оптимистичны, в наибольшей степени — сравнительно с другими типами зависимости — социально активны и позитивно настроены к другим людям, имеют друзей, в том числе противоположного пола, поддерживают нормальные отношения с родителями. Компьютер для них — нечто вроде хобби: они могут интересоваться поиском в удалённых базах данных или, к примеру, играть в ролевые групповые игры типа MUD, однако при этом они меньше, чем другие выделенные типы зависимых от компьютеров людей, самостоятельно программируют, в меньшей степени интересуются приложениями, в частности компьютерной графикой или аппаратным обеспечением.
  • Во-вторых, это «рабочие» (workers) — самая малочисленная группа. Они владеют наиболее современными и дорогими компьютерами. Процесс программирования у них чётко спланирован, программы пишутся ими для достижения нужного результата. Как правило, представители этой группы прекрасно учились или учатся, причём их не удовлетворяет стандартная программа обучения, и они посещают дополнительные учебные курсы. Для них характерна весьма строгая «рабочая этика»: например, неприемлем всякий род «компьютерного пиратства».
  • В-третьих, это «исследователи» (explorers) — самая многочисленная группа. Для них программирование сродни интеллектуальному вызову и одновременно развлечению. Они пишут сверхсложные программы, зачастую даже не доводя их до конца и принимаясь за новые, еще более сложные. Представители этой группы с удовольствием занимаются отладкой программ; компьютерное пиратство и хакерство они приемлют, полагая их «честной игрой» против других программистов (разработчиков программ) и/или администраторов вычислительных систем. С формальной стороны уровень образования у них ниже, чем, скажем, у «рабочих», при этом они не только не отстают от имеющих более весомые дипломы коллег, но и зачастую превосходят их объёмом знаний. Амбиций также немного: ни высокие должности, ни большие оклады не играют для них главенствующей роли. Таким образом, к социальным критериям жизненного преуспевания они довольно равнодушны. Для «исследователей» компьютер — своего рода партнёр и друг, он одушевлён, с ним проще взаимодействовать, нежели с людьми.

Среди интернет-зависимых отмечается более высокий уровень аффективных нарушений с преобладанием депрессии и обсессивно-компульсивных расстройств, а также маскированной депрессии в рамках малопрогредиентной шизофрении. Корейские исследователи обнаружили у молодых людей с интернет-аддикцией более частую депрессию с повышенным риском суицида . Изучая личностные особенности с помощью опросника Айзенка у интернет-зависимых, Y. Hamburger и Е. Ben-Artzi (2000) обнаружили, что интроверты и эктраверты используют разные ресурсы Интернета. При этом у мужчин экстраверсия положительно коррелирует с использованием Интернета «для развлечения», а нейротизм отрицательно связан с использованием информационных сайтов. У женщин экстраверсия негативно, а нейротизм — положительно коррелировали с использованием информационных ресурсов Интернета. Позже те же авторы установили, что для интернет-аддиктов преимущественно женского пола характерно ощущение одиночества, которое они стараются снизить, проводя время за общением в чатах . Американский исследователь S. Caplan (2002) выделяет следующие особенности личности интернет-зависимых лиц: депрессия, одиночество, скромность и самолюбие.

Обобщив результаты разных исследований, Н. В. Чудова (2002) приводит следующий список черт интернет-аддикта:

  • сложности в принятии своего физического «Я» (своего тела);
  • трудности в непосредственном общении (замкнутость);
  • склонность к интеллектуализации; чувство одиночества и недостатка взаимопонимания (возможно, связанное со сложностями в общении с противоположным полом);
  • низкая агрессивность;
  • эмоциональная напряжённость и некоторая склонность к негативизму;
  • наличие хотя бы одной фрустрированной потребности;
  • независимость выступает как особая ценность;
  • представления об идеальном «Я» недифференцированы, завышены или даже нереалистичны;
  • самооценка занижена;
  • склонность к избеганию проблем и ответственности.

