Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2014 в 22:30, курсовая работа
Цель курсовой работы: изучение содержания работы социального педагога с детьми-сиротами и детьми оставшимися без попечения родителей в детском доме.
Объект исследования: работа социального педагога с детьми-сиротами и детьми оставшимися без попечения родителей.
Введение
Глава 1. Теоретические основы работы социального педагога с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей в детском доме
1.1. Особенности личности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей воспитанников детских домов
1.2. Характеристика детского дома
1.3. Сущность и содержание работы социального педагога в детском доме
Выводы по первой главе
Глава 2. Изучение опыта работы социального педагога с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей в детском доме
2.1. Опыт социального педагога в МОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей детский дом «Родничок» г. Калининград.
2.2. Анализ деятельности социального педагога в МОУ «Чагодощенский детский дом»
Выводы по второй главе
Заключение
Литература
Работа по передаче детей на воспитание в семью является одним из направлений деятельности социального педагога и заключается:
Все вышеназванные направления находят отражение в годовом плане работы социального педагога
Критериями оценки эффективности работы социального педагога мы считаем:
По данным критериям и направлениям работы в конце каждого учебного года социальный педагог анализирует эффективность своей деятельности.
Одним из самых критических моментов из жизни детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей является переход из-под опеки государства к самостоятельной жизни. Воспитываясь в семье, ребенок гармонично адаптируется в общество, учится соизмерять свои потребности с возможностями, обслуживать себя, заботиться о близких. В детском доме у детей ограничены контакты с внешним миром и обеднены условия для приобретения собственного опыта. Низкий уровень социальной компетентности, свойственной воспитанникам-сиротам, впоследствии нарушает процесс включения их в жизнь общества, снижает возможность усвоения принятой системы ценностей, норм, знаний и представлений. Если не проводить специальную работу по социализации ребенка-сироты, то, выйдя из стен детского дома, он будет испытывать большие затруднения, оказавшись один на один с самостоятельной жизнью.29[156-158].
Таким образом, по I главе можно сделать следующие выводы:
1. Детьми, оставшимися без попечения родителей, также является лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением умершими, отбыванием ими наказания в виде лишения свободы, под стражей, уклонением родителей от воспитания детей и пр.;
2. Данная категория детей
3. Формы работы социального
Глава 2. Изучение опыта работы социального педагога с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей в детском доме.
2.1 Исследование
деятельности социального педагога в
МОУ для детей-сирот и детей, оставшихся
без попечения родителей детский дом «Родничок»
г. Калининград.
Муниципальное образовательное
учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся
без попечения родителей, детский дом
«Родничок»
Адрес
учреждения: ул. Чернышевского,
д. 103, г. Калининград, 236000
Директор: Крюкова Наталья Владимировна
Заместитель
директора по воспитательной работе: Киселева Елена Ивановна
Социальный
педагог: Иванова Марина Семеновна
Наилучшие результаты в работе социального
педагога достигаются при наличии тесного
сотрудничества всех ведомств, занятых
этой деятельностью. Эффективным является
введение просветительской работы по
разъяснению прав, закрепленных Конвенцией
ООН о правах ребенка, рекомендаций, как
себя вести, чтобы не попасть в ситуацию
риска. Основополагающим принципом работы
социального педагога по защите прав ребенка
является тесный контакт с ближайшим окружением
родственников, семьей. Успешному осуществлению
реабилитационной работы способствует
тесный контакт со специалистами: медицинскими
работниками, дефектологом, психологом,
педагогами, воспитателями, которые оказывают
социальному педагогу психологическую
поддержку и консультируют по практическим
вопросам.
Особенность деятельности
социального педагога в детском доме «Родничок»
определяются рядом аспектов, прописанных
в должностных инструкциях.
Социальный педагог
решает комплексные задачи по социализации
воспитанников, ему приходится сотрудничать
со многими государственными и негосударственными
учреждениями города и области, для этого
в детском доме для социального педагога
установлен ненормированный рабочий день
по графику, составленному исходя из 36-часовой
рабочей недели и утвержденному директором
детского дома.
В детском доме проживают
воспитанники разных полов и разных возрастных
категорий и при работе с каждым ребенком
надо осуществлять индивидуальный подход,
учитывая проблемы и особенности определенного
возраста и пола. В детском доме воспитываются
10 дошкольников, из них девочек – 6 человек,
мальчиков – 4 человека; воспитанников
школьного возраста – 39 человек, из них
девочек – 17 человек, мальчиков – 22 человека.
