Пути социально-педагогической деятельности по преодолению интернет- зависимости молодых родителей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Августа 2014 в 20:13, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность педагогических условий коррекции аддиктивного поведения у молодых родителей в среде Интернет.
Объект исследования: процесс и результат коррекции Интернет зависимости у молодых родителей.
Предмет исследования: педагогические условия коррекции аддиктивного поведения молодых родителей, вызванного чрезмерным использованием Интернета.

Вложенные файлы: 1 файл

Интернет зависимость курсач.docx

— 169.97 Кб (Скачать файл)

1. Профилактика причин и последствий  игровой компьютерной аддикции. Это можно осуществить через проведения групповых дискуссий на темы, связанные с различными формами зависимого поведения. Результатом таких занятий должно являться формирование группового мнения, которого будут придерживаться все участники группы. Параллельно с этим, увеличение социально-психологической компетентности личности каждого  в межличностных отношениях, формирование самодостаточности, самоактуализации.

2. Организация свободного времени , поскольку бессодержательный досуг является одним из факторов риска в развитии игровой компьютерной зависимости.

Другим направлением работы  с молодыми людьми , страдающими игровой компьютерной зависимостью, является их реабилитация. Она может рассматриваться как система мер, направленная на решение задач достаточно широкого диапазона - от привития элементарных навыков до полной интеграции человека в общество.

Следует различать различные виды реабилитации: медицинскую, психологическую, педагогическую, социально-экономическую, бытовую, профессиональную.

Медицинская реабилитация направлена на полное или частичное восстановление или компенсацию той или иной утраченной функции организма или на возможное замедление прогрессирующего заболевания.

Психологическая реабилитация направлена на психологическую сферу  и имеет своей целью преодоление в сознании человека  с отклоняющимся поведением представления о его ненужности как личности.

Профессиональная реабилитация предусматривает обучение или переобучение  доступным для него формам труда.

Бытовая реабилитация имеет ввиду предоставление нормальных условий жизни.

Задачи реабилитации:

  • выявление причин возникновения зависимости ;
  • поиск средств и способов устранения игровой компьютерной зависимости;
  • оздоровление  внутреннего мира, преодоление психологических кризисов.

XXI век – время продвинутых  информационных технологий. Сейчас  подавляющее число людей даже  боятся представить свою жизнь  без своего компьютера, нетбука, смартфона или любого другого  гаджета, позволяющего находиться  он-лайн. С одной стороны, Интернет  это великолепный способ быть  в курсе всех событий, мгновенно  обмениваться информацией с людьми  даже с другого континента, зарабатывать  деньги, не выходя из дома и  тут же их тратить.

Но с другой стороны, Интернет – это огромная паутина, где застревают миллионы молодых людей со всего мира ежедневно. Для многих из них реальная жизнь перестала существовать, и они полностью погрузились в так называемую виртуальную реальность, и не исключено, что они подвержены Интернет – зависимости.

Жизнь человека определяется, прежде всего, его реализацией в реальном мире. Это и речемыслительная деятельность, и реальное взаимодействие с другими людьми, и удовлетворение телесных потребностей. Интернет – зависимостью чаще страдают люди, которые сталкиваются с трудностями в преодолении препятствий при удовлетворении социальных потребностей, потребностей в любви и уважении, потребности в близких отношениях. Зависимость от Интернета становится своего рода уходом от преодоления этих препятствий в реальном мире. Для одних людей это уход осознанный, для других это происходит постепенно.

В большинстве случаев Интернет – зависимость возникает на фоне скрытой или явной неудовлетворённости окружающим миром и невозможности самовыражения, при страхе быть непонятым. Как правило, наблюдается неприятие и осуждение обществом индивида, поглощённого сетью, что ещё больше усугубляет конфликт «индивид-общество», а следовательно усиливает пристрастие к проведению времени в сети. Характерной же чертой самовыражения в Интернете, происходящего посредством блогов, дневников, страничек в социальных сетях, является то, что его зрительской и читательской аудиторией является обезличенная масса Интернет – пользователей.