Исследование личностных особенностей 75 молодых лиц мужского пола с признаками интернет-зависимости, проведенное А. Ю. Егоровым с коллегами , показало, что по тесту личностных акцентуаций В. Дворщенко среди интернет-зависимых преобладают молодые люди с шизоидным (29,8%), истероидным (19,3%), лабильным и эпилептоидным (по 12,3%) типами акцентуации. Реже встречались неустойчивые и психастенические акцентуанты (по 7%) и в единичных случаях — астено-невротические (5,3%) и гипертимные (3,5%). В контрольной группе (здоровые испытуемые) преобладали гипертимные (22,2%), циклоидные (19,4%), психастенические (16,7%) и сензитивные (13,8%) типы акцентуации личности. В отличие от группы аддиктов, истероидные (11,1 %), эпилептоидные (8,3%) и шизоидные (5,6%) типы акцентуаций встречались достоверно реже. Среди интернет-аддиктов достоверно чаще присутствовал риск возможных личностных расстройств (психопатии) и социальной дезадаптации. У обследованных интернет-аддиктов риск алкоголизации оказался в 7 раз выше, чем в контроле, а выраженный и умеренный риск наркотизации — выше в 6,8 раза.

Относительное преобладание шизоидных акцентуантов среди интернет-аддиктов, по всей видимости, связано с особенностями деятельности в сети: это определённый уход от реальности, что свойственно шизоидам. Неожиданным может показаться достаточно большое число лиц с истероидной акцентуацией, которые, по идее, должны стремиться к постоянному нахождению «на виду», где они могли бы проявлять свои демонстративные черты. Мы полагаем, что это та часть истероидных молодых людей, чьи потребности фрустрированы в реальном мире, и они стремятся к реализации свих истероидных черт в виртуальном мире (например, это может быть знакомство и общение в чатах, имеющее относительно истероидов элементы псевдологии). С фрустрацией потребностей в реальном мире связана и описанная корейскими исследователями т. н. аддикция к перевоплощению в киберпространстве, в последние годы отмечающаяся среди молодых людей.

В плане особенностей характера интернет-аддикты отличаются и от молодых людей с химической зависимостью. У последних преобладают гипертимные, неустойчивые, эпилептоидые и истероидные типы акцентуаций и крайне редки шизоиды. Вместе с тем повышенная склонность к алкоголизации и наркотизации, обнаруженная у интернет-аддиктов, свидетельствует о наличии общих психологических черту лиц, склонных к разным формам аддиктивного поведения.

Исследование сферы потребностей с помощью 16-факторного личностного опросника Р. Кеттелла показало, что в контрольной и экспериментальной группах четко прослеживается качественное различие потребностей молодых людей в общении. В контрольной группе выявилось преобладание «компанейского» вида общения. Среди интернет-аддиктов оказалось, что, имея высокую, доминирующую потребность в общении близком, «по душам» (высокие показатели по фактору А и Q2), при этом не имеют достаточной социальной смелости (фактор Н) для установления отношений с окружающими людьми в реальном мире. Интернет-аддикты низко адаптивны и застенчивы, что мешает им искать близких себе людей и налаживать тесные доверительные взаимоотношения. Возможно, удовлетворение их потребностей в поддержке, одобрении, общении смещается из рамок повседневной жизни в жизнь виртуальную. В целом люди с аддикцией имеют фрустрированную потребность в общении, что им заменяет Интернет.

Самооценка интернет-аддиктов оказалась существенно ниже, чем в контрольной группе (40,1 против адекватной 62,6, по методике Дембо—Рубинштейн). Известно, что за такой низкой самооценкой могут скрываться два психологических аспекта: подлинная неуверенность в себе (являющаяся зачастую чувством неполноценности) и «защитная», когда декларирование самому себе собственного неумения, отсутствия способностей и т. п. позволяет не прилагать никаких усилий, в данном случае, к адаптации «себя-взросле-ющего» к новым социальным условиям.

Самоотношение исследовалось с помощью теста «Самоотношение» В. Столина и С. Патилеева (1993), позволяющего выявить три уровня самоотношений, различающихся по степени обобщённости:

1) глобальное самоотношений как интегральное чувство «за» или «против» своего «Я»;

2) самоотношение, дифференцированное по самоуважению, аутосимпатии, самоинтересу и ожиданиям отношения к себе;

3) уровень конкретных действий (готовности к ним) в отношении  к своему «Я» (саморуководство, самопоследовательность, самопринятие).