Так же очень важным
аспектом в работе с воспитанниками являются
причины, по которым ребенок попал в детский
дом. Из 49 воспитанников: детей, чьи родители
лишены родительских прав – 30 человек;
дети, чьи родители ограничены в родительских
правах – 4 человека; дети, чьи родители
больны заболеваниями, которые могут причинить
вред здоровью ребенка – 4 человека; дети,
от которых отказались в роддоме – 1 человек;
-
дети, у которых умерли
оба родителя -10. К проблемам, касающимся
этого аспекта относятся: поиск родителей,
уклоняющихся от выплаты алиментов; судебные
процессы по взысканию алиментов и прочее.
В частности в «Родничке» воспитываются
брат с сестрой, у которых мать больна
открытой формой туберкулеза. Эти дети
находятся на учете в Детском Областном
Противотуберкулезном Диспансере, а социальный
педагог взаимодействует с данным учреждением:
контролирует регулярное обследование
детей, координирует продвижение лечения
матери, для быстрейшего возвращения детей
в семью.
Еще одна проблема
профессиональной деятельности социального
педагога детского дома «Родничок» связана
с особенностями нашей области, так как
область находится в отдалении от основной
части страны. Приоритетной задачей социального
педагога является оформление заграничных
паспортов для воспитанников, которые
дают им возможность культурно-нравственного
развития, изучения истории и достопримечательностей
страны в тех количествах, которые получают
воспитанники детских домов из других
регионов России.
Особенность профессиональной
деятельности социального педагога в
детском доме «Родничок» заключается
и в личностных характеристиках человека,
стоящего на данной должности. Социальный
педагог выполняет не только прописанную
в должностных инструкциях работу, но
и помогает детям решать их личные проблемы,
не касающиеся его профессиональной деятельности,
исходя из личных мотивов и побуждений.
Многие выпускники детского дома, покинув
его, обращаются с просьбой о помощи в
той или иной ситуации, и социальный педагог
старается всеми способами помочь решению
конкретной проблемы.
2.2. Анализ деятельности социального педагога в МОУ «Чагодощенский детский дом»
Режим работы детского образовательного учреждения - это планомерно осуществляемая система мер, направленная на достижение лучших результатов при меньших затратах; совокупность правил, мероприятий и норм для достижения поставленной цели. В переложенную на воспитательную систему школы или детского дома режим работы - это педагогически целесообразная организация учебной и внеклассной работы, установленные внутренние правила и нормы жизни. Учредителем учреждения выступает Управление образования Чагодощенского района. Открыт в результате реорганизации детского сада «Веселый ручеек» в 01.03.1996 году. Первых воспитанников принял 19.03.1996 года. Это было трое детей из одной семьи. Далее дети поступали каждый день. В первый год было открыто две группы, во второй - три группы, с третьего года стали работать четыре группы. Детский дом рассчитан на 32 воспитанника. Здание двухэтажное, кирпичное, с центральным отоплением, водопроводом, канализацией. В парке стадион с футбольным полем, беговые дорожки. Имеется машина «Газель».
Одна из существенных ролей принадлежит социальному педагогу, который в ходе деятельности оказывает необходимое положительное воздействие на становление и развитие личности воспитанника.
Рассмотрим содержание его деятельности:
Социальный педагог выявляет воспитанников группы риска. Для этого он изучает личные дела воспитанников, комплектует их по группам, составляет социальные паспорта группы (приложение № 5), проводит корректировку списков воспитанников по социальному статусу, определяет детей группы риска.
социальный педагог изучает особенности развития воспитанников, окружающей среды, отклонений в поведении. Для этого он ведет беседы с воспитанниками и воспитателями, наблюдает, составляет социальную карту личности на детей группы риска. Проводит анализ полученных результатов, отслеживает динамику развития детей.
Социальный педагог в плане защиты и охраны прав и интересов воспитанников восстанавливает жизненно важные документы, делает запросы в различные социальные службы и учреждения.
Жилищные интересы:
Перепроверка сохранности закрепленного жилья (справки о регистрации Ф № 9);
Состояние актов обследования закрепленного жилья воспитанников;
Анализ состояния жилых помещений, соответствие социальным нормам;
В случае необходимости добиваться постановки на льготную очередь на получение жилья;
Ходатайство о выделении жилплощади.
