Пути социально-педагогической деятельности по преодолению интернет- зависимости молодых родителей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Августа 2014 в 20:13, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность педагогических условий коррекции аддиктивного поведения у молодых родителей в среде Интернет.
Объект исследования: процесс и результат коррекции Интернет зависимости у молодых родителей.
Предмет исследования: педагогические условия коррекции аддиктивного поведения молодых родителей, вызванного чрезмерным использованием Интернета.

Вложенные файлы: 1 файл

Интернет зависимость курсач.docx

— 169.97 Кб (Скачать файл)

На самом деле интернет несёт огромную пользу, так что не следует делать выводы, будто Сеть безоговорочно опасна и вредна. Воспитайте в себе культуру интернет пользования, сделайте это царство безграничных возможностей средством для достижения целей и решения, реальных, а не виртуальных задач. Используйте Всемирную сеть для приобретения необходимых и важных навыков (например, для изучения английского языка или для обучения быстрой печати и т.п.) и получения информации имеющей практическое значение.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В заключении надо сказать, что в XXI веке существенно возрастает роль информационной среды, а, следовательно, и видов профессиональной и учебной деятельности, связанных с использованием больших объёмов информации, которые уже сейчас растут экспоненциально. Такой вид деятельности невозможен без использования компьютерной техники. В настоящее время её распространение столь масштабно, что уже сейчас правомерна постановка вопроса об индивидуально-психологических и социальных последствиях глобальной компьютеризации и информатизации.

Использование современных компьютерных технологий практически во всех сферах деятельности человека - уже свершившийся факт. Всего за несколько десятилетий сформировалась компьютерная субкультура, со своей виртуальной средой обитания, слэнгом и стилем жизни. Во многом она напоминает реальный социум. Здесь можно найти работу и, не отходя от компьютера, успешно продвигаться по службе, получать дистанционное образование, пользоваться услугами телемедицины, посещать лучшие библиотеки и музеи мира, публиковать свои произведения, вести дискуссии и переписку со всем миром, узнавать все новости on-line, совершать покупки в Интернет-магазинах и совершать банковские операции, пользоваться услугами брачных и туристических агентств, заниматься киберсексом, играть в игры и совершать преступления (хакеры), получать рекомендации по совершению суицидов, по изготовлению взрывных устройств и наркотиков и ещё гигабайты другой информации.

В результате проведённых нами исследований выявлено, что 16,7% пользователей Интернет страдают компьютерной зависимостью. Причём, количество зависимых растёт прямо пропорционально увеличению доступа и скорости Интернета. Мы выявили, что 50% склонны к формированию этой зависимости.

По итогам исследования, проведённого нами, можно говорить о том, что поставленные цели и задачи реализованы. Была установлена специфика осуществления педагогической диагностики у молодых людей . Мы разработали педагогический диагностический инструментарий по выявлению индивидуально-личностных особенностей молодёжи, влияющих на формирование интернет-зависимости, а так же осуществили констатирующий эксперимент. Выявлено, что молодые люди, имеющие комплекс неполноценности, склонность к социальной изолированности, а так же молодёжь  с депрессивными расстройствами, которые намного больше других чувствуют страх предательства, имеют большую склонность привязанности к интернету.

Анализ результатов исследования позволяет считать цель исследования достигнутой, а гипотезу – доказанной. В дальнейшем мы планируем разработать модели поддержки подростков с интернет – зависимостью, а так же программы коррекции зависимого поведения, учитывая все особенности данного вида аддикций.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

