Работа социального педагога с учащимися из неблагополучных семей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2014 в 09:15, дипломная работа

Краткое описание

Актуальность этой темы состоим в том, что в современном обществе всё больше возрастает количество неблагополучных семей, которые сталкиваются с различными проблемами. Сегодня особенно актуальной становится социально-психологическая и педагогическая помощь специалистов социальной сферы, в частности социального педагога. Социальный педагог работает с разными неблагополучными семьями. Это семьи где ребёнок живёт в постоянный ссорах родителей, где родители пьяницы или наркоманы, хронически больные или инвалиды, семьи с нарушением детско-родительских отношений и другие. В современном обществе объектом социально-педагогической деятельности всё чаще становятся так же неполные семьи.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...9
1. Теоретические аспекты работы социального педагога с неблагополучной семьей…………………………………………………………..10
1.1 Неблагополучная семья как фактор жизненного риска ребенка………………………………………………………………………………10
1.2 Характеристика детей, испытывающих семейное неблагополучие……………………………………………………………………19
1.3 Влияние неблагополучной семьи на развитие и воспитание ребенка………………………………………………………………………………22
2. Опытно-экспериментальная работа социального педагога с учащимися из неблагополучных семей……………………………………30
2.1 Организация и методы исследования, анализ результатов первичного исследования…………………………………………………………23
2.2 Организация занятий, направленных на улучшение учебно-познавательной мотивации………………………………………………….46
Заключение…………………………………………………………………..55
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом Михайлова И..docx

— 322.22 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и науки Республики Казахстан

Кокшетауский государственный университет им. Ш. Уалиханова

 

 

 

 

 

 

Михайлова И.В.

 

 

 

Работа социального педагога с учащимися из неблагополучных семей.

 

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

 

 

 

 

Специальность 5В012300 «Социальная педагогика и самопознание»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Кокшетау 2014

 

 

Министерство образования и науки Республики Казахстан

Кокшетауский государственный университет им. Ш. Уалиханова

 

 

 

 

 

 

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

 

На тему: Работа социального педагога с учащимися из неблагополучных семей.

 

 

 

 

Специальность: 5В012300 «Социальная педагогика и самопознание»

 

 

 

 

 

 

Выполнила:     ________________  Михайлова И.В.

 

 

 

Руководитель    ________________  Мажитова С.С.

 

 

 

«Допускается к защите»

Зав. кафедрой     ________________         Мельникова Т.Н.       

 

 

 

 

 

 

 

 

Кокшетау 2014

 

 

Қазақстан Республикасының білім және ғылым министірлігі

Ш.Уәлиханов атындағы Көкшетау мемлекеттік университеті

 

Министерство образования и науки Республики Казахстан

Кокшетауский государственный университет им. Ш.Уалиханова

 

 

 

 

 

ДИПЛОМДЫҚ ЖҰМЫС

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

 

 

Тақырыбы:

На тему:     «Работа социального педагога с учащимися из неблагополучных семей»

 

 

Мамандығы

Специальность : 5В012300 «Социальная педагогика и самопознание»

Орындады:

Выполнил:            ________________    Михайлова И.В.

    (қолы/подпись)             (аты-жөні / ФИО)

 

Жетекші

Руководитель       ________________              Мажитова С.С.                  (қолы/подпись)                 (аты-жөні / ФИО)

 

«Қорғауға жіберілді»

«Допускается к защите»

 

Кафедра меңгерушісі

Зав. Кафедрой   ________________   Мельникова Т.Н.

    (қолы/подпись)            (аты-жөні / ФИО)

 

 

 

 

Көкшетау 2014

 

 

 

Содержание

 

Нормативные ссылки…………………………………………………………..5

Определения……………………………………………………………………6

Обозначения и сокращения…………………………………………………...8

Введение………………………………………………………………………...9

  1. Теоретические аспекты работы социального педагога с неблагополучной семьей…………………………………………………………..10
    1. Неблагополучная семья как фактор жизненного риска ребенка………………………………………………………………………………10
    2. Характеристика детей, испытывающих семейное неблагополучие……………………………………………………………………19
    3. Влияние неблагополучной семьи на развитие и воспитание ребенка………………………………………………………………………………22
  2. Опытно-экспериментальная  работа социального педагога с учащимися из неблагополучных семей……………………………………30
    1. Организация и методы исследования, анализ результатов первичного исследования…………………………………………………………23
    2. Организация занятий, направленных на улучшение учебно-познавательной мотивации………………………………………………….46

 

Заключение…………………………………………………………………..55

Список использованной литературы………………………………………56

Приложения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Нормативные ссылки

 

       [1] Послание Президента РК от 17 января 2014 г «Казахстанский путь – 2050: Единая цель, единые интересы, единое будущее».

