Пути социально-педагогической деятельности по преодолению интернет- зависимости молодых родителей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Августа 2014 в 20:13, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность педагогических условий коррекции аддиктивного поведения у молодых родителей в среде Интернет.
Объект исследования: процесс и результат коррекции Интернет зависимости у молодых родителей.
Предмет исследования: педагогические условия коррекции аддиктивного поведения молодых родителей, вызванного чрезмерным использованием Интернета.

Вложенные файлы: 1 файл

Интернет зависимость курсач.docx

— 169.97 Кб (Скачать файл)

 

Все ответы тестов оценивались по пятибалльной шкале:

  • 0-никогда 

  • 1-редко 

  • 2- иногда 

  • 3- обычно 

  • 4-часто 

  • 5-всегда

Исходя из результатов тестирования, даются следующие характеристики испытуемым:

  • Меньше 20 баллов: «У тебя нет Интернет-зависимости."

  • 20 – 39 баллов: "Ты много времени проводишь в Интернете и ты в силах себя контролировать."

  • 40 – 59 баллов: У тебя средняя Интернет-зависимость. Интернет оказывает влияние на твою жизнь и является причиной некоторых проблем."

  • Больше 60 баллов: "У тебя сильная Интернет-зависимость. Интернет является причиной многих проблем в твоей жизни."

По данным нашего исследования мы выявили следующие результаты:

34 % опрошенных обычные  пользователями интернета не  страдающие Интернет-зависимостью. 
66 % опрошенных   являются Интернет-зависимыми, но некоторые из них еще вправе себя контролировать, а некоторые  уже нет. Из них:

  • 64% опрошенных  набрали 20-39 баллов и являются слабозависимыми. Они много времени проводят в Интернете, но могут себя контролировать.

  • 30% опрошенных набрали 40-59 баллов и являются среднезависимыми. Интернет может стать причиной некоторых их жизненных проблем.

  • 6% опрошенных,  набравшие более 60 баллов страдают сильной Интернет-зависимостью. Интернет является причиной многих проблем в их жизни.

На основании полученных результатов можно сделать следующие выводы:

Тест на Интернет-зависимость Кимберли Янг показал, что привыкание к интернету среди молодых родителей  начинает развиваться, т.к. большинство опрошенных  (66%) страдают Интернет-зависимостью. Но поскольку основную массу из них составляют слабозависимые (64%) и не зависимые (34%), то можно сделать вывод, что ситуация находится под контролем.

Была проведена также скрининговая диагностика компьютерной зависимости на базе детского сада № 412 среди молодых родителей  по методике Л.Н. Юрьевой и Т.Ю. Больбот. Эта методика состоит из 11 вопросов (приложение 2) и позволяет выявить потенциальную или реальную компьютерную зависимость по следующим уровням:

– До 15 баллов - 0 % риска развития компьютерной зависимости;

– 16-22 балла - стадия увлечённости;

– 23-37баллов - риск развития компьютерной зависимости (необходимость проведения профилактических программ в последующем);

– более 38 баллов - наличие компьютерной зависимости!

Было опрошено 20 молодых людей, из которых:

50 % оказались склонными  к формированию компьютерной  зависимости, на стадии увлеченности

16,7 % были подвержены компьютерной  зависимости

У 33,3 % компьютерной зависимости не оказалось.

 

 

Рисунок 2.1

 

Диаграмма 1 - Результаты скрининговой диагностики интернет-зависимости у молодых родителей

Почти 90% компьютерных аддиктов проявляют негативное отношение к попыткам окружающих прервать пребывание за компьютером — аддиктивную реализацию. Как правило, первыми обращают внимание на избыточное времяпровождение за ПК окружающие. У самого человека критика к своему поведению сниженная или отсутствует. Зависимые считают, что контролируют время и могут остановиться в любое мгновение. Но много респондентов сознается, что «дают себе еще минутку, пять минут и так продолжается в течение часа и больше» (со слов обследуемых).

В увлечении компьютером и интернет – ресурсами имеет место существенный дисбаланс между эмоциональной и физической нагрузкой, при явном перевесе первой вследствие напряжения, порождаемого азартом. Частые переживания, напряжение, не снимаемые физической разрядкой, приводят к существенным нарушениям психического здоровья, идёт нарушение эмоциональных состояний. Работа на клавиатуре стимулирует только микродвижения, которых недостаточно для полноценного снятия общего физического напряжения. Как известно, только общая физическая нагрузка на скелетную мускулатуру приводит к релаксации, поддержанию устойчивого эмоционального состояния. Анализ опыта деятельности педагогов по обеспечению эмоционального состояния молодых людей с интернет-аддикцией, явился основой выбора диагностик для нашего исследования.