Для молодых родителей переход в новый социальный статус «отец-мать», является своего рода небольшим стрессом, да и новая социальная роль «муж-жена» также не является исключением. Эти социальные роли и статусы одинаково тяжело могут проявляться как у молодых людей, так и у девушек. И это вполне логично. С появлением ребёнка молодые люди невольно начинают отстраняться друг от друга. Основное внимание уделяется ребёнку, особенно о стороны матери. Молодой отец, который привык, что всё внимание, вся любовь и ласка доставались только ему, не всегда может смириться со «вторым» местом. Он, хоть и неосознанно, начинает ревновать к ребёнку. И в результате сложившийся ситуации он начинает страдать от нехватки внимания и находит это внимание  в интернете: интернет- чатах, социальных дневниках.

У женщины интернет –зависимость имеет немного другую форму. После появления ребёнка, женщина некоторое время находится в состоянии лёгкого стресса, она очень восприимчива и легко возбудима. Её может вывести из  равновесия неаккуратно обронённое слово, неосторожный взгляд, невнимание. Именно в послеродовый период очень важно, чтобы молодой человек находился рядом со своей женой, чтобы она чувствовала его поддержку, чтобы она чувствовала его любовь и понимание. Женщина должна ощущать, что она по-прежнему любима и желанна. Тогда она не будет искать этого внимания в социальных сетях и на просторах интернета.

Таким образом, можно обобщить, что человек, пытающийся избавиться от интернет – зависимости ни в коем случае не должен оставаться один на один с этой проблемой. И его родственники и близкие люди в первую очередь должны помочь ему в этом.

 

Глава 2 Пути социально-педагогической деятельности по преодолению интернет- зависимости молодых родителей

 

2.1. Эмпирической  исследование интернет- зависимости среди молодых родителе

 

Проблема интернет-зависимости выявилась с возрастанием популярности сети Интернет. Некоторые люди стали настолько увлекаться виртуальным пространством, что начали предпочитать Интернет реальности, проводя за компьютером до 18 часов в день. Резкий отказ от Интернета вызывает у таких людей тревогу и эмоциональное возбуждение.

Интернет-зависимость — психическое расстройство, навязчивое желание подключиться к Интернету и болезненная неспособность вовремя отключиться от Интернета. Официальная медицина пока не признала диагноз «Интернет-зависимость» теоретически и организационно, но практически часто приходится встречать людей, страдающих от данного состояния. И их зависимость носит вполне реальный характер, существенно нарушающий их адаптацию.

Зависимость (наркотическая), в медицинском смысле, определяется как навязчивая потребность в использовании привычного вещества, сопровождающаяся ростом толерантности и выраженными физиологическими и психологическими симптомами. Рост толерантности означает привыкание ко всё бо́льшим и бо́льшим дозам. Также зависимость (аддикция) в психологии определяется как навязчивая потребность, ощущаемая человеком, подвигающая к определённой деятельности.

Этот термин употребляется не только для определения наркомании, но и применяется к другим областям, типа проблемы азартных игр, пищевой зависимости или гиперрелигиозности. Очевидно, его можно употреблять и при рассмотрении интернет-зависимости. Здесь характер зависимости иной, чем при употреблении наркотиков или алкоголя, то есть физиологический компонент полностью отсутствует. А вот психологический компонент проявляется очень ярко. Таким образом, можно определить интернет-зависимость как нехимическую зависимость — навязчивую потребность в использовании Интернета, сопровождающуюся социальной дезадаптацией и выраженными психологическими симптомами.

Хоть не все учёные считают интернет-зависимость болезнью, нельзя не отметить, что с каждым годом всё больше молодых людей и подростков страдают интернет-зависимостью.  Существуют несколько способов, чтобы узнать подвержен ли человек интернет-зависимости, влияет ли на него интернет.  Исходя из темы, исследование будет проводится среди молодых родителей. 