Обнаружено, что:

1) существуют значимые различия  в выраженности интегрального  чувства «за» /«против» своего «Я» между интернет-зависимыми и интернет-независимыми. Показатели интернет-зависимых более низкие, чем у интернет-независимых;

2) обнаружены значимые различия  по самоинтересу как модальности  самоотношения между интернет-зависимыми и интернет-независимыми. Самоинтерес у интернет-зависимых молодых людей менее выражен, чем у интернет-независимых;

3) между интернет-зависимыми и интернет-независимыми выявлены статистически значимые различия в выраженности самообвинения как уровня конкретных действий по отношению к себе. У интернет-зависимых более высокие показатели по шкале самообвинения, в отличие от интернет-независимых; 4) отмечены значимые различия между группами по выраженности самоинтереса как уровня конкретных действий по отношению к себе. У интернет-независимых молодых людей этот уровень значительно выраженнее, чем у интернет-зависимых.

Корреляционный анализ данных выявил следующие особенности самоотношений у интернет-зависимых:

• отсутствие корреляционных связей интегрального чувства по отношению к своему «Я» с остальными факторами самоотношений;

• отсутствие значимых связей с факторами самопонимания и самоинтереса;

• факторы самопринятия, ожидания положительного отношения других, самоуверенности, аутосимпатии и обращенности на внимание окружающих имеют большое функциональное значение в системе самоотношения у интернет-зависимых, однако единым системообразующим фактором самоотношение данной группы не обладает;

• ведущий уровень в оценке себя — эмоциональный;

• ведущий уровень конкретных действий — самопринятие.

Можно предположить, что для интернет-зависимого такое измененное самовосприятие желаемо и одобряется им и виртуальным сообществом, с которым он активно взаимодействует. Соответственно, с помощью Интернета реализуется уход от себя на¬стоящего .

У интернет-зависимых людей проявляются скрытые формы и других аддикции: сексуальная аддикция переходит в «киберсекс»; коммуникативные зависимости, такие как псевдология, крусодерство проявляются в «кибернет-отношениях»; пристрастия к азартным играм находят выход в своеобразном интернет-гемблинге. Д. Гринфилд подчёркивает, что зависимости от Интернета очень часто (в 20% случаев, по его данным) сопутствует сексуальная аддикция. Экран монитора, пишет он, действует гипнотически и вводит пользователей в трансоподобные состояния, отчего, скажем, любовные послания приобретают особую эффективность: побочным эффектом является фиксация зависимости от Интернета.

К. Янг охарактеризовала пять основных типов интернет-зависимости:

1) обсессивное [одержимое] пристрастие к работе с компьютером (играм, программированию или другим видам деятельности);

2) компульсивная [навязчивая] навигация по WWW, поиск в удалённых базах данных;

3) патологическая привязанность  к опосредованным Интернетом  азартным играм, онлайновым аукционам или электронным покупкам;

4) зависимость от социальных  применений Интернета, т. е. от общения  в чатах, групповых играх и  телеконференциях, что может в  итоге привести к замене имеющихся  в реальной жизни семьи и  друзей виртуальными;

5) зависимость от «киберсекса», т. е. от порнографических сайтов  в Интернете, обсуждения сексуальной  тематики в чатах или закрытых  группах «для взрослых».

Более развернутую систему критериев приводит И. Голдберг. По его мнению, можно констатировать Интернет-зависимость при наличии 3 или более пунктов.

1. Толерантность.

1.1 количество времени, которое  нужно провести в Интернет, чтобы  достичь удовлетворения, заметно  возрастает;

1.2 если человек не увеличивает  количество времени, которое он  проводит в Интернет, то эффект заметно снижается.

2. Синдром отказа.

2.1 характерный "синдром  отказа":

2.1.1 прекращение или сокращение  времени, проводимого в Интернет,

2.1.2 два или больше из  следующих симптомов (развиваются  в течение периода времени  от нескольких дней до месяца):

а) психомоторное возбуждение;

б) тревога;

в) навязчивые размышления о том, что сейчас происходит в Интернет;

г) фантазии или мечты об Интернет;

д) произвольные или непроизвольные движения пальцами, напоминающие печатание на клавиатуре.

Симптомы, перечисленные в пункте 2, вызывают снижение или нарушение социальной, профессиональной или другой деятельности.

2.2 использование Интернет  позволяет избежать симптомов "синдрома  отказа".

Информация о работе Пути социально-педагогической деятельности по преодолению интернет- зависимости молодых родителей