Пути социально-педагогической деятельности по преодолению интернет- зависимости молодых родителей
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Августа 2014 в 20:13, курсовая работа
Краткое описание
Цель работы: теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность педагогических условий коррекции аддиктивного поведения у молодых родителей в среде Интернет. Объект исследования: процесс и результат коррекции Интернет зависимости у молодых родителей. Предмет исследования: педагогические условия коррекции аддиктивного поведения молодых родителей, вызванного чрезмерным использованием Интернета.
На самом деле интернет несёт
огромную пользу, так что не следует делать
выводы, будто Сеть безоговорочно опасна
и вредна. Воспитайте в себе культуру интернет
пользования, сделайте это царство безграничных
возможностей средством для достижения
целей и решения, реальных, а не виртуальных
задач. Используйте Всемирную сеть для
приобретения необходимых и важных навыков (например, для изучения английского языка или для обучения быстрой печати и т.п.) и получения информации
имеющей практическое значение.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключении надо сказать,
что в XXI веке существенно возрастает роль
информационной среды, а, следовательно,
и видов профессиональной и учебной деятельности,
связанных с использованием больших объёмов
информации, которые уже сейчас растут
экспоненциально. Такой вид деятельности
невозможен без использования компьютерной
техники. В настоящее время её распространение
столь масштабно, что уже сейчас правомерна
постановка вопроса об индивидуально-психологических
и социальных последствиях глобальной
компьютеризации и информатизации.
Использование современных
компьютерных технологий практически
во всех сферах деятельности человека
- уже свершившийся факт. Всего за несколько
десятилетий сформировалась компьютерная
субкультура, со своей виртуальной средой
обитания, слэнгом и стилем жизни. Во многом
она напоминает реальный социум. Здесь
можно найти работу и, не отходя от компьютера,
успешно продвигаться по службе, получать
дистанционное образование, пользоваться
услугами телемедицины, посещать лучшие
библиотеки и музеи мира, публиковать
свои произведения, вести дискуссии и
переписку со всем миром, узнавать все
новости on-line, совершать покупки в Интернет-магазинах
и совершать банковские операции, пользоваться
услугами брачных и туристических агентств,
заниматься киберсексом, играть в игры
и совершать преступления (хакеры), получать
рекомендации по совершению суицидов,
по изготовлению взрывных устройств и
наркотиков и ещё гигабайты другой информации.
В результате проведённых нами
исследований выявлено, что 16,7% пользователей
Интернет страдают компьютерной зависимостью.
Причём, количество зависимых растёт прямо
пропорционально увеличению доступа и
скорости Интернета. Мы выявили, что 50%
склонны к формированию этой зависимости.
По итогам исследования, проведённого
нами, можно говорить о том, что поставленные
цели и задачи реализованы. Была установлена
специфика осуществления педагогической
диагностики у молодых людей . Мы разработали
педагогический диагностический инструментарий
по выявлению индивидуально-личностных
особенностей молодёжи, влияющих на формирование
интернет-зависимости, а так же осуществили
констатирующий эксперимент. Выявлено,
что молодые люди, имеющие комплекс неполноценности,
склонность к социальной изолированности,
а так же молодёжь с депрессивными
расстройствами, которые намного больше
других чувствуют страх предательства,
имеют большую склонность привязанности
к интернету.
Анализ результатов исследования
позволяет считать цель исследования
достигнутой, а гипотезу – доказанной.
В дальнейшем мы планируем разработать
модели поддержки подростков с интернет
– зависимостью, а так же программы коррекции
зависимого поведения, учитывая все особенности
данного вида аддикций.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ
Александров А. А. Типология делинквентного поведения при психопатиях и акцентуациях характера
// Нарушение поведения у детей и подростков. - М., 1981. - С. 51-59.
Белинская Е.П. Запутавшиеся в «паутине».// Педология. – 2000. – №2.
Белинская Е.П. Личность и новая информационная среда, Тихомандрицкая О.А. Социальная психология личности. – М.: Аспект-Пресс, 2001.
Вересаева О. «Психология и интернет на пороге ХХI века». Психологическая газета №12, 1996 г.,
стр.4-6.
Войскунский А. Е. Зависимость от Интернета: актуальная проблема // Журн. неврологии и психиатрии. - 2002. - № 3. - С. 79.
Дроздов А.Ю. «Издержки «виртуального зазеркалья», или кое-что о феномене компьютерной агрессивности». М., 1997 г.