 

 

       [2] Закон Республики Казахстан «Об образовании»;

 

 

[3] Закон «О правах ребёнка».

 

[4] Конвенция о правах ребенка Республики Казахстан п. (1 ст. 8 гл. 3 Закона РК от 08.01.02 г. № 345-II «О правах ребенка в РК», п. 1 ст. 24, 25 Конвенции о правах ребенка Нью-Йорк, 20.11.89 г., ст. 29 Конституции РК

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Определения

 

Семья - это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль.

Характеристика неблагополучных семей - это могут быть семьи, где родители жестоко обращаются с детьми, не занимаются их воспитанием, где родители ведут аморальный образ жизни, занимаются эксплуатацией детей, бросают детей, запугивают их "для их же блага", не создают условий для нормального развития и т.д.

Семьи с неблагополучной эмоциональной атмосферой – это, где родители не только равнодушны, но и грубы, неуважительны по отношению к своему ребенку, подавляют его волю.

Семейное воспитание - это управляемая система взаимоотношений родителей с детьми, и ведущая роль в ней принадлежит родителям.

Строгий – это родитель действует в основном силовыми, директивными методами, навязывая свою систему требований, жестко направляя ребенка по пути социальных достижений, при этом зачастую блокируя собственную активность и инициативность ребенка. Этот вариант в целом соответствует авторитарному стилю.

Объяснительный - это родитель апеллирует к здравому смыслу ребенка, прибегает к словесному объяснению, полагая ребенка равным себе и способным к пониманию обращенных к нему разъяснений.

Автономный – это родитель не навязывает решение ребенку, позволяя ему самому найти выход из сложившейся ситуации, предоставляя ему максимум свободы в выборе и принятии решения, максимум самостоятельности, независимости; родитель поощряет ребенка за проявление этих качеств.

Компромиссный - это для решения проблемы родитель предполагает ребенку что - либо привлекательное взамен совершения им непривлекательного для него действия или разделить обязанности, трудности пополам. Родитель ориентируется в интересах и предпочтениях ребенка, знает, что можно предложить взамен, на что переключить внимание ребенка.

Содействующий – это родитель понимает, в какой момент ребенку нужна его помощь и в какой степени он может и должен ее оказать. Он реально участвует в жизни ребенка, стремится помочь, разделить с ним его трудности.

Сочувствующий – это родитель искренне и глубоко сочувствует и сопереживает ребенку в конфликтной ситуации, не предпринимая, однако, каких - либо конкретных действий. Он тонко и чутко реагирует на изменения в состоянии, настроении ребенка.

Потакающий - это родитель готов предпринять любые действия, даже в ущерб себе, для обеспечения физиологического и психологического комфорта ребенка. Родитель полностью ориентирован на ребенка: он ставит его потребности и интересы выше своих, а часто и выше интересов семьи в целом.

Ситуативный – это родитель принимает соответствующее решение в зависимости от той ситуации, в которой он находится.

Зависимый - это родитель не чувствует уверенности в себе, своих силах и полагается на помощь и поддержку более компетентного окружения (воспитатели, педагоги.) или перекладывает на него свои обязанности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Обозначения и сокращения

 

 

РК –   Республика Казахстан

КГУ – Коммунально – Государственное Учреждение

КРС - Кинетический рисунок семьи

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В Послании Президента Республики Казахстан  Н. А. Назарбаева народу Казахстана от 17 января 2014 г «Казахстанский путь – 2050:

Единая цель, единые интересы, единое будущее» выделяет, что необходимо уделять большое внимание функциональной грамотности наших детей, в целом всего подрастающего поколения [1].

На создание необходимых условий для получения качественного образования, направленного на формирование личности, развитие его индивидуальных способностей, ориентирует Закон Республики Казахстан «Об образовании» [2].

Среди значимых для человека ценностей одно из ведущих мест занимает семья. Однако в реальной жизни это не всегда и не всеми осознается с достаточной глубиной и ответственностью.