Работа с паспортной службой:
Подтверждение Российского гражданства воспитанников;
Получение паспортов;
Регистрация по месту пребывания в детском доме;
Регистрация в паспорте по месту закрепления жилья.
В качестве финансовых интересов социального педагога работа со сбербанком, пенсионным фондом, налоговой инспекцией:
Следит за поступлением на лицевые счета воспитанников пенсий, алиментов (1 раз в квартал);
Контролирует открытие счетов вновь поступившим детям;
Оформляет пенсии по случаю потери кормильца;
Заказывает страховые свидетельства на вновь поступивших воспитанников детского дома
Заказывает ИНН.
Кроме этого социальный педагог большое внимание уделяет профилактике правонарушений:
а) проведение профилактической работы через беседы с инспектором по делам несовершеннолетних, участковым;
б) проведение недели права с привлечением специалистов (РОВД, ГИБДД, прокуратуры). В связи с этим организован кружок права, где его целью является изучение основ правовых знаний. Основная задача правового кружка:
формировать в сознании воспитанников уважение к праву, позитивные знания, представления, поведенческие ориентации, обеспечивающее правомерное поведение; Социальный педагог проводит беседы с воспитанниками старших классов такие как: «Токсикомания», «Алкоголь и табакокурение», «Поступок, правонарушение, преступление», «Шалость, злонамерный поступок, вандализм». А также знакомит с Конвенцией о правах ребенка (конспект занятия по правовому воспитанию оформлять стенды по правам и обязанностям;
участвовать в Совете по профилактике правонарушений.
Также немаловажное значение имеет профориентационная работа с воспитанниками.
Выбор профессии - важное значение, которое необходимо принять в юношеском возрасте. Чтобы юноши и девушки приняли правильное решение, необходимо начинать профориентационную работу гораздо раньше, но не позднее подросткового возраста. К сожалению, многие подростки недостаточно знают о конкретных обязанностях каждого вида деятельности и не всегда учитывают свои профессиональные интересы и склонности, выбирая профессию. У детей - сирот, воспитывающихся в детских домах отсутствует понимание (видение) своей жизненной перспективы. Образ желаемого будущего у них размыт, неконкретен.20[70-73]/
Социальный педагог ставит цель работы перед собой:
Формировать ответственное отношение к выбору профессионального пути через расширение границ самопознания и получения информации о мире профессий.
Для достижения данной цели поставлены следующие задачи:
Ознакомление детей со спецификой профессиональной деятельности и новыми формами труда в условиях безработицы и конкуренции;
Формирование мотивации саморазвития, направленности личности на успешность в профессиональной деятельности;
Развитие у детей положительного отношения к себе, уверенности в своих способностях применительно к реализации себя в будущей профессии.
В результате работы дети смогут:
изучить свои личностные особенности, интересы и склонности;
получить подробную информацию об учебных заведениях;
получить опыт принятия решения и ответственного выбора;
определиться в выборе будущей профессиональной деятельности.
Профориентационная работа, проводимая с воспитанниками:
провести тест ДДО В.А. Климова со старшеклассниками «Профессиональное предпочтение личности по сферам «человек - человек», «человек - природа», «человек - знаковая система», «человек - техника», «человек - художественный образ»;
познакомить подростков с профессиями через организацию проведения занятий. Провести профессиональный клуб с выпускниками детского дома, которые учатся в профессиональных училищах и техникумах;
познакомить старшеклассников с учебными заведениями области и с условиями приема в учебные заведения (беседа);
посетить ярмарки вакантных мест со старшеклассниками (Центр занятости населения);
посетить Дни открытых дверей в учебных заведениях.
Кроме этого социальный педагог прослеживает дальнейшую судьбу воспитанников.
Социальный педагог проводит работу с выпускниками:
контролирует выплату выпускного пособия;
определяет выпускников на учебу (подготавливает документы в учебные заведения; контролирует выплату единовременного пособия при поступлении детей на учебу и обеспечение детей одеждой и сезонной обувью);
сопровождает выпускников в ГОУ профессионального образования;
осуществляет контроль за адаптацией выпускников (беседует с выпускниками, оказывает помощь в решении возникших проблем, поддерживает связь с учреждениями профессионального образования);
7.Взаимосвязь с
участие в работе Совета по профилактике правонарушений, педсоветов, административных совещаний, в ходе которых рассматриваются рабочие проблемы и рассматриваются наилучшие пути их решения.