Работа социального педагога с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей в детском доме

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2014 в 22:30, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы: изучение содержания работы социального педагога с детьми-сиротами и детьми оставшимися без попечения родителей в детском доме.
Объект исследования: работа социального педагога с детьми-сиротами и детьми оставшимися без попечения родителей.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические основы работы социального педагога с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей в детском доме
1.1. Особенности личности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей воспитанников детских домов
1.2. Характеристика детского дома
1.3. Сущность и содержание работы социального педагога в детском доме
Выводы по первой главе
Глава 2. Изучение опыта работы социального педагога с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей в детском доме
2.1. Опыт социального педагога в МОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей детский дом «Родничок» г. Калининград.
2.2. Анализ деятельности социального педагога в МОУ «Чагодощенский детский дом»
Выводы по второй главе
Заключение
Литература

Вложенные файлы: 1 файл

kursovaya.docx

— 77.05 Кб (Скачать файл)

Работа по передаче детей на воспитание в семью является одним из направлений деятельности социального педагога и заключается:

  • в занесении воспитанников в региональный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей и своевременной коррекции информации о них;
  • в консультировании потенциальных опекунов и усыновителей;
  • в подготовке документации для процесса оформления опеки или усыновления.

Все вышеназванные направления находят отражение в годовом плане работы социального педагога

Критериями оценки эффективности работы социального педагога мы считаем:

  1. Степень разрешения актуальных проблем воспитанников.
  2. Степень защищенности прав воспитанника в детском доме (жилищных, материальных, социальных).
  3. Подготовленность выпускника к самостоятельной жизни.

По данным критериям и направлениям работы в конце каждого учебного года социальный педагог анализирует эффективность своей деятельности.

Одним из самых критических моментов из жизни детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей является переход из-под опеки государства к самостоятельной жизни. Воспитываясь в семье, ребенок гармонично адаптируется в общество, учится соизмерять свои потребности с возможностями, обслуживать себя, заботиться о близких. В детском доме у детей ограничены контакты с внешним миром и обеднены условия для приобретения собственного опыта. Низкий уровень социальной компетентности, свойственной воспитанникам-сиротам, впоследствии нарушает процесс включения их в жизнь общества, снижает возможность усвоения принятой системы ценностей, норм, знаний и представлений. Если не проводить специальную работу по социализации ребенка-сироты, то, выйдя из стен детского дома, он будет испытывать большие затруднения, оказавшись один на один с самостоятельной жизнью.29[156-158].

Таким образом, по I главе можно сделать следующие выводы:

1. Детьми, оставшимися без попечения родителей, также является лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением умершими, отбыванием ими наказания в виде лишения свободы, под стражей, уклонением родителей от воспитания детей и пр.;

2. Данная категория детей находится  в очень уязвимом положении  по отношению к детям из  семей. Дети, оставшиеся без попечения родителей имеют проблемы в адаптации, социализации, интеграции в общество, они сталкиваются с психологическими, материальными и другими проблема, мешающими им развиваться в обществе;

3. Формы работы социального педагога  с детьми, оставшимися без попечения  родителей в детском доме разнообразны. Социальный педагог пользуется  как формами воспитания, так и  формами обучения, так же формами  организации воспитательной работы. К ним относятся: урок, занятие, беседа, анкетирование, экскурсия, нетрадиционные занятия и т.д.

 

Глава 2. Изучение опыта работы социального педагога с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей в детском доме.

 

2.1 Исследование деятельности социального педагога в МОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей детский дом «Родничок» г. Калининград. 
 
 
Муниципальное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детский дом «Родничок» 
 
Адрес учреждения: ул. Чернышевского, д. 103, г. Калининград, 236000 
 
Директор: Крюкова Наталья Владимировна 
 
Заместитель директора по воспитательной работе: Киселева Елена Ивановна 
 
Социальный педагог: Иванова Марина Семеновна 
 
             Наилучшие результаты в работе социального педагога достигаются при наличии тесного сотрудничества всех ведомств, занятых этой деятельностью. Эффективным является введение просветительской работы по разъяснению прав, закрепленных Конвенцией ООН о правах ребенка, рекомендаций, как себя вести, чтобы не попасть в ситуацию риска. Основополагающим принципом работы социального педагога по защите прав ребенка является тесный контакт с ближайшим окружением родственников, семьей. Успешному осуществлению реабилитационной работы способствует тесный контакт со специалистами: медицинскими работниками, дефектологом, психологом, педагогами, воспитателями, которые оказывают социальному педагогу психологическую поддержку и консультируют по практическим вопросам. 
 
Особенность деятельности социального педагога в детском доме «Родничок» определяются рядом аспектов, прописанных в должностных инструкциях.  
 