Короленко Ц. П. Аддиктивное поведение, общая характеристика и закономерности развития // Обзор психиатрии и мед. психологии. -1991. -№ 3. - С. 8-15.
Иванов, М.С. Личностные предпосылки формирования игровой компьютерной аддикции./М.С. Иванов //Сибирская психология сегодня. Сборник научных трудов. Вып. 2. Кемерово.- 2004.-с. 370-377.
Корнеева, Е. Компьютерная зависимость: «бермудский треугольник» за углом /Е.Корнеева//Мир семьи. – 2004. –с.13-17
Моторин В.Н. Об использовании компьютера в педагогическом процессе /В.Н.Моторин//Дошкольное воспитание. – 2001. – № 12.- С.26-29
Мюррей, К. Интернет-зависимость с точки зрения нарративной психологии /К.Мюррей// Гуманитарные исследования в Интернете под ред. А Е. Войскунского. - М.- 2000. С.132-140.
Форман, П., Вильсон, П. Использование виртуальной реальности в психологических исследованиях /П.Форман, П.Вильсон// Психологический журнал.- №2.-1996.-с.22-25
Херст, Д. М. Переходные и аутистические феномены при аддиктивном поведении /Д.М.Херст// Психология и лечение зависимого поведения, под ред. С. Даулинга; Москва.- Класс.- 2002.-79с.
Холмогорова, А.Б., Гаранян, Н.Г. Эмоциональные расстройства и со-временная культура /А.Б.Холмогорова, Н.Г.Гаранян// Московский психотерапевтический журнал.- 1999.-
№2.- с. 61- 90.
Чудов, Г.С. Современная форма виртуальной реальности /Г.С.Чудов// Виртуальная реальность в психологии и искусственном интеллекте. – Москва.-1998.-с. 295-305.
Шмелев, А.Г. Мир поправимых ошибок /А.Г.Шмелёв// Компьютерные игры. Обучение и психологическая
разгрузка.- М.- 1988.-с.189-191
Янг, К.С. Диагноз — Интернет-зависимость // Мир Интернет.- 2000. -№ 2.- с. 24-29
Виртуальный человек // Известия
от 25.08.2001
Жертвы Всемирной паутины //
Новые Известия от 06.03.2001.
О возможностях психологических
исследований в сети Интернет // Психологический
журнал. № 2. 2000. С. 75-78.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Данный тест проводится среди
молодых родителей с целью выявления
Интернет-зависимости. Вам предлагается
ряд утверждений. Рассмотрите каждое и,
используя шесть вариантов ответов, оцените
каждый пункт. Укажите возле каждого вопроса
свой вариант ответа
Варианты ответов
1. Ты замечаешь, что провёл
в Интернете больше времени, чем планировал.
_________________
2. Ты переносишь или
откладываешь домашние дела из-за
того, что находишься в Интернете.
______________________
3. Ты предпочитаешь побыть
в Интернете, чем провести время
со своей девушкой (свои парнем).
__________________
4. Люди, с которыми ты
познакомился в Интернете, надолго
становятся твоими интернет-друзьями
(знакомыми). __________________________
5. Твои близкие (друзья, знакомые)
жалуются на то, что ты проводишь
слишком много времени в Интернете.
_____________________
6. То, что ты много времени
проводишь в Интернете, мешает
тебе выполнять работу по дому. _________________________
7. Ты сначала проверяешь
свою электронную почту (сообщения
на одноклассниках, вконтакте или других
социальных сетях) и только потом приступаешь
к другим делам. _________________
8. То, что ты много времени
проводишь в Интернете, мешает
тебе на работе (мешает в выполнении
домашних заданий – если ты
студент или школьник).______________________
9. Когда кто-либо спрашивает,
чем ты занимаешься в Интернете,
ты отвечаешь неохотно или вообще уходишь
от ответа. _____________________
10. Мысли о том, что ты
сделаешь, когда снова окажешься
в Интернете, позволяют тебя отвлечься
от мыслей о твоих житейских
трудностях и проблемах. _______________
11. Ты бываешь недоволен собой
из-за того, что снова выходишь в Интернет.
________________
12. Ты думаешь о том,
что без Интернета, твоя жизнь
была бы скучной и неинтересной.