    1. Александров А. А. Типология делинквентного поведения при психопатиях и акцентуациях характера // Нарушение поведения у детей и подростков. - М., 1981. - С. 51-59.
    2. Бабаева Ю.Д. Психологические последствия информатизации.// Психологический журнал. – Т.9. –1998. – №1.
    3. Белинская Е.П. Запутавшиеся в «паутине».// Педология. – 2000. – №2.
    4. Белинская Е.П. Личность и новая информационная среда, Тихомандрицкая О.А. Социальная психология личности. – М.: Аспект-Пресс, 2001.
    5. Вересаева О. «Психология и интернет на пороге ХХI века». Психологическая газета №12, 1996 г., стр.4-6.
    6. Войскунский А. Е. Зависимость от Интернета: актуальная проблема // Журн. неврологии и психиатрии. - 2002. - № 3. - С. 79.
    7. Дроздов А.Ю. «Издержки «виртуального зазеркалья», или кое-что о феномене компьютерной агрессивности». М., 1997 г.
    8. Короленко Ц. П. Аддиктивное поведение, общая характеристика и закономерности развития // Обзор психиатрии и мед. психологии. -1991. -№ 3. - С. 8-15.
    9. Иванов, М.С. Личностные предпосылки формирования игровой компьютерной аддикции./М.С. Иванов //Сибирская психология сегодня. Сборник научных трудов. Вып. 2. Кемерово.- 2004.-с. 370-377.
    10. Корнеева, Е. Компьютерная зависимость: «бермудский треугольник» за углом /Е.Корнеева//Мир семьи. – 2004. –с.13-17
    11. Моторин В.Н. Об использовании компьютера в педагогическом процессе /В.Н.Моторин//Дошкольное воспитание. – 2001. – № 12.- С.26-29
    12. Мюррей, К. Интернет-зависимость с точки зрения нарративной психологии /К.Мюррей// Гуманитарные исследования в Интернете  под ред. А Е. Войскунского. - М.- 2000. С.132-140.
    13. Форман, П., Вильсон, П. Использование виртуальной реальности в психологических исследованиях /П.Форман, П.Вильсон// Психологический журнал.- №2.-1996.-с.22-25
    14. Херст, Д. М. Переходные и аутистические феномены при аддиктивном поведении /Д.М.Херст// Психология и лечение зависимого поведения, под ред. С. Даулинга; Москва.- Класс.- 2002.-79с.
    15. Холмогорова, А.Б., Гаранян, Н.Г. Эмоциональные расстройства и со-временная культура /А.Б.Холмогорова, Н.Г.Гаранян// Московский психотерапевтический журнал.- 1999.- №2.- с. 61- 90.
    16. Чудов, Г.С. Современная форма виртуальной реальности /Г.С.Чудов// Виртуальная реальность в психологии и искусственном интеллекте. – Москва.-1998.-с. 295-305.
    17. Шмелев, А.Г. Мир поправимых ошибок /А.Г.Шмелёв// Компьютерные игры. Обучение и психологическая разгрузка.- М.- 1988.-с.189-191
    18. Янг, К.С. Диагноз — Интернет-зависимость // Мир Интернет.- 2000. -№ 2.- с. 24-29
    19. Виртуальный человек // Известия от 25.08.2001
    20. Жертвы Всемирной паутины // Новые Известия от 06.03.2001.
    21. О возможностях психологических исследований в сети Интернет // Психологический журнал. № 2. 2000. С. 75-78.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

Данный тест проводится среди молодых родителей  с целью выявления Интернет-зависимости. Вам предлагается ряд утверждений. Рассмотрите каждое и, используя шесть вариантов ответов, оцените каждый пункт. Укажите возле каждого вопроса свой вариант ответа 
Варианты ответов

  1. Никогда.  2. Редко.   3 .  Иногда.  4. Обычно.  5. Часто. 6. Всегда.

1. Ты замечаешь, что провёл в Интернете больше времени, чем планировал. _________________

2. Ты переносишь или  откладываешь домашние дела из-за  того, что находишься в Интернете. ______________________

3. Ты предпочитаешь побыть  в Интернете, чем провести время  со своей девушкой (свои парнем). __________________

4. Люди, с которыми ты  познакомился в Интернете, надолго  становятся твоими интернет-друзьями (знакомыми). __________________________

5. Твои близкие (друзья, знакомые) жалуются на то, что ты проводишь  слишком много времени в Интернете. _____________________

6. То, что ты много времени  проводишь в Интернете, мешает  тебе выполнять работу по дому. _________________________

7. Ты сначала проверяешь  свою электронную почту (сообщения  на одноклассниках, вконтакте или других социальных сетях) и только потом приступаешь к другим делам. _________________

8. То, что ты много времени  проводишь в Интернете, мешает  тебе на работе (мешает в выполнении  домашних заданий – если ты  студент или школьник).______________________

9. Когда кто-либо спрашивает, чем ты занимаешься в Интернете, ты отвечаешь неохотно или вообще уходишь от ответа. _____________________

10. Мысли о том, что ты  сделаешь, когда снова окажешься  в Интернете, позволяют тебя отвлечься  от мыслей о твоих житейских  трудностях и проблемах. _______________

11. Ты бываешь недоволен собой из-за того, что снова выходишь в Интернет. ________________

12. Ты думаешь о том, что без Интернета, твоя жизнь  была бы скучной и неинтересной. ____________________

13. Если кто-либо отвлекает  тебя, когда ты находишься в  Интернете, ты становишься раздражительным, резким. __________________

14. Ты не спишь из-за  того, что до поздней ночи находишься  в Интернете. __________________

15. Ты думаешь о том, что сделаешь, когда снова окажешься  в Интернете. __________________

16. Ты снова и снова  даешь себе «еще несколько минут», прежде чем выйти из Интернета. _________________

17. Ты предпринимаешь неудачные  попытки уменьшить время, которое  проводишь в Интернете. _____________________