Нами было проведено исследование среди молодых людей  с интернет – аддикцией, направленное на определение  эмоциональных состояний, таких как: комплекс неполноценности и чувство социальной изолированности.

Для этого мы провели две диагностики по сборнику Фетискина Н.П., Козлова В.В., Мануйлова Г.М. «Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп», направленных на определение этих состояний.

Первая методика, определяющая комплекс неполноценности, состоит из 30 вопросов (приложение 3) со следующей интерпретацией:

0-40 баллов – к сожалению, вы закомплексованы. Себя оцениваете негативно, «зациклились» на своих слабостях, недостатках, ошибках. Постоянно боретесь с собой, и это только усугубляет и ваши комплексы, и саму ситуацию, еще более осложняет ваши отношения с людьми. Попробуйте думать о себе иначе: сконцентрируйтесь на том, что есть в вас сильного, теплого, хорошего и радостного. Увидите, что очень скоро изменится ваше отношение к себе и окружающему миру.

41-80 баллов – у вас есть все возможности самому прекрасно справиться со своими комплексами. В общем-то, они мешают вам жить. Временами вы боитесь анализировать себя, свои поступки. Запомните: прятать голову – дело совершенно бесперспективное, до добра не доведет и может только на время разрядить обстановку. От себя не убежишь, смелее!

81-130 баллов – вы не лишены комплексов, как и всякий нормальный человек, но прекрасно справляетесь со своими проблемами. Объективно оцениваете свое поведение и поступки людей. Свою судьбу держите в собственных руках. В компании чувствуете себя легко и свободно, и люди чувствуют себя так же легко в вашем обществе. Так держать!

131-150 баллов – вы думаете, что у вас вообще нет комплексов. Не обманывайте себя, такого просто не бывает. Придуманный вами мир и собственный образ далеки от реальности. Самообман и завышенная самооценка небезопасны. Попробуй посмотреть на себя со стороны. Комплексы ведь существуют для того, чтобы с ними справляться или… чтобы их полюбить. Вас хватит и на то, и на другое. В противном случае ваш комплекс самовлюблённости перерастет в зазнайство, высокомерие, вызовет неприязнь к вам окружающих людей и существенно испортит вашу жизнь

Мы опросили 20 молодых людей  и получили следующие данные:

16 % - показали наиболее  высокий уровень закомплексованности, при котором негативно себя  оценивают, борются с собой, со  своими комплексами, что еще больше осложняет их отношения с людьми;

39,6 % - имеют комплексы, которые  мешают им жить. Но прекрасно  могут справиться с ними сами, только нужно быть смелее;

26 % - не лишены комплексов, как и всякий нормальный человек, но прекрасно справляются сами  со своими проблемами, объективны к себе и другим;

18,4 % - думающих, что у них  вообще нет комплексов, чего просто  не бывает. Самообман и завышенная  самооценка небезопасны. Надо посмотреть на себя со стороны.

 
Рисунок 2.2

Диаграмма 2 - Результаты диагностики комплекса неполноценности

Вторая методика: экспресс – диагностика уровня социальной изолированности личности (Д. Рассел и М. Фергюссон). Опросник имеет 20 вопросов (Приложение 4). В результате получаем, что высокой степени социальной изолированности соответствуют 41-60 баллов, средней – от 21 до 40 баллов, низкой – от 0 до 20 баллов.

Были опрошены 20 молодых людей . Полученные данные:

54 % - средняя степень социальной  изолированности;

18 % - высокая степень социальной  изолированности;

28 % - низкая степень социальной  изолированности.

 
Рисунок 2.3

Диаграмма 3 - Результаты экспресс - диагностики уровня социальной изолированности личности

Увлечение компьютерными технологиями приводит к изменению режима сон/бодрствование, постепенно время работы становится как дневным, так и ночным. Потенциальные компьютерные аддикты используют ПК днем и ночью (70% опрошенных).

Находясь вне компьютера, компьютерные аддикты чувствуют скуку, подавленность, депрессию, раздраженность. Почти 40% уже чувствуют дискомфорт в реальном мире. Подавленность исчезает, как только они возвращаются назад к компьютеру. Аддиктивная реализация создает иллюзию возможности легко изменить своё психическое состояние посредством компьютерной игры или Интернета, лишиться неприятных эмоций и ощущений. Развитие аддикции требует все большего времени проведения за компьютером, чтобы достичь желаемого эффекта.

Из полученных данных видно, что у молодых людей с интернет – зависимостью высокий уровень социальной изолированности, им трудно заводить новых друзей и у них присутствует чувство полного одиночества. У них  повышенная закомплексованность. Исходя из результатов, мы считаем, что нужно направить работу социальных педагогов на преодоление комплекса неполноценности, чувства изолированности и одиночества. Для этого нужно обеспечить благоприятную психологическую атмосферу вокруг личности, преодолеть барьеры в общении, достичь взаимопонимания.