____________________
13. Если кто-либо отвлекает
тебя, когда ты находишься в
Интернете, ты становишься раздражительным,
резким. __________________
14. Ты не спишь из-за
того, что до поздней ночи находишься
в Интернете. __________________
15. Ты думаешь о том,
что сделаешь, когда снова окажешься
в Интернете. __________________
16. Ты снова и снова
даешь себе «еще несколько минут», прежде
чем выйти из Интернета. _________________
17. Ты предпринимаешь неудачные
попытки уменьшить время, которое
проводишь в Интернете. _____________________
18. Ты пытаешься скрыть
от других сколько времени проводишь
в Интернете. ________________
19. Ты предпочитаешь побыть
в Интернете, чем сходить куда-нибудь
с друзьями или знакомыми. ______________________
20. Когда ты выходишь из
Интернета у тебя портится настроение,
ты нервничаешь, становишься вспыльчивым.
Все это проходит, когда ты снова оказываешься
в Интернете.__________________
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Скрининговая диагностика
компьютерной зависимости (Л.Н. Юрьева,
Т.Ю. Больбот)
Инструкция. Прочитайте каждый
вопрос, выберите тот вариант ответа, который
наиболее справедлив для вас, выпишите
номер вопроса и количество очков на выбранный
вариант ответа (количество очков указано
рядом с вариантом ответа).
1. Как часто Вы ощущаете
оживление, удовольствие, удовлетворение
или облегчение, находясь за компьютером
(в сети)?
(1)- никогда (2)- редко (3)- часто
(4)- очень часто
2. Как часто Вы предвкушаете
пребывание за компьютером (в
сети), думая и размышляя о том,
как окажетесь за компьютером,
откроете определенный сайт, найдете
определённую информацию, заведете новые
знакомства?
(1)- никогда (2)- редко (3)- часто
(4)- очень часто
3. Как часто Вам необходимо
всё больше времени проводить
за компьютером (в сети) или тратить
все больше денег для того, чтобы получить
те же ощущения?
(1)- никогда (2)- редко (3)- часто
(4)- очень часто
4. Как часто Вам удаётся
самостоятельно прекратить работу
за компьютером (в сети)?
(4)- никогда (3)- редко (2)- часто
(1)- очень часто
5. Как часто Вы чувствуете
нервозность, снижение настроения,
раздражительность или пустоту вне компьютера
(вне сети)?
(1)- никогда (2)- редко (3)- часто
(4)- очень часто
6. Как часто Вы ощущаете
потребность вернуться за компьютер
(в сеть) для улучшения настроения
или ухода от жизненных проблем?
(1)- никогда (2)- редко (3)- часто
(4)- очень часто
7. Как часто Вы пренебрегаете
семейными, общественными обязанностями
и учебой из-за частой работы за компьютером
(пребывания в сети)?
(1)- никогда (2)- редко (3)- часто
(4)- очень часто
8. Как часто Вам приходится
лгать, скрывать от родителей
или преподавателей количество времени,
проводимого за компьютером (в сети)?
(1)- никогда (2)- редко (3)- часто
(4)- очень часто
9. Как часто существует
актуализация или угроза потери
дружеских и/или семейных отношений,
изменений финансовой стабильности,
успехов в учёбе в связи
с частой работой за компьютером
(пребыванием в сети)?
(1)- никогда (2)- редко (3)- часто
(4)- очень часто
10. Как часто Вы отмечаете
физические симптомы, такие как:
онемение и боли в кисти
руки, боли в спине, сухость в
глазах, головные боли; пренебрежение
личной гигиеной, употребление пищи около
компьютера?
(1)- никогда (2)- редко (3)- часто
(4)- очень часто
11. Как часто Вы отмечаете
нарушения сна или изменения
режима сна в связи с частой
работой за компьютером (в сети)?
(1)- никогда (2)- редко (3)- часто
(4)- очень часто
Оценка результатов:
До 15 баллов - 0 % риска развития
компьютерной зависимости;
16-22 балла - стадия увлеченности;
23-37баллов - риск развития
компьютерной зависимости (необходимость
проведения профилактических программ
в последующем); более 38 баллов - наличие
компьютерной зависимости!
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Диагностика комплекса
неполноценности
Инструкция. Прочитайте каждое
утверждение, выберите тот вариант ответа,
который наиболее справедлив для вас,
выпишите номер утверждения и количество
очков на выбранный вариант ответа (количество
очков указано рядом с вариантом ответа).