18. Ты пытаешься скрыть  от других сколько времени проводишь в Интернете. ________________

19. Ты предпочитаешь побыть  в Интернете, чем сходить куда-нибудь  с друзьями или знакомыми. ______________________

20. Когда ты выходишь из Интернета у тебя портится настроение, ты нервничаешь, становишься вспыльчивым. Все это проходит, когда ты снова оказываешься в Интернете.__________________

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

 

Скрининговая диагностика компьютерной зависимости (Л.Н. Юрьева, Т.Ю. Больбот)

Инструкция. Прочитайте каждый вопрос, выберите тот вариант ответа, который наиболее справедлив для вас, выпишите номер вопроса и количество очков на выбранный вариант ответа (количество очков указано рядом с вариантом ответа).

1. Как часто Вы ощущаете  оживление, удовольствие, удовлетворение  или облегчение, находясь за компьютером (в сети)?

(1)- никогда (2)- редко (3)- часто (4)- очень часто 

2. Как часто Вы предвкушаете  пребывание за компьютером (в  сети), думая и размышляя о том, как окажетесь за компьютером, откроете определенный сайт, найдете определённую информацию, заведете новые знакомства?

(1)- никогда (2)- редко (3)- часто (4)- очень часто 

3. Как часто Вам необходимо  всё больше времени проводить  за компьютером (в сети) или тратить все больше денег для того, чтобы получить те же ощущения?

(1)- никогда (2)- редко (3)- часто (4)- очень часто 

4. Как часто Вам удаётся  самостоятельно прекратить работу  за компьютером (в сети)?

(4)- никогда (3)- редко (2)- часто (1)- очень часто 

5. Как часто Вы чувствуете  нервозность, снижение настроения, раздражительность или пустоту вне компьютера (вне сети)?

(1)- никогда (2)- редко (3)- часто (4)- очень часто

6. Как часто Вы ощущаете  потребность вернуться за компьютер (в сеть) для улучшения настроения  или ухода от жизненных проблем?

(1)- никогда (2)- редко (3)- часто (4)- очень часто

7. Как часто Вы пренебрегаете  семейными, общественными обязанностями и учебой из-за частой работы за компьютером (пребывания в сети)?

(1)- никогда (2)- редко (3)- часто (4)- очень часто

8. Как часто Вам приходится  лгать, скрывать от родителей  или преподавателей количество времени, проводимого за компьютером (в сети)?

(1)- никогда (2)- редко (3)- часто (4)- очень часто

9. Как часто существует  актуализация или угроза потери  дружеских и/или семейных отношений, изменений финансовой стабильности, успехов в учёбе в связи  с частой работой за компьютером (пребыванием в сети)?

(1)- никогда (2)- редко (3)- часто (4)- очень часто 

10. Как часто Вы отмечаете  физические симптомы, такие как: онемение и боли в кисти  руки, боли в спине, сухость в  глазах, головные боли; пренебрежение личной гигиеной, употребление пищи около компьютера?

(1)- никогда (2)- редко (3)- часто (4)- очень часто 

11. Как часто Вы отмечаете  нарушения сна или изменения  режима сна в связи с частой  работой за компьютером (в сети)?

(1)- никогда (2)- редко (3)- часто (4)- очень часто

Оценка результатов:

До 15 баллов - 0 % риска развития компьютерной зависимости;

16-22 балла - стадия увлеченности;

23-37баллов - риск развития  компьютерной зависимости (необходимость проведения профилактических программ в последующем); более 38 баллов - наличие компьютерной зависимости!

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

 

Диагностика комплекса неполноценности

Инструкция. Прочитайте каждое утверждение, выберите тот вариант ответа, который наиболее справедлив для вас, выпишите номер утверждения и количество очков на выбранный вариант ответа (количество очков указано рядом с вариантом ответа).

Опросник

  1. Люди меня не понимают
  1. Часто (0)

  1. Редко (3)

  1. Такого не бывает (5)

  1. Чувствую себя не в своей тарелке

  1. Часто (5)

  1. Все зависит от ситуации (3)

  1. Очень редко (0)

  1. Я оптимист

  1. Да (5)

  1. Только в исключительных случаях (3)

  1. Нет (0)

  1. Радоваться чему попало – это

  1. Глупость (0)

  1. Помогает пережить трудные минуты (3)

  1. То, чему стоит поучиться (5)

  1. Я хотел бы иметь такие же способности, как другие

  1. Да (0)

  1. Временами (3)

  1. Нет, я обладаю более высокими способностями

  1. У меня слишком много недостатков

Информация о работе Пути социально-педагогической деятельности по преодолению интернет- зависимости молодых родителей