 

2.2. Методологические рекомендации молодым родителям

 

Чтобы начать бороться с интернет зависимостью, прежде всего необходимо признать, что проблема существует и понять, что избавиться от неё вам никто не поможет (уж если вы решили, что к помощи психолога прибегать не будете, рассчитывайте только на себя).

Самый эффективный способ борьбы с интернет-зависимостью — вернуться в реальную жизнь и забыть о существовании интернета на несколько дней. Где вход, там и выход! Чаще выезжайте на природу, встречайтесь с друзьями, посещайте различные мероприятия, вспомните о давно забытом хобби, начните заниматься спортом, прочтите интересную книгу и т.д. Вы хотите перестать проводить в онлайн режиме так много времени? Тогда перестаньте! Вы же точно этого хотите, правда?

Если сейчас вы вообще не представляете своей жизни без социальных сетей, вам будет трудно сразу от этого отказаться. Для начала можно сократить время пребывания в них, а дальше, постепенно сворачивая активность, вы сможете свести до минимума своё там присутствие. Что касается людей то и дело проверяющих почту, здесь можно посоветовать установить для её проверки определённые часы и строго следовать этому расписанию.

Бороться с интернет зависимостью, как и со всякой другой зависимостью, некоторые психологи считают бессмысленным занятием. По их мнению, работа с навязчивыми пристрастиями заключается не в борьбе как таковой, а в решении проблем существования — формировании новых связей, новых интересов, в конце концов, в поиске смысла жизни.

Говоря о причинах интернет-зависимости, мы выяснили, что часто люди «сбегают» в сеть от какой-то неудовлетворённости и проблем. Поэтому просто ограничить время в интернете будет мало, одновременно бороться надо и с причинами возникновения этих проблем. Взять, к примеру, сексуальную интернет-зависимость. Если человек погружается в сексуальное онлайн-рабство (женщины в основном выбирают виртуальный секс, а просмотр порно это уже прерогатива мужчин) по причине отсутствия партнёра, следовательно, ему надо найти вторую половинку. Если вам не хватает общения, хватит седеть на форумах, ищите его в реальной жизни. Если вы человек застенчивый, начните бороться со своей застенчивостью, запишитесь на курсы ораторского мастерства.

Вы используете интернет для работы, но замечаете, что постепенно забываете о делах и переключаетесь на бестолковое времяпровождение? Начните засекать и анализировать время, проведённое в интернете. Подсчитайте сколько приблизительно минут или часов вы тратите на что-то важное и необходимое. Пусть это время будет вашим дневным минимумом. Каждый день, заходя в интернет, старайтесь уложиться в этот временной отрезок. Это даст вам возможность распределить рабочее время наиболее эффективно. Также в целях продуктивности деятельности и профилактики интернет зависимости рекомендую составлять список сайтов (можно в уме) которые надо посетить и тем нуждающихся в рассмотрении.

На многих сайтах советы, повествующие о том, как избавиться от интернет-зависимости содержат, на мой взгляд, довольно-таки странные рекомендации: «Попросите своего близкого или знакомого «запаролить» вашу страничку в соцсети или мессенджере и пусть он разрешает вам заходить туда лишь раз в неделю», «Попросите провайдера запретить вам доступ на сайты, где вы теряете попросту время». Если вам эти советы подходят и не кажутся странными, то используйте и их.

В нелёгком процессе избавления от интернет зависимости важна поддержка близких людей. Чем больше семейного общения, которое будет заменять вам избыточное интернет употребление, тем лучше. И не стоит оправдывать свою немощность и неудачные попытки бороться с интернет-зависимостью тем, что все большее количество людей попадают в эти в «сети» и в этом нет ничего страшного. Старайтесь выплыть, даже если все вокруг тонут.

Дополнительные советы:

  • Составьте список с перечнем оснований, из-за которых вам стоит отказаться от чрезмерного использования интернета.

  • Если у вас нет в настоящий момент необходимости выйти в сеть, выключайте компьютер.

  • Не употребляйте пищу, сидя за компьютером, так вы сможете отвлечься от онлайн режима.

  • Отключите автоматические оповещения о поступлении на почту новых писем, если особой необходимости в них нет.

  • Скопируйте в отдельный фай или распечатайте страницы, которые содержат информацию, часто вами используемую, например, это может быть статья о том, как правильно отдыхать после работы. Так вы сократите визиты в Интернет, и у вас будет меньше соблазн рыскать по сети.

  • Если вы решили избавиться от интернет-зависимости, вам следует отрегулировать режим вашего сна.

Информация о работе Пути социально-педагогической деятельности по преодолению интернет- зависимости молодых родителей