Социальный педагог решает комплексные задачи по социализации воспитанников, ему приходится сотрудничать со многими государственными и негосударственными учреждениями города и области, для этого в детском доме для социального педагога установлен ненормированный рабочий день по графику, составленному исходя из 36-часовой рабочей недели и утвержденному директором детского дома.  
 
В детском доме проживают воспитанники разных полов и разных возрастных категорий и при работе с каждым ребенком надо осуществлять индивидуальный подход, учитывая проблемы и особенности определенного возраста и пола. В детском доме воспитываются 10 дошкольников, из них девочек – 6 человек, мальчиков – 4 человека; воспитанников школьного возраста – 39 человек, из них девочек – 17 человек, мальчиков – 22 человека. 
 
Так же очень важным аспектом в работе с воспитанниками являются причины, по которым ребенок попал в детский дом. Из 49 воспитанников: детей, чьи родители лишены родительских прав – 30 человек; дети, чьи родители ограничены в родительских правах – 4 человека; дети, чьи родители больны заболеваниями, которые могут причинить вред здоровью ребенка – 4 человека; дети, от которых отказались в роддоме – 1 человек; - 
 
дети, у которых умерли оба родителя -10. К проблемам, касающимся этого аспекта относятся: поиск родителей, уклоняющихся от выплаты алиментов; судебные процессы по взысканию алиментов и прочее. В частности в «Родничке» воспитываются брат с сестрой, у которых мать больна открытой формой туберкулеза. Эти дети находятся на учете в Детском Областном Противотуберкулезном Диспансере, а социальный педагог взаимодействует с данным учреждением: контролирует регулярное обследование детей, координирует продвижение лечения матери, для быстрейшего возвращения детей в семью. 
 
Еще одна проблема профессиональной деятельности социального педагога детского дома «Родничок» связана с особенностями нашей области, так как область находится в отдалении от основной части страны. Приоритетной задачей социального педагога является оформление заграничных паспортов для воспитанников, которые дают им возможность культурно-нравственного развития, изучения истории и достопримечательностей страны в тех количествах, которые получают воспитанники детских домов из других регионов России.  
 
Особенность профессиональной деятельности социального педагога в детском доме «Родничок» заключается и в личностных характеристиках человека, стоящего на данной должности. Социальный педагог выполняет не только прописанную в должностных инструкциях работу, но и помогает детям решать их личные проблемы, не касающиеся его профессиональной деятельности, исходя из личных мотивов и побуждений. Многие выпускники детского дома, покинув его, обращаются с просьбой о помощи в той или иной ситуации, и социальный педагог старается всеми способами помочь решению конкретной проблемы.

 

 

 

2.2. Анализ деятельности социального педагога в МОУ «Чагодощенский детский дом»

Режим работы детского образовательного учреждения - это планомерно осуществляемая система мер, направленная на достижение лучших результатов при меньших затратах; совокупность правил, мероприятий и норм для достижения поставленной цели. В переложенную на воспитательную систему школы или детского дома режим работы - это педагогически целесообразная организация учебной и внеклассной работы, установленные внутренние правила и нормы жизни. Учредителем учреждения выступает Управление образования Чагодощенского района. Открыт в результате реорганизации детского сада «Веселый ручеек» в 01.03.1996 году. Первых воспитанников принял 19.03.1996 года. Это было трое детей из одной семьи. Далее дети поступали каждый день. В первый год было открыто две группы, во второй - три группы, с третьего года стали работать четыре группы. Детский дом рассчитан на 32 воспитанника. Здание двухэтажное, кирпичное, с центральным отоплением, водопроводом, канализацией. В парке стадион с футбольным полем, беговые дорожки. Имеется машина «Газель».

      Одна из существенных ролей принадлежит социальному педагогу, который в ходе деятельности оказывает необходимое положительное воздействие на становление и развитие личности воспитанника.

 Рассмотрим содержание его деятельности:

             Социальный педагог выявляет воспитанников группы риска. Для этого он изучает личные дела воспитанников, комплектует их по группам, составляет социальные паспорта группы (приложение № 5), проводит корректировку списков воспитанников по социальному статусу, определяет детей группы риска.

социальный педагог изучает особенности развития воспитанников, окружающей среды, отклонений в поведении. Для этого он ведет беседы с воспитанниками и воспитателями, наблюдает, составляет социальную карту личности на детей группы риска. Проводит анализ полученных результатов, отслеживает динамику развития детей.

         Социальный педагог в плане защиты и охраны прав и интересов воспитанников восстанавливает жизненно важные документы, делает запросы в различные социальные службы и учреждения.