В ходе нашего исследования мы выяснили, что проблема Интернет-зависимости среди молодых родителей носит актуальный характер. Это показали результаты анкетирования.

В исследовании приняли участие молодые люди  22-26 лет (20 человек). Цель - выявить степень Интернет-зависимость. Нами был взят тест, на Интернет-зависимость. Данный тест был разработан Кимберли Янг для определения наличия Интернет-зависимости (Приложение 1). Молодым родителям было предложено ответить на 20 вопросов. В каждом вопросе было дано 6 вариантов ответов.

Результаты тестов размещены в таблице 2.1.

Таблица 2.1 Интеренет-зависимость

 

Вопросы тестирования

Варианты ответов

Никогда, человек.

Редко, человек

Иногда, человек

Обычно, человек

Часто, человек

Всегда, человек

Нет ответа, человек

Ты замечаешь, что провёл  в Интернете больше времени, чем планировал

1

3

1

2

10

3

 

Ты переносишь или откладываешь домашние дела из-за того, что находишься в Интернете

2

1

2

4

9

2

 

Ты предпочитаешь побыть в Интернете, чем провести время со своей девушкой (свои парнем).

6

3

3

3

4

 

1


 

 

 

Продолжение таблицы

Люди, с которыми ты познакомился в Интернете, надолго становятся твоими интернет-друзьями (знакомыми).

4

2

3

4

6

1

 

Твои близкие (друзья, знакомые) жалуются на то, что ты проводишь слишком много времени в Интернете

1

 

3

4

10

2

 

То, что ты много времени проводишь в Интернете, мешает тебе выполнять работу по дому.

3

2

2

4

8

1

 

Ты сначала проверяешь свою электронную почту (сообщения на одноклассниках, вконтакте или других социальных сетях) и только потом приступаешь к другим делам

     

1

4

15

 

То, что ты много времени проводишь в Интернете, мешает тебе на работе (мешает в выполнении домашних заданий – если ты студент или школьник)

1

2

3

4

5

5

 

 

 

Продолжение таблицы

Когда кто-либо спрашивает, чем ты занимаешься в Интернете, ты отвечаешь неохотно или вообще уходишь от ответа

1

3

2

4

5

 

5

Мысли о том, что ты сделаешь, когда снова окажешься в Интернете, позволяют тебе отвлечься от мыслей о твоих житейских трудностях и проблемах

2

 

2

3

6

5

2

Ты бываешь недоволен собой из-за того, что снова выходишь в Интернет.

4

6

3

3

1

1

2

Ты думаешь о том, что без Интернета, твоя жизнь была бы скучной и неинтересной

3

   

4

5

5

3

Если кто-либо отвлекает тебя, когда ты находишься в Интернете, ты становишься раздражительным, резким.

5

 

2

5

8

   

Ты не спишь из-за того, что до поздней ночи находишься в Интернете

5

   

5

10

   

Ты думаешь о том, что сделаешь, когда снова окажешься в Интернете.

3

 

3

2

7

5

 

 

 

Окончание таблицы

Ты снова и снова даёшь себе «ещё несколько минут», прежде чем выйти из Интернета.

2

1

1

3

5

8

 

Ты предпринимаешь неудачные попытки уменьшить время, которое проводишь в Интернете

4

1

2

3

6

4

 

Ты пытаешься скрыть от других сколько временипроводишь в Интернете

1

2

2

 

8

7

 

Ты предпочитаешь побыть в Интернете, чем сходить куда-нибудь с друзьями или знакомыми

7

5

3

3

2

   

Когда ты выходишь из Интернета у тебя портится настроение, ты нервничаешь, становишься вспыльчивым. Все это проходит, когда ты снова оказываешься в Интернете

8

5

4

3

     

Информация о работе Пути социально-педагогической деятельности по преодолению интернет- зависимости молодых родителей