Роль семьи в обществе несравнима по своей силе, ни с какими другими социальными институтами, так как именно в семье, формируется и развивается личность человека, происходит овладение им социальными ролями, необходимыми для безболезненной адаптации ребенка в обществе. Семья выступает как первый воспитательный институт, связь с которым человек ощущает на протяжении всей своей жизни.

В последние годы резкие перемены в экономике, политике и социальной сфере в Казахстана отразились не только на материальной стороне семьи, но и на взаимоотношениях между ее членами и, прежде всего между родителями - детьми. Возрос уровень семей, в которых падает ее педагогический потенциал, разрушается престиж семейных ценностей, увеличивается число разводов, рост преступности в сфере семейно-бытовых отношений. Эти и другие признаки дезорганизации семьи свидетельствуют о кризисности современного этапа ее развития и увеличении количества неблагополучных семейных союзов, особенно семей злоупотребляющих алкогольными напитками.

Среди учёных, которые занимались изучением неблагополучный семьи можно назвать М.И. Буянова, М.А. Галагузову, Б.Н. Алмазова, В.В. Юстицкиса и других.

Актуальность этой темы состоим в том, что в современном обществе всё больше возрастает количество неблагополучных семей, которые сталкиваются с различными проблемами. Сегодня особенно актуальной становится социально-психологическая и педагогическая помощь специалистов социальной сферы, в частности социального педагога. Социальный педагог работает с разными неблагополучными семьями. Это семьи где ребёнок живёт в постоянный ссорах родителей, где родители пьяницы или наркоманы, хронически больные или инвалиды, семьи с нарушением детско-родительских отношений и другие. В современном обществе объектом социально-педагогической деятельности всё чаще становятся так же неполные семьи. Это семьи, состоящие из одного родителя с одним или несколькими несовершеннолетними детьми. Вследствие отсутствия одного из родителей возникают материальные, бытовые проблемы и проблемы в воспитании ребёнка. Социальный педагог может оказать всестороннюю помощь такого рода семьям, оказавшимся в сложной ситуации, внести вклад в дело укрепления семьи.

Цель исследования: проанализировать социально – педагогическую деятельность с неблагополучной семьёй.

Объект: семья как социальный институт воспитания.

Предмет: деятельность социального педагога с неблагополучными семьями в общеобразовательном учреждении.

Гипотеза исследования: Решение проблемы социализации ребенка из неблагополучной семьи возможно при условии осуществления комплекса мероприятий, направленных на:

- раннее выявление и постановка на учет ребенка из неблагополучной семьи;

-определение причин неблагополучия семьи;

- осуществление информационной помощи семье;

- организация профилактики нарушений воспитания в семьях «группы риска»;

при кардиционно - организационной помощи со стороны социального педагога.

Задачи исследования:

1.Проанализировать педагогическую, психологическую и социологическую  литературу по проблеме исследования.

2.Выявить проблемы неблагополучной  семьи в современных условиях.

3.Определить методы и  формы работы социального педагога  с неблагополучной семьёй в  общеобразовательном учреждении.

Методы исследования: Теоретические (анализ, сравнение, классификация, обобщение); эмпирические (наблюдение, беседа, изучение продуктов педагогической деятельности, анкетирование, тестирование, опросы)

Новизна исследования: социально-педагогическое сопровождение ребёнка из неблагополучной семьи, как компонент комплексной работы школьного социального педагога, его принципы, содержание, методы и формы исследованы в контексте современных социально-педагогических условий применительно для сельской школы, что способствует развитию теории и практики социальной педагогики в части социально-педагогической работы школы с неблагополучной семьёй.

Теоретической основой исследования являются труды по проблемам семьи (Ю.П. Азаров, С.А. Беличева, В.И. Гарбузов, С.Э. Карклина, Ю.П. Петров, В.Я. Татаренко, Э.Г. Эйдемиллер, В. Юстицкис, В.М. Целуйко)

Практическая значимость исследования состоит в том, что его результаты могут быть использованы социальными педагогами в общеобразовательных школах, досуговых учреждениях при работе с ребенком из неблагополучной семьи.

База исследования явилась КГУ «Леонидовская СШ» Тайыншинского района, Северо – Казахстанской области.

Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, литературы, приложений.

Информация о работе Работа социального педагога с учащимися из неблагополучных семей