Жилищные интересы:

Перепроверка сохранности закрепленного жилья (справки о регистрации Ф № 9);

Состояние актов обследования закрепленного жилья воспитанников;

Анализ состояния жилых помещений, соответствие социальным нормам;

В случае необходимости добиваться постановки на льготную очередь на получение жилья;

Ходатайство о выделении жилплощади.

Работа с паспортной службой:

Подтверждение Российского гражданства воспитанников;

Получение паспортов;

Регистрация по месту пребывания в детском доме;

Регистрация в паспорте по месту закрепления жилья.

В качестве финансовых интересов социального педагога работа со сбербанком, пенсионным фондом, налоговой инспекцией:

Следит за поступлением на лицевые счета воспитанников пенсий, алиментов (1 раз в квартал);

Контролирует открытие счетов вновь поступившим детям;

Оформляет пенсии по случаю потери кормильца;

Заказывает страховые свидетельства на вновь поступивших воспитанников детского дома

Заказывает ИНН.

Кроме этого социальный педагог большое внимание уделяет профилактике правонарушений:

а) проведение профилактической работы через беседы с инспектором по делам несовершеннолетних, участковым;

б) проведение недели права с привлечением специалистов (РОВД, ГИБДД, прокуратуры). В связи с этим организован кружок права, где его целью является изучение основ правовых знаний. Основная задача правового кружка:

формировать в сознании воспитанников уважение к праву, позитивные знания, представления, поведенческие ориентации, обеспечивающее правомерное поведение; Социальный педагог проводит беседы с воспитанниками старших классов такие как: «Токсикомания», «Алкоголь и табакокурение», «Поступок, правонарушение, преступление», «Шалость, злонамерный поступок, вандализм». А также знакомит с Конвенцией о правах ребенка (конспект занятия по правовому воспитанию оформлять стенды по правам и обязанностям;

участвовать в Совете по профилактике правонарушений.

Также немаловажное значение имеет профориентационная работа с воспитанниками.

Выбор профессии - важное значение, которое необходимо принять в юношеском возрасте. Чтобы юноши и девушки приняли правильное решение, необходимо начинать профориентационную работу гораздо раньше, но не позднее подросткового возраста. К сожалению, многие подростки недостаточно знают о конкретных обязанностях каждого вида деятельности и не всегда учитывают свои профессиональные интересы и склонности, выбирая профессию. У детей - сирот, воспитывающихся в детских домах отсутствует понимание (видение) своей жизненной перспективы. Образ желаемого будущего у них размыт, неконкретен.20[70-73]/

Социальный педагог ставит цель работы перед собой:

Формировать ответственное отношение к выбору профессионального пути через расширение границ самопознания и получения информации о мире профессий.

Для достижения данной цели поставлены следующие задачи:

Ознакомление детей со спецификой профессиональной деятельности и новыми формами труда в условиях безработицы и конкуренции;

Формирование мотивации саморазвития, направленности личности на успешность в профессиональной деятельности;

Развитие у детей положительного отношения к себе, уверенности в своих способностях применительно к реализации себя в будущей профессии.

 

В результате работы дети смогут:

изучить свои личностные особенности, интересы и склонности;

получить подробную информацию об учебных заведениях;

получить опыт принятия решения и ответственного выбора;

определиться в выборе будущей профессиональной деятельности.

Профориентационная работа, проводимая с воспитанниками:

провести тест ДДО В.А. Климова со старшеклассниками «Профессиональное предпочтение личности по сферам «человек - человек», «человек - природа», «человек - знаковая система», «человек - техника», «человек - художественный образ»;

познакомить подростков с профессиями через организацию проведения занятий. Провести профессиональный клуб с выпускниками детского дома, которые учатся в профессиональных училищах и техникумах;

познакомить старшеклассников с учебными заведениями области и с условиями приема в учебные заведения (беседа);

посетить ярмарки вакантных мест со старшеклассниками (Центр занятости населения);

посетить Дни открытых дверей в учебных заведениях.

Кроме этого социальный педагог прослеживает дальнейшую судьбу воспитанников.

Социальный педагог проводит работу с выпускниками:

контролирует выплату выпускного пособия;

определяет выпускников на учебу (подготавливает документы в учебные заведения; контролирует выплату единовременного пособия при поступлении детей на учебу и обеспечение детей одеждой и сезонной обувью);

сопровождает выпускников в ГОУ профессионального образования;

осуществляет контроль за адаптацией выпускников (беседует с выпускниками, оказывает помощь в решении возникших проблем, поддерживает связь с учреждениями профессионального образования);

7.Взаимосвязь с педагогическим  коллективом:

участие в работе Совета по профилактике правонарушений, педсоветов, административных совещаний, в ходе которых рассматриваются рабочие проблемы и рассматриваются наилучшие пути их решения.

Информация о работе Работа социального педагога с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей в детском доме